Мировой процесс и сущность человека

Мировой процесс и сущность человека
Рисунок 1

В свете изложенного закономерный всемирный процесс развития возможно представить как единство трех главных неравноценных направлений (рис.1):

1 — магистральное направление развития;

2 — «подчиненное» направление развития;

3 — направление развития «невключенного» низшего.

Магистральным, либо главным, направлением единого мирового процесса есть последовательность главных форм материи, в известных нам пределах представленная физической, химической, биологической и социальной формами материи. Развитие материи выражено тут в самый полном, ясном и концентрированном либо «типическом» виде, потому, что именно на магистрали развития происходит смена как следует разных главных форм материи.

Любая узловая точка на магистральной линии дает начало трем ветвям развития. Наряду с этим главные «точки роста» сложности постоянно находятся на магистральной линии. Громаднейшая творческая активность материи связана с магистральной линией развития. Линия магистрального развития неосуществима без подчиненного ей развития низшего, включенного в состав высшей ступени организации материи. Но развитие имеет тут уже не столь четко выраженный, радикальный, типический темперамент. На линии «подчиненного» развития трансформации не выходят за рамки одной и той же как следует определенной формы материи. Так, физика человека остается по собственной природе физикой, подчиняется тем же физическим законам, что и «свободная» физика, физика в природе.

Особенный темперамент имеет развитие низшего, не включенного в состав высшей ступени, составляющего природную среду последующего развития. Развитие представлено тут в самый стертом виде, носит наименее радикальный темперамент. Тут также имеется ступени развития и свои точки, но они не выходят за пределы соответствующих главных форм материи. Возможно, с третьим направлением развития возможно связать некое многообразие более частных направлений. Так, возможно допустить, что на базе кремния либо азота, выступающих, согласно точки зрения многих ученых, в качестве «соперников» углерода в ходе эволюции химического в направлении к живой материи, смогут появляться, при каких-либо особенных условиях, кое-какие аналоги живой материи. Действительно, в силу большого превосходства углерода в способности образовывать многообразные химические связи происхождение аналогов жизни на базе кремния либо азота, а тем более — равноценной с углеродистой, есть очень маловероятным.

С направлением «невключенного» низшего связано формирование комплексных форм материи — астрономической, геологической и географической. Последовательность этих форм материи есть производной от магистрального направления мирового процесса развития. С линиями «подчиненного» развития и «невключенного» низшего нужно связать кроме этого круговороты развития, оставляющие нужный элемент единого мирового процесса.

Физическая, химическая и биологическая ступени развития материи, какими бы законченными в условиях независимого существования они не казались, несут в себе элемент значительной незавершенности, потому что являются только моментами развития материи. Если бы они появились полностью завершенными, то переход к более высокой ступени был бы неосуществим, потому, что дальнейшее развитие и появление высшего связано с усложнением низшего.

Спящие силы развития

Потому, что «невключенное» низшее складывается из тех же главных элементов, что и «включенное», владеет такими же природой и основными свойствами, оно сохраняет громадный фонд нереализованных и «спящих» возможностей развития. Данный фонд тем более велик, что количество «невключенного» низшего на довольно много порядков превосходит количество высшей формы материи. Окружающий нас природный мир, так, содержит большие спящие силы развития. Остаются ли эти возможности развития принципиально нереализуемыми? есть ли нескончаемая природа собственного рода кладбищем творческих потенций материи, которое оставляет за собой узкая линия магистрального процесса развития материи? Либо же эта необычная структура развития содержит в себе «намек» на что-то, долженствующее показаться в будущем?

Развитие есть общим и всеохватывающим процессом. Мир охвачен пламенем развития. Но было бы ошибочным вычислять данный процесс однородным и равномерно распределенным во Вселенной. Развитие материи происходит по трем главным направлениям, на каждом из которых оно выражено в разной степени. Необычная диалектика трех линий развития такова, что магистральное развитие опирается на две другие линии, оно в известном смысле осуществляется потому, что сохраняется громадный фонд нереализованных возможностей развития, заложенных в преобладающей массе материальных тел, образующих широкий природный фундамент магистральной линии развития.

В данной связи делается понятной неточность, которую допускают, в то время, когда отсутствие неограниченного прогресса в преобладающей части природы истолковывают как подтверждение того, что прогресс имеется очень «редкий случай» в неживой природе. В базе для того чтобы представления о развитии лежит начальная попытка представить развитие как процесс, равномерно распределенный во Вселенной, как .некое фронтальное перемещение материи «вперед», из-за которого вся материя обязана превратиться в живую и т. д. Потому, что этого отыскать запрещено, постольку делается вывод о круговороте либо необратимых качественных трансформациях как сущности развития, о уникальности и невсеобщности развития и т. д. Но развитие как перемещение от низшего к высшему имеется не «случай», а общий, всеохватывающий, глобальный процесс, который связан с самой сущностью материального мира как нескончаемого целого. Развитие как сложный и многоплановый процесс происхождения, сохранения, включения, подчинения, интеграции определяет иерархическую структуру материального мира.

Иерархическая совокупность мира

Мир — это нескончаемая иерархическая совокупность уровней, грамотный процессом развития, в котором ступени процесса откладываются и закрепляются в виде последовательности уровней организации материи — главных форм материи.

Уровни иерархической совокупности материального мира находятся в многообразных диалектических взаимозависимостях, обусловливающих целостность всемирный совокупности. Эти взаимозависимости являются производными от изложенных выше закономерностей соотношения высших и низших форм материи.

Иерархическая совокупность мира не есть чем-то застывшим и неподвижным. Развитие как материальный творческий процесс не угасает в совокупности уровней организации материи, а представляет собой общий процесс, охватывающий все нескончаемое строение материального мира. Развитие имеет собственные «точки роста», либо «области наивысшего прогресса» (к примеру, происхождение химизма, после этого—жизни, людской общества), но его нельзя связывать лишь с этими областями. Любая уже существующая форма материи будет в состоянии постоянного происхождения из низшей — экологии и «включенного» низшего.

«Покоящееся развитие»

Так, человечество непрерывно воспроизводит собственный бытие из условий среды и собственной биологической базы. Живая материя в ходе обмена веществ со средой всегда рождает себя из неорганической материи при помощи собственных химических процессов. Химические вещества, существуя благодаря постоянной интеграции собственных физических составляющих, тем самым всегда создают себя из собственных физических предпосылок. функционирования и Процесс существования каждой формы материи есть, так, процессом развития, включен в глобальный процесс развития материи. Развитие как целостный процесс, охватывающий все нескончаемое строение материи, включает в себя, следовательно, момент «стационарного» либо «покоящегося» развития, т.е. постоянного рождения каждой уже существующей действительности. Изюминкой «стационарного» развития есть то, что оно происходит в условиях уже существующей формы материи: верховная форма материи непрерывно воспроизводит себя из низшей, опираясь на уже существующую субстрат и свою структуру.

Общий генетический закон

Диалектико-материалистическая концепция мирового процесса развития приводит нас потом к интересному заключению. В иерархической «послойной» структуре каждой главной формы материи отображаются, «резюмируются» главные ступени предшествующего развития материи. История развития материи отображается и закрепляется в структуре каждой из главных форм материи — физической, химической, биологической, социальной. Процесс функционирования, т. е. постоянного бытия формы материи как бы непрерывно обрисовывает историю ее происхождения. Так, синтезируя себя из условий экологии, живое вещество воспроизводит главные ступени происхождения живой материи. В развитии обнаруживается, следовательно, закономерность, напоминающая биологический закон рекапитуляции (биогенетический закон Мюллера-Геккеля) — повторения самые общих этапов эволюции вида (филогенеза) в эмбриогенезе (онтогенезе). Существует, разумеется, общий генетический закон повторения наиболее значимых ступеней развития в функционировании и структуре главных форм материи.

Потому, что биологический обмен веществ, включающий синтез живого вещества из более несложных веществ, повторяет историю происхождения живого, тайная происхождения судьбы возможно решена на базе изучения жизненных процессов, происходящих ежечасно и за одну секунду в современном живом веществе. Это событие послужило ключом к изучению происхождения судьбы. «Нам представляется значительно более перспективным для решения проблемы судьбы, — писал А.И. Опарин, — изучение тех дорог превращения неживого в живое, каковые заключены в обмене веществ»1 .

Сгустки прошлого около нас

История живой природы, как и остального мира, так, не отнесена от нас в вечно далекое и недоступное, в далеком прошлом провалившееся сквозь землю прошлое — она зашифрована около нас в структуре материальных объектов, включая и нас самих. Главные формы материи несут в себе в сложном, интегрированном виде собственную нескончаемую историю. сущность и Качество каждой формы материи, каждой вещи около нас — не что-то простое и яркое, а свернутая нескончаемая история материи, «конденсат» ее развития. Окружающие нас вещи — это сгустки нескончаемой истории. В них и через них прошлое оказывается живым и действующим. Познать вещи исходя из этого — значит заметить в них их историю, расшифровать нескончаемое число «текстов» — физических, химических, биологических, спрессованных в единую «запись» качества либо сущности вещи, заметить в электроне, атоме, организме и т. д. как бы «следы», «отпечатки» и «тени» прошлого.

Подтверждение бесконечности

Концепция единого закономерного мирового процесса, как база конкретно-общей теории развития, разрешает решить философский вопрос о конечности либо бесконечности мира. Опираясь на совокупные фактические и теоретические эти совокупности наук, диалектический материализм обнаруживает тот угол зрения, с которого неприятность бесконечности, в ее самая общей форме, выясняется разрешимой. Познавая конечный отрезок единого мирового процесса, составленный четырьмя наибольшими формами материи, мы однако приобретаем возможность для точного заключения о бесконечности мирового процесса, бесконечности материального мира.

Материал науки, который связан с известным нам отрезком мирового процесса, свидетельствует, что сложные формы материи появляются из более несложных, что материя владеет свойством порождения сложного из несложного. Точный, замечаемый факт настоящего происхождения как следует своеобразных форм материи из более несложных дает основания для вывода о бесконечности мирового процесса, потому что логически нужно признать, что любая форма материи, каждое многообразие должно было появляться из более несложной формы материи, многообразия. В мыслях допустить, что процесс развития начался с какого-либо полностью несложного состояния материи, лишенного внутреннего многообразия, сложности — это значит допустить превращение безотносительного спокойствия в перемещение, полного ничто — в что-то, что абсолютно противоречит всему людской опыту, замечаемому факту превращения низших форм материи в высшие.

Вывод о бесконечности мира возможно сделан, так, на базе изучения его конечной, но достаточно сложной и многообразной части. Более того, диалектика конечного и нескончаемого такова, что лишь в нескончаемом мире имел возможность осуществиться конечный отрезок развития, лишь в нескончаемом существует конечное.

Если бы совокупность мира представляла собой совокупность конкретно взаимодействующих элементов, то такая совокупность была бы лишь конечной, потому что имела возможность бы существовать лишь в пределах допускаемых природой конкретных способов сотрудничества. Но иерархическая совокупность, выстроенная последовательностью разных по степени сложности уровней на базе диалектических закономерностей развития (происхождения, включения и т. д.), возможно лишь нескончаемой. Диалектика высшего и низшего включает в себя «принцип» бесконечности.

Конвергентный темперамент развития

Общий закон развития имеет две стороны, выражается в двух общих закономерностях развития, которые связаны с количественной и качественной сторонами

действительности. С количественной стороны развитие содержится в неуклонном закономерном сокращении распространенности либо количества форм материи при переходе от низших ступеней развития к высшим. Так, по подсчетам В.И. Вернадского, живое вещество образовывает 10-7 массы Галактики и 10-14-10-17 массы Земли. Верховная форма материи может появиться лишь из части (причем ничтожно малой) низшей, но существует на базе многократно (на довольно много «порядков») превышающего ее природного фундамента, составленного низшей формой материи. Эта очень ответственная закономерность развития возможно названа закономерностью конвергентного развития.

Сокращение распространенности форм материи свидетельствует, что развитие идет как бы «на конус», образует собственного рода «конус развития» (рис. 2):

Мировой процесс и сущность человека
Рисунок 2

Но «схождение на конус» принуждает нас, разумеется, сделать вывод, что развитие делается …неосуществимым, потому, что сокращение распространенности форм материи не имеет возможности происходить вечно. Итак, обязан наступить финиш развития? Количество ступеней развития материи «вниз», в сторону более несложных форм материи, вечно. Полагая процесс развития материи нескончаемым, но учитывая потом, что развитие свидетельствует непременное сокращение распространенности каждой последующей формы материи если сравнивать с предшествующей, более простой, мы должны признать, что в некий момент времени развитие должно достигнуть последней, наивысшей ступени, в то время, когда предстоящее сокращение выясняется неосуществимым.

Мысль конвергентного развития материи сама по себе ведет к признанию неизбежного прекращения развития, потому, что предполагает достижение наивысшей, последней ступени. Однако данный вывод вступает в несоответствие с идеей развития, в соответствии с которой прекращение развития, другими словами потеря материей активности, способности к усложнению, нереально, равно как и начало развития, происхождение мира из ничего.

Аккумулятивный темперамент развития

Но закономерность конвергентного развития связана лишь с количественной стороной развития. С качественной стороны развитие обнаруживает новую закономерность — аккумулятивного развития. В ходе развития происходит включение главного содержания низших форм материи в высшие, уплотнение и непрерывное «накопление» этого содержания. Включая в себя низшие формы материи и воображая собой нескончаемую иерархию предшествующих ступеней развития материи, любая форма материи не утрачивает всего содержания низших, а несет его в себе в обобщенном и интегрированном, уплотненном виде. Как отмечалось ранее, интеграция — одна из самые существенных сторон процесса развития. Сейчас мы можем пойти потом, потому, что в конкретно-общем замысле развития обнаруживается, что интеграция — не «разовый» акт, а постоянный нескончаемый процесс, благодаря которому главное содержание предшествующих ступеней в обобщенном и уплотненном виде включается в последующие ступени.

Закономерность аккумулятивного развития в первый раз была подмечена Гегелем, что нашёл ее в процессах мышления, в развитии безотносительной идеи. «…На каждой ступени предстоящего определения,— писал он,— общее поднимает выше всю массу его предшествующего содержания и не только ничего не теряет благодаря собственного диалектического поступательного перемещения, и не оставляет ничего сзади себя, но несет с собой все купленное, и обогащается и уплотняется в себя…»1 .

Оценивая эту идея Гегеля, Ленин писал: «Данный отрывок весьма недурно подводит собственного рода результат тому, что такое диалектика»2 . К сожалению, под влиянием догматизма эта наиболее значимая закономерность диалектики в советской философской науке осталась практически не увиденной.

С закономерностью аккумулятивного развития связана еще одна любопытная закономерность: в ходе перехода от низшего к высшему и развития каждой формы материи происходит необычная универсализация содержания на базе интеграции результатов предшествующего развития. Чем сложнее форма материи, тем шире диапазон как следует многообразных факторов среды, с которыми она вступает во сотрудничество. Отношение живых организмов к среде является расширением и обобщение свойства химического сотрудничества, перенос избирательного сотрудничества с химических качеств на более многообразные агенты среды. Биологическая эволюция есть единством двух функций и — универсализации противоположных процессов структур и их специализации, наряду с этим определяющая роль в эволюции в собственности универсализации, в следствии чего эволюция порождает все более универсальные живые существа.

Еще один парадокс

Изучение развития говорит о том, что любая ступень эволюции материи владеет радикальной незавершенностью, т. е. имеет громадный фонд возможностей развития, каковые ею не реализуются. Потому, что развитие материи совершается через нескончаемый последовательность главных ступеней, мы должны признать, что материя накапливает нескончаемый фонд принципиально не реализуемых ею возможностей, причем данный фонд на довольно много порядков превосходит фонд реализуемых возможностей. Так, выясняется, что развитие в большей мере является утратой возможностей развития, чем их реализацию, что «автострада» развития — это нескончаемое пространство «омертвленных» возможностей развития.

Картина мира с этих теоретических позиций получает необычный темперамент. Материальный мир оказывается чреватым принципиально неустранимым несоответствием между вероятным и настоящим, которое не разрешается, а непрерывно улучшается в ходе развития. Развитие представляется как затухающий процесс, потому, что количество «омертвленных» возможностей непрерывно растет, а сфера яркого развития — в силу его конвергентного характера — непрерывно уменьшается.

С изложенных позиций нужно признать, что материя владеет достаточным достатком содержания, дабы порождать нескончаемые возможности развития, но не владеет одновременно с этим равной им содержательной свойством их реализации. Материя страдает, следовательно, некой значительной ущербностью, потому что возможно она оказывается богаче, чем актуально.

Вселенский прогноз

Любая наука с ее законами, отображающими объективные законы, владеет предсказательной свойством. Такая свойство свойственна и диалектике, конкретно-общей теории развития. Мы найдём эту свойство, еще раз уяснив ту проблемную обстановку, в которой мы были, разглядывая закономерности развития.

В взятой картине развивающейся материи заложена глубокая несообразность: материя по собственной нескончаемой природе способна порождать нескончаемые возможности развития, но в силу той же собственной природы не может их реализовать. Такая теоретическая картина мира разрешает усомниться в ее достоверности. Исходя из этого логически нужно высказать предположение, что несоответствие между вероятным и настоящим, способностью и возможностью материи к формированию должно каким-то образом разрешаться в ходе развития материи. Эта свойство разрешения тревожащего нас несоответствия, данный «разрешающий фактор», разумеется, остался нами незамеченным.

Потому, что, но, из замечаемой конвергентности развития направляться, что данный фактор мы вряд ли найдём в прошлом материи, нужно высказать предположение, что содержательный фактор, разрешающий несоответствие между вероятным и настоящим, обязан показаться на каком-то этапе развития материи, а его природа должна быть подготовлена самим характером предшествующего развития. Исходя из обрисованных закономерностей развития, мы можем сделать слишком общий, теоретический набросок контуров искомого фактора.

Во-первых, данный фактор должен быть материальным и вытекать из самой природы материи, несоответствия ее развития.

Во-вторых, он обязан появляться, быть закономерным результатом развития, т. е. определенной ступенью развития, формой материи.

В-третьих, он обязан владеть таким универсальным содержанием, которое сделало бы его талантливым взаимодействовать с любыми формами материи и реализовывать заложенные в них возможности развития.

В-четвертых, дабы владеть таким универсальным содержанием, эта форма материи должна быть наивысшей ступенью развития материи.

В-пятых, она должна иметь такую форму активности, которая была бы направлена на трансформацию нескончаемой последовательности предшествующих форм материи.

В-шестых, изменяя нескончаемую последовательность предшествующих форм материи, искомая форма материи должна быть способна к нескончаемому усложнению, открывая, так, новую «ветвь» бесконечности «вверх», в будущее, сохраняя собственную неспециализированную природу, которая обусловливает возможность появления второй ветви бесконечности. Иными словами, вечно развиваясь, она обязана оставаться самой собой.

Эта форма материи имеется человек, человеческое общество.

Нескончаемая природа человека

Являясь высшей ступенью развития материи, человек аккумулирует в себе результаты нескончаемого процесса развития и владеет исходя из этого нескончаемым, общим, универсальным содержанием, несет в себе бесконечность. На ступени человека материя приобретает особенного рода обобщенное и универсальное выражение собственного нескончаемого многообразия. Вместе с тем человек представляет собой определенную ступень развития материи и несет в себе своеобразные черты, особое содержание. Потому, что человек в любой момент личен, представляет собой индивидуум, личность, он имеет кроме этого единичное содержание, личные черты.

Нескончаемое, общее и универсальное выражено в человеке через конечное, особое и единичное. Человек — единство нескончаемого и конечного, общего, особого и единичного.

При изучении человека первоначально мы подмечаем своеобразные, особые черты, отличающие его от вторых растений образований — и материальных животных, физических тел и т. д.— как что-то легко второе. Наряду с этим в плане собственных особых показателей человек не обнаруживает каких-то необыкновенных, универсальных линия: он не владеет громаднейшей физической силой, выносливостью, скоростью передвижения, быстротой реакции и т. д. Но все его яркие особенности выражены в таких оптимальных значениях, полноте и многообразии, каковые делают человека «универсальным» материальным существом, потому, что через полноту и эту оптимальность выражается нескончаемое, общее, универсальное в человеке.

Очевидно, бесконечность, универсальность и всеобщность человека нельзя понимать через чур практически и упрощенно. Нескончаемое, общее, универсальное содержание человека не есть практически тождественным содержанию нескончаемого мира, оно выражено в человеке в обобщенном и сокращенном виде. «Правила» либо закономерности обобщения и реального процесса свёртывания нескончаемого многообразия мира в человеке, «космоса» в «микрокосме» еще будут предметом особого философского и конкретно-научного изучения. Базой этих правил являются, согласно нашей точке зрения, рассмотренные выше закономерности развития.

В силу собственной обобщенности нескончаемое и универсальное содержание, свернутое в самой сущности человека, характеризуется определенной сокращенностью и не включает в себя практически нескончаемое множество качеств и свойств единичных предметов, которым «несть числа». Нескончаемое, общее, универсальное в человеке — это обобщение качеств, сущностей предшествующих ступеней развития материи, а не нескончаемый «список» всех показателей предметов настоящего мира. Человек конкретно складывается из живых тканей, химических соединений, атомов, элементарных частиц и т.д., но в нем нет галактик, звезд, планет, геологических пород. Человек — это аккумулят, конденсат нескончаемого множества сущностей, в нем по диалектическим законам развития «спрессованы», синтезированы сущности предшествующих ступеней развития материи.

Появляясь благодаря «самой природе» материи и являясь конденсатом либо аккумулятом ее нескончаемого содержания, человек находится в глубочайшем генетическом родстве с сущностью окружающего нас нескончаемого мира. Человек — это воистину микрокосм, необычно повторяющий в себе нескончаемый космос.

Человек — это «настоящий, телесный человек, стоящий на прочной, отлично округленной почва, вбирающий в себя и излучающий из себя все природные силы… (Курсив мой. — В.О.)»1 .

достоинство и Величие человека

Научная концепция человека как высшего цвета материи, микрокосма, повторяющего в себе нескончаемый космос и способного к его практическому освоению и бесконечному познанию, раскрыла настоящую сущность человека, его достоинство и величие в мире.

Человеческий мир

Появляясь в силу самой природы материи, воплощая в себе нескончаемое качественное многообразие мира, человек выясняется в глубоком родстве с нескончаемым миром. Материальный мир — не чуждое и враждебное человеку пассивное начало, как представляется экзистенциализму, неотомизму, религии. В этом смысле с определенной долей образности возможно было бы заявить, что окружающий нас нескончаемый материальный мир человечен. Это — человеческий мир. В противоположность идеалистической и религиозной концепции «случайного человека в чуждом ему мире» марксистская философия обосновывает концепцию «человека в людской мире».

Нескончаемый прогресс человека

С позиций господствующих в современной буржуазной философии идеалистических и религиозных концепций природа человека случайна, конечна, исчерпаема, в силу чего человек обречен на неизбежную смерть — в следствии биологического либо социального вырождения, благодаря недостаточности природных ресурсов Почвы, войн, порочности безнравственной собственной натуры, из-за исчерпания смысла людской существования и т. д. «Случайный человек в чуждом ему мире» обречен на смерть. С данной точки зрения развитие общества, социальный прогресс имеется только временное явление, скрывающее под собой глубинный, фатально предопределенный процесс вырождения людской природы. Идя по видимости вверх, социальное развитие неминуемо ведет человечество к неотвратимому финишу.

Марксистская концепция человека как высшего цвета материи, опирающаяся на эти современной научно-технической революции, абсолютно снимает вывод о неизбежном финише людской истории, исчерпании людской сущности. Человек, несущий в себе бесконечность, способен к нескончаемому прогрессу.

Маркс, Энгельс и Ленин, не обращая внимания на узнаваемые трудности, выявившиеся во взорах Энгельса на будущее человечества, разглядывали социальный прогресс как нескончаемый. Ни в природе человека, ни в сущности общества, в будущем коммунистическом обществе они не видели никаких «пороков» либо ограничений, каковые ставили бы пределы формированию общества и человека, приводили бы к вырождению людской сущности. В это же время мысль неизбежного финиша людской истории имела бы суть только в том случае, если бы такие пороки были найдены в самой сущности человека, если бы существование человека становилось тщетным. По Энгельсу, .все публичные порядки, сменяющие друг друга на протяжении истории,—это ступени «нескончаемого развития людской общества от низшей ступени к высшей»1. Энгельс писал о «нескончаемом прогрессивном развитии человечества»2. К тому же, как мы уже разглядывали, Энгельс вычислял неизбежной смерть человечества в связи с угасанием Солнца. Но, как осознал уже Циолковский, данный вывод не может быть принят.

Вниз по лестнице, ведущей вверх

В случае, если нескончаемая природа человека, его мысль и труд не содержат пределов формированию человека, то такие пределы смогут быть поставлены, как нам направляться предположить, окружающей человека природой? Возможность нескончаемого социального прогресса заложена в структуре нескончаемого иерархически выстроенного строения природы. Диалектика нескончаемой последовательности высших и низших форм материи такова, что не содержит никаких «запретов» на перемещение преобразовательной деятельности человека от высших, уже освоенных форм материи, к низшим. Овладевая все более несложными, расположенными «ниже» уровнями организации материи, углубляясь, к примеру, в глубочайший микромир, человеческое общество движется вперед в собственной социальной эволюции. Потому, что время существования каждого уровня материи ограничено (до «финиша» отечественной Вселенной осталось еще пара десятков миллиардов лет) и потому, что это время тем больше, чем «ниже» уровень организации материи, социальная история — это «бег» человечества «вниз» по лестнице форм материи, овладение все более широкими временными масштабами Вселенной, ее временем. Человечество способно развиваться всегда, присоединяя к собственному времени время природы.

Социальный прогресс не есть фатальным, дарованным человеку природой, он производится человеком. По-видимому, нельзя считать, что любая людская цивилизация сможет ускользнуть от внутренних и внешних опасностей и «выйти в бесконечность». Нельзя исключать, что отдельные цивилизации смогут умереть. Быть может, нельзя считать, что ресурсы космических совокупностей, в которых появляется то либо иное человечество, непременно окажутся достаточными для неуклонной экспансии в космосе. К счастью, все показывает, что земное человечество находится в этом отношении в благоприятных условиях. Но в принципе нескончаемый социальный процесс заложен как в сущности человека, так и в природе нескончаемого материального мира.

Сейчас деятельно разрабатывается неприятность «разработки» выхода человека в дальний космос, овладения все более грандиозными космическими структурами («сферы Дайсона», «проект О’Нейла» и др.)1 . В соответствии с классификации, предложенной Н.С. Кардашевым, человеческие цивилизации возможно поделить на три типа. Цивилизации первого типа овладевают процессами масштаба планеты (при ежесекундном потреблении энергии 1020 эрг). Цивилизации второго типа способны руководить процессами в рамках собственной нашей системы (1033 эрг/с). Цивилизации третьего типа подчиняют себе процессы на уровне галактики (потребление энергии порядка 1044 эрг/с).

Но, с отечественной точки зрения, не существует никаких «запретов» и на овладение процессами, которые связаны с Метагалактикой.

До тех пор пока еще всего довольно много, и времени, и огня

Один из тревожнейших вопросов современности — успеет ли человечество так распорядиться собственными земными ресурсами, дабы успеть перейти к широкому освоению ресурсов космоса и «выйти в бесконечность». Согласно точки зрения И.С. Шкловского, это время катастрофически уменьшается и в самом ближайшем будущем человечество на Земле должно перейти к собственного рода режиму космического корабля, в то время, когда до 50% средств должно будет направляться на сохранение и восстановление природной среды. У нас до тех пор пока еще имеется время?

Обществознание 10 Сущность человека как проблема философии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: