Великий Новгород — 2011
Выписка из Национального образовательного стандарта:
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Хорошие социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая идея. социальные институты и Общество. процессы глобализации и Мировая система. общности и Социальные группы. Виды общностей. личность и Общность. коллективы и Малые группы. Социальная организация. Социальные перемещения. Социальное неравенство, социальная мобильность и стратификация. Понятие социального статуса. социальные отношения и Социальное взаимодействие. Публичное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных трансформаций. Сотрудничество экономики, культуры и социальных отношений. Личность как социальный тип. девиация и Социальный контроль. Личность как деятельный субъект. Социальные трансформации. реформы и Социальные революции. Концепция социального прогресса. Формирование всемирный совокупности. Место России в мировом сообществе. Способы социологического изучения. |
Введение
Место дисциплины в учебном ходе
Курс социологии входит в блок социально-экономических дисциплин, есть необходимым для преподавания в рамках направления «культурология» на очной форме обучения.
задачи и Цели дисциплины
Цели преподавания:
- Целью преподавания социологии есть формирование научного представления о социологическом подходе к изучению общества, процессов и социальных систем, личности, факторах их развития и формирования, об формах регуляции и основных закономерностях социального поведения, о природе происхождения социальных социальных групп и общностей.
- Формирование знаний об главных источниках происхождения социальных перемещений, о формах социальных сотрудничеств, об главных факторах социального развития, структуре и типах социальных организаций, умение их разбирать.
Задачи дисциплины:
1. Получение студентами представлений о дорогах становления социологии как подлинно научной дисциплины, прошедшей в собственном развитии сложный путь от гениальных находок и отдельных догадок, до формирования научной отрасли, владеющей совокупностью законов, развитым категориальным аппаратом.
2. Усвоение студентами аппарата главных социологических категорий, формирование социального мировоззрения и более глубокой культурной и исследовательской подготовки за счет умения выделять и разбирать главные типы взаимодействующих социальных процессов и систем.
3. Формирование у студентов представлений о проблемной социальной ситуации, формулирование неприятности, методов исследования и понимания процедуры социальных процессов, интерпретации взятых результатов.
4. Овладение базисными навыками теоретического обобщения информации о явлениях и социальных процессах, протекающих в стране и в мире.
5. Привитие навыков обращения с материалами прикладного социологического изучения, нужных в опытной производственной деятельности экспертов гуманитарного и технического профиля, организаций и руководителей коллективов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В следствии изучения дисциплины студенты должны:
знать -предмет и объект социологии; методы и основные категории социологической науки; место социологии в совокупности наук; главные направления социологической мысли, развитие и становление социологии;
мочь – ориентироваться в социальных проблемах современного русского общества;
обладать– навыками анализа современных социальных процессов и явлений и навыками обращения с материалами прикладного социологического изучения.
Интеграция с другими науками, дисциплинами, профессиями — «Социология» есть одной из дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Курс «Социология» опирается на знания, умения и навыки, полученные студентами на протяжении изучения таких дисциплин как «Философия», «Политология», «История», «Психология».
Таблица 1. Количество дисциплины, виды учебной работы и форма контроля
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры |
Неспециализированная трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Независимая работа | ||
Курсовые работы/рефераты | — | — |
Вид итогового контроля: экзамен/зачет | Экзамен |
2 Содержание дисциплины
Таблица 2. Тематический замысел курса
№Наименование темы | Виды занятий (час.) | ||
лекции | семинары | СРС | |
1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Хорошие социологические теории. | |||
2. Современные социологические теории. | |||
3. Русская социологическая идея. | — | — | |
4. социальные институты и Общество. | |||
5. общности и Социальные группы. Виды общностей. личность и Общность. | |||
6. Социальное неравенство, социальная мобильность и стратификация. | |||
7. коллективы и Малые группы. Социальная организа- ция. Семья как малая несколько. | |||
8. конфликты и Социальные движения | |||
9. Неприятности социального поведения. Социальное воздействие, социальные отношения и взаимодействие. | |||
10. Социология публичного мнения | |||
11. Социология культуры. Культура как фактор социальных трансформаций. | — | ||
12. девиация и Социальный контроль. | |||
13. Социология личности. Понятие социального ста туса и роли. | |||
14. Особенности социального развития современного русского общества. | |||
15. Социальные трансформации. реформы и Социальные революции. Концепция социального прогресса. | |||
16. процессы глобализации и Мировая система. Место России в мировом сообществе. | |||
17. методы и Методология социологических изучений | |||
18. Итого: |
Содержание теоретических занятий
2.1.1 Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Хорошие социологические теории.Социально-исторические и идейные предпосылки происхождения социологии. Хорошая социология Огюста Конта. Социологические идеи Герберта Спенсера. Социологические воззрения Карла Маркса. Психотерапевтическое направление в социологии. Социология Эмиля Дюркгейма. Социология Макса Вебера. Методика социологического познания Вебера.
2.1.2 Современные социологические теории.Чикагская школа в американской социологии. Питирим Сорокин. Структурный функционализм. Роберт Мертон. Теория конфликта. Феноменологическая социология. Символический интеракционизм. Этнометодология. Неомарксизм Франкфуртской школы. Юрген Хабермас. Пьер Бурдье. Теории индустриального и постиндустриального общества.
2.1.3 История русском социологии.Неспециализированная черта разных направлений и школ в русской социологии XIX в. Лев Мечников, Евгений де Роберти, Петр Лавров, Николай Михайловский. Николай Кареев, Питирим Сорокин, К. Тахтарев. Георгий Плеханов, Владимир Ленин. Максим Ковалевский. Социология в РФ по окончании октября 1917 г. социологии и Взаимоотношение государства. Восстановление социологии в 1950-1960-е годы. Развитие социологии в РФ: перспективы и современное состояние.
2.1.4 социальные институты и Общество.Понятие “общество” в истории социологии. Общество как особенный вид совокупности. Методика системного подхода к обществу. специфика и Понятие социетальных совокупностей. Социально-экономический детерминизм. Социологические основания типологизации обществ. Социологические концепции постиндустриального и информационного обществ. Гражданское общество как главная категория современного обществоведения. Главные институты гражданского общества. Гражданское общество как наличия самоорганизации и феномен общества публичных связей вне рамок национального регулирования. Предпосылки формирования гражданского общества.
2.1.5 общности и Социальные группы. Виды общностей. личность и Общность.Понятие “социальной группы”. основные черты и Типы социальных групп. Социальные общности, виды социальных общностей. Личность в социальной общности.
2.1.6 Социальное неравенство, социальная мобильность и социальная стратификация.Неприятность социального неравенства в публичной мысли до происхождения социологии. Марксистское учение о классах как главном компоненте социальной структуры общества. Собственность как фактор классовой стратификации. Теории социальной стратификации в немарксистской социологии. Макс Вебер и его подход к рассмотрению параметров стратификации. Стратификационные изучения в двадцатом веке. Главные понятия теории социальной стратификации: статус, роль, престиж, ранг. Одномерная и многомерная стратификация. Социальная мобильность как форма воспроизводства населения. Динамика социальной структуры и социальная стратификация в современном русском обществе.
2.1.7 коллективы и Малые группы.Понятиемалой группы. Функции и роль малых групп в социальной судьбе. Характерные черты внутригрупповых отношений и малых групп. Социологические способы изучения внутригрупповой динамики. Неприятности управления малой группой. Семья как малая несколько. Социальные функции семьи. формы и Исторические типы домашних взаимоотношений. Социологический анализ главных неприятностей современной семьи: факторы стабильности, рождаемости. Авторитет семьи в современном обществе.
2.1.8 конфликты и Социальные движения.Определение понятия “социальное перемещение”. стадии и Типология развития социальных перемещений. Социальные условия, содействующие формированию перемещений: социальная неудовлетворенность, статусная неопределенность, дезорганизация. Факторы, влияющие на личную чувствительность к социальным перемещениям. Неприятность конфликта в социально-философских и социологических теориях (Аристотеля, Т. Гоббса, М. Вебера, П. Сорокина, Р. Дарендорфа, Л. Козера). мотивация конфликта и Движущие силы. Этапы протекания конфликта. Типология распрей. Анализ русского общества с позиций теории социальных распрей.
2.1.9 Неприятности социального поведения.“Социальное поведение” как социологическая категория. Потребности, интересы, ценностные ориентации личности в структуре социального поведения. Главные формы социального поведения. Социальные их виды и контакты. Социальное воздействие. М. Вебер о социальном действии. Теория социальной аномии Р. Мертона. механизмы совершения и Основные элементы социального действия. социальные отношения и Социальные взаимодействия.
2.1.10 Соци8ология публичного мнения.Предмет, социальная природа публичного мнения. Социологический подход к категории “публичное мнение”. объект и Субъект публичного мнения, его свойства: направленность, интенсивность, компетентность, стабильность, “зрелость”. Функции публичного мнения. Публичное мнение как процесс. Факторы, средства, механизмы формирования, манипулирования, выражения публичного мнения. “Четвертая общественное” мнение и власть. границы и Возможности действия публичного мнения на разные сферы общества.
2.1.11 Социология культуры.Культура как предмет социологического анализа. Главные категории социологии культуры. Содержание, социальные функции и структура культуры. Материальная культура. Духовная культура. Уровни социологического анализа культуры. организации и Институты культуры: наука, мастерство, образование, религия и т.д. Культура, субкультура, контркультура. Роль культуры в жизнедеятельности личности, группы, общества. Механизмы освоения культуры. Наука как элемент культуры и социальный феномен. Управление развитием науки: отечественный и зарубежный опыт. Социология религии. Социология образования. Социология мастерства.
2.1.12 Социальный контроль, девиация и делинквентность.Социальный контроль как средство регуляции поведения участников общества. Механизмы социального контроля: внешние, внутренние, косвенные. Понятие санкций. Хорошие и негативные, формальные и неформальные санкции. Физические, экономические и административные санкции. Инструменты социального контроля. криминализации роста общества и Проблемы преступности в современной России. Понятие девиации. Девиантное поведение как устойчивое отклонение от нормы. Объективные и субъективные, неспециализированные и частные обстоятельства отклоняющегося поведения. Латентные и явные функции девиантного поведения. Социологический анализ главных типов девиантного поведения. Главные теории, растолковывающие обстоятельства девиантного поведения: биогенетические, психотерапевтические, социологические, культурологические. Теории аномии Э. Дюркгейма и личного приспособления Р. Мертона.
2.1.13 Социология личности.Понятие “личности” в социологии. Биологическое и социальное в развитии человека. Личность как социальная совокупность. Статусно-ролевая концепция личности. Потребности, интересы, ценностные ориентации, социальные установки в поведении и деятельности личности. Понятие “социализации” в социологии. Факторы, этапы и механизмы социализации. Роль совокупности образования в процессах социализации. проблема взаимоотношения и Социальный контроль между личностью, группой, обществом.
2.1.14 Особенности социального развития современного русского общества. Место России в мировом сообществе.Формирование новой национальной и политической совокупности в современной России. Социальная и культурная разделение в русском обществе. Становление новых укладов хозяйственной деятельности и нового русского предпринимательства. Поляризация социальной структуры. Процессы динамики в ценностной сфере. Новые направления социальной политики в РФ. Становление новой совокупности образования. Неприятность интеграции групповых заинтересованностей в политической сфере. Черта распрей в сфере межнациональных взаимоотношений. Российская Федерация в совокупности современной цивилизации. Неприятность выбора пути развития Отечества и его социальные факторы.
2.1.15 Социальные трансформации. реформы и Социальные революции. Концепция социального прогресса.Соотношение понятий «социальное изменение» и «социальное развитие». Многообразие социальных трансформаций и его главные виды. Главные формы реализации социальных трансформаций: эволюционные, революционные, циклические. источники и Факторы социальных трансформаций: технологические, политические, идеологические. Субъекты социальных трансформаций. проблемы достижения и Социальные изменения социальной стабильности. Главные теории социально-исторического развития общества: социально-экономические (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), индустриально-технологические (Р. Арон, Д. Белл, А. Турен). Социология революций. П.принципы: фазы и Сорокин революции социальных реформ. Хорошее познание социального прогресса. Современные теории социальных трансформаций – постмодернистский подход, концепция наступления цивилизации повышенных рисков, деятельностно-активистская концепция социальных трансформаций.
Содержание семинарских занятий
Публичного развития
1. Предмет социологии культуры. Социальные функции культуры.
2. Главные элементы культуры. Понятие субкультуры.
3. воспроизводства культуры и Механизмы освоения личностью.
4. социологии социологии науки и Соотношение культуры и религии.
Литература:
1. Волков Ю.Г. — Социология: учеб. пособие для студентов, аспирантов, учителей институтов. — М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007. – с. 90-111.
2.Кравченко А.И. — Социология: Учеб. для институтов. — СПб.: Питер, 2008.
3. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. — Логос — 2000 г./ URL http://socioline.ru/_seminar/library/books/ionin.zip
4. Кайуа Роже. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры — ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство) — 2007 г.
Вопросы для дискуссии:
1. В чем сущность социологического подхода к культуре?
2. Что такое культурный прогресс? Соотношение социального и культурн. прогресса.
3. субкультуры и Культура общества. Специфика молодежной субкультуры.
Приложения.
Приложение 1. Формы и содержание контроля
1.1 Пример теста по дисциплине: социология
Время исполнения теста: 60 мин.
Количество заданий: 40
УКАЗАНИЯ: во всех предложенных заданиях нужно выбрать один вариант ответа. Тест считается выполненным на удовлетворительно при условии, что верные ответы будут даны в 24 заданиях. Тест будет принимать во внимание выполненным на превосходно при 36 верных ответах.
Задание № 1 Опорой порядка и стабильности в стране Аристотель вычислял… | Варианты ответов:
|
Задание № 2 Признанным основоположником социологии как хорошей науки об обществе есть … | Варианты ответов:
|
Задание № 3 Идеалом публичного развития в социологии Э.Дюркгейма есть… | Варианты ответов:
|
Задание № 4 Характерными чертами отечественной социологии 19 века являются… | Варианты ответов:
|
Задание № 5 Видами наблюдения как способа социологического изучения являются… | Варианты ответов:
|
Задание № 6 Закрытыми именуются такие вопросы анкеты, каковые … | Варианты ответов:
|
Задание № 7 Документов в социологии есть … | Варианты ответов:
|
Задание № 8 По типам логической связи изучения бывают … | Варианты ответов:
|
Задание № 9 Понятие общества свидетельствует … | Варианты ответов:
|
Задание № 10 В типологию современных обществ входит … общество | Варианты ответов:
|
Задание № 11 Теория социальной эволюции в первый раз обоснована в социологии … | Варианты ответов:
|
Задание № 12 Одной из неприятностей современного общества есть … | Варианты ответов:
|
Задание № 13 Каждая религия характеризуется наличием … | Варианты ответов:
|
Задание № 14 Семья в социологии понимается как … | Варианты ответов:
|
Задание № 15 Трудовой коллектив это … | Варианты ответов:
|
Задание № 16 Потребность в специальных школах появилась в связи с … | Варианты ответов:
|
Задание № 17 Все общности делятся на два самые широких вида … | Варианты ответов:
|
Задание № 18 Малая несколько отличается … | Варианты ответов:
|
Задание № 19 Участников клана связывает … | Варианты ответов:
|
Задание № 20 Комплект людей, появлявшихся в одном месте в одно да и то же время, но не имеющих никаких определенных связей между собой, именуется … | Варианты ответов:
|
Задание № 21 Социальная структура общества – это … | Варианты ответов:
|
Задание № 22 Субъективным критерием стратификации есть … | Варианты ответов:
|
Задание № 23 Социально-классовая структура общества есть базой в теории … | Варианты ответов:
|
Задание № 24 Изменение статуса детей по отношению к статусу своих родителей именуется … мобильностью | Варианты ответов:
|
Задание № 25 Несущественным показателем личности есть … | Варианты ответов:
|
Задание № 26 Процесс социализации личности исключает … | Варианты ответов:
|
Задание №27 Милиционер есть агентом … социализации | Варианты ответов:
|
Задание № 28 Полученный статус личности выражается в … | Варианты ответов:
|
Задание № 29 Обмен информацией при помощи мимики, жестов и перемещение именуется … | Варианты ответов:
|
Задание № 30 В базе конфликта лежит … | Варианты ответов:
|
Задание № 31 Коллективное поведение – это … | Варианты ответов: |
Задание № 32 Социальные перемещения смогут быть выяснены как … | Варианты ответов:
|
Задание № 33 стратегии и Методы, определяющие поведение людей в рамках общества, именуются … | Варианты ответов:
|
Задание № 34 Предписания о том, как нужно вести себя в обществе именуются … | Варианты ответов:
|
Задание № 35 Развитое публичное мнение выступает действенным университетом … общества | Варианты ответов: 1. Любого 2. Современного 3. Тоталитарного 4. Демократического |
Задание № 36 Отклонение от нормы, разглядываемое большей частью участников общества как предосудительное и недопустимое, именуется … | Варианты ответов: 1. Поведением 2. Девиацией 3. Сотрудничеством 4. Отклонением |
Задание № 37 Генетические определения культуры воображают культуру с позиций … | Варианты ответов: 1. Ее структурной организации 2. Социального наследования 3. Ее происхождения 4. Полного охвата культуры |
Задание № 38 Культурное многообразие показывает … | Варианты ответов: 1. Закрытость культур 2. Разнообразие людских культур 3.Идентичность культур 4. Наличие людских культур |
Задание № 39 К культурным универсалиям относятся … | Варианты ответов: 1. Публичное сознание 2. Законодательство 3. Стереотипное сознание 4. Институт семьи |
Задание № 40 Постоянный процесс развития культуры от несложного к сложному именуется … | Варианты ответов: 1. Культурным сотрудничеством 2. Культурной эволюцией 4. Культурной революцией 5. Культурной реформой |
Задания для промежуточного контроля
1. Проработать конспект лекций.
2. Пройти промежуточный контрольный тест.
1.5 Критерии оценки знаний студентов на экзамене:
Студент приобретает оценку «превосходно», если он:
1. Полно раскрыл содержание материала в количестве программы.
2. Чётко и верно дал определения и раскрыл содержание.
3. Ответ независимый, при ответе использованы знания, купленные ранее.
4. Жёсткие практические навыки.
Студент приобретает оценку «отлично», в случае, если:
1. Раскрыл главное содержание материала.
2. По большей части верно дал определения, понятия.
3. Ответ независимый.
4. Материал изложил неполно, при ответе допустил неточности, нарушил последовательность изложения. Допустил маленькие неточности при использовании и выводах терминов.
5. Практические навыки нетвёрдые.
Студент приобретает оценку «удовлетворительно», в случае, если:
1. Усвоил главное содержание материала, но изложил фрагментарно, не
в любой момент последовательно.
2. понятия и Определения дал не чётко.
3. Не может применять знания, полученные ранее.
4. Практические навыки не сильный.
Студент приобретает оценку «не удовлетворительно», в случае, если:
1. Главное содержание учебного материала не раскрыто.
2. Не даны ответы на дополнительные вопросы учителя.
3. Допущены неотёсанные неточности в определениях, доказательства положений не совершено.
4. Нет практических навыков в применении теоретического материала.
Приложение 2 Методические советы по организации изучения
дисциплины
2.1 Методические советы для студентов по организации независимой работы студентов.
Независимая работа студентов по курсу «Социология» включает в себя:
— подготовку к теоретическим занятиям,
— исполнение независимых и контрольных работ,
— подбор примеров по заданным темам,
— конспектирование первоисточников и лекций.
На независимую работу студентов в рамках курса Социология выносятся следующие темы учебного курса и вопросы, на каковые нужно ответить при изучении материала:
Социология культуры
Подготовить конспект по литературе.
Литература
1. Э. Гидденс. Социология. – ИОО, 1999. – стр. 42-52.
2. Н. Смелзер. Социология. М., 1994. Гл. 2.
Социология личности
Подготовить конспект по литературе.
Литература
1 Э.Гидденс. Социология. – ИОО, 1999. – Гл.3 стр. 68-94.
Таблица 1. Главные понятия изучаемого курса