Наблюдение — один из главных способов познания природы. В случае, если несложного наблюдения слишком мало, прибегают к опыту — опыту. В сущности, опыт — также наблюдение, но проводится это наблюдение в нарочито поменянных условиях, каковые возможно совершенно верно учесть.
Юные натуралисты стремятся приобретать знания о природе. самые ценные знания они приобретают в следствии опыта и наблюдения. Какими же качествами обязан владеть юный натуралист? В первую очередь он обязан мочь задавать природе вопросы и посредством опыта и наблюдения приобретать от нее же самой ответы.
К примеру, методом наблюдения юный натуралист без особенных затруднений может установить, что на месте цветков образуются плоды, что вырастают они значительно чаще из завязи пестика. Но одним наблюдением нельзя получить ответ на вопрос, по какой причине плоды образуются не из всех цветков. На цветущей вишне огромное количество цветков, а плодов не редкость намного меньше. Дабы от самого растения определить обстоятельство этого явления, нужно поставить соответствующие испытания. Применив неестественное опыление, возможно установить сообщение образования плодов с опылением: плод у вишни образуется лишь в том случае, если цветок опылен.
В то время, когда любопытный человек попадает в лес либо в поле, у него появляется масса вопросов, многократное «по какой причине?». Ответы на них возможно взять различными дорогами: расспросить сведущего человека, прочесть в книге либо выпытать ответ конкретно у самой природы методом опытов и наблюдений.
Результаты наблюдений юных натуралистов смогут быть выражены в наглядных диаграммах. Так, к примеру, смогут быть изображены годовые циклы развития нескольких растений
Природа полна прекрасных тайных. Довольно много таинственного в жизни кроме того самых простых отечественных растений. Вот один из примеров. В последних числах Апреля под Москвой в широколиственных лесах, в то время, когда они голы и безлиственны, зацветают хохлатка, гусиный лук, медуница, чистяк, другие растения и ветреницы, каковые в большинстве случаев именуют «подснежниками».
Обстоятельство зацветания подснежников на первый взгляд думается простой. Наступила весна, в воздухе потеплело, тает снег, обнажается земля — появляются и первые весенние цветы. С каждым днем делается теплее — друг за другом зацветают растения. Не смотря на то, что ответ и верный, но недостаточный. Появляется новый вопрос: по какой причине так скоро зацвели подснежники, а колокольчик, к примеру, еще лишь начинает собственный рост?
В случае, если исходить из того, что цветки образуются, только в то время, когда в растении накоплен некий запас питательных веществ, то раннее зацветание подснежников направляться растолковать тем, что у них уже имеется таковой запас. Вправду, выкопав цветущее растение и с опаской очистив его подземные органы от земли, легко найти у одних толстые корневища, у других луковицы, у третьих клубни. В них отложен запас питательных веществ, накопленный в предшествующее лето. Он идет на образование скоро растущих стеблей, листьев, а после этого уже образуются цветки, плоды и семена.
Не смотря на то, что ответ на появившийся вопрос взят, но на этом загадки о подснежниках не кончаются; появляется новый вопрос: по какой причине подснежники как бы «спешат» цвести? Кое-какие из них, к примеру чистяк, выходят из-под снега уже с бутонами. А в осеннюю пору чистяк только трогается в рост и в таком виде остается на зиму. В феврале под снегом опять пробуждается жизнь этого необычного растения: растет стебель, на нем появляются листья, вырастают бутоны, и, когда растает снег, чистяк зацветает. К началу лета цикл развития чистяка заканчивается, а его клубни вступают в долгий период спокойствия. Так, чистяк начинается в негативное для жизни время и прекращает развитие в самое, казалось бы, лучший результат года.
В случае, если на диаграмме необходимо отразить наблюдения над весьма многими явлениями в жизни растения, то она усложняется. На данной диаграмме, к примеру, изображен годовой цикл развития чистяка
Чистяк цветет рано весной, до облиствения деревьев. Разумеется, чистяк весьма требователен к свету: он «спешит» цвести, в то время, когда деревья голы и в лесу довольно много света. Как правильно это предположение, возможно проверить умелым методом. Попытайтесь выращивать чистяк в различных условиях затенения: на отлично освещенном месте, в легкой тени и на очень сильно затененном месте. Вы заметите, что никак нельзя считать это растение особенно требовательным к свету, и, значит, отечественное предположение неверно.
В чем же дело? По какой причине, к примеру, ландыш, у которого запасов питательных веществ в корневище не меньше, чем у чистяка, зацветает позднее, в то время, когда деревья в лесу уже покрыты листвой?
Разумеется, мы имеем дело с исторически сложившимися изюминками растений: у чистяка они одни, у ландыша — другие. Какие конкретно эти особенности, как и под влиянием каких условий они появились? Это вопросы сложные, и на первых порах непросто на них самостоятельно ответить. Прочтите книгу А. В. Кожевникова «осень и Весна в жизни растений». Из нее вы определите, как ученые методом опытов и наблюдений настойчиво выпытывают у самой природы ответы на интересующие их вопросы. Указаны в книге и не разрешенные наукой неприятности — а их особенно весьма интересно изучить.
Летом на лугах, на лесных полянках, по берегам рек растет и цветет множество разных растений. Букеты цветов, каковые вы собираете, с каждым днем становятся пышнее, многоцветнее и душистее. Дабы разобраться в этом многообразии растений, нужна определенная совокупность. Для этого растения нужно расположить по группам. В современной науке это делается не по случайным внешним показателям, а по самоё существенным, отражающим родство видов. Юный натуралист обязан мочь отлично и точно распознавать виды растений, пользуясь ботаническими определителями. Это достигается практикой.
При наблюдении за природой сильно помогает составление гербариев (см. ст. «Изготовление гербария»). Но включать растения в гербарий нужно по определенному замыслу, а не просто так: что попалось на глаза, то и засушивать.
К примеру, вы поставили себе задачу узнать, какие конкретно виды клевера видятся в вашем районе и какие конкретно условия необходимы для произрастания каждого из видов. Сперва по определителю вы определите, какие конкретно по большому счету виды клевера смогут видеться в вашей области, а после этого уже начинаете розыски, «охоту» за клеверами. Любой отысканный вид клевера нужно включить в гербарий. А место, где отыскан клевер, должно быть отмечено на карте района. Клевер и другие бобовые — полезный корм для животных, исходя из этого сведения об их распространении в районе смогут иметь хозяйственное значение.
Увлекательно и полезно, собирая гербарии, проводить наблюдения над полезными техническими растениями, злаками с высокими кормовыми качествами, медоносами лекарственными растениями, сорняками и т. п. Громадное значение имеет сбор плодов и семян хозяйственно полезных растений, в особенности кормовых трав. Эти плоды и семена весьма необходимы в сельском хозяйстве.
В случае, если цикл развития растения длится больше года, диаграмму возможно выстроить в виде спирали. На данной диаграмме изображен цикл цветения, семяобразования и распространения семян у сосны
Имеется юннаты, каковые собирают растения, определяют их, составляют гербарии, но не интересуются тем, как живут, как развиваются эти растения. А ведь изучение судьбы — самое увлекательное в деятельности натуралиста. Изучение судьбы, знание закономерностей в развитии растения разрешают человеку вмешиваться в судьбу растения, руководить ею в соответствии с отечественными намерениями. Без знания закономерностей судьбы леса не может быть верного лесоводства; без знания закономерностей судьбы луга запрещено вести луговое хозяйство и т. д.
Юннаты смогут обследовать маленький участок луга, осознаю реки, вырубку, лесную поляну и узнать, какие конкретно на этом месте условия для жизни растений, как воздействуют эти условия на развитие и рост разных растений. Либо возможно для наблюдения выбрать один какой-нибудь вид растений, забрать под наблюдение пара растений этого вида, живущих в более либо менее разных условиях, и изучить полный цикл их развития. Таким методом возможно узнать, как эти растения переносят негативные условия зимы, как происходит у них весеннее пробуждение к судьбе, как они растут, цветут, опыляются, плодоносят и отмирают. Наряду с этим нужно иметь в виду, что однолетники отмирают в тот же год, двулетники — на второй год судьбы, а многолетники — в зависимости от их личного долголетия.
Особенное значение имеют наблюдения за судьбой, развитием и ростом деревьев и кустарников в полезащитных полосах, в насаждениях на протяжении автодорожных автострад и в парках. О некоторых из этих растений неизвестно, как они отзываются на новые условия произрастания, какие конкретно породы деревьев и кустарников и в каких сочетаниях оптимальнее выращивать в насаждениях, малоизвестна и агротехника их выращивания.
О замечаемых явлениях нужно срочно записать в ежедневник. Надеяться на память не рекомендуется. В ежедневнике делают и зарисовки, каковые вместе с коллекциями и записями оказывают помощь лучше осознать жизнь растений.
Наконец, возможно совершить последовательность фенологических наблюдений (см. ст. «Времена года в жизни растений»). Систематически совершённые наблюдения продемонстрируют вам, как воздействуют на судьбу растений сезонные и климатические условия.