Фактически китайцы (хань). Китай — широкий историко-этнографический регион. Народы, чьи языки входят в китайско-тибетскую семью, живут в одном стране — Китайской Народной Республике. KНР — многонациональная страна. Ученые выделяют тут 56 народов. Фактически китайцы — их самоназвание хань— составляют 93,5% от общей численности населения. Это самый бессчётный народ не только в Китае, но и во всем мире. В Китае нет ни одной провинции либо независимого района, где бы ханьцы не составляли большинства. По культуре ханьцам весьма близки дунгане, которых отличает религиозная принадлежность: они исповедуют ислам. Этнологи выделяют
пара больших историко-культурных (либо этнографических) регионов, население которых имеет собственные региональные языко-культурные особенности и выя. Эти особенности выяснены историей заселения ханьцами разных территорий КНР.
Две тысячи лет Китай был и остается самой населеной, страной земного шара. Эксперты считают, что уже к началу отечественной эры численностьнаселения Китая приближалось к 90 млн. человек. Сейчас численность ханьцев в Китае, не считая китайцев, живущих в других государствах, образовывает более 1 млрд. человек. Стремительный рост численности населения КНР формирует довольно много сложностей для жителей и правительства страны. Население распределено по территории КНР весьма неравномерно. На 1/10 части территории страны сосредоточено 80% его обитателей. Местами, к примеру, на Великой Китайской равнине и на юго-востоке страны, плотность расселения достигает 700 человек на 1 кв. км. Наряду с этим нужно не забывать, что Китай — «деревенская» страна: городское население не превышает пятой части от общего числа ее обитателей. По большому счету распределение применяемых земельных угодий в Китае очень примечательно. Пашня занимает 1/10, пастбища – 1/8 и лес — 1/3 часть территории страны. Самый «распаханная» часть КНР — Великая равнина. Всего на востоке Китая сосредоточено 9/10 пахотных земель.
Основная отличительная изюминка китайского земледелия — тщательная обработка земли и селек-
ционная работа по выведению самые продуктивных сортов растений. Крестьянин-китаец приобретает с земельного надела максимальный урожай.
В китайском земледелии исстари весьма значительную часть составлял чисто ручной труд — обработка почвы посредством мотыги или других ручных орудий. Главным занятием населения Китая всегда было плужное земледелие. Оно было либо богарным (неполивным) либо орошаемым. Поливное земледелие потребовало больших затрат труда. Нужно было подвести воду к полям при помощи разных по размерам каналов. Самый большой в Китае канал именуется Великим. Он сооружен в восточной части страны и протянулся на 1700 км. Строили его практически 600 лет. Каналы употребляются не только для орошения полей, но и для перевозки грузов на разных судах.
Самой распространенной сельскохозяйственной культурой Китая есть рис. Китайские крестьяне вывели множество сортов этого злака. Он дает по два, Второй по значению злак — озимая пшеница. Она кроме этого образовывает заметную долю в продуктовом обеспечении. Громадное место в сельском хозяйстве китайцев занимают садоводство и овощеводство.
Животноводство в сельском хозяйстве ханьцев традиционно занимает не столь серьёзное место, как земледелие. Разводят крупный скот в качестве тягловой силы для вспашки полей. Главный рабочий и мясо-молочный скот ханьцы приобретают из северных районов КНР, где живут монголы, уйгуры, другие народы и казахи, занимающиеся кочевым (подвижным) скотоводством. В большой мере уханьцев развито свиноводство. Они вывели весьма продуктивные породы евиной, каковые употреблялись в селекционной работе и европейцами.
Серьёзное место в рационе ханьцев занимают «подарки моря». В Китае издревле развивалось рыболовство — как морское, так и речное. Не считая рыбы в пищу применяют разных моллюсков, морских ежей, трепангов и т. д. По уровню развития рыболовства КНР занимает третье место в мире. В недалеком прошлом очень заметную долю в уловах рыбы давало рыболовство в территориальных водах (реки, оросительные каналы). на данный момент, в связи с загрязнением вод, уловы сократились.
