Многомерное пространство цивилизации

Цивилизация есть разновидностью Громадного многомерного пространства и главным объектом и противоборствующей (конфликтующей) силой цивилизационной геополитики. По аналогии с Мировым океаном либо тектоническими литосферными плитами в макрокосмосе многомерного коммуникационного пространства Почвы существуют цивилизации-«океаны» («плиты») с активными энергонасыщенными «берегами» либо «тектоническими территориями разломов». Быть может, не просто так совпадение очагов землетрясений и межэтнических конфликтов. не «берега» подвижны в пространстве и социальном времени, разграничивают и объединяют «мир равноразных миров». Нереально дать полную дефиницию понятия«цивилизация». Определения будут зависеть от выбранного типа связности многомерного коммуникационного пространства.
Цивилизация (от лат., — гражданский, национальный). Нереально дать полную дефиницию понятия. Цивилизация определяет ступень и уровень публичного развития, материальной и духовной культуры (в марксистской литературе). Цивилизации руководят духовным прогрессом человечества, различаются по крови (славянская, романо-германская) и по духу (православно христианская и западно-христианская). Современная цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.
Цивилизация пришла на смену варварства либо ранней древности, в то время, когда по Аристотелю мир человека делился на «свободного» и «раба по природе». В широком смысле цивилизацию разглядывают как устойчивую социокультурную общность (культурно-исторический тип) стран и людей, как синонимом культуры либо конфессионального мира (христианского, мусульманского и др.). В более узком смысле цивилизация как суперэтнос (по Гумилеву) — это народы, консолидированные некоторым духовным родством, взаимными симпатиями и психологическим сходством (комплиментарностью). Суперэтносы характеризуются социально неоднородным временем, а контакты между ними дают довольно часто негативный итог. Неосуществим контакт между цивилизациями либо суперэтносами с неоднородным социальным временем. Насильственное наложение одних «прогрессивных» культурно-исторических традиций на другие порождает кентавра (к примеру, в то время, когда модернизацию отождествляют с вестернизацией). Цивилизация — целостная суперэтническая совокупность с циркумграничными энергонасыщенными территориями, узкой социальной прослойкой интеллектуальной и духовной элиты.
Природно-географический фактор есть одним из фундаментов формирования цивилизаций. Это находит отражение в природных аналогах: цивилизации и великие исторические реки, средиземноморская, атлантическая, тихоокеанская, дунайская, степная, евразийская и т.д. По управления и технологии производства, механизма и отношений регулирования людской деятельности выделяются цивилизации «традиционалистического» и «техногенного» типа. Сейчас цивилизация рассматривается и как «комфорт» либо удобство, предоставляемое в отечественное распоряжение техникой. использование и Создание комфортной среды обитания содействует срастанию человека с техническим коллективом, что ведет к потере внутренней потребности быть не только цивилизованным, вместе с тем культурным.
Среди современных цивилизаций (в широком смысле) выделяются западноевропейская христианская, мусульманская, индийская индуистская, китайская буддистско-конфуцианская, латиноамериканская католическая, мезоафриканская (Тёмная Африка) и др. Западноевропейская цивилизация включает романо-германский мир, англосакский и рубежный англоамериканский суперэтносы. Мусульманская — арабский, тюркский и малайский суперэтносы; китайская — китайский, японский, корейский и вьетнамский суперэтносы. Л.Н. Гумилев выделяет кроме этого евразийский (российский) суперэтнос. Полицентризм цивилизаций проявляется в разнообразии типов восприятия пространства-времени, конечно в социопсихологических, конфессиональных, геоэкономических и других изюминках. Для западноевропейской цивилизации свойственны культура разума, права человека. динамизм (революции), прагматизм, протестантская этика индивидуализма и др. В восточных цивилизация выделяется мусульманский интегризм, обращение к конфуцианству, общественной солидарности и личному самоограничению, приоритет страны над человеком. Серьёзной чертой японской культуры есть преемственность сложившихся культурно-исторических традиций, неразрывность настоящего и прошлого, отсутствие между ними резких переходов. Сложилась следующая схема японского диалога с другими культурами от средневековья до современности: китайская мудрость и японская душа, западные знания и японская душа (рационализм), а последние десятилетия — американские знания.
Современные цивилизации различаются степенью структурированностью общества — классического и гражданского. В западноевропейском гражданском обществе меритократия (элита качества) господствует над аристократией (элитой по крови). В Китае и Индии господствует классическое общество. С геополитических позиций цивилизации различаются внешней экспансией. Экспансия Западной христианской цивилизации (особенно в американском варианте) проявляется в попытках распространить силой гражданское правовое общество исходя из собственной исключительности. Китайская цивилизация лидирует в этнической экспансии, основанной на необыкновенной эффективности этнического предпринимательства. Исламская цивилизация выбрала путь религиозной экспансии.
Различаются (по Лосеву) следующие культурологические типы восприятия пространства-времени. Китайское чувство дает неподвижность и утвержденность на месте всего временного содержания; индийское — перемещение и желает стереть с лица земли все содержание времени и перевоплотить в ничто; древнее дает блаженно-успокоенное равновесие времени и вечности — холодная статуя без болезни тела и жара субъекта, глаза без зрачков; древнееврейское живет абсолютизацией исторического процесса и предвидением будущего века; западноевропейское мироощущение, наследующее еврейско-христианский историзм, абсолютизирует личность, людская дух.
Наблюдаются принципиальные отличия в отношениях человека, природы и техники. Иудейско-христианская теория противопоставляет человека и природу, в то время как индуизм и буддизм разглядывают человека как часть природы. На Западе существует вертикальное противопоставление трансцендентного Бога и природы, а на Востоке — горизонтальное противопоставление природы и сделанного человеком, технического. В западной традиции нет противопоставления природы и техники.

В следствии открытия Америки западноевропейцы встретились, согласно точки зрения Мераба Мамардашвили, с цивилизациями из другого вне исторического мифологического прошлого. Уверенные в превосходстве собственной морали, конквистадоры «дарили» её покоренным народам посредством меча и огня. Но в кровопролитном столкновении цивилизаций, наровне с географическим, было сделано не меньше великое открытие представлений о правах человека, его праве оставаться сами собой.
Эти права были реализованы в североамерикансокм обществе. Американцы пришли в том направлении, где у них не было прошлого. Сложившаяся на базе Великой хартии и массовой иммиграции Соединенные Штаты уже столетие являются фаворитом глобальной экономики. Волевые, сильные, решительные, настойчивые, закаленные в борьбе с трудностями американцы создали нацию, правовое демократическое общество с хорошим человека качеством судьбы. В Латинской Америке испанцы не могли установить контакт с другим мифологическим прошлым, непереваримым и непонятным. Во всех испаноамериканских государствах конквистадоры «уселись» на индейцах и оказался кентавр, химера.
На рубежах цивилизаций, где происходили самые острые конфликты и взаимоуничтожение, отмечались самые оживленные экономические контакты. Исходя из этого в условиях полицентризма особенную актуальность покупают неприятности рубежной коммуникативности цивилизаций, в то время, когда проявляются трудности выбора пути развития экономики и неспособность интернациональных политических университетов замирить этнонациональные и этноконфессиональные конфликты. Мераб Мамардашвили отмечал, что ясно добропорядочное рвение обезопасисть тех, кого подавляют во имя европейского либо другого культуроцентризма, но защита своеобычности может обернуться отнятием прав на другой мир и свободу.

В неоднородном социальном времени у человека одной социокультурной общности появляется как бы искушение «подарить» собственный мироощущение вторым людям, и как довольно часто в истории это происходило посредством огня и меча. Природа позаботилась о преодолении соблазна, создав в многомерном коммуникационном пространстве энергетические поля интенсивного сотрудничества. На суперэтнических пределах мира и вражды идет вечный поиск культурного диалога. Цивилизации руководят духовным прогрессом человечества. На их пределах зародились мировые религии и права человека — “двигатели” духовного прогресса. В ЕВРАМАРе случилось открытие горизонтов духовного мира, как в последствии Великие географические открытия были совершены в основном на берегах океанов и морей (МОРЕМАРа). На рубежах евразийских цивилизаций в смутные времена оказались пророки и происходил всплеск мысли и духовного восстановления.

Изменяется демографический вид Почвы. Уменьшается часть европейских народов в общей численности населения планеты. Неправдоподобно низкие уровни рождаемости, в особенности в Восточной и Южной Европе, приведут обозримой перспективе к уменьшению значимости государств этих регионов в мировом масштабе. Быть может, Европа прошла пик собственной численности и испытывает давление «колонизации» уроженцами Африки и Азии. Быстро значительно уменьшается часть европейцев в Африки. Многие именуют ХХ1 век азиатским, а среди афроамериканцев ширится перемещение «тёмного интернационала».

В геополитическом пространстве империи и страны взаимодействуют через мирное согласие либо вооруженный конфликт. В социокультурном пространстве они реализовывают энергетический обмен методом цивилизационного диалога, где ответственными трансляторами являются маргинальные субкультуры, включая диаспору. В геоэкономическом пространстве выделяются мир-экономики с преференциальными коммуникационными узлами на границах. В духовном пространстве пределы проходят через веру. В случае, если в географическом пространстве реки, равнины и горы смогут быть громадными и малыми, их возможно преодолеть посредством технических средств, то в духовном — ни одному полководцу не удалось покорить вершины, путь к каким проходит через совесть. В цивилизациях великие реки помогают коммуникационной осью культур, великие равнины — «плавильными котлами», а великие горы разделяют их. По аналогии с Атлантикой, делающей барьерные и комммуникационные функции между Ветхим и Новым Светом, Великая евразийская степь-океан помогает основной коммуникационной осью между народами и мир-экономиками континента. В то время, когда над континентом проносятся геополитические бури, самый страшны последствия шторма для «берегов» цивилизаций и расколотого пространства евразийской степи. В отличие от классической геополитики выделяющей рубежный объект Континента (Римленд), в цивилизационной геополитике особенное место занимает ЕВРАМАР.

Многие социальные явления при прохождении цивилизационной границы меняю собственные качества. Да и то, что игралось созидательную роль в рамках одной культуры, может на другой «земле» привести к разрушительным последствиям. Исходя из этого громадное значение для цивилизационной геополитики имеют такие разновидности социально-этнической коммуникации как «комплимЕнтарность» и «комплИментарность».
КомплЕментарность (дополнительность, взаимодополняемость) — имманентное понятие, имеющее суть в границах единого социокультурного пространства (цивилизации). «Противоположности не исключают, а дополняют друг друга» (Нильс Бор). Принцип комплементарности, подрывающий полное значение тезиса о борьбе противоположностей как источнике развития, ведущего к разрушению совокупности, функционирует лишь в границах культуры с определенным стереотипом поведения. Насильственное наложение “прогрессивных” культурно-исторических традиций на другие порождает химеру, кентавра. На эту особенность обратил внимание Л.Н. Гумилев, предложивший в пассионарной теории этногенеза разглядывать комплЕментарность имеется частный случай комплИментарности.
КомплИментарность(от фр., комплимент) — трансцендентальное понятие (акт понимания), выходящее за границы эмпирического опыта данной культуры либо цивилизации. Различается этническая (межэтническая) и суперэтническая комплиментарность. Л.Н. Гумилев применял понятия хорошей и отрицательной комплиментарности в отношении любых этнических совокупностей. В то время как принцип комплементарности функционирует лишь в границах конкретной цивилизации с определенным стереотипом поведения. В этом содержится принципиальное отличие снаружи схожих понятий “комплиментарность” и “комплементарность”. Комплиментарность отражает чувство подсознательной обоюдной симпатии (отвращения) участников этнических коллективов, определяющее деление на «собственных» и «чужих». Хорошая комплиментарность при определенных контактах может привести к симбиозу либо слиянию этносов, а отрицательная комплиментарность — к химере. На рубежах цивилизаций с неоднородным социальным временем характерна отрицательная комплиментарность.

Социальная маргинализацияозначает выталкивание на дно судьбы, резкое понижение социального статуса. Маргиналы — люмпены (падшие люди, быдло) составляют беспризорное «сословие», деклассированную социальную прослойку общества. Люмпены в определенных исторических условиях становятся разрушителями существующих публичных взаимоотношений. С социальными маргиналами — люмпенами связан современный тип варварства — тоталитаризм. Политические маргиналы — коммунисты, либо по образному выражению Л.Д. Троцкого, «кочевники революции». Маргиналы-беспочвенники — пришедшие во власть снизу люди, чуждые традициям культуры (Сталин и Гитлер происходили из деклассированной среды, а Ленин был ограниченный в культуре человек). В социокультурном пространстве выделяются Великие маргиналы с созидательной энергетикой. Маргинальные личности довольно часто являются проводниками идей в отличие от встроенных в социум личностей.
Коммуникационная ось («хребет») цивилизации — коммуникационные коридоры, на протяжении которых достигалась высокая оборачиваемость не только капитала, но и информации. К примеру, великие реки для египетской и китайской цивилизаций, рейнские пределы для Западной Европы, торговый путь «из варяг в греки» для восточных славян.
Цивилизационные (суперэтнические) пределы. Исходя из географического детерминизма, необходимо отметить аналогию природных экотонов с биологической изюминкой суперэтнических пределов, порождающих этнических маргиналов с высокой энергетикой пассионарности. Двуединая природа человека — маргинала биосферы и социосферы — формирует на этнических пределах два полюса энергетики на базе парадигмы «крови и религиозной» парадигмы и почвы духа. Попытки силой «развести» народы на суперэтнических пределах по конфессиональному показателю неизбежно приводят к усилению почвы «и энергетики крови» и, напротив, отмена преград, разграничений и интенсивные межэтнические культурные и экономические контакты содействуют хорошей энергетике духа.

Природа многомерного пространства. Дабы лучше осознать природу многомерного коммуникационного пространства цивилизаций, обратимся к истокам духовных вершин, созданных людской энергией на пересечении великих природных и социокультурных пределов, остающихся недосягаемыми и через тысячелетия. Восхождение к ним проходит через древнегреческий микрокосмос. Отправимся в Великом океане многомерного пространства к берегам Старой Греции и постараемся “раскрыть” коммуникационную природу цивилизации через трансграничную энергетику, дабы лучше осознать, где “скрыт” основной стратегический ресурс развития.

Древнегреческая цивилизация — средиземноморская эксцентрированная социокультурная совокупность, в которой созвездие открытых к внешнему миру центров (полисов) — везде, а периферия — нигде. Старая Греция — не география, а состояние, достигаемое энергией Ума. Древнегреческая цивилизация как броская комета на мгновение вспыхнула на небосклоне людской истории, но её немеркнущий свет остается путеводной звездой, неисчерпаемым источником людской энергии для многих поколений. Из века в век оказались и исчезали народы, города, торговые дороги, изменялись очертания морских берегов и природные ландшафты, но в микрокосмосе провалившейся сквозь землю Старой Греции окончательно стратифицировалась необыкновенная изюминка её многомерного коммуникационного пространства (множества упорядоченных, соотнесенных мест). Это, в первую очередь, высокое напряжение и протяжённость энергонасыщенных пределов в Восточном Средиземноморье. В микрокосмосе Старой Греции пересеклись в пространстве и времени наибольшие энергонасыщенные контактные территории Почвы — природная «суша — море» (МОРЕМАР) и евразийская социокультурная (ЕВРАМАР). Появился Великий Эгейский океан многомерного коммуникационного пространства — средиземноморская эксцентрированнная совокупность, где открытый внешнему миру центр везде, а периферия — нигде. Это созвездие множества открытых внешнему миру полисов, одинаково выгодно расположенных по отношению к морским коммуникациям, снабжающим преимущества и безопасность для экономики, снабжения и торговли всем нужным.
В расположенных на морских побережьях древнегреческих полисах появилась контактная территория интенсивного информационного, торгового и культурного обменов между варварами и «греками». Зародившиеся на греческой земле представления о Азии и Европе стали причиной встрече Востока и Запада, сотрудничество которых остается актуальным и в течении последующих столетий. По внешнему концентрическому кругу Старой Греции в будущем вспыхивали, облученные хорошей культурой, новые мировые звезды (Рим, Карфаген, Пергам, Селевкия, Александрия, Кирена, Константинополь, Иерусалим).
Эксцентриситет пронизывает главные компоненты микрокосмоса Старой Греции. Политическим центром полиса есть не замок либо дворец правителя, а агора (городская площадь) — архитектурно безлюдное место свободного обмена, демократического принятия и общения ответов. Самые замечательные крепостные стенки защищали не город, а порт — центр рабочий активности полиса.
Громадный фронт открытых к внешнему миру социокультурных пределов создавал высокое напряжение источников людской энергии. Этим разъясняется обилие выдающихся личностей в Греции. На краю греческой цивилизации началось историческое восхождение Александра и Аристотеля Македонского. Древнегреческий «плавильный котел» объединил в себе Азии и достоинства Европы. В контактной территории греки — «варвары» выделялось три эксцентрированных полюса высокой энергетики: Крит, Иония и Великая Греция, облучавшие фактически материковую Грецию с юга, запада и востока.
Конституция греческого социального и политического мышления строится на трех китах: устройство космоса, устройство души и устройство полиса. Главная политическая мысль, вытекающая из связи космоса, души и полиса, был такова, что общество должно максимально отражать то, из чего состоит человек. Это наслаждения и страсти, чувственность и разум, потребности, мужество, справедливость и т.д. Но, как говорит платоновская философия, все это должно быть представлено в гармонии и соотнесении. Запрещено надеяться лишь на умного либо мужественного, создающего либо торгующего. Лишь приведя в соответствие логике отношения между ними, возможно взять публичный итог. Древнегреческие мыслители вычисляли собственной обязанностью возвращение из путешествия души в настоящий мир с двуединой природой человека, где существуют связи клановые и биологические (по крови). Натуральные (природные) элементы, не порожденные мыслью, приводят к несправедливости в обществе и хаос, в итоге, поглотивший древних греков.
На мышление блистательного афинского аристократа Платона огромное влияние оказала смерть его учителя Сократа, убитого режимом афинской народовластии. Афины разорились в захватнических войнах, пробуя любой ценой обеспечивать себе устойчивость и безопасность, хотя бы ценой собственного порабощения. Парадокс истории … греки в итоге отказываются от собственного главного открытия — народовластия, предпочитая рабство. Платон следующим образом пишет об этом в известном диалоге «Государство» (цит. по Трубецкому, 1994, с.305 — 306): «Опьяненная сверху меры беспримесным вином свободы, народовластие в итоге обрушивается против правителей, если они слишком мало мягки и не дают широкой свободы: она наказывает их, как олигархов и преступников». В демократии имеется три породы людей — в первую очередь «бездельники и расточители; из них те, кто храбрее, стоят во главе, а более робкие за ними следуют; они подобны трутням, лишь одни с жалом, а другие без жала». Второй класс в демократии — это богатые, и третий класс — народ, живущий личным трудом.

У древних греков не было эмоции социальной справедливости — заботы об угнетенных и обиженных. Они не были гуманистами в современном понимании этого слова. Греческая философия приоткрывает «тайны» хорошего отношения к рабству. Граница между свободными и рабами проходит через готовность дать жизнь за собственный преимущество, а отсутствие такового делает человека рабом. Гераклит по большому счету высказывал, казалось бы, парадоксальную идея — война имеется родитель и условие всего. Война проводит границу между свободными и рабами. А мир имеется постоянная война. Ты проиграл войну — не показал готовность положить жизнь за собственный преимущество, предпочел жизнь в плену — ты раб по природе. Вместе с тем у доблестного человека нет обязанностей быть радостным — основное воля и покой. Но нужно стремиться, дабы радостными были рабы, дети, женщины и животные.

Древние греки жили не ожиданием «яркого будущего», а «вечным настоящим», пробуя ответить на бессчётные вопросы бытия. Как преодолеть конфронтацию в обществе и достигнуть согласия между людьми? Древнегреческие мудрецы дали вероятные лаконичные ответы «познай самого себя», «выполняй меру» и «нажива ненасытна». В области бытия нет прошлого и будущего — все в настоящем. Из этого противоположность древнегреческой и славянской культур. Братья славяне в любой момент готовы начать новую судьбу (по морали) на следующий день, а сейчас возможно расслабиться, имитировать реальность либо подворовывать. В то время, когда же наступает похмелье по окончании затянувшегося праздника души, «золотого застойного периода либо глупого либерального оптимизма появляется классический славянский вопрос «кто виноват?» и появляется соблазн обвинить в убогости собственного бытия лица не той национальности либо другую цивилизацию.

Дух античности возродился в западноевропейской цивилизации, ставшей притягательной Сейчас для других культур. В бессчётных археологических монументах Старой Греции преобладают остатки храмов и театров, терм и стадионов, отражающие кристаллизованную необыкновенную гармонию и пассионарность между человеком и природой, здоровым телом и здоровым духом. Жившие «вечным настоящим» древние греки закодировали основное послание будущему в одном из сохранившихся чудес Света — Афинском Парфеноне. Эта модель мирового порядка закодирована в древнегреческой тайне Парфенона.
Останки афинского Парфенона относятся к монументам всемирный архитектуры.Современные техвозможности разрешают воспроизвести данный архитектурный шедевр в натуральную величину. Но это будет всего лишь жалкая копия. В афинском Парфеноне древние греки закодировалимодель мирового порядка созданного ими микрокосмоса. Древнегреческие храмы в отличие от христианских не были предназначены для совершения молебствий внутри их. На протяжении культовых действий в Парфеноне народ оставался вне помещений храма, обращенного архитектоникой вовне. Так, достигалась гармония между устройством души, микрокосмоса и полиса в данном месте и социальном времени. При воспроизведении бессчётных копий Парфенона это соотнесение теряется. По аналогии с этим, народовластие — всего лишь форма, а не предмет, что возможно копировать.

Цивилизационный геополитический код

Цивилизационный (социокультурный, культурно-генетический) код— устойчивые культурно-генетические показатели принадлежности к той либо другой цивилизации (суперэтносу). Исторически сложившаяся совокупность коммуникаций (взаимоотношений), интегрирующая местную изменение природно-географических, геополитических, геоэкономических и других показателей; снабжающая целостность и защиту от внешних Вызовов Громадного многомерного пространства цивилизаций и других региональных сообществ (общин).Мировые цивилизации способны устоять против любого внешнего Вызова, в случае, если сохраняются её менталитет, нравственные сокровища (центр в душе). Характеризуется комплектом качественных универсальных черт, делающих созидательную роль в определенных цивилизационных границах.
Культурно-генетический код функционирует лишь в границах культуры с определенным стереотипом поведения. Насильственное наложение “прогрессивных” культурно-исторических традиций на другие ведет к разрушительным последствиям для второй цивилизации. Очень безнравственна и разрушительна по собственной природе попытка отказа от собственной «земли» методом заимствования сокровищ второй цивилизации в духовной сфере. В теории этногенеза эти различия нашли отражение в понятиях комплИментарность и комплЕментарность.
Культурно-генетический код цивилизаций формируется в конкретной природно-географической среде имманентного пространства, основанного на теоцентрическом (трансцендентном) либо антропоцентрическом правилах мироздания. «Ядром» западной цивилизации есть человек, преобразующий многомерное коммуникационное пространство имманентного мира. В восточных цивилизациях господствуют представления об эксцентрическом устройстве мира.Современные западно-христианская и исламская цивилизации структурированы на конфессиональной базе. Цивилизации с глубокой исторической памятью — китайская и индийская — не имеют единой религии. Китайская цивилизация есть в основном буддистско-конфуцианской, а индийская — индуистской. Конфуцианство является философией морали, облеченную в прошлом в форму национальной религии. Выделяются так же латиноамериканская католическая, мезоафриканская (Тёмная Африка) и др. цивилизации. Западная цивилизация включает романо-германский, англосакский и рубежный англоамериканский суперэтносы; мусульманская — арабский, тюркский и малайский суперэтносы; китайская — китайский, японский, корейский и вьетнамский суперэтносы.
Восточно-православная цивилизация в ХХ веке уступила место советской цивилизации, основанной на идеологии. Л.Н. Гумилев выделял рубежный евразийский (российский) суперэтнос. По окончании смерти «социалистического лагеря» сохранилась расколотая восточно-православная цивилизация. Исходя из этого уход с исторической сцены советской цивилизации нельзя отождествлять с смертью православного мира. Допустимо его восстановление в духе.
Обратимся к ответственным составляющим культурно-генетического кода цивилизаций. Разглядим биполярность, границ и разломы многомерного коммуникационного пространства цивилизаций и ответим на вопрос, что есть «свечой зажигания» диалога культур?

Биполярность большого напряжения источников людской энергии играется необыкновенную роль в многомерном коммуникационном пространстве цивилизаций. На правилах биполярности шло становление древнегреческой и китайской цивилизаций. Атлантического океана. Биполярность заложена в формировании коммуникационного пространства США. Создание двух полюсов экономического и технологического развития по обе стороны американских прерий разрешило самый действенно освоить глубинные территории страны. В двадцать первом веке реально формирование новой, сейчас уже тихоокеанской биполярной совокупности с полюсами экономического и технологического развития в Калифорнии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, где выделяются темпами развития Япония, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и открытые к внешнему миру приморские районы Китая.
Цивилизационные границы проходят не только в географии, но и через души людей. Оппоненты цивилизационного подхода в геополитике вычисляют эти границы неизвестными и проницаемыми в информационную эру. Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты, линии противостояния между цивилизациями образуют цивилизационные разломы, где проходит основной фронт необъявленной войны. К примеру, столкновение между исламом и западным христианством происходит с переменным успехом. Ислам победил в Афганистане, Иране, Сомали, Алжире и Чечне. Западные христиане, уверенный в собственной культурно-исторической миссии, утверждающей универсальные правила народовластия, рыночной экономики и права человека, приводят к раздражению у приверженцев исламского радикализма. Не снято тысячелетнее противостояние между западными христианами и православными, между мусульманами суннитами и шиитами.
В Евразии усилились тенденции межцивилизационного разграничения по этническому и конфессиональному показателям, в особенности на балканском полуострове, Центральной Азии и Кавказе. Локальные конфликты (Хорватия, Сербия, Герцеговина и Босния, Косово, Ливан, Кипр, Курдистан, Ирак, Иран, Кувейт, Афганистан, Таджикистан, Карабах, Чеченская Республика, Северная Осетия, Абхазская республика, Приднестровье) допустимо являются сполохами зарева необъявленной Третьей всемирный войны, уже отмеченной руинами Бейрута, Кувейта, Вуковара, Сурового, Сухуми, Бендер, Сараево и Приштины. Лишь ирано-иракская война за восемь лет унесла судьбе свыше миллиона человек.
Для восточно-христианской цивилизации характерен системный кризис общества (власти, военной теории, экономики, нравственности и религии). Длится финал православных славян, начатый из Харбина, а сейчас продолженный из Закавказья и Центральной Азии, Сурового и Сараево. На балканском полуострове идет размежевание православных мусульман и славян (босняков и косоваров). На геополитической оси север — юг восточные славяне простились с тысячелетней мечтой о Константинополе, а русскоязычными форпостами остались Одесса и Севастополь. По окончании распада СССР возросла реэмиграции русских. На рубежах цивилизаций, где происходили самые острые конфликты и взаимоуничтожение, отмечались самые оживленные экономические контакты, выступающие поручителем мира. Исходя из этого в условиях полицентризма особенную актуальность покупают неприятности своевременного поиска форм комплиментарных взаимоотношений, талантливых замирить этнонациональные и этноконфессиональные конфликты.

Человечество вступило в третье тысячелетие Годом диалога цивилизаций. Источником диалога помогает множественность культур, независимо от длительности их существования. Диалог цивилизаций — обмен и взаимное восприятие информацией и ценностями, носит неэквивалентный темперамент и порождает конфликты. На рубежах цивилизаций проходят “тёплые фронты” обоюдного непонимания, вражды и подозрительности. В ЕВРАМАРе отмечены самые большие конфликты (мировые войны) в истории . На сильно выраженной конфликтности, негативности межличностных и этнических коммуникаций было выстроено советское общество. Но конфликт нужно разглядывать не только как “возмутитель самообладания”, но и как созидательную функцию нового культурного диалога. К примеру, в столкновении цивилизаций Ветхого и Нового Света зародились представления о правах человека, праве оставаться самим собой. Эти права были осуществлены англосаксами в американском обществе.

многообразие и Полицентризм цивилизаций социокультурных изюминок являются барьером для многих геополитических устремлений. Опыт сотрудничества цивилизаций дает различные стратегии развития. Китайская цивилизация, включая старую, поражает воображение исторической преемственностью и протяжённостью. Неоднократная в прошлом смена закрытости и политики открытости к внешнему миру содействует современному Китаю понять пагубность заимствования чужих традиций. К такому же выводу приходит мусульманский мир, потерпевший провал в импорте западных идей публичного развития. Особенности собственного дороги имеют индийская, малайская и другие цивилизации.
На Западе распространено убеждение, что преобразованиям экономическим должны предшествовать политические, благодаря которым народовластие победила коммунизм. Так вычисляли и в Советском Альянсе во время перестройки. Сейчас данной страны нет, как нет до тех пор пока и победителей. Политический и социально-финансовый кризис господствует в большинстве и России новых свободных стран. Китай отдает предпочтения экономическим преобразованиям над политическими.
многообразие и Полицентризм цивилизаций социокультурных изюминок являются барьером для многих геополитических стратегий. Долгое сосуществование и интенсивные территориальные контакты народов одной цивилизации содействуют возрастанию однородности в традициях и уменьшению социальной стратификации. На рубежах цивилизаций, в большинстве случаев, этого не происходит. Геополитическое присутствие СССР на Острове Свободы, во Вьетнаме, Анголе, Мозамбике, Сирии, Алжире, Афганистане, Северной Корея и Китай сопровождалось массовым и долгим «внедрением» советской культуры, которая покинула мало следов у местных народов.

«Двигатель» цивилизационных реформаций

Марс, цивилизация марсиан, особенности их науки, теория многомерного пространства


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: