вычисляет иллюзией, потому, что к ее мотивировке примешано выполнение
жажды; по собственной психотерапевтической природе и религиозные учения
выясняются иллюзиями. Под влиянием рационального начала человек
со временем расстанется с религией, получит чувство действительности.
В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875-1961), швей-
культуролога и царского психолога, религиозные представления
выступают как продукты коллективного бессознательного, а пос-
леднее — как базисный религиозный феномен. Он думает, что
вытесненные содержания личного опыта индивида составляют только
поверхностный слой бессознательного; более глубочайший и более
значимый слой есть врожденным и имеет не личную,
а общую природу. Коллективное бессознательное аналогично у
всех людей и образует тем самым общее основание душевной
жизни каждого, будучи по природе сверхличным 30 . Содержание
коллективного бессознательного составляют архетипы: …говоря о
содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с
старейшими, лучше сообщить, изначальными типами, т. е. испокон
веку наличными общими образами 31 . Они смогут раскрываться
сознанию во сне, в медиумическом трансе либо в мистическом
откровении. Вторым выражением архетипов являются мифы, сказки,
религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с
более либо менее переработанными архетипами, предстающими в
виде совокупностей знаков.
Религию К. Г. Юнг определяет как тщательное наблюдение за
тем, что Р. Отто назвал нуминозным. Религия, — пишет К. Г. Юнг,
— есть особенной установкой людской ума… внимательное рас-
смотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, поня-
тыми как силы, духи,.,демоны, всевышние, законы, идеи, совершенства-и все
другие заглавия, эти человеком подобным факторам, найден-
ным им в собственном мире в качестве могущественных, страшных; или спо-
собных оказать такую помощь, что с ними необходимо принимать во внимание; или
достаточно величественных, красивых, осмысленных, дабы благо-
говейно обожать их и преклоняться перед ними… Возможно заявить, что
религия — это понятие, обозначающее особенную установку сознания,
поменянного опытом нуминозного32.
Полученные в следствии переработки изначальных априорных ар-
хетипов вечные образы, содержащиеся в символических совокупностях,
должны завлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. Они, — пола-
гает К. Г. Юнг, — созданы из материала откровения и отображают
начальный опыт божества. Они открывают человеку путь к
пониманию божественного и в один момент предохраняют от непосред-
ственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним упрочнениям
человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую совокупность
мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое время
в виде могущественного, широкого, издревле почитаемого университета,
каковым есть церковь33. Психологию не занимает вопрос об
истинности либо ложности идеи, она интересуется только фак-
том наличия идеи, к примеру непорочного зачатия. С позиций
психологии эта мысль подлинна ровно так, как она суще-
ствует. К. Г. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую фор-
му защиты от невроза совершает вывод о психотерапевтической
обращения и необходимости религии к ней человека в его рвении
к душевному здоровью.
Гуманистический психоанализ немецко-американского филосо-
фа, психолога и социолога Э. Фромма (1900- 1980) переосмысливает
символику бессознательного, заостряя внимание на несоответствиях
людской существования, конфликтных обстановках, вызванных
социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения.
Понятие религии приобретает широкое толкование. Неправомерно
сводить религию лишь к тем совокупностям, в центре которых находятся
сверхъестественные силы и Бог; не считая монотеистических существо-
вало и существует множество иных религий. И светские совокупности,
такие, как современный авторитаризм, психологически нужно
отнести к религиозным, …под религией, — пишет Э. Фромм, — я
осознаю любую совокупность действий и взглядов, которой придержива-
ется какая-то группа и которая дает индивиду объект
поклонения и систему ориентации 34 . Религиозность усматривается
в любом служении совершенствам, независимо от того, поклоняется человек
идолам, святым и богам, либо вождям, классу, партии и нации, либо
успеху, достатку и силе. Любой человек есть религиозным, а
религия — неизбежно присущей всем историческим эрам. Одной
из разновидностей религии Э. Фромм вычисляет невроз. Он перево-
рачивает формулу 3. Фрейда, который считал религию коллективным
неврозом, и трактует невроз как личную форму религии либо,
правильнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся
в конфликте с официально признанными формами религиозной
мысли 35 .
Э.Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии.
Авторитарной религию делает мысль, в соответствии с которой человек обязан
повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Основная добро-
детель таковой религии — послушание, а основной грех — неповино-
вение. Согласно точки зрения Э. Фромма, повиновение могущественной власти
представляет собой один из способов, при помощи которого человек
избавляется от собственной ограниченности и чувства одиночества.
Этим актом подчинения он утрачивает цельность и свою независимость
как индивид, но обретает чувство защищенности и безопасности бла-
годаря вгоняющей в ужас и благоговение силе, частью которой он как
бы делается36. Гуманистическая религия, наоборот, сосредоточена
на его способностях и человеке, ориентируя индивида на самостоя-
тельность и веру в личные силы, на реализацию собственного
потенциала; она утверждает сокровище людской личности, право
человека на свободу и счастье. Религиозное переживание в для того чтобы рода
религии имеется переживание единства со всём сущим, основанное на род-
ственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви.
Гуманистическая религия развивает свойстве любви к ближнему
и к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами.
Целью человека в таковой религии есть достижение величайшей
силы, а не величайшего бессилия, добродетелью — самореализация, а
не покорность.
Э. Фромм думает, что религиозный опыт не обязательно связан
с теизмом, и идею Всевышнего разглядывает как символическую. Но
безбожие, с его точки зрения, не свидетельствует безрелигиозности, и соб-
ственную концепцию психоанализа Э. Фромм провозглашает новой
теологией.
Этнологический Этнологические теории строятся на базе
подход применения этнографического материала, а
для объяснения религии значительно чаще исполь-
зуют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии
усматривается в некоей людской природе, присущей индивиду
я образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,
либо же в определенном культурно-антропологическом комплексе.
Британский этнограф Б. Малиновский известен и как полевой
исследователь, и как. систематизатор теоретических подходов к
религии, развитых с позиций этнологии. Разрабатывая в
функциональном нюансе идем социальной антропологии, он берет в
качестве исходного понятие культуры. Она представляет собой слож-
ную органическую совокупность университетов, инструментальный ап-
парат, при помощи которого человек осваивает окружающий мир и
удовлетворяет потребности — первичные (самосохранения и сох-
ранения вида) и вторичные (формируемые и развиваемые самой куль-
турой). На поведение человека влияют врожденные
факторы, а культура поднимает его над биологической де- —
термннированносгыо. В целого элементы будут в состоянии
взаимозависимости, любой элемент выясняется функцией другого
элемента, трансформации одного влекут за собой трансформации вторых эле-
ментов.
Религия рассматривается в качестве общего феномена культуры. Б.Малиновский разбирает религию в ее соотношении с наукой и
волшебством на материалах бесписьменной культуры, в большинстве случаев
обитателей Тробриандовых островов. Наука есть рациональным осво-
ением действительности. Рациональное отношение к миру существо-
вало на всех ступенях культуры На базе знаний изготовлялись
орудия охоты, конструировалось оружие, образовывались объединения
дай совместной деятельности, организовывались сельскохозяйственные
работы и т. д. Наука представляет собой рациональное обращение
с окружающим миром в соответствии с имеющимися знанием и
техникой, она конституирует повседневный, профанный мир.
Наряду с данной областью имеется, сфера сакрального, к которой относятся Волшебство определяется как вера в возмож-
ность успехи успеха посредством чудесных формул и .ритуалов.
Она используется, в таких фазах деятельности, в которых недостаточны
рациональные средства успехи цели. Обстановка, в которой не хва-
тает рациональных методов достижения цели либо они перестают дей-
ствовать, порождает в психологии человека остроаффективные
состояния (и в примитивных обществах, и в цивилизованных). По-
какое количество рациональное, направленное на достижение цели воздействие не-
быть может, человек, прибегает к квази-действию, В следствии таких
волшебных акций происходит понижение эмоционального напряжения,
достигается известное равновесие, до некоей степени преодолева-
ются фрустрации. Не смотря на то, что эти акции не приводят к. достижению внешних
целей, они результативны в нюансе восстановления внутреннего рав-
новесия.
В случае, если в магии цели каждого действия совершенно верно выяснены и ограниче-
ны и в религии ритуал организован в противном случае. Религия имеет дело не
с конкретными фрустрациями повседневной судьбе, а с фундаменталь-
ными проблемами людской бытия. По собственной догматической
культуре, — говорит Б. Малиновский, — религия неизменно предлага-
ет себя в качестве совокупности вероучительных положений, которая опре-
деляет место человека в универсуме, растолковывает его происхождение и
думает цель. Простому индивиду религия прагматически необ-
ходима, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее
предчувствие смерти, несчастье и судьбу37. Религия ни при каких обстоятельствах не станет
избыточной, потому, что указанные неприятности принципиально не уст-
ранимы.
Б. Малиновский предлагает гармонистическую модель культуры.
Согласно его точке зрения, разные культурные феномены взаимодополняют
друг друга в гармоническом целом. Наука, религия и магия делают
разную, но взаимодополняющую работу в ответе неспециализированных куль-
турных задач.
§ 2. Сущностные характеристики религии
Исторически существовали и существуют конкретные религии,
религии по большому счету не было и нет. Но для объяснения разных
религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее
понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция
через указание видового отличия и рода неплодотворна. Выберем путь,
на котором достигается единство, обеспечивается синтез черт
ее сущности в различных качествах. В самой неспециализированной форме возможно сообщить:
религия имеется сфера духовной судьбы общества, группы, индивида, спо-
соб практически-духовного освоения мира и область духовного
производства. В качестве такой она представляет собой: 1) прояв-
ление сущности общества; 2) нужно появляющийся в ходе ста-
новления общества и человека нюанс их жизнедеятельности; 3) метод
преодоления и существования человеческого самоотчуждения; 4) отра-
жение действительности; 5) публичную систему; 6) феномен
культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене
культуры см. гл. IV).
Выражение В религии обнаруживается сущность опреде-
глубинных связей ленного типа публичных совокупностей, она вы-
общества от внутренние, глубинные, скрытые от
яркого наблюдения уровни обще-
ственной действительности, следовательно, в религии имеется что-то адекватное
сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут-
ренние связи общества все же смогут представать в ней в перевоплощённом
виде, соответственно, маскируются. Превращенность не есть итог чье-
го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана либо заведомой
интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-
2 Зак. 536 33
ружения перемещения общества. Значит, религия очень многое рассказы-
вает о нем, принципиально важно лишь верно расшифровать закодированную
в ней данные. Для этого слишком мало свести религиозный мир
к каким-то настоящим отношениям — так как полная редукция не-
достижима. Принципиально важно из данных взаимоотношений настоящей судьбе вывести со-
ответствующие им религиозные формы.
нужно появляющийся ас- Религия -не случайное образование,
пект жизнедеятельности чело- навязанное людям философами,жрецами,
общества и века обманщиками, тиранами, как полагали
многие мыслители прошлого (это мнение время от времени высказывается и сейчас). Она есть нужным продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фак-
тами и тезис о ней как о самодовлеющем начале — метаобщественном,
надмирном и сверхисторическом. Она нужно появляется и суще-
ствует в обществе, включена в контекст глобальной истории и под-
вержена трансформациям в соответствии с публичными переменами.
Как и каждая вторая сфера духовной судьбы, религия зависима от
материального производства. Чтобы думать по
религиозным вопросам, заниматься религиозной деятельностью, дабы
могли работать религиозные учреждения, нужны соот-
ветствующие материальные предпосылки. Конкретно материальное
производство формирует прибавочный продукт, что употребляется в
духовной области, среди них и религии. Но материальные отношения
только в конечном итоге, только опосредованно детерминируют возникно-
вение, воспроизводство и существование религии. Яркое
действие на нее оказывают разные области духовной сферы —
политика, государство, мораль, мастерство, философия, наука. В то же
время она не есть пассивным, страдательным продуктом обще-
ства: она живет собственной судьбой, владеет свойством самовосп-
роизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности, и
разнообразные материальные предметы. В творческой деятельности че-
ловека духовный процесс первичен по отношению и к его совершенным
итогам, и к материальным воплощениям. Религия оказывает
обратное влияние как на экономику, так и на разные области ду-
ховной сферы.
В мировом религиоведении самый обширно представлена точка
зрения, в соответствии с которой существование и появление религии связы-
вается в первую очередь с отношениями несвободы, зависимости,
ограниченности, господства — подчинения, в противном случае говоря, с той обла-
стью людской существования, которая недоступна управлению,
распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается и
вторая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стрем-
лении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляется
более предпочтительной. Увидим наряду с этим, что имеются в виду отно-
шения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а так-
же те, каковые в предстоящей истории детерминируют ее существо-
вание и развитие. В уже ставшей религиозной совокупности, в нее
человек, само собой разумеется, может волноваться и переживает защищенность,
освобождение от сковывающих событий, выход за пределы
ограниченности. Религия может давать чувство прилива и свободы
сил. Но состояние защищенности, переживание выхода за пределы
ограниченности, чувство прилива и свободы сил появляются как не-
что второе, производное от вправду существующих взаимоотношений
зависимости, несвободы, а рвение к высшему, Абсолюту потому
и появляется, что.наличное бытие человека временно, ограничено,
довольно, эфемерно. Приведем суждение К. Войтылы (р. 1920),
главы Католической церкви папы Иоанна Павла II, что
в христианской форме выразил обусловленность религии, в частности
представления о характере связи человек — Всевышний, отношениями
зависимости в самой структуре действительности. Он пишет: Че-
ловек от Него (Всевышнего — И. Я.) зависит, но зависимость эта глубоко
скрыта в самой структуре действительности, и нужно приложить какие конкретно-
то упрочнения, дабы ее открыть и установить38.
Метод существования Отчуждение — это превращение людской
и преодоления деятельности и ее продуктов, взаимоотношений и
человеческого университетов в силы, господствующие над
самоотчуждения людьми. Главными моментами вправду-
го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от
производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение страны, пред-
ставляющего неспециализированный интерес, от отдельных и групповых заинтересованностей, бю-
рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д)
опосредование взаимоотношений людей отношениями вещей, деперсо-
нализация связей; е) аномия, отчуждение от сокровищ, норм, ролей,
социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от
человека, атомизация и изоляция; з) внутреннее самоотчуждение
личности — потеря Я, безразличие, неосмысленность.
В религии находят выражение указанные моменты отчуждения
настоящей жизни. Не она важна за развертывание отно-
шений отчуждения в разных областях публичной судьбе, а, на-
оборот, эти отношения обусловливают разные виды духовного
освоения мира в отчужденных формах, среди них и религию. Са-
моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-
зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение
собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-
рачивание, перестановка, перемещение настоящих взаимоотношений,
принятие одного за второе, происходит удвоение мира. Второй,
хороший от настоящего, мир населяется независимыми су-
ществами, одаренными собственной судьбой.
2* 35
представления и Религиозные персонажи об их связях, реп-
резентируя настоящее отчуждение человека в экономической,
политической, национальной, правовой, нравственной и других
областях, сами объективируются, проявляются в настоящих
взаимоотношениях между людьми.
Но освоение мира в религии не сводится лишь к воспроизведению
взаимоотношений отчуждения. Воспроизводя их, она в также время выступает
в качестве метода их преодоления. Потребность в освобождении от
власти чуждых сил ищет удовлетворения в ритуалах и идеях
очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения
от Всевышнего, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает
последствия настоящего отчуждения при помощи перераспреде-
ления публичного продукта в пользу наименее защищенных слоев
общества, милосердия и благотворительности, объединения разобщен-
ных индивидов в общине, развития межличностного общения в
религиозной группе и т. д.
Отражение Отражение есть свойством и общества в
действительности целом, и его разных сфер, реализуется как
в ходе актуальной публичной деятель-
ности, так и в застывших ее итогах. Религия запечатлевает и
воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.
В случае, если религия имеется отражение, в случае, если в ней происходит отражение
действительности, то она содержит соответствующую данные об
отражаемом. Приобретая данные извне, она деятельно ее перераба-
тывает и пользуется ею для ориентации и самоорганизации в мире.
Информационно-сигнальное отражение предполагает применение
действий в качестве орудия обратного влияния. Иначе,
это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных
правил религии, она предвосхищает, предваряет результаты
сотрудничества с другими областями жизнедеятельности людей.
В религии отражаются многообразные явления действительности.
В первую очередь она отражает те ее стороны, каковые обусловливают не-
зависимость и свободу людей. Но это отражение не исчерпывает всего
содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и
перерабатывает данные о разнообразных природных и общест-
венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-
вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых
выражаются возможности управления и свобода человека природными
и публичными процессами. Она отражает всю реальность че-
рез зависимости отражения и призму несвободы. Результаты отра-
жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих
действиях, структурных схемах и нормах, организационных
матрицах.
Религия как система По отношению к обществу в целом религия предстает как публичная система. Каж-
дая сфера духовной судьбы представляет собой сложное образование,
в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-
вается структура. Каждая ее подсистемы и система не смогут быть све-
дены к какому-либо одному элементу и не смогут рассматриваться вне
связи этих элементов, а их связь осуществляется прежде
всего в ходе функционирования. В религии выделяют сознание,
деятельность, отношения, университеты, организации. Со своей стороны,
любая из указанных сторон характеризуется рядом показателей.
Являясь системой общества, религия занимает в нем разное,
изменяющееся на протяжении истории место и делает, сообразно с конкрет-
но-исторической обстановкой, определенные функции. История показы-
вает, что религия занимала в обществе следующие положения.
1. Религиозное сознание господствует, пронизывает публичное,
групповое и личное сознание. Религиозные общности совпа-
дают с этническими. Религиозная деятельность образовывает непремен-
ное звено неспециализированной социальной деятельности. Религиозные отношения
налагаются на другие социальные связи. Университеты соединяют в себе
власть религиозную и светскую.
2. Светское сознание существует наровне с религиозным. Может
испытывать влияние религии, но возможно и свободным от него.
Религиозная деятельность не смотря на то, что и вменяется в обязанность, но посте-
пенно выделяется из неспециализированной цепи деятельности и привязывается к опре-
дроблённым условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия
с социальных связей печати религиозных взаимоотношений. Религиозная
общность претендует на совпадение с этнической общно-
стью, но идет процесс их дифференциации. Часто провозгла-
шается тождество религиозной и национальной принадлежности.
3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-
ственном сознании. Господствуют совокупности вторых идей. Религиозная
отношения и деятельность являются частным видом деятельности и
взаимоотношений. Религиозные группы хороши от этнических общностей
и не совпадают с национальными. светская власть и Духовная
в собственности различным университетам.
В различных типах общества, на различных стадиях истории, в различных
регионах и странах позиции религии, функции и поле их действия
изменяются.
личность и Индивид В ранних формах религии отдельный человек
в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-
ступал как индивид, как единичный пред-
ставитель рода либо племени, каковые являлись носителями
этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-
стью в религии (как и в других сферах бытия) только на определенном
этапе исторического процесса обособления и отличения себя от
общности. В развитых религиозных совокупностях личность может пред-
ставать в разных типах — святой, юродивый, оглашенный,
аскет, отшельник и т. д., а в обыденной жизни — верующий,
фанатик, колеблющийся, личность с превалирующей религиозной
ориентацией либо подчиненной и др. Без религиозной личности не
существует и развитая религиозная совокупность. Религиозная
личность — это человек в совокупности его личных качеств,
в которой определенное место занимают и религиозные особенности, спо-
собный стать субъектом религиозной деятельности. Таковой личности
свойственно уровень качества религиозность, которое образуют в сознании со-
ответствующие представления, идеи, вера, потребности, эмоции, а в
поведении — посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-
вершение религиозных обрядов, празднование религиозных
праздничных дней, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях
Всевышний — человек, человек — Всевышний либо, в зависимости от типа
религий, в чем-то другом. Религиозные качества интериоризуются (лат.
interior — внутренний), овнутрвляются в ходе социализации,
присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-
ды, в следствии чего складывается религиозная духовность личности.
Духовность характеризует личность с позиций меры освоения ею
духовной культуры, среди них и религиозной. Духовность представ-
ляет собой приобщение и постижение к сокровищам, самосознание и
самопознание, возвышение чувствований и интеллекта, поиск смысла
и цели существования, нахождение идеала, слышание и слушание го-
лоса совести, творчество. Эти процессы смогут быть связаны с
религиозной верой либо же с иными мировоззренческими ориентирами.
Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,
переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-
ре, религиозно-психотерапевтические процессы, на протяжении которых совершается
катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание
данной духовности зависит от религиозной принадлежности.
Глава II
ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ
Совокупность детерминант При объяснении религии принципиально важно ответить на
вопрос, под влиянием каких факторов она
появляется, существует и воспроизводится. Разглядим совокупность де-
терминант в различных качествах, в первую очередь выделим виды связей в
данной совокупности. Причинные отношения порождают религию, разные
процессы и религиозные явления в качестве следствий, каузальные
связи являются главным генетическим причиной. Значительны и
исторические связи: религия — не только следствие обстоятельств, действо-
вавших в прошлом и действующих сейчас времени, но и
итог развития общества в целом, его разных сфер, итог
саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются
и структурные связи — строения, внутренней организации общества,
его систем, сфер, самой религии, склонные к устойчивости, пос-
тоянству, инвариантности. Громадное влияние на религию оказывают
функциональные отношения. В обществах определенных типов рад
функций делает религия, потребность в исполнении этих функций
содействует ее воспроизводству. Возможно сказать о наличии в ком-
плексе детерминант связей и религии обусловливания, каковые сос-