Китайские крестьяне задолго до европейских ученых осознали опасность уничтожения лесов на Земле. Они в далеком прошлом стали сажать рукотворные леса. Ими выведены особые породы деревьев, владеющие нужными особенностями, — сосна Массиона и обширно культивируемое хвойное дерево кунингамия. Последнее растет весьма скоро и уже через 25 — 30 лет по окончании посадки достигает зрелости. Древесина этих пород весьма прочна и продолжительно не поддается гниению. Она идет на постройку судов, производство ЖД шпал, возведение жилищ. И однако лесные посадки не выручают страну от сведения лесов.
Многовековую историю имеет китайское ремесло. Оно в большой мере выразило эту старейшую цивилизацию. Китайцы самостоятельно открыли секрет изготовления керамики, выплавки меди, железа и бронзы. Китайским ремесленникам в собственности заслуга создания таких нужных миру вещей, как бумага, шелк, фарфор, порох и компас.
Первые сведения о бумаге относятся ко II в. н. э. По китайской версии, ее изобрел Чай Лунь. Первая бумага изготавливалась из коры луба и стеблей (бамбука) тутового дерева.
Тутовое дерево (шелковица) сыграло наиболее значимую роль и в второй области людской деятельности — шелководстве. Свидетельства о шелковых тканях относятся в Китае к III тыс. до н. э. Тутовый шелкопряд, из коконов которого приобретают шелковую нить, питается страницами шелковицы. Китайцы продолжительно хранили секрет выделки шелковых нитей и не разрешали вывозить из
страны коконы. Шелковые ткани в государства Европы и Азии из Китая доставляли по Великому шелковому пути караванами верблюдов. Собственный значение данный караванный путь сохранял до XIV в., т. е. до развития регулярного мореходства.
Китай обогатил человечество кроме этого таким производством, как выделка фарфоровой посуды. Точные сведения о производстве фарфора относятся к VI— VII вв. н. э. Он, как и шелк, имел громадное значение в экспортной торговле китайского страны. Особенно славился, а на данный момент ценится китайский фарфор X— XIII вв. с красной глазурью (покрытием). С XVII в. фарфоровые сосуды стали украшаться полихромной (многоцветной) росписью.
Глобальную известность взял изобретенный китайцами метод покрывать разные изделия лаком. Хороший китайский лак изготавливается из ядовитой древесной смолы. Лаки окрашивали в разные, цвета золотым порошком и минеральными красками. Покрытые несколькими слоями лака вещи влаго-устойчипы, прочны и весьма прекрасны. До наших дней дошли красивые образцы лаковых изделий, изготовленных еще в III в. до н. э. Техника лакового покрытия многообразна. Ремесленники обучились наращивать на вещах толстые слои лака и затем наносили на изделия красивые объемные резные узоры.
В Китае был изобретен порох, что употреблялся в мирных целях — для того чтобы изготовить хлопушки фейерверков.
Большой уровень ремесленного производства отыскал собственный выражение и в строительном деле. Весьма разнообразно и рационально устроено хорошее жилище ханьцев. планировка и Конструкция домов зависит от природных условий. На северо-западе, к примеру в Синьцзян-Уйгурском независимом районе, дома строятся бескаркасные, из сырцового кирпича. 11 цеп тральных и восточных районах КНР ханьцы строят собственные жилища на высокой утрамбованной неестественной платформе. Базу дома образовывает прочный древесный каркас. Промежутки между балками закладывают кирпичом. Вход в большинстве случаев делается с
юга, крышу чаще покрывают черепицей. Национальная изюминка китайского дома. — кан. Это занимающее не меньше трети площади дома возвышение (высотой до 60см), в которого проложен зигзагообразный дымоход. Топка находится в одном углу кана, а вытяжная труба — в противоположном по диагонали углу. Проходя по дымоходу, тёплый дым обогревает кан. На кане проходит вся домашняя судьба хозяев: тут дремлют, трудятся, едят, принимают гостей.
Строительное мастерство в Китае достигло необычного совершенства. Гражданские и культовые строения отличаются изяществом форм — величественные дворцы и многочисленные пагоды знати поражают воображение. К примеру, в скальном храме Луньмэн (среднее течение р. Хуанхэ) высечено около 100 тыс. статуй и барельефов. О опытном умении мастеров Китая свидетельствует и «металлическая» пагода, выстроенная в 967 г. и имеющая высоту 56 м. Собственный наименование она получила от «металлического» цвета изразцов, использованных для ее облицовки.
Одним из чудес света возможно назвать Великую Китайскую стенке. Ее протяженность— более 4 тыс. км. Начало строительства стенки относят к IV—III вв. до н. э., а окончание — к III в. н. э. Стенки, имеющая ширину, достаточную для проезда колесницы, была красивой дорогой для переброски армий в военное время. Она неоднократно выручала Китай от набегов кочевников с севера.
Китайцы отлично знали собственных соседей. Сведения о географических картах в Китае относятся к VII в. н. э. До наших дней сохранились сопредельных территорий и карты Китая XI в. Китайские математики вычислили число «пи» — отношение длины окружности к диаметру (3,14). Обширно известны успехи классической китайской медицины: китайцы знали методы борьбы со многими инфекционными и иными заболеваниями.
Иероглифическая письменность в Китае известна уже со II тыс. до н. э. Иероглиф «рисует» слово и передает его суть, но только примерно и не всегда дает его звучание. В китайском языке существует довольно много диалектов, очень сильно различающихся по фонетике, а
иногда и по грамматике. Устная обращение китайцев хань — обитателей северных провинций Китая непонятна ханьцам юга страны. Лишь иероглифическая письменность может сохранить некую форму языковой общности. В стране уже давно делаются попытки упростить иероглифическую письменность, что должно содействовать созданию единого китайского языка. Неспециализированным для всей КНР и везде осознаваемым в публичной и национальной судьбе на данный момент есть язык путунхуа. В его основе лежит столичный (пекинский) диалект. Письменность путунхуа, если сравнивать с классической иероглификой, существенно упрощена. Это официальный официальный язык, на котором ведется преподавание, которым пользуются в армии, в сложных производствах. И однако языковое единство Китая в паши дни сохраняется по большей части благодаря иероглифической письменности. Неприятность языкового единства — одна из наиболее значимых в Китае.
Весьма необычна религиозная обстановка в Китае. Уже в VI в. до н. э. в Китае сложились две философские совокупности, понемногу превратившиеся в религии. Появившись практически в один момент, они более либо
менее мирно развивались в течение двух с половиной тысяч лет. Это даосизм и конфуцианство. Первое из этих двух учений создано Конфуцием (Кун Фуцзы, около 551 — 449гг. до н.э.). Оно по большей части определяет морально-этические порядки в национальном обустройстве. Учение Конфуция изложено его учениками в книге «Лунь юй». База конфуцианства: власть правителя священна; разделение людей на высших и низших — общий закон справедливости. Любой человек обязан функционировать в обществе в соответствии с занимаемой должностью. По Конфуцию, руководить свидетельствует ставить каждого на «собственный место», т. е. человек обязан заниматься лишь тем делом, к которому он рекомендован. Продвижение в публичной судьбе допустимо лишь методом постижения науки и нравственного совершенствования.
Второе учение—даосизм. Его создателем считается Лао Цзы (настоящее имя Ли Эр, IV—III вв. до н. э.). Оно в большей мере касается философии и норм супружеской жизни и ее устройства. Приверженцы этого учения проповедовали сближение с природой. Цель позднейших даосистов — достижение долголетия посредством особенного режима питания, физических упражнений и т. п.
Лао Цзы изображался в виде старца, сидящего на быке. Легенды об основателе даосизма говорят о Лао Цзы как о главе всех бессмертных. Самый полно учение даосизма изложено в «Книге о добродетели и пути». Среди последователей даосизма бытует предание о том, что Лао Цзы есть отцом Будды. Быть может, что данный сюжет навеян сходством догматов (главных буддизма вероучения) и положений даосизма.
В первые века отечественной эры в Китае распространился буддизм, а в VIII в. появляются первые проповедники ислама. Позднее, в Средние века, в Китай попадают христианские миссионеры. Все канонизированные религиозные учения существуют в Китае и по сей день.
На формирование даосизма и конфуцианства большое влияние оказали древние верования ханьцев. Конфуцию, к примеру, приписывают авторство Шицзин — Книги песен — одного из старейших сборников народных обрядовых песен.
Громадное значение, в особенности в сельской местности, имеет обширно распространенный культ предков.
По окончании победы народной революции в образования и Китай КНР (1949) прошло более полувека. Жизнь внесла собственные коррективы в традиции китайского общества. Изменилась экономика Китая: страна скоро входит в число индустриальных стран мира. Но и в этих условиях население самой многолюдной страны с уважением относится к своим традициям.
Обрядовые фольклорные песенно-плясовые представления со временем трансформировались в опытные театральные жанры — музыкальные драмы с участием опытных актеров. Такие труппы известны в Китае с предела I и II тыс. н.э. Хорошие формы китайской музыкальной драмы сложились в XIV в. Совсем опытный театр оформился в XIX в. на данный момент он известен как «Пекинская опера».
не меньше долгую историю имеет художественная литература. Поэтические жанры развивались в ней активнее прозы. Отцом китайской опытной поэзии считается Цюй Юань, живший в III в. до н. э. Одним из старейших монументов китайской литера-куры являются произведения, посвященные «Восьми посмертным мудрецам». В законченном виде их биографии сформировались в XIII—XIV вв. н. э. Большого развития достигла современная опытная культура.
Народы тибето-бирманской языковой группы. На языках данной группы говорят пара народов, расселенных в юго-западных провинциях КНР. самые крупные — тибетцы (4,5 млн. человек) и ицзу (5 млн. человек). Тибетцы живут на широких пространствах тибетского высокогорья. Они занимаются по большей части горным земледелием и козоводством (в равнинах), разводит яков. Летом стада пасутся высоко в горах, а на зиму (пускаются в равнины. Яки — единственные животные, отлично приспособившиеся к жёстким условиям высокогорья. Они дают тибетцам молоко, мясо, шерсть, кожу. кожа и Шерсть идут на изготовление
одежды, ковров, летних жилищ-шатров. В маленьких количествах тибетцы разводят лошадей и коров.
До образования КНР (1949) Тибет был полусамостоятельным религиозным (чисто церковным) страной во главе с Далай-ламой. Резиденция Далай-ламы пребывала в г. Лхасе, расположенном на юге Тибета. Он не только руководил буддийской церковью Тибета, но и возглавлял национальное управление страной. Сейчас Тибет есть неотъемлемым элементом КНР, а за Далай-ламой согласится право управления буддийской церковью Тибета. Современный Далай-лама в 1959 г. эмигрировал в Индию и имеет резиденцию в этом государстве.
Юго-западная часть КНР поражает этническим разнообразием. Тут живёт множество народов, стоящих на различных уровнях развития экономики. Их. языки относятся к различным лингвистическим группам. самый крупный из них — народ ицзу, живущий на границе КНР и Мьянмы (Бирмы). У народов, населяющих эту часть КНР, гармонично сочетаются плужное и мотыжное земледелие. Ицзу занимаются сельским хозяйством и кроме этого известны развитым ремеслом, к примеру, кузнечным. Дамы ицзу — искусные вышивальщицы.
Народы тайской языковой семьи. Восточнее ицзу, на границе с Вьетнамом, живет несколько народов, говорящих на языках тайской семьи. Всего их около 21 млн. человек. самый крупный из них носит имя чжуан (более 15 млн.). Чжуаны ремесленники и умелые земледельцы. Они славятся обработкой металлов, выделкой фарфора, шелковых тканей. Другие народы юго-запада КНР не столь бессчётны, но воображают интерес для этнологов, поскольку сохранили в быту довольно много линия классического уклада судьбы.
японцы и япония
Япония — островное государство, расположенное на четырех больших островах — Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку — и около 40 тыс. маленьких и очень небольших (многие из них не заселены).
Согласно данным археологии, люди пробрались на Японские острова достаточно рано, но самый изученные археологические монументы, уже которые содержат керамику, относятся к относительно недавнему времени — приблизительно 10 тыс. лет назад. Нельзя исключать, что их покинули предки айнов — народа, живущего на данный момент на севере острова Хоккайдо. Их около 16 тыс. человек, и к нашему времени они уже потеряли собственную самобытную культуру. Изучение хорошей культуры айнов продемонстрировало, что их далекие предки были связаны с более южными регионами Восточной и Юго-Восточной Азии. Во II тыс. до н. э. юг Японских островов заселили люди, сказавшие на языках австронезийской группы. Носители фактически древнеяпонского языка переселились на Японские острова из Кореи в V в. до п. э.
Современная Япония — однонациональная страна. Около 99% ее населения— японцы. Среди них выделяют пара этнографических групп, некогда имевших собственные культурные изюминки. В значительной степени их сохранила одна из таких групп на островах Рюкко.
Языковая обстановка в Японии весьма сложна: в стране существует три множество и больших группы диалектов говоров. Любой японец в большинстве случаев знает по крайней мере два разговорных языка: во-первых, национальный и литературный язык, которым обладают фактически все японцы, и, во-вторых, собственный местный диалект. Сложность в общении пребывает в том, что диалекты весьма различаются фонетически.
Писменность японского языка основана на китайской иерилоглифике. Чтение японских текстов — сверхсложное дело. Созданная в X в. слоговая азбука (из 50 знаков) употребляется по большей части для записи падежных
окончаний, послелогов и иных грамматических показателей.
Классическим хозяйственным занятием японцев есть пашенное земледелие. В Средние века в связи с разделением земельных участков на небольшие участки и обнищанием крестьян возродилось мотыжное земледелие. В классическом сельском хозяйстве японцев довольно много операций выполняется вручную.
Громадное место в жизнеобеспечении хорошего японского общества занимает рыболовство. Тут кроме того сложился особенный хозяйственно-культурный тип прибрежных собирателей и рыболовов. Наряду с этим рыбаки всегда были одной из беднейших групп населения. Как и в Корее, в Японии существует женская профессия ныряльщиц за глубоководными моллюсками. С давних пор сохранился метод ловли рыбы посредством дрессированных бакланов. На шею птице надевают кольцо, не разрешающее пойманной ею рыбе проскочить дальше шейного мешка, откуда ее и добывает хозяин птицы. на данный момент это скорее зрелище для туристов, нежели практический метод ловли.
Материальная культура. Больше всего своеобразия сохранила пища японцев. В ней выделяют две части: 1) сюсёку— «основную пищу», — складывающуюся из риса либо каких-нибудь вторых лапши и круп, и 2) фукусс-ку— «дополнительную пищу», — куда входят разные рыбные, овощные и мясные приправы. Мяса японцы употребляют весьма мало. В прошлом, подобно китайцам, они кроме того не доили коров и не выпивали молока.
Классическое сельское жилище японцев — одноэтажный каркасный дом с раздвижными стенками и полом, покрытым соломенными циновками татами, — и Сейчас остается без каких-либо значительных трансформаций.
Много пришедшего из прошедшей культуры сохранилось в домашнем костюме японцев. В случае, если в качестве рабочей одежды ими употребляются европейский костюм и современные спецовки, то дома японцы предпочитают носить кимоно (прямокройный халат). По по-
крою мужские и женские кимоно однообразны. В мужском варианте только рукава существенно меньше.
Особенности социального быта. В современных социальных структурах японского общества сохранилось много изюминок от прошлых эр. С того времени как предводитель мелкопоместного служилого дворянства самураев— Минамото Ритомо заявил себя ( пупом главным правителем (XII в.), самураи игрались очень заметную роль в политике Японии. Был создан кодекс рыцарской чести «Бусидо» («Путь солдата»), регламентировавший поведение самураев, а также обряд суицида (харакири).
В значительной степени моральные устои общества по традиции подчинены идее исключительности японского характера. Патриархальные отношения, т. е. полное подчинение всех участников семьи воле главы семьи, остаются господствующими. Приниженное, неравноправное положение дамы проявляется и на национальном уровне. За равный с другом труд дама приобретает меньшее вознаграждение.
Практически сохраняется деление японского общества на касты. Униженное, неполноправное положение в обществе занимает каста буракумин, либо эта. К ней в Японии в собственности около 3 млн. человек. Они живут в особенных поселках (числом до 600). Буракумины – люди так называемых “подлых профессий” – мусорщики, кожевники, скоморохи и т. п. Официально они равноправны с остальными японцами, но на практике их дискриминация сохраняется.
Браки между буракуминами и остальными японцами осуждаются обществом. Буракуминам значительно тяжелее, чем иным представителям японского общества, взять образование. Доступ к высококвалифицированному труду в наше время, в то время, когда все производство основано на высоких разработках, для них фактически закрыт.
Потребности современного хозяйства воздействуют на формирование совокупности образования. В Японии непременно девятилетнее среднее образование.
Верования. Не совсем проста и религиозная ситуация в стране, где в один момент сосуществуют две религии. Первая из них — синтоизм (синто по-японски — «путь всевышних») — поклонение солнечной богине Аматэрасу и почитание ее «потомков» — участников императорской фамилии. До конца Второй мировой синтоизм считался национальной религией, правильнее — идеологией, необходимой для всех японцев (наряду с этим принадлежность человека к второй религии не имела значения). Вторая религия, имеющая довольно много последователей, — буддизм. В бытовой, повседневной практике эти религии мирно «поделили» между собой сферы влияния. Буддизм «ведает» похоронной обрядностью, а синтоизм — повседневной религиозной практикой японцев, многие из которых являются стихийными атеистами.
Сейчас в Японии весьма сложным образом переплелись новейшие технологии, выдвинувшие страну в число ведущих промышленных держав мира, и консервативный, уходящий корнями в прошлое домашний быт. Современный японец направляться двойному стандарту поведения: на производстве это, так сообщить, «современность», в быту— «традиция». Это характерно не только для японцев, живущих в Стране восходящего солнца (как время от времени именуют Японию), но и для их земляков — этнических японцев, осевших в других государствах мира. Действительно, в последнем случае классические черты в большей мере уступают новшествам.
НАСЕЛЕНИЕ КОРЕИ
Корейцы (68 млн. человек) — один из старейших пародов Евразийского континента. Они живут на Корейском полуострове — территории, входящей в число самых многолюдных районов земного шара (средняя плотность населения около 250 человек на км2). Многие корейцы в отыскивании лучшей доли в различное время покинули собственную страну. на данный момент за пределами Кореи живут более 4 млн. корейцев.
Люди показались на Корейском полуострове в глубокой древности — в раннем палеолите. По археологическим данным как мы знаем, что еще за тысячу лет до пашей эры предки корейцев знали скотоводство и земледелие, в частности разводили лошадей. Уже в VII— II вв. до н. э. на территории Кореи сложилось рабовла-делвческое государство. Консолидация (объединение) разрозненных древнекорейских племен в народность завершилась к VII в. н. э. Возможно, с этого времени возможно сказать о едином корейском языке. До недавнего времени язык корейцев считался изолированным, т. е. не входящим ни в одну из языковых семей, но последними изучениями лингвистов распознаны свидетельства родства корейского языка с языками алтайской семьи. В VII в. н.э. показалась корейская совокупность письменности— иду. В ней употреблялись китайские иероглифы. В XV в. н. э. было создано корейское фонетическое письмо. Его алфавит первоначально складывался из двадцати букв, в наши дни их количество увеличилось до сорока. Иероглифы употребляются как вспомогательный метод письма (в основном в научной литературе). Письменное наследие, написанное на корейском языке, весьма обширно. Корейцы уже в XI в. отлично знали книгопечатание ксилографическим методом.
Классическое хозяйство корейцев — поливное земледелие. Техника обработки земли (с применением крупного скота в качестве тягловой силы и грядковой высадкой рисовой рассады) показывает на тесные хозяйственные связи с Юго-Восточной Азией.
Основной сельскохозяйственной культурой был и остается рис. Население северной части полуострова, где климат более прохладный, в большей мере занимается выращиванием сои, кукурузы и пшеницы.
В сельском хозяйстве корейцев все еще весьма громадна часть применения мускульной силы людей. Первым делом это относится к подаче воды на поля. Водоподъемные колеса приводятся в воздействие людьми; механизмы употребляются ограниченно.
Не считая земледелия, громадное место в хозяйстве корейцев занимает рыболовство, в особенности прибрежное и в устьях громадных рек. Обилие маленьких прибрежных островов формирует хорошие условия для ловли рыбы — как в одиночку, так и маленькими артелями. Среди корейцев существует профессия дам — ныряльщиц за морскими моллюсками, являющимися в корейской кухне деликатесами.
Обитатели гор до недавнего времени занимались в основном собиранием и охотой дикорастущих нужных трав. По большому счету в пищевом рационе корейцев преобладают продукты и растительная пища моря. Корейцы едят довольно много разных соевых приправ, среди их кушаний довольно много острых, приправленных перцем. А вот ни молока, ни молочных продуктов они не употребляют, выпивают мало чая.
Издревле славились изделия корейских ремесленников. В 770 г. н. э. корейские металлурги отлили колокол-гигант для буддийского храма. Его диаметр достигал 2,3 м, а высота — 3м. Корейские мастера освоили методы инкрустации железных изделий камнями-самоцветами и цветной эмалью. Уже в XVI в. в Корее строились боевые суда с корпусом, обшитым бронзовыми страницами. Большого развития достигали ткачество, бумагоделательное производство, гончарство. Высоким качеством владел корейский фарфор, что, но, высоко ценится во всем мире и Сейчас.
Корейцы исстари селились на протяжении рек. Большинство корейских городов находится в устьях рек. Города выросли на местах средневековых крепостей, закрывавших вход в равнины. О высоком мастерстве
корейских строителей свидетельствует оборонительная стенки, закрывающая вход на полуостров. Она была сооружена в X в. против набегов армий народа киданей. Протяженность ее достигала 500 км.
Громадного совершенства достигли корейцы в строительных работах жилищ. Их классические каркасные дома имеют серьёзную изюминку — подогреваемый пол (ондоль.), устроенный по принципу китайского кана. Вся жизнь корейской семьи— сон, прием пищи, разные занятия — проводятся на ондоле. Очаг с котлом для того чтобы и подогрев воды делается раздельно от топки ондоля на кухне. Мебели в корейском доме не довольно много. Необходимой принадлежностью домашнего «оборудования» остаются маленькие легкие столики для еды. Они подаются к трапезе и по ее окончании убираются.
Корейцы исповедуют буддизм, пробравшийся к ним и ч Китая в IV—VII вв. н. э. Не считая буддизма, в стране обширно распространен культ предков, совершающийся по конфуцианской обрядности. В XX в. активизировали собственную деятельность христианские миссионеры.
Оценивая вклад в мировую цивилизацию народов, кпкущих в Центральной и Восточной Азии, направляться ¦ качать, что он весьма велик. Тут сложился хороший от вторых частей ойкумены культурный ареал (региональная цивилизация). С глубокой древности идо XIX в. тут главенствовала китайская культурная традиция, во многом выяснившая культурный вид сопредельных государств. Сильно действие восточно-азиа- тского культурного комплекса и на народы Юго-Восточной и Средней Азии. Влияние населения этого региона па события в мире всегда увеличивается за счет замечательного технологического роста индустрии, демографического потенциала и банковского капитала, составляющего четверть населения планеты. Роль Центральной и Восточной Азии в культурной жизни мира громадна и будет возрастать.
СП. Поляков
Глава 10