Народный танец

Практически у каждого народа имеется собственный, самый характерный для него танец, в котором отразились изюминке его истории и быта.

Народный танец — особенный вид мастерства, где образные картины судьбы воссоздаются человеком посредством перемещений. Ясные перемещения сочетаются в определенном темпе, ритме и размере — так появляется рисунок танца. В мимике и жестах танцор передает собственные эмоции, настроение. Все это оживляет танец, информирует ему определенную окраску.

Танец появился из трудовой судьбы человека. Еще первобытные народы говорили в пляске, как они охотились, ловили рыбу, возделывали почву, сражались с неприятелем, радовались успехам либо переживали горе.

В древности люди танцевали по-различному, кто как мог; любой говорил в танце о том, что случилось конкретно с ним. Позднее показались какие-то неспециализированные перемещения, повторявшиеся всеми участниками танца. Танцоры брались за руки, образуя цепь либо круг. Так появился хоровод — самый старый несложный вид массового народного танца. Выработались разнообразные перемещения — к примеру, в закрытом хороводе шли по кругу, а в открытом—двигались цепочкой либо «улиткой», Хоровод мы отыщем в танцевальной культуре практически всех народов. Его черты возможно заметить в народных танцах различных государств: во французской «фарандоле», германском «дэнгетанце», британском «тренчморе» и в русском танце курских крестьян «танок». Хоровод не известен лишь арабским народам. В то время, когда отечественный ансамбль «Березка» выступал в Ливане и Сирии, то оказалось, что у народов этих государств нет кроме того слова, обозначающего хоровод.

Хороводы различных народов носят четко выраженный национальный темперамент. Вот под напевную русскую песню «Во поле березонька стояла» медлено скользят по кругу девушки с русыми косами в броских сарафанах. Перемещения их фигур и рук, мягкие, широкие, вторят пленительной красоте песенной мелодии.

А вот девичьи хороводные танцы Южной Индии «кумми», исполняемые под неспециализированное пение. Для них свойственны более резкие перемещения, нередкая смена ритмов, то стремительных, то медленных. Смуглые девушки в броских «сари» движутся по кругу, сложив ладони в приветственном жесте. Они изображают в танце и говорят в песне о собственной жизни, о труде, о том, как очищают рис, как растирают пряности между двумя камнями, как несут сосуды с водой.

Хоровод дал начало национальному танцу. Понемногу из группы участников хоровода выделились солисты-танцоры. На базе несложных элементов танца — шагов, притопов, скачков, скольжений — они придумывали и отрабатывали новые, более сложные и ясные перемещения.

От поколения к поколению передавались самые красочные перемещения, каковые определяли своеобразие национального танца. Любой народный танец исполняется его участниками для собственного наслаждения. Выполнение народного танца постоянно содержит элемент творчества, импровизации. В русских хороводах самая любимая форма — перепляс, необычное состязание, в котором любой старается придумать новое «колено» и перещеголять вторых в ловкости и умении.

О характере древних танцев мы определим по раскопкам, росписям на монументах старины, летописям. В восточнославянских могильниках VI в. отысканы серебряные фигуры плясунов, по чьим позам мы можем вернуть кое-какие танцевальные перемещения той далекой поры. А на стенах Софийского собора в Киеве осторожно сохраняются стенные росписи времени Ярослава Умного (XI в.). Один скоморох играется на дуде, второй бьет в бубен, а третий пляшет вприсядку.

Об истоках народного танца нам оказывает помощь кое-что определить и язык. В русском языке германское слово «танец» показалось вместе с ассамблеями Петровского времени. В народе же постоянно бытовало слово «пляска» («плясати»): «Плясать смолоду обучайся, под старость не обучишься», «Девка пляшет, сама себя красит». Бессчётные русские пословицы, поговорки и тексты летописей разрешают заключить , что у древнерусского народа существовало два вида танца: «плясати» и «скакати». В одном, исполняемом в большинстве случаев дамами, плясали медлительно и медлено, а в другом приняли участие лишь приятели. Они скакали скоро и быстро, делая повороты и резкие прыжки. В истории развития культуры вторых народов возможно найти то же самое.

Народный танец теснейшим образом связан с музыкой, он высказывает ее содержание, сообщает ее ритм, композицию. Действительно, кое-какие народные танцы исполняются совсем без сопровождения (к примеру, югославское «немое коло»), но и они имеют определенный ритмический рисунок и подчиняются законам музыки.

Из массового танца выделился танец парный. Исполнители парного танца сами уже не пели, а танцевали под пение зрителей. После этого показалось инструментальное сопровождение. Парный танец у большинства народов в большинстве случаев складывался из двух частей: медленной и плавной вступительной и более живой последней, исполняемой в стремительном темпе, с скачками и прыжками.

Народный парный танец в средние века сильно повлиял на развитие хореографического мастерства в Европе. Кроме того на придворных балах повторяли эту народную форму танца.

В еще более усложненном виде перемещения народного танца были восприняты опытным балетным мастерством (см. ст. «Из истории развития балета»).

Народный танец складывается из несложных чередований, повторений, сопоставлений и контрастов ясных перемещений, сменяющихся то в одном, то в другом ритме. Эти главные перемещения, сочетаясь, образуют «па».

От них и случились практически все «па» хорошего танца. Лучшие образцы народного танцевального творчества являются вечным источником, из которого черпают материал для собственных постановок балетмейстеры.

У некоторых народов с высокоразвитой танцевальной культурой видятся так именуемые хорошие народные танцы, по типу родные к лучшим достижениям балетного мастерства, с выработанной в течение столетий отточенной формой. Такие танцы имеется у армянского народа, у испанцев, у индонезийцев. Примером совершенного народного хорошего танца может служить стиль «Бхарат Натьям», появившийся в Индии довольно много тысячелетий назад. Данный стиль одинаково серьёзное значение придает разработке перемещений рук, корпуса и ног.

Все зарубежные эксперты вычисляют изюминкой русской танцевальной культуры необычайную ясность всего тела танцора и одухотворенность выполнения. Эти драгоценные изюминки народного мастерства были унаследованы и развиты русской и советской балетной школой.

Сохраняя национальную самобытность народного танца, советские балетмейстеры стремятся бросче распознать его дух. На этом основывается деятельность Национального ансамбля народного танца СССР под управлением заслуженый артиста СССР Игоря Александровича Моисеева. Ансамбль был создан в 1937 г. по окончании Всесоюзного фестиваля народного танца — первого громадного смотра отечественной сокровищницы хореографической культуры всех союзных республик.

Один из лучших танцев, исполняемых ансамблем, это белорусская «Бульба». А ведь до революции у белорусского народа, задавленного бесправием и нищетой, не было собственных танцев. Игорь Моисеев, шепетильно изучив сохранившиеся элементы белорусской танцевальной народной музыки и культуры, поставил «Бульбу» — радостный и живой танец в ритме польки, в котором рассказывается о том, как девушки сажают, полют и копают картошку. Моисеев как бы вернул жизнь этому танцу, ставшему броским, образным выражением поэтических чувств и национального характера белорусского народа.

Громадной популярностью, неизменным успехом и любовью в Советском Альянсе и за границей пользуются выступления танцевального ансамбля «Березка». Поражают зрителей своим зажигательным мастерством, мастерством выполнения народных танцев танцевальные группы пляски и Краснознамённого ансамбля песни им. Александрова, хора им. Пятницкого, Воронежского хора и многих пляски и национальных ансамблей песни.

Русский народный танец


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: