Силы человека, управляющего современной машиной, возрастают неизмеримо. Шесть человек в машинном зале Волжской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина без мельчайшей затраты физического труда руководят энергетическими автомобилями мощностью в 20 млн. «людских сил». А вдруг учесть, что станция трудится целыми сутками, а человек — лишь 8 час., получается, что одна Куйбышевская ГЭС делает работу 60 млн. человек.
Новый экскаватор, изготовленный Краматорским заводом тяжелого машиностроения, весит 2 800 Т, его ковш вмещает 35 м? грунта. Он делает работу 15 тыс. людей, а руководит им всего один человек.
Коммунистический реактивный самолет ТУ-104 доставляет пассажиров и срочные грузы из Москвы в Омск за 2 часа 50 мин. Скорый поезд проходит это расстояние за трое дней.
И вдобавок совсем сравнительно не так давно, всего 70 лет назад, срочная почта и пассажиры добирались до Омска только за 4—5 недель.
Посредством автомобилей человек попадает в космос, находит под почвой нефть, уголь и другие нужные ископаемые, опускается в глубины океана, раскрывает тайны вещества. Машина заменяет человеку на время сердце и легкие, машина-математик мгновенно решает непростые задачи, каковые требуют многодневного труда целого коллектива работников. телемеханика и Радиотехника разрешают руководить перемещением поездов и самолётов на расстоянии.
Энергетика, топливная индустрия, металлургия, химическая и лесная индустрия, строительная индустрия, транспорт и городское хозяйство не смогут существовать и развиваться без автомобилей. В современном сельском хозяйстве, снабжающем население продуктами питания, а промышленность сырьем, кроме этого трудится множество самых разнообразных автомобилей.
На цветном рисунке изображены заводы и электростанции, горные разработки и шахты, железные дороги, автомобильные магистрали и мосты. И везде — множество автомобилей! Одни созданы для определенных, узкоспециализированных отраслей производства, другие — универсальные — используются в самых разнообразных условиях.
Машиностроение — сердце тяжелой индустрии, база баз всего народного хозяйства. Об индустриальном развитии любой государства делают выводы по состоянию ее машиностроения.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МАШИНА?
По какой причине комбайн и самолёт, ткацкий станок и подъёмный кран, прокатный стан и швейную машину и еще множество устройств, разных по назначению, конструкции и размерам, мы именуем одним универсальным словом — машина?
Правильное толкование слову «машина» дал И. Ефремов. Он писал: «…рабочая машина — это таковой механизм, что… совершает собственными орудиями те самые операции, каковые раньше совершал рабочий подобными же орудиями».
Рабочий копает почву лопатой (орудие труда), экскаватор (машина) то же самое делает своим ковшом, а рабочий уже не копает, он лишь руководит экскаватором. Токарь на токарном станке сам не режет металл, он руководит машиной-станком, а режет металл резец, укрепленный в суппорте. Строке при шитье на электрической швейной машине делают игла и челнок, а швея лишь направляет материал. Да и простой пылесос сам собирает с пола пыль.
Так, основное отличие автомобили от вторых устройств содержится в том, что машина сама совершает главную рабочую операцию, тогда как орудия либо инструменты (лопата, напильник, игла и др.) не смогут сами выполнять работу.