Опросник Айзенка (изучение темперамента).
н | е | й | р | о | т | и | з | м | ||||||||||||||||
м | е | л | а | н | х | о | л | и | к | х | о | л | е | р | и | к | ||||||||
И | Э | |||||||||||||||||||||||
Н | К | |||||||||||||||||||||||
Т | С | |||||||||||||||||||||||
Р | Т | |||||||||||||||||||||||
О | Р | |||||||||||||||||||||||
В | А | |||||||||||||||||||||||
Е | В | |||||||||||||||||||||||
Р | ф | л | е | г | м | а | т | и | к | с | а | н | г | в | и | н | и | к | Е | |||||
Т | Р | |||||||||||||||||||||||
Т | ||||||||||||||||||||||||
э | м | о | ц | и | о | н | а | л | ь | н | у | с | т | о | й | ч | и | в | о | с | т | ь | ||
Практическая работа №2
Опросник Шмишека
Инструкция: Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся разных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте символ «+» (да), в случае, если согласны, либо «-» (нет), если не согласны. Отвечайте скоро, продолжительно не вспоминайте.
1. есть ли ваше настроение в общем радостным и беззаботным?
2. Чувствительны ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам время от времени скоро начать плакать?
4. В любой момент ли вы вычисляете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Вычисляете ли вы себя более храбрым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение изменяться от глубокой эйфории до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, в то время, когда вы без оснований находитесь в безрадостном и раздражительном настроении и ни с кем не желаете говорить?
9. Важный ли вы человек?
10. Имеете возможность ли вы очень сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Скоро ли вы забываете, в случае, если вас кто-нибудь обидит?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14. Пробуете ли вы проверить по окончании того, как опустили письмо в почтовый коробку, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. В любой момент ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в юные годы ужас перед грозой либо псами?
17. Вычисляете ли вы вторых людей слишком мало требовательными друг к другу?
18. Очень сильно ли зависит ваше настроение от переживаний и жизненных событий?
19. В любой момент ли вы прямодушны со собственными привычными?
20. Довольно часто ли ваше настроение не редкость подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок либо истощение нервной совокупности?
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего тревоги либо страстного рвения?
23. Тяжело ли вам долгое время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за собственные интересы, в случае, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25. Имели возможность вы убить человека?
26. Очень сильно ли вам мешает косо висящая гардина либо неровно настланная скатерть, так, что вам хочется срочно устранить эти недочёты?
27. Испытывали ли вы в юные годы ужас, в то время, когда оставались одни в квартире?
28. Довольно часто ли у вас просто так изменяется настроение?
29. В любой момент ли вы старательно относитесь к собственной деятельности?
30. Скоро ли вы имеете возможность разгневаться?
31. Имеете возможность ли вы быть бесшабашно радостным?
32. Имеете возможность ли вы время от времени полностью проникнуться эмоцией эйфории?
33. Подходите ли вы с целью проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы в большинстве случаев людям собственный откровенное мнение по тому либо иному вопросу?
35. Воздействует ли на вас вид крови?
36. С радостью ли вы занимаетесь деятельностью, которая связана с громадной серьезностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38. Тяжело ли вам входить в чёрный подвал?
39. Делаете ли вы кропотливую тёмную работу так же медлительно и шепетильно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. С радостью ли вы читали в школе стихи?
42. Удирали ли вы ребенком из дома?
43. Не легко ли вы принимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас неприятности и конфликты, каковые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
45. Возможно ли заявить, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым ход к примирению, в случае, если вас кто-то обидит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы либо из дому, в случае, если у вас в том месте что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неизвестные мысли, что с вами либо с вашими родственниками произойдёт какое-нибудь несчастье?
50. Вычисляете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед громадным числом зрителей?
52. Имеете возможность ли вы выйти из себя и дать волю рукам, в случае, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53. Довольно много ли вы общаетесь?
54. Если вы станете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Настойчиво ли вы стремитесь к собственной цели, даже в том случае, если на пути видится довольно много препятствий?
57. Может ли вас так захватить фильм, что слезы выступят на глазах?
58. Тяжело ли вам будет заснуть, если вы весь день думали над собственным будущим либо какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками либо списывать у товарищей домашнее задание?
60. Тяжело ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с громадным вниманием, дабы любая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь дремать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и пара часов оставаться в нем?
63. Имеете возможность ли вы с легкостью приспособиться к новой обстановке?
64. Имеется ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Довольно часто ли вы смеетесь?
66. Имеете возможность ли вы быть приветливым с людьми, не открывая собственного подлинного отношения к ним?
67. Возможно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Очень сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69. Возможно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Имеется ли у вас привычка контролировать перед сном либо перед тем, как уйти, отключён ли свет и газ, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Не редкость ли, что вы ощущаете себя на седьмом небе, не смотря на то, что объективных обстоятельств для этого нет?
73. С радостью ли вы приняли участие в молодости в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
74. Тянет ли вас время от времени наблюдать вдаль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей эйфории до глубокой тоски за маленький период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость долгое время?
79. Очень сильно ли вы переживаете, в случае, если горе произошло у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81. Возможно ли заявить, что вы больше недоверчивы и осмотрительны, нежели наивны?
82. Довольно часто ли вы видите ужасные сны?
83. Появлялась ли у вас идея против воли ринуться из окна, под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы весёлым в радостном окружении?
85. Легко ли вы имеете возможность отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86. Тяжело ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), либо вы словоохотливы (нет)?
88. Имели возможность бы вы, в случае, если было нужно бы принимать участие в театральном представлении, с перевоплощением и полным проникновением войти в роль и забыть о себе?
Интерпретация:
1. Подсчитайте ответы, соответствующие ключу и умножьте в соответствии с ему на 2, 3 либо 6.
Ключ
1.Демонстративный тип:
§ «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
§ «-»: 51.
Сумму ответов умножить на 2.
2.Застревающий тип:
§ «+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
§ «-»: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на 2.
3.Педантичный тип:
§ «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
§ «-»: 36.
Сумму ответов умножить на 2.
4.Возбудимый тип:
§ «+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножить на 3.
5.Гипертимный тип:
§ «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на 3.
6.Дистимический тип:
§ «+»: 9, 21, 43, 75, 87.
§ «-»: 31, 53, 65.
Сумму ответов умножить на 3.
7.Тревожный тип:
§ «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
§ «-»: 5.
Сумму ответов умножить на 3.
8.Экзальтированный тип:
§ «+»: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на 6.
9.Эмотивный тип:
§ «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
§ «-»: 25.
Сумму ответов умножить на 3.
10.Циклотимный тип:
§ «+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.
Сумму ответов умножить на 3.
2. Оцените полученные результаты.
Большая сумма баллов приобретаемых в следствии тестирования — 24. По некоторым источникам, показателем акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании использования на практике опросника уверены в том, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит только о тенденции к тому либо иному типу акцентуации. И только при превышения 19 баллов черта характера есть акцентуированной.
Профиль характера
Типы акцентуации
Демонстративный тип
Характеризуется повышенной свойством к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание собственной персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет рвение к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к собственной персоне, жажда власти, похвалы; возможность быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии вправду глубоких эмоций, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается безграничный эгоцентризм, жажда восторга, сочувствия, почитания, удивления. В большинстве случаев похвала вторых в его присутствии вызывает у него очень неприятные ощущения, он этого не выносит. Рвение компании в большинстве случаев связано с потребностью почувствовать себя фаворитом, занять необыкновенное положение. Самооценка очень сильно далека от объективности. Может злить собственной высокими притязаниями и самоуверенностью, сам систематически провоцирует конфликты, но наряду с этим деятельно защищается. Владея патологической свойством к вытеснению, он может абсолютно забыть то, о чем он не хочет знать. Это расковывает его во лжи. В большинстве случаев лжет с невинным лицом, потому, что то, о чем он говорит, сейчас для него есть правдой; по-видимому, внутренне он не поймёт собственную неправда либо же поймёт весьма неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь вторых неординарностью поступков и мышления.
Застревающий тип
Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Довольно часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. Поэтому проявляет недоверчивость и настороженность по отношению к людям, чувствителен к огорчениям и обидам, уязвим, странен, отличается мстительностью, продолжительно переживает случившееся, не может легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, довольно часто выступает инициатором распрей. Самонадеянность, жесткость взглядов и установок, очень сильно развитое честолюбие довольно часто приводят к настойчивому утверждению собственных заинтересованностей, каковые он отстаивает с особенной энергичностью. Пытается добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет громадное упорство в достижении собственных целей. Главной чертой есть склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
Педантичный тип
Характеризуется ригидностью, инертностью психологических процессов, тяжестью на подъем, продолжительным переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. Одновременно с этим сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим довольно много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особенное внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко направляться замыслу, в исполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокий уровень качества работы и особую аккуратность, склонен к нередким самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство вторым людям.
Возбудимый тип
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над побуждениями и влечениями сочетаются у людей для того чтобы типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к конфликтам и трениям, в которых сам и есть активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, довольно часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не делается привлекательным, трудится только по мере необходимости, проявляет такое же нежелание обучаться. Равнодушен к будущему, полностью живет настоящим, хотя извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность либо появляющаяся реакция возбуждения гасятся с большим трудом и смогут быть страшны для окружающих. Он бывает властным, выбирая для общения самые слабых.
Гипертимический тип
Людей этого типа отличает громадная подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недочёт эмоции расстояния в отношениях с другими. Довольно часто спонтанно отклоняются от начальной темы в беседе. Везде вносят довольно много шума, обожают компании сверстников, стремятся ими руководить. Они практически в любое время имеют весьма хорошее настроение, хорошее самочувствие, большой жизненный тонус, часто цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к иным радостям и чревоугодию судьбы. Это люди с повышенной самооценкой, радостные, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, могущие развлекать вторых, энергичные, деятельные, инициативные. Громадное рвение к самостоятельности может служить источником распрей. Им свойственны вспышки бешенства, раздражения, в особенности в то время, когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к безнравственным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают слишком мало важное отношение к своим обязанностям. Они тяжело переносят условия твёрдой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Дистимический тип
Люди этого типа отличаются серьезностью, кроме того подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых упрочнений. Для них свойственны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, и низкая контактность, немногословность в беседе, кроме того молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании в большинстве случаев избегают, ведут замкнутый образ судьбы. Довольно часто безрадостны, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах судьбы. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться,располагают обостренным эмоцией справедливости, и замедленностью мышления.
Тревожный тип
Людям данного типа характерны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа довольно часто опасаются темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не обожают чрезмерно шумных игр, испытывают застенчивости и чувство робости, не легко переживают контрольные, экзамены, проверки. Довольно часто стесняются отвечать перед классом. С радостью подчиняются опеке старших, нотации взрослых смогут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они смогут в большей мере раскрыть собственные способности. Характерные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, очень не сильный звеном есть реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играясь в них по большей части пассивную роль, в конфликтных обстановках они ищут опоры и поддержки. Они владеют дружелюбием, самокритичностью, повиновением. Благодаря собственной беззащитности часто являются козлами отпущения, мишенями для шуток,
Экзальтированный тип
броская черта этого типа — свойство восхищаться, восхищаться, и улыбчивостъ, чувство счастья, эйфории, удовольствия. Эти эмоции у них смогут довольно часто появляться по обстоятельству, которая у других не вызывает громадного подъема, они легко приходят в восхищение от весёлых событий и в полное отчаяние — от печальных. Им характерна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди довольно часто спорят, но не доводят дела до открытых распрей. В конфликтных обстановках они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к близким и друзьям, альтруистичны, имеют чувство сострадания, вкус, проявляют искренность и яркость эмоций. Смогут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восхищения к состоянию печали, владеют лабильностью психики.
Эмотивный тип
Данный тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них свойственны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области узких эмоций. Наиболее выраженная их черта — человечность, сопереживание вторым людям либо животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим удачам. Впечатлительны, слезливы, каждые жизненные события принимают важнее, чем другие люди. Дети остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое продолжительно не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им характерно обостренное чувство долга, повиновение. Осторожно относятся к природе, обожают выращивать растения, заботиться за животными.
Циклотимический тип
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им характерны нередкие периодические смены настроения, и зависимость от внешних событий. Весёлые события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, мышления и замедленность реакций, так же довольно часто изменяется их манера общения с людьми.
В подростковом возрасте возможно найти два варианта циклотимической акцентуации: обычные и лабильные циклоиды. Обычные циклоиды в юные годы в большинстве случаев создают чувство гипертимных, но после этого проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, сейчас требует непомерных упрочнений. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, отмечается падение аппетита, бессонница либо, напротив, сонливость. На замечания реагируют раздражением, кроме того гневом и грубостью, в глубине души, но, впадая наряду с этим в уныние, глубокую депрессию, нельзя исключать суицидальные попытки. Обучаются неровно, произошедшие упущения наверстывают с большим трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения в большинстве случаев меньше, чем у обычных циклоидов. Нехорошие дни отмечаются более насыщенными плохим настроением, чем вялостью. Во время подъема выражены жажды иметь друзей, быть в компании. Настроение воздействует на самооценку.