На степень электролитической диссоциации

Лабораторная работа

«Электролитическая диссоциация»

Цель работы: изучить факторы, воздействующие на электролитическую диссоциацию веществ.

Главные положения теории электролитической диссоциации были сформулированы в 1887г. шведским ученым Сванте Аррениусом (лауреат Нобелевской премии по химии 1903г).

  • При растворении в воде (либо расплавлении) электролиты распадаются на положительно (катионы) и отрицательно (анионы) заряженные ионы.
  • Электролитическая диссоциация веществ, идущая с образованием свободных ионов растолковывает электрическую проводимость растворов. Под действием электрического тока катионы двигаются к катоду (-), а анионы – к аноду (+).
  • Концентрации ионов в растворах не сильный электролитов количественно характеризуются константой диссоциации (K) и степенью диссоциации (?). По способности к диссоциации различают сильные электролиты (вещества, каковые при растворении в воде полностью распадаются на ионы), не сильный электролиты (вещества, каковые частично диссоциирующие на ионы) и неэлектролиты (вещества, каковые не диссоциирующие на ионы). В большинстве случаев, к сильным электролитам относятся вещества с ионными либо очень сильно полярными ковалентными связями, а не сильный электролиты и неэлектролиты содержат ковалентные неполярные либо малополярные связи.

Опыт 1. Влияние природы вещества на электролитическую диссоциацию в водных растворах

Движение работы:

1. Ознакомьтесь с лабораторной установкой для измерения электропроводности и зарисуйте ее. Для измерения электропроводности загрузите электроды в раствор (либо жёсткое вещество) и, не прикасаясь ни к каким частям установки, с опаской включите вилку в электрическую розетку. По яркости свечения электрической лампочки как следует охарактеризуйте электропроводность. При переходе от одного раствора к второму, нужно ополаскивать электроды дистиллированной водой и, в случае, если требуется, протирать досуха фильтровальной бумагой. Измерьте электропроводность указанных в таблице растворов (жёстких веществ) и заполните таблицу.

Вещество Электро-проводность Схема диссоциации; выражение для константы диссоциации
Вода (дист.)
Хлорид натрия (крист.)
Хлорид натрия (водн. раствор)
Сахароза (крист.)
Сахароза (водн. раствор)
Серная кислота (водн. раствор)
Уксусная кислота (водн. раствор)
Гидроксид натрия (водн. раствор)
Гидроксид аммония (водн. раствор)
Этанол (водн. раствор)
Йод (водн. раствор)

2. Расположите изученные вещества в ряд по их способности к диссоциации (сильные электролиты, не сильный электролиты, неэлектролиты). Обрисуйте механизм диссоциации на примере уксусной кислоты и хлорида натрия. Как природа химической связи в веществе воздействует на его свойство к электролитической диссоциации? Сделайте выводы по работе.

Опыт 2. Влияние природы растворителя

На электролитическую диссоциацию

Движение работы:

1. Приготовьте два раствора (примерно равной концентрации) растворением безводной соли CuCl2 в ацетоне и воде. Отметьте окраску исходной соли и взятых растворов. Посредством установки для измерения электропроводности сравните электропроводность взятых растворов.

2. Какие конкретно свойства растворителя воздействуют на его свойство приводить к диссоциации растворенных веществ? Сделайте выводы по работе.

Опыт 3. Влияние концентрации электролита

на степень электролитической диссоциации

Движение работы:

1. Посредством установки для измерения электропроводности измерьте электропроводность 100% уксусной кислоты. Разбавьте кислоту водой (примерно в 2 раза) и опять измерьте электропроводность. Еще раз разбавьте полученный раствор (примерно в 2 раза) и опять измерьте электропроводность.

2. Подтверждается ли закон разбавления Оствальда в этом опыте? Сделайте выводы по работе.

Задачи для домашнего ответа:

1. Пользуясь справочными данными по константам диссоциации, расположите следующие кислоты в порядке повышения их силы: уксусная кислота, синильная (циановодородная) кислота, азотистая кислота, азотная кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота.

2. Чему равна степень диссоциации по первой ступени сероводородной кислоты в 0,01М растворе? Как изменится степень диссоциации, в случае, если данный раствор разбавить на порядок?

3. Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций между растворами: а) сульфата железа (III) и гидроксида калия; б) азотной кислоты и пищевой соды; в) хлорида аммония и гидроксида бария; г) гидроксида аммония и уксусной кислоты; д) сульфида калия и медного купороса; е) соляной едкого натра и кислоты.

Лабораторная работа

«Водородный показатель (рН). Гидролиз солей»

Цель работы: познакомиться с способами определения рН растворов и с реакцией среды в водных растворах разных солей.

Одно из наиболее значимых особенностей водных растворов – их кислотность (либо щелочность), которая определяется концентрацией ионов Н+ и ОН–. В водных растворах [H+][OH–] = Кw = 10-14 (при 25оС). В полностью чистой воде концентрации ионов Н+ и ОН– равны: [H+] = [OH–] =10-7 М (раствор нейтрален). В других случаях эти концентрации не совпадают: в кислых растворах преобладают ионы Н+, в щелочных – ионы ОН–. Кислотность растворов комфортно высказывать, применяя водородный показатель рН, что по определению равен:

рН = –lg [Н+], [Н+]= 10-рН

Величина рН может изменяться в пределах от 0 до 14. Обозначение рН ввел в научный обиход в 1909 г. датский ученый С.П.Л.Сёренсен. При комнатной температуре в нейтральных растворах рН = 7, в кислых растворах рН 7, а в щелочных рН 7.

Электролитическая диссоциация. Химия 8 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: