Литература народов ссср (дооктябрьский период)

Октябрьская революция сделала общим достоянием драгоценные монументы национальных культур отечественных народов. В течение продолжительных столетий создавались эти сокровища устного письменной литературы и народного творчества.

Ранее не все народы, населявшие нашу страну, имели литературу и свою письменность. Кое-какие народы получили литературу и свою письменность только по окончании 1917 г.

Но везде с незапамятных времен существовал и развивался фольклор — устное народное творчество. Народная поэзия — база самых выдающихся монументов национальных литератур. Достаточно назвать, например, такие создания народного творчества, как киргизский эпос «Манас», армянский смелый эпос «Давид Сасунский», эстонский эпос «Калевипоэг».

Бессчётные народы нашей страны и их литературы с покон веков объединяет общность исторической судьбы, экономики, культурных связей.

Возможно выделить среди них отдельные группы, более тесно связанные между собой общностью исторической судьбы, их географическим соседством, время от времени — языковой общностью: восточно-славянскую группу литератур — русскую, украинскую, белорусскую (к данной группе примыкает и молдавская литература); Закавказья и литературы Кавказа; группу литератур Средней Азии и Казахстана; литературы Прибалтики — Латвии, Эстонии и Литвы. Любая из этих литератур развивалась своим методом, на своем языке. Но при всем их своеобразии в каждой из них с течением времени все в большей мере развивались черты, говорящие об их глубокой общности.

Коснемся главных исторических этапов развития наибольших из литератур народов СССР до 1917 г.

Украинская литература ведет собственный путь с конца XVIII в. Первым украинским писателем, писавшим на родном языке, был И. П. Котляревский, создатель «ирои-комической» поэмы «Энеида», сюжетно связанной со известной поэмой Вергилия, но рисующей современную автору реальность, разоблачающую существовавшие в екатерининской России порядки. До сих пор известна и популярна пьеса Котляревского «Наталка Полтавка».

Большой след в украинской литературе покинули Г. С. Сковорода, П. П. Гулак-Артемовский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко. Особенное же место занимает тут Т. Г. Шевченко, благодаря которому украинская литература внесла хороший вклад в сокровищницу всемирный художественной литературы. Создатель «Гайдамаков» и «Кобзаря» утвердил в украинской литературе способ критического реализма, с необычайной поэтической силой и глубиной выразил народные чаяния, раскрыл много возможностей украинского народного языка.

Заложенные Т. Г. Шевченко реалистические традиции продолжили Марко Вовчок, Панас Мирный, И. Я. Франко, М. М. Коцюбинский, Леся Украинка. И. Франко в повестях «Boa constrictor» и «Борислав смеется» обратился к рабочей теме, продемонстрировал зарождение революционных настроений и идей в народных весах. В поэме «Вечный революционер» создатель создал необычный гимн людской разуму, выступающему против косности и несправедливости буржуазного общества.

События 1905 г. нашли отражение в повести Коцюбинского «Fata Morgana», узкого мастера лирико-психотерапевтической прозы. Пафосом революционной борьбы проникнута и поэзия Леси Украинки.

Украинская литература на рубеже XIX — XX вв. достигла подлинно художественной зрелости, творчество её ведущих представителей высоко ценил М. Неприятный, и мировой культуры и другие деятели русской.

Формирование белорусской литературы относится к XIV — первой половине XVI в., в то время, когда белорусские почвы входили в состав Литовского княжества. Обширно известно имя просветителя Франциска Скорины — белорусского первопечатника, создавшего в Вильнюсе первую типографию на современной территории СССР.

Первым белорусским писателем-специалистом в XIX в. стал В. И. Дунин-Марцинкевич, что, опираясь на успехи русской хорошей литературы, первым делом А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, отражал в собственных произведениях жизнь крестьянства, высмеивал ограниченность помещиков («Пинская шляхта»). Во второй половине XIX в. в белорусской литературе утверждаются правила критического реализма. Решающую роль в этом сыграло поэтическое творчество Ф. К. Богушевича, революционера-демократа, автора стихотворных книг «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский». Защитник обездоленного крестьянства, Богушевич во многих собственных произведениях перекликается с идеями и мотивами Н. А. Некрасова.

В дореволюционные годы начали собственный творческий путь Я. Колас и Я. Купала, с именами которых связано становление белорусской хорошей литературы, осуществившееся в советскую эру.

Начальный этап развития молдавской литературы (направляться — XVIII вв.) связан с именами дипломата и учёного Н. Г. Спафария (Милеску) и Д. К. Кантемира — молдавского господаря, сподвижника Петра I. Начало реалистической прозе положили в XIX в. произведения К. Негруцци, в особенности его историческая повесть «Александру Лэпушняну», храбрец которой выступает против боярского засилья, но терпит поражение. драматург и Поэт, участник революции 1848 г. В. Александри заложил фундамент национального репертуара молдавского театра, создав последовательность сатирических исторических пьес и комедий. Борьбе против турецкого ига посвящен цикл его стихов «Отечественные солдаты».

революционным пафосом и Философской глубиной отмечено творчество М. Эминеску (поэма «пролетарий и Император», стихотворный цикл «Послания», философско-символическая поэма «Лучафэр», выполненная в виде народной сказки). Рядом с именем М. Эминеску стоит имя Й. Крянгэ — автора превосходных сказок, педагогических книг, писателя глубоко народного.

Литературы Закавказья: азербайджанская, армянская и грузинская — развивались в тесной связи. Показателен пример великого армянского поэта XVIII в. Саят-Новы, писавшего на трех языках населений украины и покинувшего большой след в литературе (см. Двуязычие). Общность исторических судеб населений украины обусловлена их продолжительной драматичной борьбой за культурную самостоятельность и политическую независимость.

Культура населений украины имеет давешние традиции: собственная письменность складывается тут уже в начале V в. Громадную роль сыграли связи с культурой Византии, Ирана, Средней Азии. Но приход арабских завоевателей, силой оружия насаждавших религию ислама, отрицательно сказался на развитии литератур порабощенных народов. С освобождением от арабского гнета связан расцвет культурной жизни закавказских народов (X — XIII вв.).

Из литературных монументов того времени направляться отметить произведения выдающегося азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Его поэмы «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме» составляют цикл «Пятерица» («Хамсе»). В собственных произведениях Низами стремился создать образ совершенного правителя, наметить черты гармоничного публичного устройства.

Наибольший армянский поэт X в. Григор Нарекаци в «Книге скорбных песнопений» достиг громадной глубины в понимании людской природы, в раскрытии ужасных противоречий бытия.

В XII в. создана поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», ставшая потом широко известной. Это настоящий гимн человеку, поэтическое выражение правил любви, дружбы, патриотизма, идеи равенства всех народов.

Нашествия орд Чингисхана в XIII в., полчищ Тамерлана в XIV–XV вв. покинули ужасный след в судьбе населений украины. В это тяжёлое время произведения, полные неприязни к завоевателям, создают азербайджанские поэты И. Насими, М. Физули, армянские поэты Фрик, М. Нагаш, поэт и грузинский царь Теймураз I.

«Золотым веком» для литератур населений украины явился XIX век, начало которого ознаменовалось присоединением кавказских народов к Российской Федерации. Упрочнение контактов с русской литературой, ознакомление с романтическими и реалистическими произведениями русских писателей, яркие встречи с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, М. Ю. Лермонтовым, вторыми русскими писателями, бывавшими на Кавказе, — все это содействовало утверждению реализма в литературах населений украины. Из поэтов и прозаиков этого периода направляться в первую очередь назвать азербайджанцев М. Ф. Ахундова, Дж. Мамед?Кули?заде, А. Т. Сабира, армянских писателей Х. Абовяна, М. Налбандяна, Г. М. Сундукяна, грузинских поэтов А. Г. Чавчавадзе и Н. М. Бараташвили, драматургов Г. Д. Эристави и А. Р. Церетели, прозаика и поэта И. Г. Чавчавадзе.

Вершиной дооктябрьской литературы народов Северного Кавказа есть творчество выдающегося публициста и осетинского поэта К. Л. Хетагурова, автора книги «Осетинская лира» — необычной энциклопедии горской судьбе до революции. Хетагуров выступал защитником обездоленных и угнетенных, содействовал упрочнению связи Кавказа с Россией.

Богато хорошее наследие литератур народов Средней Азии. Самый древними из них являются персо-таджикская и узбекская литературы. Между персо-таджикской поэзией, создававшейся на языке фарси, и поэзией тюркоязычной уже в глубокой древности прослеживаются тесные контакты. Так, выдающийся ученый, доктор, просветитель и поэт Востока Ибн Сина (Авиценна) одинаково дорог как таджикам, так и узбекам.

Изюминкой развития литератур Средней Азии есть прочная сообщение их с народным творчеством. У этих народов мы находим родные по сюжету фольклорные и литературные монументы, многие из которых говорят о широких литературно-фольклорных связях иранских и тюркоязычных народов. Примером тому помогают бессчётные дастаны (смелые поэмы): узбекские и туркменские «Тахир и Зохра», «Ахмед и юсуф»; смелый эпос «Алпамыш» в его разных предположениях: узбекской, каракалпакской, казахской; туркменский эпос «Кёр-оглы» и узбекский «Гороглы», и таджикский «Гургули», казахский «Гороглы» и азербайджанский «Кероглы».

Развитие литератур Средней Азии и Казахстана осуществлялось в тяжёлых условиях опустошительных войн, социального и религиозного гнета. Однако философы и учёные этого региона уже в X–XIV вв. внесли большой вклад в сокровищницу всемирный культуры.

Достаточно назвать имена персо-таджикских поэтов А. А. Дж. Рудаки — притч книги и автора басен «Калила и Димна», А. Фирдоуси — автора смелой эпопеи «Шах?наме», Омара Хайяма — автора весёлых и задумчиво-грустных лирико-философских четверостиший (рубай), Саади — создателя книги новелл «Гулистан», Ш. Хафиза — творца широко известных газелей.

Персо-таджикская поэзия отличается достатком стихотворных жанров. Из устного народного творчества появился жанр рубай — афористическое четверостишие с рифмовкой ааба (время от времени — аааа) и с энергичным развитием мысли. Вот пример рубай Омара Хайяма, где поэт, споря с религиозными догматами, бросает вызов всевышнему:

В то время, когда ты для меня слепил из глины плоть,
Ты знал, что мне страстей собственных не побороть;
Не ты ль тому виной, что жизнь моя безнравственна?
Сообщи, за что же мне гореть в аду, Господь?
(Перевод О. Румера)

не меньше узнаваемый жанр — газель. Это лирическое стих, складывающееся из 5–12 бейтов (двустиший) с единой рифмовкой через строчок по схеме аа ба ва га и т. д.

Персо-таджикская поэзия сильно повлияла на мировую поэзию и русскую. Лирика Хафиза вдохновила И. В. Гёте на создание стихотворного цикла «Западно-восточный диван». Строки Саади А. С. Пушкин забрал эпиграфом к поэме «Бахчисарайский фонтан», а после этого отыскал в памяти их в финале «Евгения Онегина». В «Персидских мотивах» С. А. Есенина мы встречаем упоминания о А. Фирдоуси и Омаре Хайяме.

Расцвет узбекской литературы приходится на XV в. Он связан в первую очередь с творчеством выдающегося поэта Алишера Навои, создавшего на родном языке пять громадных поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Искандерова стенки» и сборник «Диковины среднего возраста». Навои в первый раз вывел образ несложного труженика — каменотеса Фархада, отойдя от существовавшей в восточной поэзии традиции изображения лишь придворных и царей. Поэт пользовался громадной любовью народа как выразитель его заинтересованностей, защитник справедливости и хороша. Творчество Навои заняло серьёзное место в мировом литературном ходе.

В узбекской литературе последующих столетий велика роль поэтов Захиреддина Мухаммеда Бабура, автора книги «Бабур?наме» (XVI в.), и Нишати Хорезми (XVIII в.). Во второй половине XIX — начале XX в. броские лирические и сатирические произведения создают Мукими и Фуркат. Формируется национальная драматургия: в творчестве её основоположника Хамзы происходит становление реалистического способа.

Основоположником туркменской хорошей литературы по праву считается Махтумкули, по прозвищу Фраги (XVIII в.). Его стихотворения обличали ханов, госслужащих и мусульманское духовенство, призывали к объединению туркменов. Солидный вклад в развитие дореволюционной туркменской литературы внесли Молланепес Кадыберды?оглы, создатель сказания о Зохре и Тахире, и Кемине (Мамедвели) — поэт-сатирик, выразитель чаяний и дум беднейших слоев.

Казахская и киргизская литературы, в отличие от вторых литератур среднеазиатского региона, не имели таких древних письменных традиций. надежды и Мечты этих народов передавались много поколений через фольклорную поэзию. Громадным уважением у киргизов и казахов пользовались народные сказители — акыны и манасчи, знавшие наизусть много народных сказаний и стихов.

Развитие письменной казахской литературы связано с влиянием передовой русской литературы и публичной мысли XIX в. Великим поэтом и мыслителем-просветителем, зачинателем реалистической казахской поэзии и пропагандистом дружбы с русским народом был Абай Кунанбаев, испытавший в собственном творчестве плодотворное влияние русских революционных демократов. известный просветителями были кроме этого Ч. Ч. Валиханов и И. Алтынсарин. Протестом против социального гнета наполнены песни казахского акына Джамбула Джабаева, чье творчество достигло громаднейшего расцвета по окончании Октябрьской революции.

Формирование латышской национальной литературы происходило в XVIII в. Со стихами, статьями и баснями выступает Г. Ф. Стендер. Выдающимся выразителем идей просвещения, борцом против крепостного права и критиком церкви был Г. Меркель, создатель книги «Латыши».

Латышская литература развивалась в тесной связи с фольклором, вместе с эстонской и литовской литературами. В 70?е гг. XIX в. начинают проявляться реалистические тенденции, к примеру, в романе братьев Р. и М. Каудзите «Времена землемеров», повествующем о социальном расслоении латышской деревни. Поэт А. Пумпур на базе древних преданий формирует эпос «Лачплесис» — о легендарном национальном герой XIII в., борце за освобождение Латвии. Боевого духа выполнено творчество революционного поэта Э. Вайденбаума, что призывал народ к борьбе, перевел на латышский язык «Марсельезу». Остросоциальные рассказы, пьесы, стихи писал Р. Блауман.

Особенное место в истории латышской литературы в собственности Яну Райнису, выдающемуся поэту, борцу за передовые совершенства времени. За собственные революционные убеждения Райнис подвергался заключению в тюрьме, ссылке. Много лет он должен был провести в эмиграции. Пьесы «Полуидеалист», «ночь и Огонь», «Золотой конь», книги стихов «Посев бури», «начало и Конец», поэма «Ave, sol!» проникнуты ощущением будущих неизбежных изменений. В дореволюционные годы последовательность больших произведений формирует А. М. Упит, ставший в будущем большим мастером латышской прозы.

Первые монументы литовской литературы относятся к XIV–XVI вв. Как и в Латвии, это первоначально были в большинстве случаев книги духовного содержания. самоё выдающимся событием в развитии литовской литературы XVIII в. явилось творчество К. Донелайтиса, создателя широко известной поэмы «Времена года».

В XIX в. выделяется творчество А. Баранаускаса, автора хорошей поэмы «Аникщяйский бор», прославляющей красоту природы, проникнутой глубокими раздумьями о судьбе родного края. По словам Н. С. Тихонова, что перевел эту поэму на русский язык, в ней «возможно услышать целую симфонию».

Глубочайший след в истории литовской литературы покинуло творчество таких мастеров, как Майронис и Ю. Жемайте. Прозу Жемайте вычисляют настоящей энциклопедией судьбы литовской деревни финиша XIX — начала XX в. В дореволюционные годы броские произведения формирует пролетарский поэт Ю. Янонис.

Зачинателем эстонской национальной литературы считается писатель-просветитель Ф. Р. Крейцвальд, что в 1857–1861 гг. издал обработанный им народный эпос «Калевипоэг». известный представительницей «народного романтизма» была современница Крейцвальда Лидия Койдула. Многие стихи её стали народными песнями, ей в собственности кроме этого заслуга создания эстонской драматургии.

Глубоко реалистически рисовал реальность, беспощадно бичевал пороки буржуазного общества Э. Вильде. Им написаны первый эстонский социально-бытовой роман «В жёсткий край», историческая трилогия «Война в Махтра», «Ходоки из Ания», «Пророк Мальтсвет». Наибольшим произведением эстонского критического реализма явился пятитомный роман А. Таммсааре «Правда и справедливость», созданный в конце 20-х — начале 30?х гг. XX в.

Дореволюционная история литератур народов СССР убедительно говорит о том, что самые значительные художественные сокровища были созданы теми поэтами, прозаиками, драматургами, каковые связали собственный творческий путь с судьбой народа, стремились к правдивому изображению действительности, были верны совершенствам дружбы и гуманизма между народами.

Передовая русская культура оказывала благотворное влияние на населения украины собственной демократизмом и человечностью, глубоким реализмом, связью с освободительными рвениями прогрессивной интеллигенции и масс. Думая об этом, классик грузинской литературы И. Г. Чавчавадзе писал: «Русская литература сыграла руководящую роль на пути отечественного прогресса и сильно повлияла на все, что образовывает отечественные духовные силы, она наложила свой след на отечественный ум, на отечественные мысли, на отечественные эмоции и по большому счету выяснила отечественное направление».

Передовые силы России с симпатией смотрели за ростом национальных литератур, национального мастерства, поддерживали их. Понемногу все более возрастал вклад отдельных народов в неспециализированную сокровищницу культуры России, в совместную освободительную борьбу. Настоящие мастера культуры воплощали в братства народов идеи и своих произведениях дружбы, всем своим творчеством пропагандируя великую идея о единстве национальных заинтересованностей в борьбе против сил реакции.

Колыма — родина нашего страха / Kolyma — Birthplace of Our Fear


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: