Научное и обыденное познание

Рвение изучать объекты настоящего мира и на данной базе предвидеть результаты его практического преобразования характерно не только науке, но и обыденному познанию, которое вплетено в практику и начинается на её базе. По мере того как развитие практики опредмечивает в орудиях функции человека и создаёт условия для элиминации субъективных и антропоморфных наслоений при изучении внешних объектов, в обыденном познании появляются кое-какие виды знаний о действительности, в неспециализированном-то сходные с теми, каковые характеризуют науку.

Зародышевые формы научного познания появились в недрах и на базе этих видов обыденного познания, а после этого отпочковались от него (наука эры первых городских цивилизаций древности). С превращением и развитием науки её в одну из самые важных сокровищ цивилизации её метод мышления начинает оказывать всё более активное действие на обыденное сознание. Это действие развивает содержащиеся в обыденном, стихийно-эмприческом познании элементы объективно-предметного отражения мира.

Свойство стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире ставит вопрос о различии между ним и научным изучением. Показатели, отличающие науку от обыденного познания, комфортно классифицировать сообразно той категориальной схеме, в которой характеризуется структура деятельности (прослеживая обыдённого познания и различие науки по предмету, средствам, продукту, субъекту и методам деятельности).

Тот факт, что наука снабжает «сверхдальнее» прогнозирование практики, выходя за рамки существующих обыдённого опыта и стереотипов производства, свидетельствует, что она имеет дело с особенным комплектом объектов действительности, несводимых к объектам обыденного опыта. В случае, если обыденное познание отражает лишь те объекты, каковые в принципе смогут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся видах и способах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты действительности, каковые смогут стать предметом освоения лишь в практике далёкого будущего. Она всегда выходит за рамки предметных способов наличных и структур видов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его вероятной будущей деятельности.

Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, каковые используются в обыденном познании. Не смотря на то, что наука и пользуется естественным языком, она не имеет возможности лишь на его базе обрисовывать и изучать собственные объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для предвидения и описания объектов, вплетённых в наличную практику человека (наука же выходит за её рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечётки и многозначны, их правильный суть значительно чаще обнаруживается только в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом.

Наука же не имеет возможности положиться на таковой контроль, потому, что она в основном имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Дабы обрисовать изучаемые явления, она пытается максимально чётко фиксировать определения и свои понятия.

Выработка наукой особого языка, пригодного для описания ей объектов, необыкновенных с позиций здравого смысла, есть нужным условием научного изучения. Язык науки всегда развивается по мере её проникновения во все новые области объективного мира. Причём он оказывает обратное действие на повседневный, естественный язык. К примеру, термины «электричество», «холодильник» когда-то были своеобразными научными понятиями, а после этого вошли в повседневный язык.

Наровне с неестественным, специальным языком научное изучение испытывает недостаток в особенной совокупности средств практической деятельности, каковые, влияя на изучаемый объект, разрешают распознать вероятные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Средства, используемые в производстве и в быту, в большинстве случаев, негодны для данной цели, потому, что объекты, изучаемые наукой, и объекты, преобразуемые в повседневной практике и производстве, значительно чаще отличаются по собственному характеру. Из этого необходимость особой научной аппаратуры (измерительных инструментов, приборных установок), каковые разрешают науке экспериментально изучать новые типы объектов.

язык науки и Научная аппаратура выступают как выражение уже добытых знаний. Но подобно тому как в практике её продукты преобразовываются в средства новых видов практической деятельности, так и в научном изучении его продукты — научные знания, выраженные в языке либо овеществлённые в устройствах, становятся средством предстоящего изучения. Так, из изюминок предмета науки мы взяли в качестве необычного следствия отличия в средствах научного и обыденного познания.

Спецификой объектов научного изучения возможно растолковать и главные отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, приобретаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние значительно чаще не систематизированы; это, скорее, конгломерат сведений, предписаний, поведения и рецептур деятельности, накопленных в течении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря яркому применению в наличных обстановках производственной и повседневной практики. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована лишь таким методом, потому, что в науке в основном исследуются объекты, ещё не освоенные в производстве. Исходя из этого необходимы своеобразные методы обоснования истинности знания. Ими являются экспериментальный контроль над приобретаемым знанием и выводимость одних знаний из вторых, истинность которых уже доказана. Со своей стороны, процедуры выводимости снабжают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в совокупность. Так, мы приобретаем обоснованности и характеристики системности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

Из основной чёрта научного изучения возможно вывести кроме этого и таковой отличительный показатель науки при её сравнении с обыденным познанием, как особенность способа познавательной деятельности. Объекты, на каковые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приёмы, при помощи которых любой таковой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приёмов, в большинстве случаев, не осознается субъектом в качестве способа познания.

В противном случае обстоит дело в научном изучении. Тут уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат предстоящему изучению, образовывает очень трудоёмкую задачу. К примеру, дабы найти короткоживущие частицы — резонансы, современная физика ставит опыты по рассеиванию пучков частиц и после этого использует сложные расчёты. Простые частицы оставляют следы-треки в фотоэмульсиях либо в камере Вильсона, резонансы же таких треков не оставляют.

Они живут весьма маленькое время (10-22 с) за данный временной отрезок проходят расстояние, меньшее размеров атома. Поэтому резонанс не имеет возможности привести к молекул фотоэмульсии (либо газа в камере Вильсона) и покинуть замечаемый след. Но, в то время, когда резонанс распадается, появляющиеся наряду с этим частицы способны оставлять следы указанного типа. На фотографии они выглядят как комплект лучей-черточек, исходящих из одного центра. По характеру этих лучей, используя математические расчёты, физик определяет наличие резонанса. Так, чтобы иметь дело с одним и тем же видом резонансов, исследователю нужно знать условия, в которых появляется соответствующий объект. Он обязан чётко выяснить способ, благодаря которому в опыте возможно найдена частица. Вне способа он по большому счету не выделит изучаемого объекта из отношений предметов и многочисленных связей природы. Дабы зафиксировать объект, учёный обязан знать способ таковой фиксации. Исходя из этого в науке изучение объектов, обнаружение их связей и свойств постоянно сопровождается осознанием способа, при помощи которого исследуется объект.

Объекты в любой момент даны человеку в совокупности определённых методов и приёмов его деятельности. Но эти приёмы в науке уже не очевидны, не являются многократно повторяемыми в повседневной практике приёмами. И чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в изучение «необыкновенных» объектов, тем яснее и отчётливее проявляется необходимость в разработке и создании особенных способов, в совокупности которых наука может изучать объекты. Наровне со знаниями об объектах наука формирует знания о способах. Потребность в систематизации и развёртывании знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методики как особенной отрасли научного изучения, призванной целенаправленно вести научный поиск.

Наконец, рвение науки к изучению объектов довольно независимо от их освоения в наличных формах производства л обыденного опыта предполагает своеобразные характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой требуют особенной подготовки познающего субъекта, на протяжении которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного изучения, обучается методам и приёмам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания таковой подготовки не требуется, вернее, она осуществляется машинально, в ходе социализации индивида, в то время, когда у него формируется и начинается мышление в ходе включения индивида и освоения культуры в разные сферы деятельности. Занятия наукой предполагают наровне с овладением методами и средствами кроме этого и усвоение определённой совокупности ценностных целевых установок и ориентации, специфичных для научного познания. Эти ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического результата от приобретаемых знаний. В противном случае наука не будет осуществлять собственной основной функции — выходить за рамки предметных структур практики собственной эры, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира.

Две главные установки науки снабжают рвение к такому поиску: самоценность истины и сокровище новизны.

Любой учёный принимает в качестве одной из главных установок научной деятельности поиск истины, принимая истину как высшую сокровище науки. Эта установка воплощается в целом последовательности нормативов и идеалов научного познания, высказывающих его специфику: в определённых совершенствах организации знания (к примеру, требовании логической непротиворечивости теории и её умелой подтверждаемости), в поиске объяснения явлений, исходя из принципов и законов, высказывающих сущностные связи исследуемых объектов, и без того потом.

не меньше ключевую роль в научном изучении играется установка на постоянный особую ценность и рост знания новизны в науке. Эта установка выражена в совокупности нормативных принципов и идеалов научного творчества (к примеру, запрете на плагиат, допустимости критического пересмотра оснований научного поиска как условия освоения все новых типов объектов и без того потом).

Ценностные ориентации науки образуют фундамент её этоса, что должен понять учёный, дабы удачно заниматься изучениями. Великие учёные покинули большой след в культуре не только благодаря идеальным ими открытиям, но и потому, что их деятельность была примером служения и новаторства истине для многих поколений людей. Всякое отступление от истины в угоду личностным, своекорыстным целям, любое проявление беспринципности в науке встречало у них беспрекословный отпор.

В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, в случае, если речь заходит о научных доказательствах.

Неизвестный служащий патентного бюро А. Эйнштейн в начале иска дискутировал с известным учёным Г. Лоренцем, обосновывая справедливость собственной трактовки введённых Лоренцем преобразований. В конечном счёте конкретно Эйнштейн победил данный спор. Но его коллеги и Лоренц ни при каких обстоятельствах не прибегали в данной дискуссии к приёмам, обширно используемым в спорах обыденной жизни, — они не утверждали, к примеру, неприемлемость критики теории Лоренца на том основании, что его статус в то время был несоизмерим со статусом ещё не известного научному сообществу молодого физика Эйнштейна.

не меньше ответственным принципом научного этоса есть требование научной честности при изложении результатов изучения. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Университет ссылок как необходимое условие оформления научной монографии и статьи призван не только зафиксировать авторство тех либо научных текстов и иных идей. Он снабжает чёткую селекцию уже известного в новых и науке результатов. Вне данной селекции не было бы стимула к напряжённым поискам нового, в науке появились бы нескончаемые повторы пройдённого и в конечном счёте было бы подорвано её основное уровень качества — всегда генерировать рост нового знания, выходя за рамки привычных и уже известных представлений о мире.

Само собой разумеется, требование плагиата и недопустимости фальсификаций выступает как необычная презумпция науки, которая в реальности может нарушаться. В разных научных сообществах может устанавливаться разная жёсткость санкций за нарушение этических правил науки. Разглядим один пример из судьбы современной науки, что может служить образцом непримиримости сообщества к нарушениям этих правил.

В середине 70-х века и годов в среде биохимиков и нейрофизиологов громкую известность купило так именуемое дело Галлиса, молодого и подающего надежды биохимика, что в первой половине семидесятых годов прошлого века трудился над проблемой внутримозговых морфинов. Им была выдвинута уникальная догадка о том, что морфины растительного происхождения и внутримозговые морфины одинаково воздействуют на нервную ткань. Галлис совершил серию трудоёмких опытов, но не смог убедительно подтвердить эту догадку, не смотря на то, что косвенные эти свидетельствовали о её перспективности. Опасаясь, что другие исследователи его обгонят и сделают это открытие, Галлис решился на фальсификацию. Он опубликовал вымышленные эти опытов, якобы подтверждающие догадку.

«Открытие» Галлиса позвало громадной интерес в сообществе нейрофизиологов и биохимиков. Но его результаты никто не смог подтвердить, воспроизводя опыты по опубликованной им методике. Тогда молодому и уже ставшему известным учёному было предложено публично совершить опыты на особом симпозиуме во второй половине 70-ых годов двадцатого века в Мюнхене, под наблюдением собственных сотрудников. Галлис в итоге должен был сознаться в фальсификации. Сообщество учёных отреагировало на это признание твёрдым бойкотом. Коллеги Галлиса перестали поддерживать с ним научные контакты, все его соавторы публично отказались от совместных с ним статей, и в итоге Галлис опубликовал письмо, в котором он извинился перед сотрудниками и объявил, что прекращает занятия наукой 9.

В совершенстве научное сообщество в любой момент должно отторгать исследователей, уличённых в умышленном плагиате либо преднамеренной фальсификации научных результатов в угоду каким-либо житейским благам. К этому идеалу ближе всего стоят естествоиспытателей и сообщества математиков, но у гуманитариев, к примеру, потому, что они испытывают намного большее давление идеологических и политических структур, санкции к исследователям, отклоняющимся от совершенств научной честности, существенно смягчены.

Показательно, что для обыденного сознания соблюдение главных установок научного этоса совсем не обязательно, а подчас кроме того и нежелательно. Человеку, поведавшему политический анекдот в незнакомой компании, не обязательно ссылаться на источник информации, в особенности если он живёт в тоталитарном обществе.

В обыденной жизни люди обмениваются самыми разными знаниями, делятся житейским опытом, но ссылки на автора этого опыта в большинстве обстановок легко неосуществимы, потому что данный опыт неизвестен и довольно часто транслируется в культуре столетиями.

Наличие своеобразных для целей и науки норм познавательной деятельности, и методов и специфических средств, снабжающих постижение все новых объектов, требует целенаправленного формирования учёных-экспертов. Эта потребность ведет к появлению «отвлечённой составляющей науки» — особенных учреждений и организаций, снабжающих подготовку научных кадров.

В ходе таковой подготовки будущие исследователи должны усвоить не только особые знания, методы и приёмы научной работы, но и главные ценностные ориентиры науки, её принципы и этические нормы. Итак, при выяснении природы научного познания возможно выделить совокупность отличительных показателей науки, среди которых главными являются:

  • установка на изучение законов преобразования объектов и реализующая объективность установку и эту предметность научного знания;
  • выход науки за рамки предметных обыдённого опыта и структур производства и изучение ей объектов довольно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения (научные знания постоянно относятся к широкому классу практических обстановок настоящего и будущего, что ни при каких обстоятельствах заблаговременно не задан).

Все остальные нужные показатели, отличающие науку от вторых форм познавательной деятельности, смогут быть представлены как зависящие от указанных основных черт и обусловленные ими.

ГЕНЕЗИС НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Характеристики развитых форм научного познания во многом намечают пути, на которых направляться искать решение проблемы генезиса теоретического знания как феномена культуры.

ПРЕДНАУКА И РАЗВИТАЯ НАУКА

В развития науки и истории формирования возможно выделить две стадии, каковые соответствуют двум разным способам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности.

Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая — науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает в основном те вещи и методы их трансформации, с которыми человек многократно сталкивался в обыдённом опыте и производстве. Он стремился выстроить модели таких трансформаций для того, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой и нужной предпосылкой для этого было изучение вещей, их отношений и свойств, выделенных самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме совершенных объектов, которыми мышление начинало оперировать как своеобразными предметами, замещающими объекты настоящего мира 10. Эта деятельность мышления формировалась на базе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов.

Соединяя совершенные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путём схему тех трансформаций предметов, каковые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эры. Так, к примеру, разбирая вычитания целых и древнеегипетские таблицы сложения чисел, нетрудно установить, что представленные в них знания образуют в собственном содержании обычную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями.

В таблицах сложения любой из настоящих предметов (это смогут быть животные, собираемые в стадо, камни, складываемые для постройки, и без того потом) замещался совершенным объектом «единица», что фиксировался знаком I (вертикальная черта). Комплект предметов изображался тут как совокупность единиц (для «десятков», «сотен», «тысяч» и без того потом в египетской математике существовали собственные символы, фиксирующие соответствующие совершенные объекты). Оперирование предметами, объединяемыми в совокупность (сложение), и отделяемыми от совокупности предметов либо их групп (вычитание) изображалось в правилах действия над «единицами», «десятками», «сотнями» и без того потом. Прибавление, допустим, к пяти единицам трёх единиц производилось следующим образом: изображался символ III (число «три»), после этого под ним писалось ещё пять вертикальных черточек IIIII (число «пять»), а после этого все эти черточки переносились в одну строчок, расположенную под двумя первыми. В следствии получалось восемь черточек, обозначающих соответствующее число. Эти операции воспроизводили процедуры образования совокупностей предметов в настоящей практике (настоящее расчленение и практическое образование предметных совокупностей было основано на процедуре добавления одних единичных предметов к вторым).

Применяя для того чтобы типа знания, возможно было предвидеть результаты преобразования предметов, характерные для разных практических обстановок, которые связаны с объединением предметов в некую совокупность. акую же сообщение с практикой возможно найти в первых знаниях, относящихся к геометрии. Геометрия (грен», гео» — почва, «метрия» — измерение) в самом первичном смысле термина обнаруживает сообщение с практикой измерения земельных участков. Древние греки заимствовали первичные геометрические знания у вавилонян и древних египтян.

Земледельческая цивилизация Древнего Египта основывалась на возделывании плодородных земель в равнине Нила. Наделы земли, которыми обладали разные сельские общины, имели собственные границы. При разливах Нила эти границы заносились речным илом. Их восстановление было серьёзной задачей, которую решали особенные чиновникови. Очертания участков и их размеры изображались в чертежах на папирусе. Такие чертежи были моделями земельных участков, и по ним восстанавливались их границы.

Не считая восстановления границ земельных участков существовали практические потребности вычисления их площадей. Это породило новый класс задач, ответ которых потребовало оперирования с чертежами. В этом ходе были выделены главные фигуры — треугольник, прямоугольник, трапеция, круг, через комбинации которых возможно было изображать площади земельных участков сложной конфигурации.

В египетской математике были отысканы методы вычисления площадей главных фигур , и эти знания стали применяться не только при измерении земельных участков, но и при ответе вторых практических задач, в частности при постройке разных сооружений. Операции с фигурами на чертежах, которые связаны с преобразованиями и построением этих фигур, осуществлялись посредством двух линейки и — основных инструментов циркуля. Данный метод до сих пор есть фундаментальным в геометрии. Характерно, что он выступает в качестве схемы настоящих практических операций.

Измерение земельных участков, и плоскостей и сторон создаваемых сооружений в строительных работах осуществлялось посредством туго натянутой мерной веревки с узлами, обозначающими единицу длины (линейка), и мерной веревки, один финиш которой закреплялся колышком, а стержень (колышек) на втором её финише прочерчивал дуги (циркуль). Перенесённые на действия с чертежами, эти операции предстали как построения фигур посредством линейки и циркуля.

Метод построения знаний путём схематизации и абстрагирования предметных взаимоотношений наличной практики снабжал предсказание её результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира. Но по практики развития и меря познания наровне с отмеченным методом в науке формируется новый метод построения знаний. Он знаменует переход к фактически научному изучению предметных связей мира.

В случае, если на этапе преднауки как первичные совершенные объекты, так и их отношения (соответственно, смыслы главных правила оперирования и терминов языка с ними) выводились из практики и только после этого в созданной совокупности знания (языка) формировались новые совершенные объекты, то сейчас познание делаем следующий ход. Оно начинает строить фундамент новой совокупности знания как бы «сверху» по отношению к настоящей практике и только затем, путём последовательности опосредований, контролирует созданные из совершенных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.

При таком способе исходные совершенные объекты не черпаются уже из практики, а заимствуются из ранее сложившихся совокупностей знания (языка) и используются в качестве стройматериала при формировании новых знаний. Эти объекты погружаются в особенную «сетку взаимоотношений», структуру, которая заимствуется из второй области знания, где она предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных совершенных объектов с новой «сеткой взаимоотношений» способно породить новую совокупность знаний, в рамках которой смогут отыскать отображение значительные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое либо косвенное обоснование данной совокупности практикой превращает её в точное знание.

В развитой науке таковой метод изучения видится практически на каждом шагу. Так, к примеру, по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как довольно независимые математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается фактически математическое изучение, на протяжении которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые совершенные объекты. Используя, к примеру, операцию вычитания к любым парам положительных чисел, возможно было взять отрицательные числа (при вычитании из меньшего числа большего). Открыв для себя класс отрицательных чисел, математика делает следующий ход. Она распространяет на них все те операции, каковые были приняты для положительных чисел, и таким путём создаёт новое знание, характеризующее ранее не изученные структуры действительности. В будущем происходит новое расширение класса чисел: использование операции извлечения корня к отрицательным числам формирует новую абстракцию — «мнимое число». И на данный класс совершенных объектов снова распространяются все те операции, каковые использовались к натуральным числам.

Обрисованный метод построения знаний утверждается не только в математике. За ней он распространяется на сферу естественных наук. В естествознании он известен как способ выдвижения гипотетических моделей с их последующим обоснованием опытом.

Благодаря новому способу построения знаний наука приобретает возможность не только изучить те предметные связи, каковые смогут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать трансформации объектов, каковые в принципе имела возможность бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле. В ней наровне с зависимостями и эмпирическими правилами (каковые знала и преднаука) формируется особенный тип знания — теория, разрешающая взять эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Изменяется и категориальный статус знаний — они смогут соотноситься уже не только с осуществлённым опытом, но и с как следует другой практикой будущего, а исходя из этого строятся в категориях вероятного и нужного.

Знания уже не формулируются лишь как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах действительности «самой по себе», и на их базе вырабатывается рецептура будущего практического трансформации объектов.

Потому, что научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, каковые не смогут быть распознаны в производственной деятельности и обыдённой практике, оно уже не имеет возможности развиваться, опираясь лишь на эти формы практики. Появляется потребность в особенной форме практики, которая обслуживает развивающееся естествознание. Таковой формой практики делается научный опыт. Потому, что демаркация между преднаукой и наукой связана с новым методом порождения знаний, неприятность генезиса науки предстает как неприятность предпосылок фактически научного метода изучения. Эти предпосылки складываются в культуре в виде определённых установок мышления, разрешающих появиться научному способу. Их формирование результат долгого развития цивилизации.

Культуры многих классических обществ (Старой Индии, Старого Китая, Вавилона и Египта) не создавали таких предпосылок. Не смотря на то, что в них появилось множество конкретных видов рецептур решения и научного знания задач, все рецептуры и эти знания не выходили за рамки преднауки.

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями цивилизации и развития культуры. Во-первых, с трансформациями в культуре древнего мира, каковые обеспечили использование научного способа в математике и вывели её на уровень исследования, во-вторых, с трансформациями в европейской культуре, случившимися в эпоху ренесанса и перехода к Новому времени, в то время, когда фактически научный метод мышления стал достоянием естествознания (главным процессом тут принято вычислять становление опыта как способа изучения природы, соединение математического способа с опытом и формирование теоретического естествознания).

Нетрудно заметить, что речь заходит о тех мутациях в культуре, каковые снабжали в конечном счете становление техногенной цивилизации. Развитая наука утвердилась конкретно в данной линии цивилизационного развития, но исторический путь к ней не был несложным и прямолинейным. пробы развёртывания и Отдельные предпосылки научного способа много раз осуществлялись в различных культурах. Кое-какие из них сходу попадали в поток культурной трансляции, другие же как бы отодвигались на периферию, а после этого снова приобретали второе дыхание, как это произошло, к примеру, с многими идеями Античности, воссозданными в эру Ренессанса.

Для перехода к фактически научной стадии нужен был особенный метод мышления (видения мира), что допускал бы взор на существующие обстановки бытия, включая ситуации деятельности и социального общения, как на одно из вероятных проявлений сущности (законов) мира, которая способна реализоваться в разных формах, а также очень хороших от уже осуществившихся. Таковой метод мышления не имел возможности утвердиться, к примеру, в культуре кастовых и деспотических обществ Востока эры первых городских цивилизаций (где начиналась преднаука).

Доминирование в культурах этих обществ канонизированных традиций и стилей мышления, ориентированных в первую очередь на воспроизведение существующих способов и форм деятельности, накладывало важные ограничения на прогностические возможности познания, мешая ему выйти за рамки сложившихся стереотипов социального опыта. Полученные тут знания о закономерных связях мира, в большинстве случаев, сращивались с представлениями об их прошедшей (традиция) или сегодняшней практической реализации. Зачатки научных знаний вырабатывались и излагались в восточных культурах в большинстве случаев как предписания для практики и не получили ещё статуса знаний о естественных процессах, развёртывающихся в соответствии с объективными законами 11.

Наука как вид познания Сюжет 2 1 Читает профессор Владимир Сабиров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: