Мировоззрение: сущность, структура и, функции

Мировоззрение: сущность, структура и, функции

Мировоззрение — совокупность представлений, понятий, взоров об окружающем мире. На любой стадии человек (общество) имеет в полной мере определенное мировоззрение, т.е. совокупность знаний, идей на место и мир в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Помимо этого мировоззрение включает в себя главные жизненные позиции людей, их убеждение совершенства.

В мировоззрении выделяют 2 уровня:

1. рационально-теоретический

2. жизненно-практический

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию нужно отличать от здравого смысла. В случае, если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, личного жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует мира и отношение человека, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

3. Мироотношение (формируется на базе миропонимания и мироощущения). Мироотношение — совокупность ценностных установок человека по тем либо иным жизненным вопросам.

эпохе и Каждому обществу свойственно собственный мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эры реализуется во множестве групповых и личных вариант.

Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:

1) гносеологическая (познавательная) функция пребывает в том, что мировоззрение дает знание о конечных обстоятельствах сущего;

2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, разрешающая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

3) праксиологическая (практическая) функция, разрешающая стать управлением к действию (человек ведет себя в соответствии со собственными мировоззрением).

Эти функции характеризуют мировоззрение в самом неспециализированном виде, фиксируя лишь главное из того, что дает мировоззрение для людской существования.

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

Исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

Мифологическое мировоззрение — это такая совокупность взоров на место и мир человека в нем, которая основана не на рассуждениях и теоретических доводах, а на художественном переживании мира или на публичных иллюзиях.

Черта мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных вер, искусства.

2. нечувствительность к несоответствиям. База мифа — людская фантазия.

3. нет причинно-следственных связей между явлениями и предметами

В мифологическом сознании присутствуют:

а) видоизменение

б) ассоциации (дыхание душа, сон смерть)

в) телеологичность (сообщение не от обстоятельства к следствию, а от цели к обстоятельству)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными знаками)

д) коллективность (миф — это в любой момент продукт коллективного сознания)

е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики собственных положений).

В отличие от мифа философия предлагает иные методы ответа мировоззренческих неприятностей:

1. вместо образа — рациональные понятия

2. философия несинкретична (четкое противопоставление объекта и субъекта)

3. в философии имеется причинно-следственные связи.

Религиозное мировоззрение

В рамках любой религии имеется системность (совокупность ответов на вопросы). Но философия формулирует собственные выводы в рациональной форме, а в религии — выговор на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

Религиозная теория не терпит критики. Каждая религия предлагает человеку совершенства и сопровождается ритуалами и обрядами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

Религиозное мировоззрение кроме этого характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе либо истории рассматривается как проявление Божественной воли), через знак осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

2. носит ценностный темперамент отношения к действительности (реальность — это пространственно-временная протяженность борьбы хороша со злом),

3. время кроме этого связано со Священной историей (время до и по окончании Рождества),

4. откровение согласится за слово Божье и это приводит к абсолютизации слова (логоса), логос делается образом Всевышнего.

Философское мировоззрение- наука

Происхождение первых научных учений относят к 6 в. до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия всегда обрабатывала данные из разных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и кое-какие неспециализированные законы естествознания.

Философия — это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание — деятельность по получению, хранению, систематизации и переработке знаний об объектах. Знание — итог познания.

Совокупность знания считается наукой, если она отвечает определенным параметрам:

1. объективность (изучение природных объектов, явлений, забранных самих по себе, независимо от заинтересованностей индивида, его субъективности)

2. рациональность — обоснованность, доказательность — в рамках любой науки что-то обосновывается

3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

4. системность знаний — упорядоченность по определенным параметрам

5. проверяемость — воспроизводимость знаний через практику

Философия не удовлетворяет лишь 5 критерию (не всякое философское учение возможно воспроизведено через практику), исходя из этого философия — это наука, но особенного рода.

Проблемное поле философии

Философия как сложившаяся совокупность знаний включает множество неприятностей, каковые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая неприятность — отношение человека к миру — конкретизируется в философии по большей части вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, совершенное к материальному.

Неприятность – ответственный вопрос, требующий решения либо изучения. Философские неприятности открыт , они не смогут быть исчерпаны и совсем решены, они раскрывают сообщение человека с миром его бытия, высказывают главные направления самоопределения человека в мире.

темы и Основные проблемы философского мировоззрения:

Онтология – наука о бытии. Что такое бытие? Какова сущность мира?

Два главных подхода к ответу неприятностей онтологии:

1. Материализм – первичной действительностью есть материя, а дух вторичен, т. е. появляется из материи. Этапы материализма:

Древнегреческий (древняя Греция: Гераклит).

Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

Диалектический материализм Энгельса и Маркса. Мир – это непрерывно развивающаяся действительность.

На протяжении древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: действительность растолковывали через ту либо иную первооснову, атомы и т. д.

2. Идеализм – первоосновой всего есть дух, что порождает материю – целый природный мир.

Виды идеализма:

Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

проблемы и Основные школы древнегреческой философии

Милетская школа

Первая философская школа появилась в г. Милете — прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.).

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Все указанные философы применяли одинаковый метод понимания многого: они считали, что в базе мира находится материальная субстанция. Субстанция имеется то, что не испытывает недостаток для собственного объяснения в другом.

Главная мысль милетской школы — единство всего бытия. Эта мысль выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной базы — причины архе.

Фалес вычислял первоосновой воду — все происходит из воды и все в нее возвращается. Вода в понимании Фалеса — это физис (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый — растолковал обстоятельство солнечного затмения, поделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый узнаваемый тезис Фалеса — познай самого себя.

Анаксимандр — ученик Фалеса. Написал трактат О природе. В качестве архе Анаксимандр вычислял апейрон — то, что кроме элементов, абстрактное, что-то среднее, промежуточное, безграничное. Апейрон содержит в себе противоположности — холодное и горячее, сухое и мокрое и т.д. Наличие в нем противоположностей разрешает ему порождать разные вещи. Апейрон нельзя увидеть. Апейрон есть вечным (не имеет ни начала ни финиша во времени).

Анаксимандр первым внес предложение немифологическую теорию о происхождении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения судьбы из воды. В начале всего было Нескончаемое начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. После этого из Нескончаемого начала появились первоэлементы — пламя, вода, почва, воздушное пространство.

Анаксимен — ученик Анаксимандра. Думал, что все вещи появились из воздуха и воображают его модификации благодаря разрежению и сгущению. Воздушное пространство — это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. Душа приводит в перемещение тело человека, а воздушное пространство — Вселенную.

Мыслители милетской школы разглядывали в качестве первоначала природу и были монистами (думали что все появилось из одного начала).

Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится кроме этого Гераклит Эфесский.

Гераклит Эфесский — был натурофилософом. Первоосновой всего вычислял пламя, что не создан ни людьми, ни всевышними.

Главные идеи Гераклита:

1. общей изменчивости все течет, все изменяется. Мир динамичен — запрещено два раза войти в одну и ту же реку,

2. постоянство в трансформации, тождество в перемене, вечность в преходящем,

3. источником перемещения, трансформации есть борьба противоположностей,

4. мысль меры — обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово),

5. мысль качеств (относительности и релятивности свойств вещей). Красивейшая мартышка некрасива, в случае, если ее сравнить с человеком

Софисты

Следующие представители древнегреческой философии. Практически софист — это тот, чьей профессией есть мудрость. Вся деятельность софистов стала причиной тому, что под этим понятием стали считать людей, каковые учили вторых побеждать в споре. За обучение они брали деньги.

Протогор (5 в до н.э.) — основатель софистики. Его главный тезис — человек — мера всех вещей. Истина относительна (заболевание — зло для больного, а для доктора — благо).

Одна из основных линия софистики — релятивизм. Софисты не признавали объективных параметров и не видели грани между подлинным и фальшивым.

Вторая особенность софистики — агностицизм (это философское направление, в базе которого лежит представление о непознаваемости мира).

Элейская школа

Представители: Парменид, Зенон.

Они не только утверждали, но и обосновывали, что очень многое по большому счету не существует. Мнение о действительности многого, говорили они своим оппонентам, есть облаком эмоций. Запрещено слепо доверять эмоциям: прямая палка на границе вода/воздушное пространство думается изломанной, но она не есть такой. Мнения нужно обосновывать, учили элеаты.

Характерным для элеатов есть учение о едином бытии — постоянном, нескончаемом, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они в первый раз поставили мышления отношения и вопрос бытия.

Парменид сказал, что мыслить и быть — одно да и то же. Но он не считал, что мышление и бытие тождественно. Бытие едино и без движений. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие — исходя из этого бытие неизменно. Путь истины по Пармениду — путь разума. Эмоции вводят человека в заблуждение, исходя из этого в познании необходимо опираться на разум.

Центральной идеей Парменида есть бытие, бытия и соотношение мышления. Мышление постоянно относится к чему-то, потому что без сущего, о котором оно высказывается, мы не отыщем мысли. Попытайтесь помыслить ни о чем. И вы убедитесь, что это нереально. Блестящая мысль Парменида о том, что нет и не может быть безлюдного пространства и времени вне изменяющегося бытия. Запрещено найти идея без бытия: идея без бытия – ничто. Небытие нереально ни познать, ни высказать, мыслимо только сущее. Очень выделить, что Парменид увязывал духовный мир человека с этими детерминантами, как уровень и положение человека его телесной организации: верховная степень дает и высшую степень мышления. А духовность и телесность совпадают в мировоздании в Всевышнем.

Зенон обосновывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют несоответствия, характерные людской сознанию. Апория летящая стрела: в случае, если поделить траекторию перемещения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особенный неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета позволяет для существования философского и по большому счету правильного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории (главные операционные единицы философии, предельно неспециализированные понятия): бытие, небытие, перемещение.

Спор об универсалиях

Универсалии — это неспециализированные понятия.

В ответе вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

1. реалисты — неспециализированные понятия (идеи) имеют настоящее существование и предшествуют предметам и единичным вещам. Главные представители реализма — Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм — его традиций теории и продолжение Платона идей. Основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:

1. до вещей в божественном разуме

2. в самих вещах, как их сущность либо форма

3. по окончании вещей, в людской разуме, как следствие абстракции и обобщения.

2. номиналисты — отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что неспециализированные понятия существуют лишь в мышлении, а не в конечном итоге. Отрицали идею объективного существования неспециализированного. Они считали, что универсалии существуют только в людской разуме, т.е. отрицали не только наличие неспециализированного в конкретной вещи, но его существование до вещи. Главные представители — Дунс Скотт, Оккам.

3. концептуализм — умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался конечный реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует что-то общее, высказываемое понятием. Главные представители концептуализма — Фома Аквинский, Петр Абеляр.

Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. Философия — служанка богословия. Заслугой этого периода есть разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, суть, история (пускай кроме того с позиций религиозных догматов).

В базе христианства лежит 2 постулата — откровение и творение.

Творение — сотворенность человека и мира Всевышним из ничего (носить онтологический темперамент, т.к. отвечает на вопрос о сущности мира и его происхождении).

В христианстве явление Всевышнего рассматривается как соотношение 3 его ипостасей:

1. безначального начала (Всевышнего-отца),

2. Всевышнего-сына (логос — смыслообразующий принцип),

3. Святого духа (животворящий принцип).

Откровение — содержится в Священных писаниях. Познать Всевышнего возможно лишь через его откровения. Религиозное знание отличается от научного. С позиций религии познать — значит уверовать. Вера — это социально-психотерапевтический принцип, что лежит в базе познания.

Религиозное мировоззрение характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе либо истории рассматривается как проявление Божественной воли), через знак осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

2. носит ценностный темперамент отношения к действительности (реальность — это пространственно-временная протяженность борьбы хороша со злом),

3. время кроме этого связано со Священной историей (время до и по окончании Рождества),

4. откровение согласится за слово Божье и это приводит к абсолютизации слова (логоса), логос делается образом Всевышнего.

Критическая философия Канта

Родоначальником германской хорошей философии выступил Кант. Представители – Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

В философии Канта выделяют 2 этапа: до критический и критический.

До критический этап — развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую догадку происхождения нашей системы из диффузной пылевой материи.

Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания — рассудок и чувственность.

Он преодолевает крайности рационализма и эмпиризма. Сейчас утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он разглядел процесс познания, как деятельный. Субъект активен в познании и в собственном мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:

— вещь в себе — мир, существующий независимо от нас;

— вещь для нас — это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас есть стороной вещи в себе.

Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты осуждали Канта за допущение вещи в себе.

Агностицизм (серьёзная изюминка кантовской Ф.) учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе.

Априоризм (вторая особенность кантовской Ф.) – мир явлений познаётся на базе наличия в сознании врождённых познавательных форм. Познавательные свойства:

По сути дела Кант продемонстрировал в относительность понятиях познания и своих этапы и вопросы практического разума (то что человек обязан делать). Отношение к миру:

1) Что я могу знать?

2) На что я могу сохранять надежду?

3) Что я обязан делать?

Человек — единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из окончательного морального закона, сущность которой в следующем: поступай так, дабы максима (изречение) твоей воли имела возможность стать базой общего законодательства (поступай с другими так, как бы ты желал, дабы поступали с тобой).

Разум – свойство максимального синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности.

И. Кант выдвинул идею чистого разума: космос, как единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею всевышнего, как непременно нужную последнюю обстоятельство.

Антиномии (несоответствия) чистого разума: они появляются, в то время, когда разум выходит за пределы собственной компетенции. Кант сказал: «мир как целое не может быть дан в опыте».

Государство должно снабжать свободу каждого человека. Такое достижимо лишь в правовом стране. В стране должно существовать разделение правительства. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в ответе любых вопросов.

Философская судьба Ф. Ницше

Ницше (1844-1900) – германский философ, поэт. Язык его философии — язык знаков. Центральным понятием у Ницше есть мысль судьбы. Он родоначальник направления, именуемого философией судьбы. В человеке он подчеркивал принцип телесности и по большому счету биологическое организменное начало. Интеллект же имеется только верховный слой, нужный для сохранения организменных образований, первым делом инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это необходимо для практической потребности. Мышление — метафорично, что в громаднейшей степени связывает нас с действительностью. Любой человек по-своему конструирует мир, исходя из собственных личных изюминок: у каждого в голове — собственная личная мифология в условиях его стадного бытия.

Ницше — философ оболганный, запрещенный. Многие сейчас вычисляют Ницше предшественником нацизма. Томас Манн сообщил: . Ницше предвидел создание нацизма, наступление тоталитарного общества и осуждал такую народовластие, способную привести к нацизму.

Нехорошую услугу восприятию философии Ницше оказала его сестра, которая руководила архивом (Н) по окончании его смерти. В 1934 г архив (Н) посещает Гитлер и разговаривает с его 90-летней сестрой. Это оказало еще большее влияние на отождествление философии (Н) и нацизма. А Гитлер начал восприниматься как . Главные идеи нацистской идеологии — пангерманизм, антисемитизм и славянофобия.

НИЦШЕ разглядывал следующие нюансы европейской культуры: дионисийский и аполлоновский. Дионис — виноделия и бог войны в Др.Греции. Дионисийское начало сравнивается с опьянением, которое пробуждает душу, в то время, когда человек сливается с природой и близок к глубинам истокам судьбы. Аполлон — греческий всевышний света, солнца, гармонии, искусства. Аполлон — эстетическое и этическое божество. Сущность аполлоновского начала — познай самого себя и сторонись чрезмерного. Культура должна быть гармоническим сочетанием этих двух начал. (Н) думает, что европейская культура не смогла осуществить данный идеал. Жизнь (Н) осознаёт, как всякое перемещение, становление. Всякому живому свойственна тяга к самоутверждению, подчинению себе чужой воли. База всего сущего — воля к власти. Она утверждает власть сильных над не сильный. (Н) выступает против уравнительности всех. (Н) пробует переоценивать ценности, в особенности христианские. идеология и Мораль христианства — мораль рабов. Был один лишь христианин, и он погиб на кресте. Ницше раскрывает несоответствие между христианской церковью и учением Иисуса. Церковь — это единство творца и тварей. Сверхчеловек (Н) — саморазрушение твари в человеке для созидания творца. Человек обязан всегда побеждать раба в себе. (Н) вычислял своим антиподом Сократа. (Н) назвал себя в один раз . Мы должны освободиться от морали, дабы жить морально.

Время Пространство Перемещение

Эти свойства материальных вещей самый глубоко высказывают связи сотрудничества и единство вещей.

Сущность: в обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но в философии рассматриваются кое-какие трудности.

Время:

1) нам свойственно биологическое чувство времени;

2) мало кто из нас владеет безотносительным эмоцией времени;

3) чувство времени связано с изюминками организма.

Современная философия кроме этого оценивает и пространство. Представление о нем появилось из отечественных наблюдений. Любая вещь имеет протяженность, множество вещей существуют рядом.

Пространство — имеется протяженность, порядок существования вещей. Имеет три измерения: высоту, глубину и длину. Время от времени говорят и о четвертом параметре – времени.

Время – это повторяемость вещей, это их сменяемость, их продолжительность, ритм, темп существования вещей. Время же это черта вещей, как конец и начало, смерть и рождение. Время высказывает свойство вещей чередоваться, а не существовать в один момент.

Для понятия времени выделяется понятие – типы времени:

человеческое время (100 лет);

историческое время (тысячи лет);

предысторическое время (млн. лет)

биологическое время (5 млрд. лет)

геологическое время ( 6 млрд. лет)

Космическое время (20 млрд. лет)

Указанные типы времени несоизмеримы. Это относительность времени.

То же самое возможно сообщить и о пространстве Пространство космоса изменяется в 10 км, а пространство микромира изменяется в 10 см. Т.о. время и пространство взаимосвязаны. Выражением этого единства есть перемещение.

Перемещение – имеется единство пространства и времени. Это перемещение вещей в пространстве и их изменение во времени. Типы перемещений: 1) механическое; 2) химическое; 3) биологическое; 4) космическое; 5) ядерное.

Все формы перемещения связаны между собой. Не смотря на то, что они не однообразны.

Специфика познания

Познание – своеобразное человеческое отношение к миру. В ходе познания происходит распредмечивание объекта, перевод его в идеально-знаковую форму. Потом, трудясь с этими знаками, человек предвидит результаты собственной развития и деятельности природных явлений.

Познание социально обусловлено, т.е. пропущено через призму социальности.

Познание – это сокровище культуры. Потому, что человек в мире действует (преобразует, трансформирует, подгоняет под себя), он испытывает недостаток в притоке информации о мире. Преобразовательная деятельность человека сейчас не имеет возможности осуществляться без опоры не только на обыденное знание, но и на научное знание. Без познания общество не имеет возможности функционировать. Человек в познании не столько отражает мир, он творит (деятельностная парадигма). Познание – это творческая деятельность. В познании человек ставит цели, конструирует будущее е открывает так для себя возможность творить. Познание, в отличие от вторых живых существ, – это деятельность творческая, потому, что снабжает не адаптацию, а возможность творить. мотивация и Стимулы познания поставляются и генерируются обществом. Для постклассического понимания познания характерен плюрализм. На первый замысел выдвигается познание познания как конструирования образов посредством языка (к примеру, описание модели атома Резерфордом – кто-его знает, как оно в том месте в действительности имеется, что в том месте где крутится около чего и как, а для нас комфортно, наглядно).

Познание человеком объективной действительности происходит в определённых формах и различных видах. Главные разновидности познания объективной действительности смогут быть представлены как:

Знание — информация об объективном мире общества и природы,

Знание о внутреннем духовно-психологическом мире человека,

Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Структура знания

Возможно структурировать разными методами:

1.

Обыденное (его носителем есть любой человек)

Специальное (носителем его есть определённая несколько; это наука, религия, фил, мастерство, мифология)

Теоретическое (характеризуется громадной степенью общности)

Практическое (прикладное, инженерное)

Личностное, знание-умение (знание-умение, знание того как: пример — велосипедист)

Интерсубъективное, знание-информация (знание того что)

Явное (вербализированное), выраженное

Латентное (невербализированное), в подсознании (растворённое в фигурах опыта, частично пересекается с знанием-умением)

Знание о предмете

Знание о том как взять новое знание (знание о знание) – метазнание. В науке эту роль играется методика разного уровня.

Марксиская концепция

К. Маркс выделил особенный тип — экономических отношения – базис общества (над которым возвышал. надстройка( политич, нравственная и т.д.), котор. явл.производственными от экономич. отнош.).(период восходящего капитализма)

Общество как совокупность.

Понятие общества употребляется в двух главных смыслах. Фактически философское значение этого термина таково: общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, воображающая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории, культурологии и социологии чаще употребляется более узкое понятие общества: общество – это определённый этап людской истории (родовое общество, общество капитализма) либо конкретный социальный организм (французское общество, общество США).

Первыми философами публичные отношения рассматривались по аналогии с кровно-родственными, домашними. Так древнекитайская идея традиционно наблюдала на общество через призму патриархальности. В европейской философии, начиная с Аристотеля и Платона, происхождение общества разъяснялось посредством потребностного подхода. В соответствии с этому подходу во главу угла ставится неспособность индивида на высоком уровне удовлетворить все потребности самостоятельно. Тем самым общество – это соглашение о обоюдном разделении обязанностей, о обоюдном удовлетворении потребностей. Эта концепция лежит в базе теории публичного соглашения, сложившейся в 16-18 столетиях.

Теория публичного контракта дополняет представление о обоюдном соглашении индивидов правовым анализом, а её принципиальная новизна содержится в чётком разделении а также противопоставлении общества как такового и страны, до XVI века в философии не различавшихся (термин введён Н.Макиавелли). Она есть хорошим примером индивидуализма в подходе к анализу социума. Современные индивидуалистические концепции оперируют категорией деятельности, носителем которой есть так же, как и прежде атомарный индивид.

В 19-м веке появились многообразные концепции социума, ставившие на первое место в его функционировании не индивида, а социальные общности. Максимально большие общности (классы) выделяет марксистский анализ общества, современная социология большее внимание уделяет малым группам – семье, коллективу.

Так или иначе, нельзя считать эти позиции конкретно несовместимыми, т.к. разумеется, что социум детерминируется как на уровне социальных общностей различного масштаба, так и на уровне индивидов. Это разрешает разглядывать общество как сложную динамическую совокупность, в которой смогут быть выделены системы и элементы.

Элементом общества есть личность, другими словами социально развитый человек; самые крупные его системы — сферы публичной судьбе — экономическая (социально-производственная), социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя в первую очередь отношения, складывающиеся между людьми в ходе публичного производства. Социальная сфера — отношения между классами, нациями, другими общностями и социальными группами. Политическая сфера включает в себя деятельность страны, политических партий, публичных организаций, социальных общностей, связанную с борьбой за завоевание, функционированием и удержанием власти в обществе. Духовная сфера – все, которое связано с публичным сознанием (наука, мастерство, религия и т.д.). Сферы публичной судьбе тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Связи сфер образуют главную структуру общества. В это же время в его составе имеются и более небольшие первичные звенья, такие как социальные общности, к каким возможно отнести этнические общности (племя, народность, нация), классы, социальные группы, коллективы, семьи и т.д.

Связи социальных общностей в большинстве случаев именуют публичными отношениями.

Мировоззрение: сущность, структура и, функции

Мировоззрение — совокупность представлений, понятий, взоров об окружающем мире. На любой стадии человек (общество) имеет в полной мере определенное мировоззрение, т.е. совокупность знаний, идей на место и мир в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Помимо этого мировоззрение включает в себя главные жизненные позиции людей, их убеждение совершенства.

В мировоззрении выделяют 2 уровня:

1. рационально-теоретический

2. жизненно-практический

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию нужно отличать от здравого смысла. В случае, если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, личного жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует мира и отношение человека, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

3. Мироотношение (формируется на базе миропонимания и мироощущения). Мироотношение — совокупность ценностных установок человека по тем либо иным жизненным вопросам.

эпохе и Каждому обществу свойственно собственный мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эры реализуется во множестве групповых и личных вариант.

Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:

1) гносеологическая (познавательная) функция пребывает в том, что мировоззрение дает знание о конечных обстоятельствах сущего;

2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, разрешающая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

3) праксиологическая (практическая) функция, разрешающая стать управлением к действию (человек ведет себя в соответствии со собственными мировоззрением).

Эти функции характеризуют мировоззрение в самом неспециализированном виде, фиксируя лишь главное из того, что дает мировоззрение для людской существования.

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

➨ Мировоззрение человека и его структура: мировоззрение личности — формирование мировоззрения


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: