ФТД. 05 ПРАКТИКУМ ПО ИГРЕ
НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Главная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050600Художественное образование
профиль «Театральное мастерство»
Нижний Тагил
Программа рассмотрена и утверждена на совещании кафедры разработок художественного образования 13 сентября 2012 г., протокол № 1.
Зав. кафедрой А.Н. Садриева
Программа рассмотрена и утверждена на совещании ученого совета факультета сценических искусств НТГСПА 14 сентября 2012 г., протокол № 1.
Декан ФСИ А.В. Миронов
Составитель:
Игнатов С.Л., доцент кафедры ТХО
Пояснительная записка
Для совокупности образования РФ одним из приоритетных направлений есть создание программ для культурной адаптации студентов. Программной целью художественно-эстетического образования в НТГСПА есть передача хорошего духовного опыта поколений, исторически развитой формы культуры. Применительно к предметам музыкального образования это значит развивать эстетическое сознание студентов, эстетическое отношение к деятельности.
Курс «Практикум по игре на русских народных инструментах» запланирован на студентов, как не имеющих неспециализированного навыков игры и музыкального образования на музыкальных инструментах, так и имеющих неспециализированное (начальное) и среднее музыкальное образование. Изюминкой этого курса есть то, что в качестве базы забраны русские народные (классические) инструменты: балалайки, домры, бубны, барабаны и фольклорные архаичные инструменты: жалейки, свирели, гусли, окарины, рубели, кокошники-колотушки, трещотки; предметы быта, применяемые как музыкальные инструменты: выпивала, коса и т.п.
Целью курса есть музыкальное развитие студентов, формирование художественной культуры при помощи современных русских и освоения древних музыкальных инструментов как органической составной части целостной духовной культуры личности, развития особых компетенций студентов.
Задачи курса:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН иметь организованное, эстетическое отношение к действительности и к мастерству, совокупность искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь достаточный репертуар, мочь самостоятельно грамотно разбирать и разучивать произведения, ясно выполнять на инструменте произведения (в количестве 4-х знаков в ключе), просматривать с страницы, подбирать по слуху простой аккомпанемент и мелодию, иметь навыки музицирования и транспонирования в ансамбле.
.
организации отбора и Принципы содержания учебного материала
Учебная программа составлена с таким расчетом, дабы дать студентам возможность взять дополнительную подготовку к работе в качестве начальника детского фольклорного коллектива, и обучиться главным приемам игры на русских народных инструментах.
Главной формой учебной работы есть аудиторное занятие. Успешное формирование навыков у студентов в значительной мере зависит от независимой практической работы на инструментах, исходя из этого громадное значение покупают упражнения и самостоятельные занятия.
Курс «Практикум по игре на русских народных инструментах» органически связан с другими предметами. Навыки, каковые приобретают студенты в этом курсе, смогут быть использованы ими как навыки межличностного общения, навыки публичных выступлений – концертная деятельность, в частности.
Учитывая учебную нагрузку студентов, не нужно изучать много инструментов одним обучающимся. Нужно изучение одного-двух инструментов, причем один инструмент – главной, а второй, выбранный по желанию, вспомогательный. К примеру, главный инструмент – жалейка, но в силу изюминок духовых инструментов студент может играть на похожей по принципу звукоизвлечения свирели.
Главная форма аудиторной работы – практическое занятие. Практическое занятие направляться выстроить следующим образом:
1) показ инструмента, рассказ о возможностях инструмента;
2) овладение главными приемами игры;
3) независимое либо под управлением педагога разучивание партий либо музыкальных фрагментов;
4) ансамблевая игра.
Особенное внимание направляться выделить репертуару. Задачи курса предполагают применение несложных обработок и фольклора русских народных мелодий и песен. Так как студенты в будущем будут трудиться с детскими фольклорными коллективами, направляться предусмотреть изучение детского фольклора, как музыкального, так и литературного. В ходе групповых занятий нужно отрабатывать навыки ансамблевой игры. Учитывая, что навыки ансамблевой игры развиваются понемногу, методом систематической усердной работы, произведения, намеченные для выполнения в начале курса, должны быть шепетильно подобраны. Целесообразно затевать работу с маленьких пьес, в тональностях до двух знаков в ключе, в несложных метроритмических размерах: 2/4 и 4/4, с несложной фактурой в сопровождении и дешёвым восприятию мелодическим рисунком. Только по окончании того, как у студентов покажется первые навыки и уверенность игры в ансамбле, возможно понемногу усложнять задания, додавая новые группы и инструменты инструментов. В конце первого этапа (у каждого лично) направляться практиковать участие студента в полном составе ансамбля.
Серьёзным разделом работы есть формирование умения участника ансамбля самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте собственной партии. На личных и групповых занятиях для студентов, не имеющих музыкального образования, должны даваться базы музыкальной грамоты. Особенность обучения музыкальной грамоте пребывает в том, что обучающийся на первой стадии сперва обучается играть на инструменте, а после этого «расшифровывает» собственную игру (партию) по нотам. При таком способе обучения музыкальной грамоте обучающийся не теряет интерес к музыкальному инструменту, поскольку с первых часов занимается практическим творчеством.
Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний
В следствии обучения студент обязан:
знать и осознавать:
– главные русские наигрыши и народные мелодии;
– главные ясные средства музыки, ее жанры;
– 5-6 народных музыкальных произведений.
мочь:
– обладать главными приемами игры на инструментах;
– играться сольно и в составе ансамбля выученные произведения;
– пользоваться разными приемами звукоизвлечения.
использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности:
– выполнять лично и в ансамбле пара народных либо авторских произведений народного жанра;
– творчески трактовать музыкальные произведения на репетициях, на выступлениях;
– принимать участие в художественных событиях факультета, академии (музыкальные вечера, тематические концерты).
В течение всего курса главной формой отчета являются технические зачеты и, в зависимости от уровня подготовки, участие в концертной деятельности.
Тематический замысел
№ п/п | темы и Разделы дисциплины | Всего | Ауд. | Лекции | Практические, семинарские занятия | Независимая работа |
Введение | ||||||
Виды народных инструментов | ||||||
Виды оркестров | — | |||||
Солирующие инструменты | — | |||||
Сопровождающие инструменты | — | |||||
Виды инструментов: духовые, струнные, ударные | ||||||
Несколько балалаек | ||||||
Гусли звончатые | ||||||
Балалайка-прима, альт | ||||||
Нотная грамота | ||||||
Отработка приемов игры | ||||||
Главные виды ритмической фигурации | ||||||
Свирели | ||||||
Жалейки | ||||||
Детский и взрослый абюжур | ||||||
Интонирование | ||||||
Ударные инструменты | ||||||
Ансамблевая игра | ||||||
Итого |
Главное содержание
Тема 1. Введение
Проводится инструктаж по технике безопасности на инструментальных занятиях. задачи и Основные цели исполнительского мастерства. Прослушивание студентов: определение ритма и слуха.
Тема 3. Виды оркестров
Виды ансамблей и оркестров народных инструментов: народные, ансамбли баянов, балалаек, роговой музыки.
Тема 7. Несколько балалаек
Балалайка-прима. Роль в оркестре, ансамбле. Строй, диапазон, прием игры, нотная запись. Отработка на балалайке-приме приема «бряцание» и «удар». Отработка упражнений на применение громадного пальца левой руки на струнах «Е». Отработка приемов на примере пьес: «Во саду ли, во огороде», «Барыня», «Отправилась Дуня за водой», «Приокская кадриль» и др.
Бас-балалайка. Главные приемы игры: удар медиатором, двойной удар медиатором. Положение за инструментом, положение рук правой и левой. Звукоизвлечение. Скрипичный и басовый ключи. Ритмическая фигурация (Главные ступени лада). Отработка приемов игры на приеме упражнений для контрабаса по книжке Чунина «Народный оркестр». Отработка навыков игры на приеме пьес: «Отправилась Дуня за водой», «Смоленский гусачок», Широкова и обработка Назарова. Музыкальные примеры: «Народный оркестр» Чунин №1-20 стр. 10-12; «Практический курс игры на контрабасе» Чунин, стр. 45-80, муз. примеры №101-200.
Тема 8. Гусли звончатые
Мочь играться простые мелодии «медиатором» и щипком», применяя прием «глушение струн». Играться мелодию с сопровождением «бурдон».Мочь играться последовательности 3-х, 4-х-звучных аккордов в тональностях А, Е. Мочь играться мелодию с аккордовым сопровождением на сильную долю.
Тема 10. Нотная грамота
Формирование музыкально-слуховых представлений, которые связаны с осознанием лада, связей и ладогармонических функций. Разучивание партий по нотам.
Тема 13. Свирели
Виды свирелей – «ре», «до», «ля»; «сопрано», «пикколо».
Приемы игры: «легато», «нон-легато», «стаккато», «двойное стаккато», «передувание». Нотная запись – особенность: для всех видов свирелей единый строй. Строй «ре». Транспонирование: запись в партитуре в настоящем звучании. Аппликатура: единая для всех свирелей. Особенность свирели в ансамбле: функции – солирующая, сопровождающая, орнаментальность. трель и Педаль. Отработка навыков звукоизвлечения приемом «легато» и «нон-легато» (2 либо 3 звука извлекать имитацией удара языком «ту-у» и «ту» на каждую несколько звуков). Отработка приемов игры на примере упражнений №1-100, и музыкальных примеров №75-90 из сборника «Практический курс игры на древесных духовых народных инструментах» Вахутинского. Отработка навыков игры на примере пьес: «Барыня» – обработка Бухвостова, «Смоленский гусачок» – обработка Широкова, «Отправилась Дуня за водой» – обработка Назарова. Инструментировать несложную мелодию с применение свирели в качестве солирующего и сопровождающего инструмента.
Тема 14. Жалейки
Виды жалеек: Басовые, теноровые, сопрановые. Басовые – строй: «соль», «ми», «ля». Теноровые – строй: «до», «ре», «ми», «фа». Сопрановые – строй: «соль», «ля», «до» всех видов жалеек. Диапазон: одна октава. Солирующая и сопровождающая функции жалейки в ансамбле и оркестре. Интонирование. Особенности записи партий жалеек в партитуре. Отработки навыков звукоизвлечения приемом «нон-легато» и на примере русских народных произведений «Как под горкой». Русское народное произведение «Барыня» – отработка приемом «нон-легато» в сопровождении (играть на счет «и»). Упражнения № 101-150 стр. «Практический курс игры на ударных и древесных духовых народных инструментах» Вахутинского. отрывки и Музыкальные примеры музыкальных произведений со стр.75-90 «Практический курс игры на ударных и древесных духовых народных инструментах» Вахутинского (№30-35).
Отработка навыка «двойного стаккато» на обработке русского народного произведения Буданкова «Отправлюсь ль я выйду ль я да». Отработка навыка интонирования на бас-жалейке – пьеса Назарова «Отправилась Дуня за водой». Отработка навыка технических пассажей на примере обработки русского народного произведения «Смоленский гусачок».
Тема 16. Интонирование
Представление о чистоте звучания. многоголосия и Понятия унисона. Базы полифонии. Подголосочная полифония. Формирование приемов «подтягивания» звука на духовых инструментах.
Тема 18. Ансамблевая игра
Размещение инструментов в ансамбле и оркестре русских народных инструментов. Собственный роль и место в ансамбле. Умение играться в ансамбле собственную партию «соло» и в сопровождении. Игра на память и «по нотам» посредством пульта. Игра в смешанном и моноинструментальном ансамблях. Особенности партитурной роли и строки в ней собственной партии. Главные приемы сценического мастерства: мимика, дикция, пантомимика.
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, смотрах художественного творчества ФСИ и НТГСПА.
Организация практических занятий
Всостав ансамбля входит много разнообразных народных инструментов, каковые в соответствии с общепринятой классификацией целесообразно поделить на группы (ударные, духовые, струнные и клавишно-пневматические) и подгруппы.
Обучение игре направляться затевать с игры на разных ударных и шумовых инструментах. Но возможно смело применять и духовые, и струнные инструменты. К 17 годам организованы музыкальная отзывчивость, опознающая музыкальная память, начальная форма тембрового слуха, те компоненты эмоции ритма, каковые связаны с воспроизведением и восприятием метрической пульсации и темпа, продуктивное музыкальное мышление. Скоро начинается свойство восприятия длительностей, пауз и звуков, мелодический слух, звуковысотное слышание. Вместе с тем направляться учитывать, что музыкальное развитие человека происходит неравномерно. Исходя из этого студент в ансамбле начинает обучение не с одного, а с нескольких инструментов сходу.
Полный состав инструментов ансамбля следующий:
Несколько духовых инструментов: свирели, окарины, жалейки, владимирский рожок, брелка, блок-флейта.
Несколько клавишно-пневматических инструментов: саратовская гармонь, гармонь, баян.
Несколько ударных инструментов: ложки, коробочки, рубели, трещотки курские, трещотки круговые, колокольчики, кокошник-колотушка, бубны, бич-хлопушки, ксилофон (дрова), металлофон, коса, выпивала, треугольники, большие барабаны и малые.
Несколько струнных инструментов: гусли звончатые, домры малые, альтовые, басовые, балалайки примы, секунды, альты, басы, контрабасы, скрипка.
Выбор отдельных инструментов, групп инструментов для исполнения и музицирования определяется спецификой конкретного музыкального произведения. Не все произведения предполагают выполнение полным ансамблем. Ансамбль укомплектован, исходя из принципа многовариантного применения инструментов в исполнительской практике, и для ответа разнообразных задач развития и музыкального воспитания эмоциональной культуры.
В ансамбль входят группы с различным составом исполнителей. Любая возрастная несколько: начальная и главная – предполагает выполнение различных музыкальных произведения и достижение разных целей музыкальной деятельности.
1. Начальная несколько ансамбля. Студенты играются на инструментах в любой момент в сопровождении педагога. В эту группу включены все ударные и шумовые инструменты, балалайки и духовые инструменты – прима, контрабас и бас.
Музыканты создают ритмическое сопровождение к главной партии баяна. Игра в начальной группе предполагает разные формы творческого самовыражения студентов: пение, звукоимитации, вставные театрализованные номера, игры.
Цель музыкальной деятельности: начальное знакомство со древними народными инструментами.
2. Главная несколько ансамбля. Студенты делают как ритмико-исполнительские, так и сольные функции, играясь на всех инструментах ансамбля. В группе употребляются все инструменты ансамбля.
Цель музыкальной деятельности: формирование навыков ансамблевой игры, распространение русской народной культуры в постоянной концертной деятельности.
Методика обучения игре на инструментах ансамбля складывается из главных методик, отвечающих конструктивным изюминкам инструментов и обрисованных М. Вахутинским, О. Буданковым и В. Петровым, Г. Андрюшенковым, А. Каргиным, В. Чуниным, и Д. Рытовым.
Методика обучения игре на народном инструменте зависит от:
• принадлежности инструмента к определенной подгруппе и классификационной группе;
• принципа звукоизвлечения;
• возраста исполнителя и поставленных перед ним задач;
• уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;
• наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.
Методика обучения игре на любом народном музыкальном инструменте обязана включать следующие этапы:
1. Знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными изюминками, исполнительскими возможностями.
2. Постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук, амбушюра и др.
3. Освоение главных приемов звукоизвлечения.
4. Развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-ясным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически идеальным выполнением музыкального произведения.
5. Работа над музыкальным произведением.
Затевать обучение оптимальнее с практических занятий, применяя прием «делай, как я». В этом случае студент покажет интерес к инструменту, поскольку сходу включится в процесс творчества, заметит итог. Серьёзен для него сам факт игры на инструменте, пускай не в полной мере верно и неуклюже, но вместе с педагогом либо с другими студентами.
Для пробуждения интереса необходимо разрешить студенту сыграть весьма несложный ритмический рисунок на одном звуке и самым несложным приемом. Нотную запись возможно ввести позднее. Прием «делай, как я» известен в педагогике как народный метод обучения игре на народных инструментах. Непременно, в совокупности особого музыкального образования овладение музыкальной грамотой опережает овладение практическими приемами игры на инструментах.
Народный метод обучения разрешает применять психофизиологические возрастные изюминки людей, разную сформированность у них формально-логического мышления, способности к абстрагированию и отсутствие развитого пространственного воображения.
Ударные народные инструменты особенно привлекательны для музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов ансамбля (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует долгого времени и особой подготовки. Выработка соответствующих игровых навыков разрешает в будущем без особенного труда осваивать более сложные ударные инструменты (дрова и др.), приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек), и музыкальные инструменты вторых групп ансамбля.
В ходе знакомства с ударным инструментом студенты определят:
– об истории его создания;
– изучают конструктивные изюминки, исполнительские (а также технические) возможности;
– выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;
– познают, как образуется звук;
– определят свойства звука;
– получают знания об изюминках применения ударных инструментов.
ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Музыкальный фольклор; русские народные музыкальные инструменты; архаичные музыкальные инструменты; ансамбль народных инструментов; партитура для ансамбля народных инструментов; расширение слухового внимания; разделение звучности, личные изюминки развития студентов; композиторская логика развития тематического материала; подголосочная полифония; преодоление исполнительских трудностей на базе их анализа; правила развивающей педагогики; неприятности артикуляции, громкостной динамики,; репертуар; творческое музицирование как метод достижения кинестетической свободы; транспонирование; художественно-исполнительские задачи; целостное креативное развитие.
Главная
1. Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество [Текст] : [учеб. пособие для институтов по спец. 030700 – «Музык. образование»] / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. – М.: Академия, 2005. – 3 экз.
2. Народное музыкальное творчество [Текст] : [учебник для институтов / Е. Е. Васильева [и др.] ; отв. ред. О. А. Пашина ; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федер. агентство по кинематографии и культуре Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. – СПб.: Композитор — Петербург, 2005. – 1 экз.
Дополнительная
1. Золотницкий Д. История музыки с иллюстрациями и нотными образцами [Текст] : теоретические базы, фольклор, разбор музыкальных произведений : для музык. шк., лицеев, гимназий : (4–5-е кл.) / Д. Золотницкий. – СПб.: Композитор, 2001. – 1 экз.
ФТД. 05 ПРАКТИКУМ ПО ИГРЕ
НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Главная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050600Художественное образование
профиль «Театральное мастерство»
Нижний Тагил
Программа рассмотрена и утверждена на совещании кафедры разработок художественного образования 13 сентября 2012 г., протокол № 1.
Зав. кафедрой А.Н. Садриева
Программа рассмотрена и утверждена на совещании ученого совета факультета сценических искусств НТГСПА 14 сентября 2012 г., протокол № 1.
Декан ФСИ А.В. Миронов
Составитель:
Игнатов С.Л., доцент кафедры ТХО
Пояснительная записка
Для совокупности образования РФ одним из приоритетных направлений есть создание программ для культурной адаптации студентов. Программной целью художественно-эстетического образования в НТГСПА есть передача хорошего духовного опыта поколений, исторически развитой формы культуры. Применительно к предметам музыкального образования это значит развивать эстетическое сознание студентов, эстетическое отношение к деятельности.
Курс «Практикум по игре на русских народных инструментах» запланирован на студентов, как не имеющих неспециализированного навыков игры и музыкального образования на музыкальных инструментах, так и имеющих неспециализированное (начальное) и среднее музыкальное образование. Изюминкой этого курса есть то, что в качестве базы забраны русские народные (классические) инструменты: балалайки, домры, бубны, барабаны и фольклорные архаичные инструменты: жалейки, свирели, гусли, окарины, рубели, кокошники-колотушки, трещотки; предметы быта, применяемые как музыкальные инструменты: выпивала, коса и т.п.
Целью курса есть музыкальное развитие студентов, формирование художественной культуры при помощи современных русских и освоения древних музыкальных инструментов как органической составной части целостной духовной культуры личности, развития особых компетенций студентов.
Задачи курса:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН иметь организованное, эстетическое отношение к действительности и к мастерству, совокупность искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь достаточный репертуар, мочь самостоятельно грамотно разбирать и разучивать произведения, ясно выполнять на инструменте произведения (в количестве 4-х знаков в ключе), просматривать с страницы, подбирать по слуху простой аккомпанемент и мелодию, иметь навыки музицирования и транспонирования в ансамбле.
.
организации отбора и Принципы содержания учебного материала
Учебная программа составлена с таким расчетом, дабы дать студентам возможность взять дополнительную подготовку к работе в качестве начальника детского фольклорного коллектива, и обучиться главным приемам игры на русских народных инструментах.
Главной формой учебной работы есть аудиторное занятие. Успешное формирование навыков у студентов в значительной мере зависит от независимой практической работы на инструментах, исходя из этого громадное значение покупают упражнения и самостоятельные занятия.
Курс «Практикум по игре на русских народных инструментах» органически связан с другими предметами. Навыки, каковые приобретают студенты в этом курсе, смогут быть использованы ими как навыки межличностного общения, навыки публичных выступлений – концертная деятельность, в частности.
Учитывая учебную нагрузку студентов, не нужно изучать много инструментов одним обучающимся. Нужно изучение одного-двух инструментов, причем один инструмент – главной, а второй, выбранный по желанию, вспомогательный. К примеру, главный инструмент – жалейка, но в силу изюминок духовых инструментов студент может играть на похожей по принципу звукоизвлечения свирели.
Главная форма аудиторной работы – практическое занятие. Практическое занятие направляться выстроить следующим образом:
1) показ инструмента, рассказ о возможностях инструмента;
2) овладение главными приемами игры;
3) независимое либо под управлением педагога разучивание партий либо музыкальных фрагментов;
4) ансамблевая игра.
Особенное внимание направляться выделить репертуару. Задачи курса предполагают применение несложных обработок и фольклора русских народных мелодий и песен. Так как студенты в будущем будут трудиться с детскими фольклорными коллективами, направляться предусмотреть изучение детского фольклора, как музыкального, так и литературного. В ходе групповых занятий нужно отрабатывать навыки ансамблевой игры. Учитывая, что навыки ансамблевой игры развиваются понемногу, методом систематической усердной работы, произведения, намеченные для выполнения в начале курса, должны быть шепетильно подобраны. Целесообразно затевать работу с маленьких пьес, в тональностях до двух знаков в ключе, в несложных метроритмических размерах: 2/4 и 4/4, с несложной фактурой в сопровождении и дешёвым восприятию мелодическим рисунком. Только по окончании того, как у студентов покажется первые навыки и уверенность игры в ансамбле, возможно понемногу усложнять задания, додавая новые группы и инструменты инструментов. В конце первого этапа (у каждого лично) направляться практиковать участие студента в полном составе ансамбля.
Серьёзным разделом работы есть формирование умения участника ансамбля самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте собственной партии. На личных и групповых занятиях для студентов, не имеющих музыкального образования, должны даваться базы музыкальной грамоты. Особенность обучения музыкальной грамоте пребывает в том, что обучающийся на первой стадии сперва обучается играть на инструменте, а после этого «расшифровывает» собственную игру (партию) по нотам. При таком способе обучения музыкальной грамоте обучающийся не теряет интерес к музыкальному инструменту, поскольку с первых часов занимается практическим творчеством.
Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний
В следствии обучения студент обязан:
знать и осознавать:
– главные русские наигрыши и народные мелодии;
– главные ясные средства музыки, ее жанры;
– 5-6 народных музыкальных произведений.
мочь:
– обладать главными приемами игры на инструментах;
– играться сольно и в составе ансамбля выученные произведения;
– пользоваться разными приемами звукоизвлечения.
использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности:
– выполнять лично и в ансамбле пара народных либо авторских произведений народного жанра;
– творчески трактовать музыкальные произведения на репетициях, на выступлениях;
– принимать участие в художественных событиях факультета, академии (музыкальные вечера, тематические концерты).
В течение всего курса главной формой отчета являются технические зачеты и, в зависимости от уровня подготовки, участие в концертной деятельности.
Тематический замысел
№ п/п | темы и Разделы дисциплины | Всего | Ауд. | Лекции | Практические, семинарские занятия | Независимая работа |
Введение | ||||||
Виды народных инструментов | ||||||
Виды оркестров | — | |||||
Солирующие инструменты | — | |||||
Сопровождающие инструменты | — | |||||
Виды инструментов: духовые, струнные, ударные | ||||||
Несколько балалаек | ||||||
Гусли звончатые | ||||||
Балалайка-прима, альт | ||||||
Нотная грамота | ||||||
Отработка приемов игры | ||||||
Главные виды ритмической фигурации | ||||||
Свирели | ||||||
Жалейки | ||||||
Детский и взрослый абюжур | ||||||
Интонирование | ||||||
Ударные инструменты | ||||||
Ансамблевая игра | ||||||
Итого |
Главное содержание
Тема 1. Введение
Проводится инструктаж по технике безопасности на инструментальных занятиях. задачи и Основные цели исполнительского мастерства. Прослушивание студентов: определение ритма и слуха.