Художественная литература — одна из осознания действительности и форм отражения человеком. На базе познания мира художественная литература оказывает помощь преобразовывать жизнь в интересах общества и человека.
Литература как род мастерства отражает жизнь в форме художественных образов, созданных посредством слова. Литературные произведения дают читателю возможность как бы конкретно замечать жизнь людей. Они знакомят читателя с публичными условиями, в которых находятся храбрецы, с окружающей их природой и бытовой обстановкой.
Пониманию художественной литературы оказывает помощь наука о литературе, в противном случае именуемая литературоведением. Теория литературы — самая древняя отрасль литературоведения. Она ведет собственный начало еще с трудов великого греческого философа Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В РФ теория литературы научно разрабатывалась с XVIII в. в трудах Радищева и Ломоносова (см. ст. «М. В. Ломоносов» и «А. Н. Радищев»). Солидный вклад в теорию литературы внесли русские революционные демократы — Белинский («Разделение поэзии на виды и роды» и др.), Чернышевский («Эстетические отношения мастерства к действительности»), Добролюбов («О степени участия народности в развитии русской литературы»).
Как и все литературоведение, уровня настоящей науки теория литературы достигла только тогда, в то время, когда смогла опереться на философию диалектического материализма. Наиболее значимые теоретико-литературные положения были созданы основоположниками марксизма-ленинизма (см. «К. Маркс и Ф. Энгельс об мастерстве», в двух томах, М., 1957; «Ленин о культуре и мастерстве», М., 1956). Громадное теоретико-литературное значение имеют партийные документы по вопросам литературы, опубликованные ЦК КПСС.
Теория литературы — это наука о самой сущности литературы, о значении литературных произведений в жизни общества, о видах и родах литературы и ее изобразительных средствах. Теория литературы определяет методы и оценки и принципы анализа художественных произведений.
Систематическое изложение вопросов теории литературы на уровне современной науки дают книги Л. И. Тимофеева «Неприятности теории литературы», «Базы теории литературы»» и Г. Л. Абрамовича «Введение в литературоведение».
Значение литературного произведения не ограничено временем его происхождения. Настоящий автор, отражая реальность собственного времени, формирует произведения, сохраняющие действенную силу на многие десятилетия а также столетия.
Любой новый этап в развитии литературы начинается не на безлюдном месте. Передовые писатели всех времен применяли успехи собственных предшественников.
Изучением литературного наследия занимается вторая отрасль науки о литературе — история литературы. Она появилась в XVIII в. и взяла широкое развитие в XIX в.
На данный момент в Советском Альянсе написаны книги, излагающие с марксистско-ленинских позиций историю древних литератур, европейских, американских и восточных национальных литератур, русской литературы, литератур народов СССР.
Создана трехтомная история русской советской литературы. Была изданы книги, посвященные отдельным литературам народов СССР.
Кроме неспециализированных обзоров развития литературы, имеется довольно много монографий, посвященных творчеству отдельных писателей.
Третья наиболее значимая отрасль науки о литературе — литературная критика — призвана скоро и конкретно откликаться на наиболее значимые события в литературной судьбе.
Очень много сделали для развития русской критики в XIX в. писатели революционно-демократического направления: В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин (см. ст. об этих писателях), Д. И. Писарев.
Наиболее значимым этапом в развитии русской и всемирный литературной критики явилось происхождение марксистской критики, опирающейся на марксистско-ленинское познание литературы как отражение судьбы, на открытые марксизмом законы публичного развития. Статья В. И. Ленина «Партийная партийная и организация литература», семь его статей о Л. Н. Толстом — непревзойденные образцы литературно-критических суждений. Столь же велики и другие статьи В. И. Ленина о литературе (см. сб. «Ленин о культуре и мастерстве», М., 1956).
Марксистская критика уже в первое время собственного существования была представлена такими большими ее деятелями, как Г. В. Плеханов (его статьи 90-х гг.), В. В. Боровский, А. В. Луначарский, М. Неприятный (литературно-критические работы каждого из них собраны сейчас в особых сборниках). Отряд современных марксистских критиков составляют десятки гениальных писателей, книги и статьи которых разглядывают произведения текущей литературы.
Обстоятельно познакомиться с русской критикой возможно по двухтомной «Истории русской критики», изданной Академией наук СССР в 1958 г.
Наука о литературе, не считая трех главных отраслей — теории литературы, литературной критики и истории литературы, включает еще последовательность нужных запасных дисциплин и первым делом текстологию, библиографию и биографию.
Текстология занимается установлением правильного текста художественных произведений. Необходимость данной работы разъясняется тем, что произведения писателей, в особенности в дореволюционное время, довольно часто издавались весьма неосторожно: искажались не только отдельные слова, но и целые фразы, пропускались кое-какие главы. Очень многое не могло быть напечатано либо искажалось по цензурным обстоятельствам. Во многих случаях произведения печатались анонимно — анонимно. Время от времени писатели подписывались вымышленными именами — псевдонимами.
В итоге работ текстологов издаются так именуемые «отвлечённые» собрания сочинений писателей, включающие шепетильно проверенные тексты всего ими написанного. На базе таких отвлечённых собраний выпускаются после этого разнообразные общедоступные издания.
Вторая запасной дисциплина науки о литературе — биография (жизнеописание) — оказывает помощь уяснить мировоззрение писателя, те обстоятельства и конкретные условия, каковые оказывали влияние на создание его произведений. Работа над биографией писателя требует широкого изучения разнообразные источников — писем, воспоминаний, архивных материалов.
Базой всякой биографии являются шепетильно проверенные и совершенно верно датированные факты. Их систематизация и собирание завершаются время от времени составлением так называемых «творчества и летописей жизни» того либо иного писателя. Для того чтобы рода книги, являясь справочниками, оказывают помощь написанию связной биографии и изучению творчества. На данный момент имеются «летописи творчества и жизни» Пушкина, Белинского, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, Некрасова, Добролюбова, Чернышевского, Островского, Чехова, Горького, Маяковского.
Издательство «Молодая гвардия» (Москва) издает серию «Жизнь превосходных людей», включающую биографии многих писателей.
Краткие биографические справки возможно отыскать в энциклопедиях («Громадная Советская Энциклопедия», «Малая Советская Энциклопедия», подготавливается издание особой «Краткой литературной энциклопедии»).
О творчестве писателей, в особенности о великих писателях прошлого, существует большое количество статей и книг, в различное время и с различных точек зрения разглядывавших их произведения. В этом «море» художественной и научной литературы возможно разобраться посредством библиографических книг, подготовкой которых занимается третья запасной дисциплина литературоведения — библиография (см. ст, «Как отыскать нужную книгу»).
самый удобным библиографическим справочником по русской литературе есть рекомендательный аннотированный указатель «Русские писатели», издаваемый совместно столичной Национальной библиотекой им. В. И. Ленина и ленинградской — им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Вышли выпуски: «Русские писатели XVIII века» (1954), «Русские писатели первой половины ХIХ века» (1951), «Русские писатели второй половины XIX — начала XX века», часть I (1958), часть II (1958). Издание не будет прекращено. Справки о писателях возможно отыскать в книгах «Библиотеки самообразования», вып. 3, «Советская художественная литература» (1951); вып. 4, «Классики литературы народов СССР. Классики зарубежной литературы» (1952). Краткие библиографические справки возможно взять и в энциклопедиях.
Но необходимо не забывать, что библиографические указатели весьма скоро отстают от судьбы. О статьях и последних книгах, посвященных писателям либо их отдельным произведениям, возможно определить, систематично просматривая новые номера литературных изданий либо особых периодических библиографических изданий («Новые книги» и др.).