Это научные издания, каковые отражают успехи литературоведения. В один момент они являются базой для его предстоящего развития: библиографические и другие вспомогательные издания, выверенные и прокомментированные тексты художественных произведений употребляются в работе критиков. Но в первую очередь под литературоведческими изданиями знают, само собой разумеется, научные труды по теории и истории литературы, литературно-критические работы. Критик должен быть знаком с трудами и по смежным наукам — эстетике, философии, искусствознанию, психологии и др. Конкретно в научных трудах отражен достигнутый уровень знания, формулируются научные догадки (догадки) и проводятся их доказательства, развертывается полемика ученых, выдвигаются новые теории, уточняются, систематизируются и обобщаются факты.
На начальном этапе знакомства с литературоведческой литературой нужно обращаться к научно-популярным изданиям и только потом приступать к изучению более сложных трудов ученых по неспециализированным и частным теории литературы и проблемам истории. Обширно известны книги Д. С. Лихачева «Почва родная» и др., С. С. Наровчатова «Необыкновенное литературоведение», «Живая река. критика и Литературоведение», популярны кроме этого книги Н. Г. Долининой «По страницам «мира и Войны». «Заметки о романе Л. Н. Толстого «мир и Война», «наше время и Печорин», каковые учат осмыслению текстов и внимательному чтению художественных произведений, без чего нереально никакое литературоведение. Доступны для юного критика многие статьи, помещаемые в «журналах и» Литературной газете «Литературное обозрение», «Литературная учеба», «Литература в школе», «Детская литература», «Вопросы литературы», «Русская литература».
Знакомство с работами литературоведов и критиков возможно начать с хрестоматий для институтов: В. И. Кулешов «Русская критика XVIII, XIX вв. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических университетов» (1978); А. Г. Соколов, М. В. Михайлова «Русская литературная критика финиша XIX — начала XX в. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов» (1982); «Русская советская литературная критика. Хрестоматия для филологических факультетов педагогических университетов» в трех книгах (кн. 1?я, включающая статьи советских критиков за период 1917–1934 гг., вышла в свет в 1981 г.; кн. 2?я — за период 1935–1955 гг. — вышла в свет в 1983 г.; кн. 3?я — за период 1956–1982 гг.— вышла в свет в 1983 г.).
Изучая литературоведческую и критическую литературу, нужно все время трудиться со словарями, начиная с «Краткого словаря литературоведческих терминов» Л. И. Тимофеева и Н. Венгрова. После этого возможно обратиться к «Словарю литературоведческих терминов» Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева, предназначенному для учителей литературы школы . самые подробные и сложные статьи находятся в энциклопедиях — Литературном энциклопедическом словаре и Громадной советской энциклопедии (см. Справочная литература).
Лишь на базе приобретенных знаний по теории и истории литературы возможно понемногу переходить к чтению особой литературоведческой литературы.
В арсенал современного литературоведения вошли научные и литературно-критические работы В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Г. В. Плеханова, В. В. Воровского и вторых. С этими работами возможно познакомиться не лишь в собраниях произведений, но и в особых тематических сборниках. Высказывания писателей о литературе и их статьи кроме этого издаются в особых сборниках, любой из которых посвящен взорам какого именно?то одного писателя («А. П. Чехов о литературе», 1955; «Л. Н. Толстой. Об литературе и искусстве», т. 1–2, 1958).
Наиболее значимыми литературоведческими изданиями являются самые общие и широкоохватывающие труды исторического и теоретического замысла, создаваемые многочисленными коллективами ученых. В этих трудах систематизированы исторические явления, разъяснены главные закономерности литературного процесса, решаются наиболее значимые неприятности теории. Таковы «История русской литературы» (т. 1–4, 1980–1983), «История русской советской литературы» (т. 1–4, 1967–1971), «История советской многонациональной литературы» (т. 1–6, 1970–1974), «Теория литературы. Главные неприятности в историческом освещении» (кн. 1–3, 1962, 1965 гг.), «Неприятности художественной формы социалистического реализма» (т. 1–2, 1971) и др. Литературоведческие издания смогут включать данные исследований по одной проблеме, по творчеству одного писателя, по конкретному кругу вопросов: «История русского романа» (т. 1–2, 1962–1964), «История русского советского романа» (кн. 1–2, 1965), «История русской поэзии» (т. 1–2, 1968–1969), «Русская повесть XIX века. проблематика и История жанра» (1973). Систематически с 1931 г. выпускаются объемные тома «Литературного наследства», в которых публикуются научные статьи, снова открытые произведения, письма. Тома посвящаются какому?или одному писателю (А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, Н. А. Некрасову, Ф. М. Достоевскому, М. Е. Салтыкову-Щедрину) либо какой?то определенной теме («Советские писатели на фронтах Отечественной войны» и др.).
Главную массу литературоведческих изданий составляют труды, посвященные изучению творчества одного писателя, одного либо нескольких его произведений, которые связаны с его творчеством неприятностей. Эти углубленные изучения конкретных вопросов разрешают накопить материал для верного ответа неспециализированных истории литературы и проблем теории. Для разыскания работ по творчеству писателя и по отдельным вопросам направляться обращаться к библиографическим изданиям.
печатание и Подготовка капитальных изданий — дело многих лет, а смотреть за состоянием и ходом развития на настоящий сутки литературоведения разрешает повседневное изучение сообщений и статей, каковые помещаются в научных изданиях, а кроме этого в систематически производимых научными и высшими учебными заведениями страны ученых записках, вестниках и т. д.
С 1958 г. в Ленинграде издается издание «Русская литература», в котором публикуются статьи по теории и особенно по истории советской литературы и русской, обзоры, рецензии, архивные материалы. С 1957 г. в Москве выходит издание «Вопросы литературы», что освещает неприятности литературы, помещает литературно-критические и обзорные статьи, рецензии. В издании «Литература в школе» для преподавателя печатаются не лишь статьи по методике преподавания литературы, но и статьи литературоведческого характера. Статьи о детской литературе помещаются в издании «Детская литература». В издании «Литературная учеба» в популярных статьях освещаются теории литературы и вопросы истории. Издание «Литературное обозрение» характеризует движение современного литературного процесса и обширно публикует выступления советских критиков. Изучая специальные издания, критик, само собой разумеется, постоянно опирается в собственной работе на материалы и статьи, публикуемые в журналах и газетах.
Существуют и труды о самой литературоведческой науке, её изюминках, задачах, способах, и те издания, каковые вводят в лабораторию научного изучения: Н. П. Берков «Введение в технику литературоведческого изучения. Источниковедение, библиография, разыскания» (1955), Н. Ф. Бельчиков «Пути и навыки литературоведческого труда» (1965), А. Н. Богданов, Л. Г. Юдкевич «Методика литературоведческого анализа» (1969).
Школьный кабинет литературы
В каждом литературном кабинете имеется список собранных в нем материалов. Эти материалы разнообразны: критическая, методическая, учебная литература, иллюстративный материал по творчеству изучаемых писателей, художественные альбомы, фонохрестоматии, магнитофонные записи и различные грампластинки выполнения актерами литературных произведений, диапозитивы, кинофрагменты. В литературном кабинете сохраняются творческие работы учеников, перечни рекомендованной литературы, материалы с целью проведения литературных вечеров, викторин и т. д. Имеется тут проигрыватель, магнитофон, диапроектор, киноаппарат и т. д.
Но основное сокровище кабинета — его книги. Парни смогут собирать литературно-художественную периодику, произведения, изучаемые школьной программой, книги современных классиков и авторов, отдельные статьи из газет и журналов… Классифицирует все это особый лаборант из обучающихся. Несёт ответственность за библиотеку ученик, ведущий учет принимаемых и выдаваемых ребятам книг.
Потому, что в кабинете литературы занимаются различные классы, нужно иметь витрину, стенд либо кроме того стенды (возможно переносные), где представлен материал к уроку. Эти стенды всегда обновляются.
В случае, если литературный кабинет в школе один, в нем, четко разграничив периоды, нужно представить материалы по творчеству советской литературы и классиков русской, меняя материал в зависимости от того, что изучается в этот период.
В литературном кабинете возможно проводить литературные вечера, слушать лекции, устраивать дискуссии, словом, сделать кабинет неизменно функционирующим центром, где и по окончании уроков ведется разнообразная работа: организуются выставки, занятия литературного кружка либо кружка художественного слова.