В этом разделе курсового проекта нужно выяснить сущность исследуемой неприятности рациональной организации труда начальника (эксперта), и выяснить организационные и экономические процессы, составляющие базу данного во проса. При характеристике в целом неприятности рациональной организации личного труда особенное внимание направляться уделять вопросам структуры содержания затрат и изучения труда рабочего времени начальника (эксперта). В данной связи направляться дать чёрта степени проработанности неприятности рациональной организации личного труда в литературных источниках, нужно со ссылками на перечень литературы, приведенный в конце курсового проекта.
В данном разделе направляться проанализировать способы, каковые смогут быть использованы для структуры содержания затрат и изучения труда рабочего времени начальника (эксперта), выделив их недостатки и основные преимущества и выяснив условия использования на практике каждого из них. При разработке данного и последующих разделов курсового проекта направляться иметь в виду, что применительно к материалу лекций по данной проблеме направляться высказывать собственные уникальные суждения, а не обрисовывать повторно материал в проекте.
Основная задача раздела — закрепление студентами теоретических и практических знаний о сущности, содержании организации труда начальника (эксперта), ее связи и значимости с другими проблемами управления и развития производства. Данной задаче направляться придать особенное значение, потому, что далеко не всегда на практике очевидна необходимость совершенствования организации управленческого труда как одного из факторов успешной работы организации. В данной связи целесообразным есть анализ влияния рациональной организации управленческого труда на обоснованное распределение должностных обязанностей управленческого аппарата, разработку исполнения управленческих работ.
Для решения поставленной задачи в ходе исполнения данного раздела курсового проекта студентам рекомендуется обратить внимание на своеобразные изюминки управленческого труда, его роль в действенном функционировании совокупности управления; чёрта должностных групп работников, занятых управлением; сущность, содержание, задачи научной организации управленческого труда и его правила.
Этот раздел направляться начать с исторической справки, характеризующей место и роль объекта изучения в сложившейся совокупности управления организацией. После этого нужно перейти к анализу содержания и состояния управленческого труда на примере объекта изучения. Проводя этот анализ, направляться не забывать о том, что управленческий труд — это, в первую очередь, умственный труд, включающий в себя следующие составляющие: эвристическую, административную и своевременную. Результаты анализа должны быть представлены в виде конкретного цифрового материала, что разрешит возможность установить преобладание той либо другой составляющей. Со своей стороны, это позволит найти специфику организации управленческого труда в отношении способов исполнения работ, способов регламентации, факторов условий труда, создать ролевую модель деятельности объекта изучения. Организация управленческого труда как совокупность включает в себя совокупность элементов, находящихся в определенной связи между собой и проблемой рационального применения рабочего времени. К ним направляться отнести:
• организацию процессов труда по управлению;
• оснащение и организацию рабочих мест;
• создание благоприятных условий труда;
• нормирование управленческого труда.
В данном разделе курсового проекта направляться раскрыть содержание представленных элементов организации управленческого труда применительно к объекту изучения, что, со своей стороны, обеспечит определение круга неприятностей, на решение которых должна быть направлена предстоящая практическая работа. Но направляться не забывать о том, что представленные выше элементы организации управленческого труда как совокупности раскрывают сущность ее в статике. Но организацию труда нужно разглядеть и в динамике — как процесс совершенствования ее методов и форм в соответствии с изменяющимися формами хозяйствования, применением новых технических технологий и средств управления.
Изучив опыт ответа разглядываемой неприятности в деятельности организации, направляться выяснить содержание и состав правил, которыми нужно руководствоваться при ответе методических и практических внедрения системы и вопросов проектирования (либо отдельных ее элементов) организации управленческого труда.
В соответствии с содержательной частью данного раздела курсового проекта обязан производиться выбор способов, благодаря которым будут совершены совершенствование и анализ исследуемого объекта.
Аналитическая часть
Сбор практического материала. Опись затрат рабочего времени
Действенная загрузка рабочего времени начальника (эксперта) свидетельствует соответствие структуры затрат этого времени задачам и целям, стоящим перед ним. Лишь при таком соответствии возможно сказать о рациональном либо нерациональном применении рабочего времени.
Отличительной изюминкой времени как ресурса есть то, что его нельзя запасти впрок, да и то, что оно расходуется кроме отечественного жажды. Личность может лишь руководить тем, на что оно расходуется. Исходя из этого мы или пробуем руководить направлением отечественных временных затрат, или пробуем все выполнить одновременно и теряем намного больше времени.
Отечественные и зарубежные изучения говорят о том, что главной причиной недостатка времени личности есть неспособность выделить основное, на что нужно его тратить сейчас, и нежелание либо неумение его планировать. Каждому из нас направляться видеть структуру и общую картину собственных дел и ощущать, что обстановка находится под контролем. Данное положение оказывает помощь избавиться от постоянной спешки, избежать стрессовых состояний.
Для исполнения курсового проекта студент, пользуясь способом фотографии, заполняет карту самофотографии рабочего времени (Приложение 1) в течение 10 рабочих дней. Типовой классификатор затрат рабочего времени представлен в Приложении 2 (для начальника), в Приложении 3 (для эксперта), в приложении 5 (для студента).
В случае, если в типовом классификаторе (Приложения 2 и 3) не представлены работы либо виды деятельности, делаемые экспертом (начальником), то список работ дополняется нужными видами деятельности (работами) с указанием их шифров, начиная с №24 (Приложение 2) либо с №14 (Приложение 3) и т.д.
По окончании сбора первичных данных производится обработка карт самофотографии. Суммируются все затраты рабочего времени на исполнение i-го вида работ за целый период наблюдения (Nij):
, (1)
где nij — затраты рабочего времени в j-й сутки наблюдения по i-му виду работ, мин.
Определяется удельный вес каждого вида затрат в суммарных затратах рабочего времени каждого рабочего дня, а также в суммарных затратах рабочего времени за целый период наблюдений.
На основании взятых данных заполняются таблицы: «Структура фактических затрат рабочего времени эксперта (начальника)» (табл. 1) и «Анализ соответствия фактических затрат рабочего времени делаемым функциям эксперта (начальника)» (табл. 2). Графа 2 табл. 2 (плановые затраты) заполняется на основании специалистов опроса и экспертного руководителя соответствующей работы с учетом их мнения о целесообразной структуре затрат рабочего времени. Экспертный опрос позволит найти рациональную структуру затрат рабочего времени с позиций задач отдела и функций, порученных конкретному эксперту. К примеру, каковы должны быть затраты рабочего времени на обработку корреспонденции у старшего инженера конструкторского отдела? Либо каковы допустимые затраты рабочего времени у заведующего сектором для принятие участия в производственных заседаниях? Однозначный ответ дать достаточно сложно, очень многое определяется спецификой деятельности организации, не смотря на то, что допустимо учесть опыт передовых фирм. По итогам сравнения рекомендуемой (плановой) структуры затрат рабочего времени с фактической проводится анализ рациональности применения рабочего времени экспертом (начальником), заполняется таблица, представленная в Приложении 4. Этот анализ направляться проводить на основании рекомендаций, изложенных в разд. «Анализ затрат рабочего времени» настоящих методических указаний. На базе взятых аналитических данных разрабатываются организационно-технические мероприятия, разрешающие снизить нерациональные утраты рабочего времени эксперта (начальника).
Таблица 1
Структура фактических затрат рабочего времени эксперта (начальника)
Наименование работ (список элементов) | Всего за период наблюдения, мин | Удельный вес, % |
Таблица 2
Анализ соответствия фактических затрат рабочего времени делаемым функциям эксперта (начальника)
Наименование работ (список элементов затрат) | Плановые затраты рабочего времени, % | Фактические затраты рабочего времени, % | ? ( + ) |
Анализ затрат рабочего времени (обработка собранных данных). Для анализа затрат времени все виды затрат нужно сгруппировать в отдельные, довольно независимые группы. Для этого определяются затраты времени по каждому виду затрат, применяя шифры классификаторов, представленных в Приложениях 2,3 и 5.
(2)
где nij — затраты рабочего времени в j-й сутки наблюдения по i-му виду работ, мин.
Определяется удельный вес каждого вида затрат (Мi) в суммарных затратах:
, (3)
где N – неспециализированное время наблюдений, мин.
Для нахождения величины N возможно применять формулу
, (4)
где Sj – количество часов, в течение которых в j- й сутки наблюдения не проводились, ч.
На основании взятых данных заполняется таблица «Анализ соответствия затрат времени поставленной цели» (табл. 4). Согласно данным данной таблицы производится или корректировка неспециализированной цели, или пересматриваются направления затрат времени, определяются утраты времени с позиций выбранной неспециализированной цели.
Для оценки уровня организации труда смогут употребляться такие показатели, как структура затрат, применение фонда рабочего времени, величина непроизводительных затрат и потерь и др., отражающие как хорошие стороны, так и значительные недочёты.
При анализе затрат рабочего времени нужно применять их классификацию. Известно пара классификаций, родных по содержанию, но отличающихся степенью детализации затрат. В ходе исполнения курсового проекта рекомендуется применять классификацию затрат рабочего времени, представленную в учебном пособии Л.Н. Зудиной «Организация управленческого труда» либо в настоящих МУ.
В соответствии с данной классификации все рабочее время в ходе анализа направляться подразделить на время перерывов и время работы.
Время работы — это период, за который выполняется работа, соответствующая достижению тех либо иных целей. После этого время работы должно быть подразделено на время исполнения должностных обязанностей либо время работ, включенных в замысел; время на работу, не предусмотренную должностными обязанностями либо время исполнения работ, не включенных в замысел, и время непроизводительной работы либо время на исполнение мероприятий и работ, не отыскавших отражения в дереве целей.
Время перерывов охватывает время, в то время, когда студент-исследователь не занят какой-либо деятельностью и включает в себя как регламентированные, так и нерегламентированные перерывы. Регламентированные перерывы — это время на время и отдых на индивидуальные необходимости. Оно предназначено для предотвращения утомления и поддержания работоспособности. Время перерывов на индивидуальные необходимости не должно быть больше 30 мин в сутки. Нерегламентированные перерывы — это перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины и посторонними беседами, зависящими от исследователя, и организационно-техническими обстоятельствами, не зависящими от него. К числу последних направляться отнести все перерывы, вызванные нарушением режима работы.
Данную классификацию нужно применять для удельного веса и выявления величины разных видов затрат рабочего времени в неспециализированных его затратах (структура затрат), для анализа и определения занятости отдельными видами работ (определение содержания труда), периодичности выполнения и установления продолжительности отдельных мероприятий и видов работ, уровня их механизации и автоматизации.
В рамках курсового проекта анализ применения рабочего времени направляться проводить в двух направлениях. Первое дает чёрта экстенсивности применения рабочего времени, т.е. отражает применение фонда рабочего времени; второе направление отражает степень рациональности его применения с. точки зрения исполнения разных видов работ, т.е. оценивается структура затрат рабочего времени.
Для оценки результативности применения рабочего времени возможно применить коэффициент экстенсивности (Кэ), рассчитываемый по формуле
, (5)
где П- регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, мин, Ф – фактический фонд рабочего времени, мин.
Потом направляться выяснить показатели, характеризующие величину утрат рабочего времени по разным обстоятельствам:
Коэффициент утрат рабочего времени, зависящих от исследователя (Кпр):
, (6)
где ПР – утраты рабочего времени, зависящие от исследователя, мин.
Коэффициент утрат, вызванных обстоятельствами, не зависящими от исследователя (Кпо):
, (7)
где ПО – утраты рабочего времени из-за нарушений режима работы, мин.
Коэффициент утрат рабочего времени на регламентированные перерывы (Кот):
(8)
где ОТ — время на личные надобности и отдых, мин.
Учитывая, что регламентированные перерывы в работе по принятому нормативу составляют 6% от фонда рабочего времени, максимальное значение Кэ может составлять 0,94. Если оно выше данной величины, значит, нарушается режим отдыха и труда, в случае, если ниже — это показывает на имеющиеся резервы лучшего применения фонда рабочего времени и на протяжении предстоящего анализа нужно установить конкретные обстоятельства утрат и выяснить меры по их устранению либо сокращению.
Степень рациональности применения рабочего времени с позиций занятости разными видами работ возможно выяснить методом сравнения фактических затрат времени с плановыми, установленными в плановом бюджете. Наряду с этим рассчитывается коэффициент рациональности применения рабочего времени (Кр) по формуле
, (9)
где Уiф — фактический удельный вес i-го элемента затрат рабочего времени; Уiпл — плановый удельный вес i-го элемента затрат рабочего времени.
В оптимальном случае значение показателя Кр должно быть родным к единице. Чем ниже значение показателя Кр, тем, следовательно, хуже использовано студентом его время.
Неспециализированная оценка степени рациональности применения студентом времени возможно представлена показателем, определенным по формуле
Ки=Кэ*Кр. (10)
Для оценки содержания и анализа труда отдельных сторон организации труда направляться совершить расчет показателей, характеризующих структуру затрат времени по разным показателям его классификации, по соответствию выполненной работы запланированным мероприятиям, по содержанию работы, однородности выполненных работ, характеру деятельности, уровню механизации труда, каковые кроме этого дают качественную чёрта применения рабочего времени.
Уровень затрат времени на исполнение работ, не включенных в замысел (Кнп), определяется делением затрат времени на исполнение данных работ (НП) на все время работы:
Неспециализированная оценка степени рациональности применения времени возможно представлена показателем, определенным
. (11)
Коэффициент, характеризующий затраты времени на исполнение работ, включенных в замысел, находится по формуле
. (12)
Потом направляться проанализировать затраты времени на исполнение работ. В соответствии с принятой классификацией они распадаются на подготовительно-последнее время, время своевременной (главной) работы и время обслуживания рабочего места. Выяснив их удельный вес и величину в общем времени, затраченном на исполнение данной группы работ, студент приобретает представление о фактической укрупненной структуре затрат по содержанию труда. Предстоящая задача — выяснить, как эта структура рациональна. При проведении анализа в этом направлении направляться учесть, что на подготовительно-время обслуживания и заключительное время рабочего места может приходиться по 2-4% фонда рабочего времени. В случае, если фактическая величина этих затрат намного больше, то направляться найти причины превышения. Этот анализ дает нужный исходный материал для разработки конкретных мероприятий по обслуживанию рабочих и улучшению организации мест.
Выяснив затраты времени на главную работу, направляться проанализировать эти затраты по характеру деятельности. Для этого определяется значение коэффициентов, характеризующих удельный вес соответственно творческой (Кт), организационно-административной (Kоаi), формально-логической (КФл) и исполнительской (Ки) работы в затратах времени на главную работу.
; (13)
; (14)
; (15)
, (16)
где Т, ОА, ФЛ и И — затраты времени на исполнение соответственно творческой, организационно-административной, формально-логической и исполнительской работы, мин; О — время главной работы, мин.
Вычислив эти коэффициенты, студент приобретает нужный материал для оценки рациональности разделения собственного труда и дополняет качественную чёрта применения рабочего времени с позиций оценки рациональности его структуры. Принимая к сведенью представленную совокупность количественных и качественных показателей применения рабочего времени, студенту предоставляется возможность выяснить комплекс и приоритетные направления мер по совершенствованию организации труда.
На протяжении предстоящего анализа рекомендуется узнать ответы на следующие вопросы.
1. какое количество времени тратится на намерено выделенные наиболее значимые работы? Список наиболее значимых работ (не более двух) определяется из принятых при построении дерева целей исходных установок. В ходе анализа направляться просуммировать время, израсходованное на исполнение наиболее значимых работ за целый исследуемый период. После этого более шепетильно анализируется соотношение затраченного времени и взятой пользы (пользы) от исполнения наиболее значимых работ в следующих направлениях.
2. Где выполнялась работа? Ответ на данный вопрос показывает количественные затраты времени в зависимости от места нахождения.
3. С кем я связан по работе, учебе? Этот вопрос связан с отношениями как в ходе главной деятельности, к примеру учебы, так и вне ее. В один момент направляться установить, как осуществляются отношения: по телефону, индивидуальные контакты, через посредников.
4. Как формируется мой рабочий сутки? Либо рабочий сутки складывается из непродолжительных по времени отрезков, или складывается из заблаговременно рассчетных функциональных блоков. В каком случае и по какой причине самый приемлемым есть тот либо другой вариант формирования рабочего дня?
5. Какие конкретно затраты связаны с делаемой работой? В случае, если имеется возможность, то анализируется соответствие затрат времени затратам денежных или других ресурсов, нужных для исполнения разбираемых работ.
6. Кто загружает мое время? Анализируется зарегистрированное время в соответствии с тем, от кого зависело применение рабочего времени по этому варианту затрат. Принципиально важно узнать, в какой мере вы сами определяете структуру затрат рабочего времени и какова часть в использованном вами рабочем времени вторых лиц. После этого анализируется список лиц, оказавших значительное влияние на расходование вашего времени.
7. В какие конкретно дни семь дней и в какие конкретно часы, в какое время дня вами были достигнуты отличных показателей?
8. В какие конкретно дни семь дней и в какое время вам не удалось достигнуть поставленной цели?
В целях проведения анализа структуры содержания и детального изучения труда затрат рабочего времени в течение каждого дня исследуемого периода нужно дать оценку каждой выполненной вами работе по следующим параметрам:
• необходимость исполнения работы;
• оправданы ли затраты времени на ее исполнение;
• целесообразность исполнения работы;
• сознательно ли выяснен временной промежуток для исполнения работы.
Согласно данным параметрам анализируется любой вид работ соответствующего дня периода наблюдений. В ходе анализа определяется, соответствует ли эта работа критерию либо нет, в зависимости от этого формулируется ответ «да» либо «нет». Определяется неспециализированная длительность работ соответствующего дня. По каждому из параметров определяется длительность работ, по которым получен ответ «нет».
Проводятся расчеты по следующим соотношениям:
, (17)
где — суммарная длительность совокупности работ к-годня наблюдений, по которым получен ответ «нет» при анализе по 4-му критерию (j = 1-4), мин.; — суммарная длительность работ k-го дня периода наблюдений, мин.
В случае, если в следствии анализа окажется, что более чем на 10% ваша деятельность являлась необязательной, то возможно сделать вывод о том, что вы имеете громадные неприятности с установлением приоритетов в собственной повседневной работе. В случае, если более чем в 10% случаев расход времени был велик, то особенное внимание вам направляться обратить на вопросы организации труда (технические приемы, самодисциплина и т.п.). В случае, если более чем в 10% случаев выполнение работ было нецелесообразным, то ваше внимание должно быть обращено на проблему планирования затрат времени в течение рабочего дня. В случае, если более чем в 10% случаев момент выполнения работы был выяснен случайно, то вы испытываете проблемы с составлением замысла дня.
По окончании исполнения аналитической работы по каждому дню периода наблюдений направляться выполнить соответствующие расчеты по отношению ко всему периоду наблюдений применительно к каждому из предложенных параметров. Анализ неспециализированных затрат рабочего времени в течение всего периода наблюдений целесообразно совершить, применяя особую форму, которая представлена в Приложении 4,6.
Обстоятельства, мешающие рациональному применению рабочего времени
Анализ применения рабочего времени разрешает распознать утраты и непроизводительные затраты рабочего времени, недочёты сложившейся организации труда. Это позволяет обосновать предложения и конкретные мероприятия по их устранению, что, со своей стороны, разрешит не только добиться сокращения затрат, но и повысит эффективность труда в целом. Разъясняется это тем, что наличие утрат — это не просто не занятое работой время, это замыслы и неосуществленные идеи, снабжающие эффективность деятельности.
Этот раздел концентрирует в себе выводы по итогам разработки аналитической части курсового проекта. В нем целесообразно найти причины, мешающие рациональному применению рабочего времени. Успешному исполнению этого этапа работ может оказать помощь рабочая таблица «Факторы помех» (табл. 5), в которой направляться зафиксировать все помехи, внутренние и внешние, каковые мешают действенно трудиться либо нарушают запланированный трудовой процесс. К числу этих помех направляться отнести телефонные беседы, не связанные с делаемой работой; индивидуальные контакты в рабочее время; время, израсходованное на ожидание, и т.п.
Таблица 5
Факторы помех
Виды помех, занятия | Длительность, мин | Вероятные обстоятельства утрат времени | Меры по устранению |
При заполнении данной таблицы направляться не забывать о том, что фиксированию подлежат не только внешние, но и без того именуемые внутренние помехи, в то время, когда студент сам нарушает движение трудового процесса. Эти сведенья разрешают выяснить вредные привычки и чаще всего повторяющиеся неточности того стиля работы, что практикуется.
Список чаще всего видящихся в практике работы «расточителей времени» приводится в табл. 6. Тут кроме этого указываются вероятные обстоятельства утрат рабочего времени и рекомендации, как от них избавиться. Но направляться не забывать о том, что «расточители времени», в большинстве случаев, у всех однообразны, а обстоятельства и решения по их устранению смогут быть различными.
Таблица 6
«Расточители времени»
Вид помехи | Вероятная обстоятельство утрат рабочего времени | Меры по устранению |
Отсутствие планирования | Ориентация на действия, а не на достижение поставленной цели. Отсутствие приоритетов исполнения работ в течение рабочего дня | Составление замысла рабочего дня. Применение ежедневника рабочего времени в зависимости от важности, а не срочности |
Работа в кризисное время | Нереалистическая оценка времени, отводимого на исполнение отдельных работ. Ориентация на проблему | Реалистическое планирование затрат рабочего времени. Ориентация на имеющиеся возможности |
Простые дела и текучка | Отсутствие планирования, отсутствие самодисциплины | стремление и Постановка целей к достижению |
49 Основные формы организации труда персонала
Интересные записи:
- Мичилимакинак, остров большой черепахи, территория мичигана май 1814 года 14 глава
- Мичилимакинак, остров большой черепахи, территория мичигана май 1814 года 2 глава
- Мичилимакинак, остров большой черепахи, территория мичигана май 1814 года 3 глава
- Мичилимакинак, остров большой черепахи, территория мичигана май 1814 года 4 глава