Литературный энциклопедический словарь 125 глава

В 20 в. длится развитие Ф. л. на местных языках, в первую очередь на тагальском. В начале века показались бытописательные романы Л. Сантоса; в них отразился интерес автора к идеям социализма. В 20—30-х гг. под влиянием амер. лит-ры сложился жанр рассказа, достигший расцвета в 40-х гг. Происходит обновление в поэзии. В 30-х гг. несколько поэтов“мятежников” ввела в поэтич. жанры образ “простого человека”, выступила против твёрдых лит. канонов, отказалась от традиц. восьми- и двенадцатисложника, перейдя на верлибр (см. Вольный стих). Провозглашение Филиппинской республики (1946) усилило патриотич. настроения в лит-ре. Классиком тагалоязычной Ф. л. есть А. Эрнандес, продолжатель традиций Бальтасара, создатель социально насыщенных произведений. Совр. поэзия близка к синкретизму, все еще живому в худож. сознании филиппинцев. В прозе 70-х гг. отмечается расцвет малых жанров, для к-рых характерно усиление социального звучания. С кон. 60-х гг. наметился новый подъем лит-ры Филиппин на тагальском и др. местных языках, что проявилось и в повышении публикаций, и в переходе последовательности английских писателей к созданию произв. на местных языках. С 1974 действует СП Филиппин.

Лит. периодика: журн. -“Manila review” (с 1974).

Изд.: Рассказы Филиппин, писателей, М., 1969; Дети Почвы. Новеллы, М., 1970; Пульс Почвы. Рассказы, М., 1973; Филиппин. новеллы, А.-А., 1973; Совр. Филиппин, поэзия, М., 1974; Сказки и мифы населений украины, М., 1975; Бамбуковая флейта. Сб. стихов, М., 1977; Из Филиппин, поэзии XX в., М., 1981.

• С а нто с А., Филиппин, лит-ра, М., 1965; С a still о у Tuazon Т., Medina В. S. J г., Philippine literature rrom ancient times to the present, Quezon City, [1966]; G a 1 d ? ? J. A. [ed.], Philippine fiction, Quezon City, 1972. ?. В. Подберезский.

“ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ”, издание лит лингвистики и ведения. Орган Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР (выходит как одна из серий “Науч. докладов высшей школы”). Изд. в Москве с 1958, раз в два месяца. Публикует статьи по истории и теории лит-ры, проблемам языкознания, методике преподавания филологич. дисциплин в вузах.

ФИЛОЛОГИЯ (греч. philologia, букв. — любовь к слову, от phileф — обожаю и logos — слово), совокупность, содружество гуманитарных дисциплин — лингвистич., литературоведч., исторических и др.,— изучающих сущность и историю духовной культуры человечества через языковый и стилистич. анализ письменных текстов. Текст, все его внутр. нюансы и внеш. связи — исходная действительность Ф. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный “комментарий” (самая древняя форма и классич. прототип филологич. труда), Ф. под этим углом зрения вбирает в собственный кругозор всю ширину и глубину людской бытия, в первую очередь бытия духовного. Т. о., внутр. структура Ф. двуполярна. На одном полюсе — скромнейшая работа “при” тексте, не допускающая отхода от его конкретности; на втором — универсальность, пределы к-рой нереально очертить заблаговременно. В совершенстве филолог обязан знать в самом буквальном смысле слова все — коль не так долго осталось ждать все в принципе может потребоваться для прояснения того либо иного текста.

Помогая самопознанию культуры, Ф. появляется на относительно зрелой стадии письм. цивилизаций, и наличие ее показательно не только для их уровня, но и типа. Высокоразвитые древние культуры Бл. Востока вовсе не знали Ф., зап.-европ. средневековье отводило ей очень скромное место, в это же время на родине философии, в древних Греции и Индии, Ф. появляется и разрабатывается как определ. соответствие в первый раз оформившейся тут гносеология, рефлексии над мышлением, т. е. появляется как рефлексия над словом и речью, как выход из непосредств. отношения к ним. Не обращая внимания на позднейшие конфликты между филос. волей к абстракции и конкретностью Ф., начальное двуединство философии и Ф. не было случайным, и высшие подъемы Ф. в большинстве случаев следовали за великими эрами гносеологич. мысли (в эллинистич. мире — по окончании Аристотеля, в Европе 17 в.— по окончании Р. Декарта, в Германии 19 в.— по окончании И. Канта).

зо *

Инд. Ф. дала великих грамматистов (Панини, прибл. 5—4 вв. до н. э.; Патанджали, 2 в. до н. э.) и, позднее, теоретиков стиля; собственную филологич. традицию имела культура Др. Китая (Лю Се, 5—6 вв., и др.). Но традиция европ. Ф., не привычной с достижениями индийцев впредь до нового и новейшего времени, полностью восходит к греч. истокам, у ее начала стоит школьное комментирование Гомера. В эру софистов (2-я пол. 5—1-я пол. 4 вв. до н. э.) складывается социальный тип образованного “умника”-интеллектуала, а лит-ра достаточно обособляется от внелит. действительности, дабы стать объектом теоретич. поэтики и Ф. (Протагор, Горгий, Продик); греч. теория лит-ры достигла полной зрелости в “Поэтике” Аристотеля. Эллинистич. Ф. (3—1 вв. до н. э.) отделяется от философии и переходит в руки экспертов — библиотекарей Александрии (см. Александрийская филологическая школа) и Пергама, к-рые занимались установлением корректных текстов и комментированием классич. авторов (см. Комментарий и Текстология). Дионисий фракийский (прибл. 170 — 90 до н. э.) совсем оформил учение о частях речи, принятое и поныне. Раннехрист. ученые (Ориген, 3 в., за ним — создатель лат. перевода Библии Иероним, 4—5 вв.) произвели грандиозную текстологич. работу над подлинником и греч. переводами Библии, основав библейскую Ф. Традиции греч. Ф. длятся в ср.-век. Византии, в целом сохраняя антич. вид (комментирование и текстология классиков).

На Западе гуманисты Восстановления, в отличие от позднесредневековых схоластов с их интеллектуальной страстью к абстрактно-формализов. совокупностям, стремились (начиная с Ф. Петрарки, трудившегося над текстами Цицерона и Вергилия) не просто овладеть мыслит, содержанием авторитетных антич. источников, но как бы переселиться в мир древних, заговорить на их языке (реконструировав его в борьбе с инерцией ср.-век. латыни). Филологич. критика религ.-культурного предания (Эразм Роттердамский) сыграла роль в подготовке Реформации.

По окончании периода ученого профессионализма (прибл. сер. 16— сер. 18 вв.: Ю. Ц. Скалигер, А. Этьен, Р. Бентли, до сих пор незаменимые словари ср.-век. латыни и ср.-век. греч. языка, созданные Ш. Дюканжем) новая эра Ф. начинается в Германии в следствии импульса, данного “неогуманизмом” И. И. Винкельмана. Как во времена Восстановления, но с несравненно большей науч. строгостью ставится вопрос о целостном образе антич. мира. Нем. филолог Ф. А. Вольф вводит термин “Ф.” как имя науки об античности с универсалистской историко-культурной программой. В 19 в. в итоге деятельности плеяды нем. филологов (Г. Узенер, Э. Роде, У. фон ВиламовицМёллендорф и др.) старая история отделилась от Ф. в качестве самостоят, отрасли знания; тогда же под влиянием романтизма и др. идейных течений наровне с “хорошей” появилась “новая филология”: германистика (бр. Я. и В. Гримм), славяноведение (А. X. Востоков, В. Ганка), востоковедение.

Универсальность Ф., т. о., самый наглядно реализовалась между эпохой ренесанса и сер. 19 в. в традиц. фигуре филолога-классика (эксперта по антич. текстам), совмещавшего в себе лингвиста, критика, историка гражд. быта, нравов и знатока и культуры др. гуманитарных, а при случае кроме того естеств. наук — всего, что в принципе может потребоваться для прояснения того либо иного текста. И все же, не обращая внимания на последующую неизбежную разделение лингвистич., литературоведч., историч. и др. дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологич. науки, значительное единство

ФИЛО

==467

?. ?ак особенного метода доходить к написанному слову и поныне сохраняет собственную силу (хоть и в неявном виде). В противном случае говоря, Ф. живёт не как партикулярная “наука”, по собственному предмету отграниченная от истории, языкознания либо литературоведения, а как науч. принцип, как самозаконная форма знания, к-рая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему.

Но конститутивные правила Ф. вступают в сверхсложные отношения с нек-рыми жизненными и умственными тенденциями новейшего времени. Во-первых, моральной базой филологич. труда всегда была вера в абсолютную значимость традиции, запечатлевшейся в определ. группе текстов: в этих текстах искали источник высшей духовной ориентации, служению при них не жаль было дать целую жизнь. Для религ. веры христ. ученых эту роль игрались тексты Библии, обоих Заветов, для мирской веры гуманистов Восстановления и “неогуманистов” винкельмановско-гётевской эры — тексты классич. античности. В это же время совр. человек уже не имеет возможности с наивностью и прежней безусловностью использовать к собственному бытию меру, заданную какими бы то ни было чтимыми древними текстами. И сама Ф., став на протяжении науч. прогресса более экстенсивной и демократичной, должна была отказаться от выделения очень привилегиров. текстов: сейчас вместо двух (хорошей Ф. и библейской, “священной” Ф.) существует столько разновидностей Ф., какое количество языково-письм. регионов мира. Такое расширение сферы занимательного, ответственного, полезного покупается потерей “интимности” в отношении к предмету. Само собой разумеется, имеется случаи, в то время, когда отношение к тексту сохраняет прошлые черты; творения Данте — для итальянцев, И. В. Гёте — для немцев, А. С. Пушкина — для русских,— это тексты, сохраняющие значимость универсального жизненного знака. Однако Ф. как содержательная целостность претерпевает несомненный кризис.

Во-вторых, в наши дни заманчивые возможности и новые, в т. ч. и для гуманитарных наук, связаны с изучениями на уровне “микроструктур” и “макроструктур”; на одном полюсе — глобальные обобщения, на втором — выделение минимальных смысла и единиц значений. Но традиц. архитектоника Ф., ориентированная на действительность целостного текста и тем самым как бы на людскую мерку (как антич. архитектура была ориентирована на пропорции людской тела), сопротивляется таким тенденциям, сколь бы плодотворными они не давали слово быть (см. Структурализм и Литературный процесс).

В-третьих, для современности свойственны устремления к формализации гуманитарного знания по подобию и образу математического и надежды на то, что т. о. не останется места для субъективности и произвола в анализе. Но в традиц. структуре Ф., при всей строгости ее трезвости и приёмов ее рабочей воздуха, присутствует что-то, настойчиво противящееся подобным попыткам. Речь заходит о средствах и формах знания, достаточно инородных по отношению к т. н. научности — кроме того не об интуиции, а о житейской мудрости, здравом смысле, знании людей, без чего нереально то иск-во осознавать сообщённое и написанное, каковым есть Ф. Математически правильные способы вероятны только в периферийных областях Ф.; Ф. чуть ли станет когда-нибудь “правильной” наукой, филолог, очевидно, не имеет права на культивирование субъективности; но он не имеет возможности и оградить себя заблаговременно от риска субъективности надежной стеной правильных способов. особая точность и “Строгость” Ф. пребывают в постоянном нравственно-интеллектуальном упрочнении,

==468 известный—ФИНЛ

преодолевающем произвол и высвобождающем возможности людской понимания. Как работа ? о н и м а н и я Ф. оказывает помощь исполнению одной из основных людских задач — осознать другого человека (и другую культуру, другую эру), не превращая его ни в “исчислимую” вещь, ни в отражение собств.

ЧУВСТВ. С. С. Аверинцев.

ФИНАЛ (итал. finale, от лат. finis — финиш), заключит. часть эпич. и драматич. произведения; само конечное положение (быть последним словом авторского высказывания, изображенного худож. мира по большому счету, увенчивать его целостность) придает Ф. определ. итоговое значение: Ф. проясняет, концептуально завершает либо разрешает конфликт произведения. Часто Ф. не сходится с развязкой, к-рая в этом случае либо предваряет Ф. (“Дворянское гнездо” И. С. Тургенева), либо фактически отсутствует (т. н. открытые Ф.), “опрокидываясь” в читат. сознании в будущее (романы Ф. М. Достоевского), или оставляя произведение фабульно незавершенным (“Женщина с собачкой” А. П. Чехова). В драме Ф. в большинстве случаев тождествен развязке; время от времени совпадают Ф., развязка и кульминация. В лирич. стихах роль финала делает концовка — замыкающий мотив стихотворения. В. н. Шикин. ФИНИКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра финикий цев, населявших в древности береговую полосу совр. Сирии и Ливана. Родственна угаритской литературе. В качестве распространителей алфавитного письма, и посредников между культурами финикийцы сыграли на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. неповторимую роль в истории лит-р Средиземноморья, дав ответственный импульс становлению др.-греч. лит-ры; но тексты Ф. л. полностью потеряны. Сохранились надгробные и посвятительные надписи 2—1 тыс. до н. э. на терр. Финикии и ее колоний (на Кипре, в Италии, Карфагене и др.), и летописи и мифол. сюжеты, переработанные и использованные антич. писателями; так, миф о воскресении и страданиях Адониса использован Овидием в его “Видоизменениях”.

• ТураевБ.А., Остатки финикийской лит-ры, СПБ, 1903; Шифман И. Ш., Финикийский язык, М., 1963. И. Ш. Шифман.

ФИНЛЯНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра фин. народа. Начинается на фин. и швед. языках. Лит-ре предшествовал, а после этого сопутствовал фольклор (в т. ч. руны), оказавший на нее громадное влияние. Происхождение фин. письменности относится к 16 в. и связано с Реформацией, начавшейся в Финляндии в 1521. Первые печатные книги издал М. Агрикола: “Азбука” (1542), фин. перевод. Нового завета и Псалтыри. Впредь до нач. 19 в. на фин. яз. печатались преим. церк. книги, предназначавшиеся для крестьян. Узкая сфера применения лит. фин. яз. на долгое время задержала его развитие. Рост нац. самосознания финнов (нахо лившихся с кон. 13 в. до нач. 19 в. под швед. господ ством) заложил в 18 в. базы развивавшегося в 20— 40-х гг. 19 в. перемещения за нац. восстановление — фенноманства, один из ранних представителей к-рого — Т. Юслениус. Предпринимались попытки создать грамматику фин. яз., словари, обрисовать обычаи и историю финнов. Во 2-й пол. 18 в. распространился просветит, рационализм; перемещение за нац. восстановление сблизилось с науч.-критич. мыслью, антифеодальной по собственной социальной направленности. При уча стии X. Г. Портана в 1770 в г. Або появилось просветит. об-во “Аврора”, начали издаваться первые газеты. Возник интерес к нац. истории, мифологии и фольклору.

Подъему нац. самосознания, рвению преодолеть швед. культурную господство содействовало отделение Финляндии от Швеции и присоединение ее в 1809 на правах автономии к Российской Федерации (до 1918). Лит-ра 1-й пол. 19 в. развивалась по большей части под знаком просветит, традиций. Я. Ютейни, ?.?. ?отлунд обращались конкретно к народу, крестьянству. В лит-ре на швед. яз. появилось романтич. направление

(“туркуский романтизм” 10—20-х гг., в отличие от “хельсинкского романтизма” 30—40-х гг.); самый прогрес. течение в нем представлено А. И. Арвидсоном, с лит.-обществ, деятельностью к-рого связано т. н. “первое национальное пробуждение” в Финляндии. Романтики издавали журн. “Mnemosyne” (1819— 1823). В 1830 в Хельсинки появился лит.-филос. кружок “Субботняя беседа”. Практич. шагом участников кружка было создание в 1831 “Финского лит. общества” (существующего поныне), содействовавшего собиранию фольклора, публикации лит. произведений, формированию периодики. Фольклорист Э. Лёнрот, издатель первого лит. фин. журн. “Mehilainen” (1836—37, 1839—40), опубл. нар. эпос “Калевала” (1835, расширенная ред. 1849), имевший громадное значение для развития фин. яз. в течении мн. десятилетий он питал творчество писателей образами и сюжетами. Выдающуюся роль в истории фин. культуры сыграли кроме этого поэт И. Л. Рунеберг, философ, критик и публицист Ю. В. Снельман.

В следствии борьбы фин. прогрес. сил в кон. 50— 70-х гг. Финляндия добилась социально-экономич. и культурных реформ. Расширилась сфера потребления фин. яз., появились новые газеты и журналы. Основоположник новой фин. лит-ры, зачинатель нац. романа и драматургии — А. Киви. В его творчестве проявились реалистич. тенденции в изображении нар. жизни. Значит, событием стали кроме этого историч. романы Ц. Топелиуса, драматургия и поэзия И. Ю. Векселля, писавших по-шведски. В кон. 70-х гг. выдвинулся К. Крамсу, чья поэзия имеет социальную направленность (историч. баллады о мятежных храбрецах т. н. дубинной войны).

В 80—90-х гг. реализм стал гл. направлением: Минна Кант, Ю. Ахо, А. Ярнефельт, Ю. Эркко, К. Лейно, Т Паккала, К. А. Тавастшерна и др. Реалисты входили в группу “Юная Финляндия” и основали последовательность периодич. изданий (в т. ч. “Nuori Suomi”, 1891— 1940), где отстаивали социально-критич. направление, в иск-ве (статьи Ахо, К. Лейно и др.). Показались новые темы: жизнь гор. бедноты, борьба рабочих за собственные права, угнетенное положение трудящейся дамы, разорение и земельный голод небольших арендаторов. Громадных удач реализм достиг в драматургии и прозе. Пьесы Кант “Супруга рабочего” (1885) и “Дети неприятной судьбы” (1888) стали заметными обществ. событиями и привели к острой полемике.

В нач. 20 в. в фин. обществе случились глубокие социальные сдвиги, что оказало влияние на формирование различных лит. направлений. Неоромантизм, появившийся еще в кон. 19 в., представлен наибольшим фин. лириком Э. Лейно, и Е. Линнанкоски, Л. Онерва, В. Килпи и др. Прогрес. тенденции в неоромантизме связаны с общедемократич. подъемом в Финляндии нач. 20 в., с революц. перемещением 1905—07. Для неоромантиков свойственны преобладание лирики над эпич. жанрами, поворот от повседневности к исключи тельному и фантастическому, широкое применение фольклорно-мифол. сюжетов, тяготение к монументальной символике образов. Пролет, лит-ра тесно связана с рабочим движением. За относительно маленький срок случилось пробуждение фин. рабочих к политич. и культурной жизни. Начинается социалистич. печать; появились рабочие клубы, содействовавшие зарождению рабочего театра, традиции к-рых живы поныне. Среди поэтов выделяются К. Каатра, К. Ахмала. В ряды участников революц. событий 1917—18 в итоге сложного духовного развития пришел прозаик Майю Лассила, создатель юмористич. комедий и повестей, в к-рых высмеивал мелкобурж. психологию.

В реалистич. направлении развивалось творчество Марии Йотуни, И. Лехтонена, И. Кианто, не смотря на то, что неверие в возможность революц. преобразований и потеря историч. возможности привели их к пессимизму. В атмосфере политич. реакции, наступившей в 1918 по окончании победы в Финляндии контрреволюц. сил,

социально-критич. направление ослабло. В творчест ве Ф. Э. Силланпя социальную концепцию человека вытеснил биологизм, “природная первооснова”, казавшаяся писателю единственно значительной и непреходящей; в романе о событиях гражд. войны “Праведная бедность” (1919) он выразил сочувствие жертвам белого террора. В 20-х гг. появилось экспрессионист. течение, к к-рому примкнули писатели, пишущие на швед. яз. (Э. Сёдергран, Э. Диктуниус и др.); на фин. яз.— близкая к экспрессионистам несколько т. н. “пламеносцев”, либо “факельщиков”, в настроениях к-рой отразились смутные иллюзии и растерянность нового поколения творч. интеллигенции по окончании поражения революции. Левое крыло обратилось к обществ. проблемам: поэзия К. Вала, повести П. Хаанпяя 30-х гг. Против активизировавшихся в 30-х гг. фаш. элементов левые культурные силы объединились в группу “Кийла”: А. Туртиайнен, Эльви Синерво и др. В 1-й трети 20 в. мировую известность взяла т. н. финская (либо историко-географич.) школа в фольклористике (основатели Ю. Крун и К. Крун). С 1921 выходит издание по фольклористике “Kalevalaseuran vuosikirja”, с 1929 —“ Kirjallisuudentutkijain seuran vuosikirja”.

По окончании окончания 2-й всемирный войны 1939—45 в следствии неспециализированной демократизации судьбы в Финляндии появилась благоприятная воздух для развития нац. культуры. Наровне с распространением, преим. в поэзии, модернистских течений в прозе преобладал реализм, новый расцвет пережил социальный роман. Выделяется публицистика Хеллы Вуолийоки и О. Паволайнена; широкий обществ.-лит. резонанс взяли романы В. Линны. Антивоен. проблематика — в центре романов и документальных книг П. Ринтала, острая социальность свойственна произв. А. Эйкия, М. Ларни, Хельви Хямяляйнен, В. Мери, Эвы Йоэнпелто. Значит, событием в реалистич. драматургии явились пьесы Вуолийоки, завершающие начатый ранее цикл пьес о дамах Нискавуори.

С 1897 в Финляндии существует Альянс писателей. С 1951 издается лит. журн. “Parnasso”. В 1972 на марксистской идейной базе появился “Альянс работников культуры”, в к-рый входят кроме этого писатели. Альянс имеет журн. “Kulttuurivihkot” (с 1973).

Изд.: Фин. драматургия XIX—XX вв., Л.—М., 1960; Поэзия Финляндии, М., 1962; Фин. повести XIX—XX вв., Л., 1970; Изд. серии

? ? a ? ? ? Э. Г., финляндская лит-ра и Российская Федерация (1800—1900), ч. 1—2, Тал.—М.—направляться., 1962—64; его же, Демократич. лит-ра совр. Финляндии, Петрозаводск, 1966; его же, Очерки фин. лит-ры нач. XX в., Л., 1972; его же, История лит-ры Финляндии, Л., 1979.

“ФИНСКИЙ ВЕСТНИК”, рус. издание. Изд^ 1845—47 в Санкт-Петербурге (раз в два месяца, в 1847— каждый месяц) Ф. К. Дершау. Ставил целью знакомство со Скандинавией. Популяризировал идеи утопич. социализма, печатал “физиологические очерки”, ориентировался на правила натуральной школы. Среди авторов — В. Н. Майков, Н. А. Некрасов, В. И. Даль, E. П. Гребенка, A.A. Григорьев, нек-рые из петрашевцев.

ФОЛЬКЛОР, см. Народное поэтическое творчество. ФОЛЬКЛОРИЗМ, термин, предложенный франц. фольклористом 19 в. П. Себийо. Обозначает Применение фольклора в худож. творчестве, публицистике и т. д. (М. К. Азадовский), а с сер. 60-х гг.— кроме этого “вторичные” фольклорные явления (воспроизведение фольклора на сцене, в худож. самодеятельности и т. п.). Мн. заруб, ученые связывают с понятием Ф. только отрицат. явления совр. бурж. “массовой культуры”. В науке социалистич. государств преобладает познание Ф. как трансформации фольклора и процесса освоения в обществ, быту, культуре и опытном иск-ве. Как характерное явление современности, Ф. делается предметом комплексного изучения фольклористов, лит-ведов, иск-ведов, социологов. Издается спец. междунар. издание “Folklorism Bulletin” (с 1979). В. Е. Гусев.

ФИНС — ФОЛЬ

==469

пер. с итал., М., 1960; Землянова Л. М., Совр. амер. фольклористика. Теоретич. тенденции и направления, М., 1975; пер. с итал., фольклористика. Теоретич. направления и

Путилов Б. Н., Методика сравнительно-историч. изучения

фольклора, Л., 1976; Проблемы совр. фольклористики.

Сб., Л., 1980; Из истории рус. сов. фольклористики, Л., 1981.

В. ?. Гусев.

К оглавлению

==470 ФОЛЬ — ФОНИ

ФОЛЬКЛОРИСТИКА, наука о фольклоре (в т. ч. народном поэтическом творчестве). Ф. изучает словесное, песенное, муз. (инструментальное), хореографич., драматич. коллективное творчество нар. весов. Происхождению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произв. обработки и фольклора их в творчестве писателей, драматургов, композиторов различных государств. Науч. интересу к фольклору в Европе содействовала деятельность просветителей 18 в. Изучение нар. творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле к-рого появляется особенное направление Ф.— мифологическая школа (6р. В. и Я. Гримм). В 19— нач. 20 вв. осн. направлениями всемирный Ф. были миграционная теория (теория заимствований — Т. Бенфей), антропологическая школа (самозарождения сюжетов теория — Э. Б. Тайлор), этнопсихологич. либо психотерапевтическая школа (В. Вундт), историко-географич. (финская) школа (Ю. и К. Круны). В РФ традиции просветительства по-новому возродились в фольклористич. концепции революц. демократов 19 в. Наибольшие представители рус. Ф.: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологич. изучение фольклора, к-рое в РФ оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологич. отношении в пределах позитивизма и эволюционизма, названные направления вместе с тем знаменовали последоват. ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистич. тенденции в Ф. 20 в. в громаднейшей степени выражены в психоаналитич., неомифол. и магически-ритуалистич. школах зап.-европ. и амер. Ф. С сер. 1950-х гг. характерным направлением всемирный Ф. был структурализм (К. Леви-Строс), распространение к-рого сопровождается острой дискуссией.

Изучение фольклора с позиций историч. материализма, берущее начало в трудах классиков марксизма, продолжено было П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, многими сов. фольклористами, заруб, исследователями-марксистами. Среди основоположников сов. Ф.— М. К. Азадовский, Б. В. Асафьев, В. М. Жирмунский, К. В. Квитна, В. Я. Пропп, А. П. Скафтымов, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Совр. марксистская Ф. в СССР и социалистич. государствах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфич. вид творч. деятельности нар. весов, исследует нац. взаимодействие и своеобразие фольклора различных народов, особенное внимание уделяет отражению в нар. творчестве действительности, нац.-высвободит. и революц. борьбы, судьбам фольклора в совр. условиях, содействует усвоению прогрес. нар. традиций в иск-ве социалистич. общества. Солидный размах купила собирательская работа с применением новой методики, технич. расшифровки и средств записи. В 60—70-е гг. развивалось комплексное изучение различных видов нар. творчества, что создало возможность для Ф. как науки синтетической. Интенсивно ведется сравнительно-историч. изучение фольклора и его худож. специфики, и совр. процессов в области нар. творчества.

• изучение фольклора и Ленинское наследие. [Сб.], Л., 1970; Пыпин ?.?., ?стория рус. этнографии, т. 1—4, СПБ. 1890—92; Азадовский М. К., История рус, фольклористики, т. 1—2, M., 1958—63; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе,

ФОНЕМА (от греч. phoneroa — звук), небольшая незначимая единица звукового строя языка, служащая для различения и образования значимых единиц — морфем. В отличие от реально слышимых и произносимых конкретных звуков, Ф.—абстрактная единица, воображающая собой обобщение особенностей последовательности звуков, видящихся в различных фонетич. условиях (позициях), но в пределах одной и той же морфемы.

Напр., в морфеме “дом” гласный звук м. б. разным в различных ее формах: “дом” — [дом], “дома” — дЛма], “домовой”— [дъмЛвои], но все три звука [о], л], [ъ] реализуют одну Ф. /о/, к-рая в собственном осн. виде выступает в ударном слоге, а в безударных слогах — в виде вариантов. В совокупности языка Ф. противопоставлены друг другу по определенным различит, показателям (твердость—мягкость, глухость—звонкость и т. п.), но в нек-рых позициях данный показатель оказывается подавленным — две Ф. смогут совпасть в одном варианте, ср. “пот” и “под” — в конце слова и в том и другом случае звучит [т], фонемы /т/ (глухая) и /д/ (звонкая) не различаются. Совокупность Ф. и закономерности их позиционной реализации изучаются

фонологией. В. А. Виноградов.

ФОНИКА (от греч. phфnikos — звуковой, phone — звук), звуковая организация худож. речи, и отрасль поэтики, ее изучающая. Звуковой материал, к-рым располагает худож. обращение, задан ей самим языком, он ограничен (напр., в рус. яз. всего ок. 40 фонем), исходя из этого невольное повторение тех либо иных звуковых явлений конечно происходит во всякой речи. Обращение художественная упорядочивает эти повторения, применяя их для эстетич. действия. Упорядоченность частично канонизируется, преобразовываясь в жёсткие нормы (область стихосложения), частично остается более свободной (область Ф. в узком смысле слова — она же эвфония, инстру ментовка). В различных лит-рах и в различные эры внимание к фонич. организации текста было различно (в рус. поэзии — в 20 в. больше, чем в 19 в.), но в любой момент в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. проза и Поэзия).

Осн. элементом Ф. (эвфонии) есть, т. о., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются: а) по характеру звуков — аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных); б) по количеству звуков—двойные, тройные и т.д. (А…А… и А…А…А…), простые и сложные (А…А… и ABC. ABC…), полные и неполные (ABC…ABC… и ABC АС…ВС…); в) по размещению звуков в повторе (АВС…ВСА…АСВ… и пр.)—терминология не установлена; г) по размещению повторов в словах, в стихах и т.д.—анафора (А…—А…), эпифора (…А—…А), стык (…А—А…), кольцо (А…—…А) и их комбинации. Нек-рые из этих повторов смогут быть канонизированы и стать элементом стихосложе ния (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в герм. и тюрк. аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре стиха канонизирована в рифме).

Повторы преобразовываются в совокупность: а) подбором присутствующих в тексте звуков (в большинстве случаев) либо отсутствующих (см. Липограмма); 6) размещением отобранных звуков по сходству (в большинстве случаев) либо по контрасту (в строчках А. С. Пушкина “Пора, перо спокойствия требует, я девять песен написал” центр, слово “девять” контрастно выделяется на фоне аллитерации на “п”); в) сходством располагаемых звуков полным (аллитерация на “п”, ассонанс на “у”) либо неполным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные).

Двенадцать стульев 1 серия


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: