Текст в экстралингвистическом контексте

Любой текст существует не сам по себе, а есть элементом более сложной совокупности. Создатель неизбежно опирается на какие-то тексты, написанные и усвоенные им ранее, применяет элементы знаний, термины, понятия, заимствованные из вторых текстов, полемизирует, цитирует, дополняет, развивает какие-то положения, не взявшие детального рассмотрения ранее. Так, текст есть единицей в совокупности знаний в той либо другой предметной области. Он связан незримыми нитями с другими текстами, входящими в эту совокупность. Создатель предполагает некое знакомство читателей с предметной областью, без которого представленный им текст не может быть абсолютно воспринят. Это понятие носит название экстралингвистический контекст.

Экстралингвистический контекст не исчерпывается лишь вхождением текста в предметную область. Текст есть элементом экстралингвистического контекста, что составляют другие тексты данного автора, т.е. совокупности его взоров. Текст является способом организации фрагмента пространства, что в мыслях воспроизводит создатель. Любой прошлый и последующий тексты или вносят трансформации, коррективы в метод организации, или расширяют фрагмент пространства. В следствии рассмотрения конкретного текста на фоне остальных работ автора возможно заметить что-то большее, то есть, развитие, уточнение его взоров на мир, что возможно осознано лишь в данном контексте.

Текст есть единицей экстралингвистйческого контекста собственного жанра. Жанр задает формальные правилаорганизации текста, диктует выбор соответствующих направлению

и устоявшимся канонам ясных единиц. Но жанр, как устоявшаяся форма, также подвержен формированию. И любой обычный с позиций жанра текст упрочивает его внутренний каркас, а любой неординарный — что-то вносит в его развитие. И в^том замысле он бывает осознан с позиций его места в данной совокупности вносимых инноваций.

Суть текста возможно понимаем разными методами в зависимости от включенности его в контекст исторической эры. История культуры знает много примеров трансформации смысла текста в ходе его исторического функционирования. О том, что любая эра открывала в великих произведениях прошлого что-то новое, что-то собственный, говорили многие исследователи. Новое познание текста имеется «снятие» ветхого смысла, его переоценка, творческое воплощение и переосмысление в новых формах знания. Культура каждой эры, каждого народа содержит в себе смысловые устремления, каковые не всегда реализуются в рамках породившей их цивилизации. Смысловые явления смогут существовать в скрытом виде, возможно, и раскрываться лишь в благоприятных для этого раскрытия смысловых культурных контекстах последующих эр.

Так, экстралингвистический контекст определяет место текста, его значение в различных структурах. В различных контекстах текст занимает разные места, соответственно, в нем актуализируются различные стороны, нюансы, структуры. Исходя из этого однозначной оценки текста нет и не может быть.

Интерпретация текста

В случае, если несложные структуры, такие, как форма публикации документа, лексическая структура (язык сообщения) — явны, они как бы лежат на поверхности, смогут быть сенсорно уловлены просматривающим, то семантическая структура и все экстралингвистические контексты, в которых может рассматриваться документ, неявны, должны «домысливаться» просматривающим. Но читатель видит в документе только кое-какие из них, те, каковые соответствуют цели чтения, культурно-образовательному уровню, личным психологическим чертям, установкам, настроению и т.д. Так, складывается некое личное знание субъекта о документе, отражающее определенную глубину его постижения, либо интерпретация.

Интерпретация — закономерное явление в трансляции информации в обществе. Необходимость облечения информации во внешнюю форму, кодирование ее в той либо другой знаковой совокупности предполагает необходимость и «раскодирования» ее субъектом, включая мысленное «достраивание» передаваемых фрагментов сообщения до целостного смысла. Чем сложнее структурно передаваемая информация, тем больше нужно «достраивать» при ее мысленном воспроизведении, тем больше появляется возможностей для ее интерпретации. Интерпретация — формулировка некоторых выводов, оценок и обобщений, строго (дедуктивно) не вытекающих из взятых эмпирических результатов.

Происхождение разных интерпретаций показываемой информации имеет под собой важную базу физиологического, психотерапевтического и социально-культурного замыслов. В первую очередь, в качестве физиологической базы направляться отметить избирательность восприятия информации. По образному выражению А.Л. Никифорова «направленный луч сознания высвечивает отдельные фрагменты этого мира, оставляя в тени все другое. Актуализированный интерес личности вкупе с ее потребностями, социальным опытом, уровнем интеллектуального развития и образования определяет данный выбор отдельных фрагментов, воображая на их базе вероятные интерпретации действительности».

Происхождению разных интерпретаций взятой извне информации содействуют личные различия отражательной деятельности головного мозга. Человек с преобладанием синтетического типа восприятия будет первым делом выделять значительные связи между отдельными фрагментами сообщения, тогда как человек с преобладанием аналитического типа восприятия сосредоточится на трактовке подробностей, небольших фрагментов целого. Человек с преобладанием образно-эмоционального типа будет волноваться сложные субъективные ассоциации, каковые будут очень далеки от адекватного отражения смысла, заложенного в текст автором.

В зависимости от уровня интеллектуального развития личности происхождение разных интерпретаций связано с глубиной проникновения в сущность отражаемого объекта. Примитивные формы отражения основаны на вычленении в объекте внешних

связей, лежащих на поверхности и не требующих сложной интеллектуальной деятельности. Более большой интеллектуальный уровень личности характеризуется свойством к «домысливанию» тех глубинных связей, составляющих сущность отражаемого объекта либо явления, посредством формальной логики и внелогических способов обработки информации. В следствии различной глубины проникновения в сущность отражаемой информации и появляются различные трактовки художественных и научных текстов, произведений искусства.

Происхождению различных интерпретаций содействуют и характер и различный объём накопленного социального опыта. В тексте, в большинстве случаев, воплощена не одна, а совокупность иерархически организованных мыслей. В развернутых текстах возможно довольно много мыслей с различными уровнями обобщения, что его делает полифоническим произведением. В ходе чтения читатель погружается на различную глубину текста.

Информация в структуре нервных связей сплетается воедино при помощи логических и ассоциативных связей с уже ранее накопленной. Данный акт связи сопровождается временной актуализацией, высвечиванием в сознании ранее усвоенного материала, направляя процесс понимания, усвоения информации в русло той либо другой интерпретации.

Интерпретация информации возможно различной в зависимости от включения ее в различные ценностные контексты. История культуры знает много примеров трансформации смысла текста в ходе его исторического функционирования. Изменяются исторические эры — изменяется и социальный смысловой контекст. Словам, понятиям приписываются иные смыслы, появляются новые понятия. Именно на рубежах эр, в обстановках смены парадигм обостряется интерпретации текстов и проблема понимания. Для адекватного понимания информация, порожденная прошлыми эрами и включенная в современный социальный контекст, обязана претерпеть процесс «снятия» ветхого смысла, его переоценку, творческое воплощения и переосмысления в новых формах знания.

Наличие бессчётных интерпретаций информации неизбежно ставит вопрос — возможно ли сказать о «верной» либо «неправильной» интерпретации? Допустим, у нас имеется некий текст. Не обязаны ли мы настойчиво попросить, дабы

интерпретация текста вторыми людьми совпадала с интерпретацией автора и лишь в этом случае сказать о верном понимании? Согласно точки зрения АЛ. Никифорова, такое требование неприемлемо. «Единственно, что мы можем потребовать, — пишет он, — дабы отечественная интерпретация согласовывалась со всеми данными, другими словами суть, приписываемый отдельным словам, обязан согласовываться с содержанием текста в целом, а интерпретация текста пребывать в соответствии с другими текстами того же автора, с данными его биографии, с событиями публичной и культурной жизни его эры».

Перечень рекомендуемой литературы:

1. Блюменоу Д.И. Кое-какие характеристики текста с позиций его аналитико-синтетической переработки // Неприятности технического перевооружения библиотек. -Л., 1983. — С. 65-86.

2. Брудный А.А. текст и Понимание // Тайная людской понимания. — М., 1991. — С.114-128.

3. Выготский А. С. Психология мастерства. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Мастерство, 1988. — 576 с.

4. Гранин. Г.Г., Самсонова А.И. Роль установки в ходе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопр. психологии. — 1993. — №2. — С. 72-79.

5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Ассиметрия мозга и ассиметрия сознания человека // Вопр. философии. — 1993. — № 4. -С. 125-134.

6. Дубин Б.В. К вопросу об изучении читательских представлений // психология и Социология чтения /Труды. Т. 15. -М., 1979.-С. 122-135.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.

8. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания // Тайная людской понимания. — М., 1991. — С. 72-94.

9. Ханин М.Г. Социальные личностные функции и функции печати чтения // психология и Социология чтения / Труды. Т. 15.-М., 1979.-С. 58-73.

10. Шапиро Э.Л. Психотерапевтические неприятности понимания текста // психология и Социология чтения / Труды. Т. 15. — М., 1979.-С. 186-193.

Глава 4. Черта ДОКУМЕНТА

Понятие «документ»

Человека окружают бессчётные документы, каковые помогают для фиксации социального опыта и потом употребляются в многообразных сферах деятельности. Документом выступают внешние по отношению к человеку материальные объекты — материальные носители с зафиксированной в их структуре информацией, предназначенной для распространения и хранения в социуме. Мир документов вечно разнообразен. Папирусный свиток, берестяная грамота, глиняная табличка, газета и рукопись, технический чертеж, фотография, паспорт, фильм — все это сущность документы. Их объединяет цель — сохранить данные различной формы, предназначения и содержания в структуре материального носителя и представить возможность применять ее по мере необходимости для ответа научных, производственных, экономико-финансовых, учетно-регистрационных и идентификационных задач.

Исследование любого социального явления, среди них и документа, возможно проводить в разных качествах. В первую очередь направляться распознать его смысловое наполнение, разглядеть его как действительность, установить его количество. Подобный подход в науке именуется онтологическим.

Образование понятия вместе с выделением предмета и объекта есть исходным положением всякого изучения. Выделить понятие «документ» возможно лишь на базе общетеоретических положений, созданных в философии, информатике, документалистике. Как мы знаем, что среди исследователей нет единого мнения о том, как толковать данный термин, что разъясняется многоаспектностью самого феномена.

Понятие «документ» имеет собственную историю. Практически в переводе с латинского (от doceo — учить, извещать) документ свидетельствует поучение, свидетельство, подтверждение, пример. В русский язык это слово было введено Петром I в правовом, т.е. одном из нескольких значений, как «письменное удостоверение». В известном Толковом словаре В.И. Даля документ определяется как «любая серьёзная деловая бумага, и диплом, свидетельство». Ф.Ф. Павленков в собственном Энциклопедическом

словаре разглядывает документы только как письменные источники, имеющие юридическую силу. В соответствии с его определению документы это:

1. «любая бумага, составленная законным порядком и могущая являться доказательством прав на что-нибудь (прав имущественных, прав состояния, прав на свободное проживание) либо исполнение каких-либо обязанностей (условия, соглашения, договора, деловые доказательства);

2. по большому счету всякое письменное подтверждение».

К 1920-м годам это содержание распространилось на все серьёзные свидетельства и, так, купило два смысла: узкий (паспорт, пропуск, диплом, аттестат) и широкий (исторический документ, партийно-правительственный документ и т.д.).

В третьем издании Громадной Советской Энциклопедии закреплено более широкое толкование документа: «Акт, письменное свидетельство о чем-нибудь, деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт».

Вышеприведенные определения документа по сути сводят количество понятия к его материальному носителю (бумага) и методу документирования (письменный источник). Вторая добрая половина XX в. вывела на первый замысел огромное количество документов на вторых материальных носителях с информацией, зафиксированной иными методами. Так, указанные определения термина предстали устаревшими, архаичными. Наступила вторая эра, эра информатики, глобального распространения информационных коммуникаций, что потребовало и нового наполнения количества содержания термина «документ».

В информатике документ начал рассматриваться как материальный объект, содержащий данные в закрепленном виде. Под это определение попадает необъятное число объектов, среди них и природных.

На 1 симпозиуме по документалистике во второй половине 60-ых годов двадцатого века была сделана попытка сформулировать более четкое определение термина «документ» — как любой материальный носитель с закрепленной информацией на любом языке, любым методом для обращения в информационных

совокупностях. Названные в определении показатели разрешают отграничить документ от природной, хаотической информации, недокументальной устной информации. Показатель включения его в информационные совокупности выводит из документов предметы материальной культуры (устройства, механизмы, архитектурные сооружения), и мозг человека.

Потому, что документ употребляется во многих сферах жизнедеятельности человека, то любая из них предъявляет к нему собственные требования, и разглядывает его исходя из собственной специфики. Исходя из этого наровне с широкой трактовкой бытуют и узкие трактовки документа. К примеру, терминологический словарь «Библиотечное дело» широкое определение документа конкретизирует так: «В библиотечно-библиографической практике под документом подразумеваются в большинстве случаев произведения печати, и неизданные, аудиовизуальные и другие документальные источники информации».

Часто термин «литература» употребляется как синоним документа. Это неправильно. Литература является совокупностью произведений письменности, имеющих публичное значение. Так, количество этого термина более узок если сравнивать с документом, потому, что в него не входят источники информации, зафиксированные иным, неписьменным методом.

По окончании опубликования произведений мы имеем дело с изданиями. Издание — это произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации. Издание — это также документ, но не все документы являются изданиями, поскольку не отвечают установленным требованиям.

Употребляется и термин «публикация», воображающий документ, доступный для массового применения. Публикация, как и издание, имеет более узкий количество понятия. Так, термины «документ», «литература», «публикация», «издание» имеют различные смысловые нюансы и исходя из этого между ними нельзя ставить символ равенства.

Свойства документов

Документ как социальный феномен имеет последовательность значительных отличий от вторых предметов вещного мира. Эти отличия разрешают применять документ в практике жизнедеятельности в различных качествах. Потому, что документ многомерен, то любая из его сторон проявляет в ходе применения разные особенности, среди которых возможно выделить последовательность сущностных, эксплуатационных и ценностных особенностей.

Сущностные особенности характеризуют документ как социальный феномен, вызванный потребностями социальной практики на определенном этапе развития общества. К ним относится, во-первых, соответствие психофизиологическим возможностям человека, применение ясных единиц, адекватных сенсорной совокупности, т.е. свойство быть воспринятым, и свойство хранить данные в пассивной форме и легко трансформировать ее в активную и напротив.

Сущностным свойством документа есть предоставление возможности многократно применять заключенную в нем данные, наряду с этим не уменьшая ее количество в зависимости от частоты применения.

Документ владеет свойством массовости, разрешающим ему существовать в многократно растиражированном виде, в силу чего быть дешёвым по цене, тиражу, наличию в фондах библиотек. Он владеет кроме этого свойством компактности — в маленьком физическом количестве заключать громадные массивы информации.

Эксплуатационные особенности документа — совокупность особенностей, характеризующих пригодность документа для постоянного хранения и использования. К ним относятся:

• долговечность — свойство документа длительно удерживать данные;

• прочность — свойство документа противостоять механическим действиям;

• эластичность — свойство документа к обратимым деформациям по окончании механических действий;

• износостойкость — свойство документа противостоять стиранию при применении;

• светостойкость — сохранение документом эксплуатационных особенностей по окончании действия светового излучения;

• биостойкость — сохранение документом эксплуатационных особенностей при действии биофакторов.

Все эти названные особенности определяют сохранность документа — состояние, характеризующееся степенью удержания эксплуатационных особенностей. Сохранность зависит от материального носителя, разрушение которого приводит к старению документа. Старение документа является изменением особенностей документа благодаря естественного разрушения входящих в его состав материалов.

Из солидного числа ценностных особенностей документов первым делом выделяются такие, как: актуальность, оригинальность, полнота, достоверность, оригинальность, доступность, наглядность, точность и другие.

Актуальность трактуется как публичная значимость тематики документов в конкретной социально-политической ситуации. Она определяется интересом к тематике социальных общества и групп в целом. Косвенными показателями актуальности документов может служить их место и тираж опубликования.

Полнота характеризуется числом представленных в тексте сведений о социальном объекте, степенью детализации и охвата данных. Максимально полный документ обязан разрешить осознать, представить читателю этот социальный объект, а при необходимости оценить и принимать участие в управлении его развитием.

Достоверность документа — это проверенность содержащихся в нем сведений публичной практикой.

Оригинальность документа предполагает максимум сведений, малоизвестных ранее данному читателю (группе читателей).

Доступность — свойство документа быть понятным по содержанию читателю. Доступность документа по содержанию включает наличие привычной терминологии, облегченный стиль изложения, четкость структуры текста.

Наглядность — это свойство документа содержать эмоционально и логически убедительные сведения о социальном объекте. Характеризуется наличием в документе фактических примеров, иллюстраций, яркой эмоциональной окрашенности текста,

статистических данных, представленных в виде схем, таблиц, графиков.

Точность — это свойство документа адекватно воспроизводить полученные на протяжении изучения либо дискуссии информацию о социальном объекте, и текст автора в издании либо переиздании его работ.

Ценностные особенности документов относительны, изменчивы с течением времени. Среди документов нет полностью полезных, поскольку кое-какие свойства несовместимы, противоречат друг другу. К примеру, оригинальность и полнота, актуальность и достоверность.

Функции документа

Все физические объекты в материальном мире дискретны и смогут иметь как сходства во форме и внутреннем строении, так и различия. В ходе познания сходство физических объектов по показателям их генетического родства, внутреннего строения разрешает объединить их совокупность в род. А сходство физических объектов по принципу общности формы в рода разрешает разграничить вид. Внутреннее генетическое родство физических объектов обусловливает объективное наличие в них сходных особенностей, каковые как проявляют себя в чем-то внешнем, так и смогут существовать в скрытом от познания виде.

Оперируя с физическими объектами природного либо неестественного происхождения, актуализируя их свойства в ходе деятельности, человек включает их в собственные совокупности. В совокупностях эти физические объекты наделяются функциями. Функции впрямую связаны со особенностями, каковые отражают внутреннюю предрасположенность к их исполнению.

Функцию (лат.гапсИо — выполнение, совершение) философский словарь трактует как «внешнее проявление особенностей какого-либо объекта в данной совокупности взаимоотношений». Функции порождаются целью объекта и реализуют себя в конкретных задачах.

Как уже было отмечено, цель документа — фиксация информации в структуре материального носителя для применения. Зафиксированная информация владеет таким многообразием особенностей, что их применение в практической деятельности разрешает наделить документ множеством функций. Так, документ полифункционален,

способен удовлетворять разные социальные потребности, принести пользу в бессчётных сферах людской жизнедеятельности.

Все функции документа принято дробить на неспециализированные и особые. Исполнение неспециализированных функций характерно для всех подряд документов, тогда как особых — только для ограниченной группы документов.

К неспециализированным функциям направляться отнести:

• социальную — документ есть социально значимым объектом, поскольку порожден социальной потребностью и реализует себя в социальной совокупности;

• информационную — документ выступает как средство запечатления, передачи и сохранения информации;

• коммуникативную — документ выступает в качестве средства связи между индивидами и общественными структурами, он не просто информирует, но и интегрирует публичное сознание, содействует созданию единого публичного мнения, выработке коллективных реакций, консолидации всего общества;

• культурную — документ является средством передачи и закрепления культурных традиций и социального опыта.

К особым функциям относятся:

• правовая — документ является средством изменения и закрепления правовых правоотношений и норм в обществе. Помимо этого, оценивая информируемым сведениям, событиям, документ содействует формированию правового сознания, выработке социально одобряемых моделей поведения, усвоению морально-этических норм;

• обучающая — фиксируя накопленный социальный опыт, документ содействует передаче знаний от поколения к поколению, участвует в ходе формирования личности, ее социализации;

• познавательная — документ на базе фиксированного текста разрешает строить самые обобщённые, абстрактные, теоретические модели действительности. Документирование выступает как ответственный элемент познания окружающего мира, средство фиксации его результата и процесса;

• управленческая — документ есть инструментом управления, содействует планированию, координации и регулированию коллективной деятельности участников общества с целью ее оптимальной организации;

• мемориальная — документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества, его личностей и отдельных структур. Документы являются самый простой, удобной для воспроизведения и действенной памятью людей;

• учетная — сопровождая производственную и хозяйственную деятельность на всех ее этапах, документ содействует осуществлению учета ее результатов;

• эстетическая — фиксируя в структуре материальных носителей результаты образно-художественного освоения действительности, документы тем самым накапливают, хранят и передают обобщенный эстетический опыт;

• релаксационная (гедонистическая, развлекательная, компенсаторная) — применение некоторых разновидностей документов разрешает достигнуть проективной разрядки, снимающей эмоциональное напряжение методом перенесения его на другой объект.

Так, связь между «видом», «свойством», и «функцией» документа вырисовывается следующим образом: объединение документов в вид актуализирует их соответствующие особенности, каковые и употребляются человеком методом наделения их функцией.

Для документов одного вида характерен неспециализированный предмет, неспециализированная социальная функция, неспециализированный адресат. Но все эти неспециализированные черты свойственны каждому документу в различной степени, потому, что любой документ соотносится со своей своеобразной областью практики. Исполнение особых функций требует от документов внутреннего им соответствия, что, соответственно, видоизменяет их. Это проявляется в форме документа, лексических единицах языка, структуре текста, содержании, методе документирования. В следствии приспособления к делаемым функциям документы покупают качественное своеобразие, особенности, что есть обстоятельством их разделения на виды. Так, в базе формирования

отдельных видов документов лежит их качественное своеобразие, которое характерно для целой группы документов. И это качественное своеобразие разрешает данной группе документов более оптимально делать социально нужные функции.

Виды документов

В истории науки было множество попыток изучения многообразия документов посредством различия и выявления сходства между ними, поиска способов их идентификации, устойчивых их группировки и сочетаний свойств в виде обобщенной идеализированной модели.

Любой документ владеет множеством особенностей, свойственных его содержанию и форме. Наличие аналогичных особенностей у других документов разрешает объединить их в группу, вид. В аналогичной группе эти особенности выходят на первый замысел, связи с чем допустимо их использование и изучение в практической деятельности. К одному виду относятся такие группы источников, каковые имеют устойчивые показатели, появляющиеся и закрепляющиеся в силу общности функций данных источников в жизни общества. Определяющими видообразующими моментами являются:

• социально-функциональное назначение документа, обусловившее факт его происхождения (учеба, совершенствование производства, развитие науки, эстетическое удовольствие, наведение справок, информация о документах и т.д.);

• материальная конструкция;

• читательский адрес;

• знаковая природа информации;

• связанность (несвязанность) с другими изданиями;

• временные изюминки выпуска.

Потому, что особенностей в документе очень много, это предопределяет возможность его многомерного изучения, при котором документ может в один момент рассматриваться с позиций различных особенностей, причисляться к различным видам, входить в различные группы.

Виды документов с узки зрения их конструктивной формы.Конструктивная форма документа очень разнообразна.

С данной точки зрения различаются листовые документы (в виде одного либо нескольких страниц), стоповые (пара страниц, не скрепленных между собой, воображающих в совокупности один документ), кодексы (страницы, скрепленные в тетрадь, брошюру, книгу), ленточные (фото-, кино-, плёнки, магнитофонные ленты), дисковые (грампластинки, оптические компактные диски).

Виды документов с позиций знаковой природы информации. Знаковая природа информации — еще один показатель, участвующий в видообразовании документов. Она определяется как форма знаков, при помощи которых фиксируется и передается главной материал издания: буквы алфавита, цифры и знаки препинания (для произведений письменности), нотные символы (для музыкальных произведений), изображения графические, художественные и картографические.

По знаковой природе информации выделяются:

• письменные документы, которые содержат данные в виде письменного текста (словесного, цифрового, иероглифического, формульного либо смешанного);

• нотные документы, солидную часть количества которых занимает нотная запись музыкального произведения;

• картографические документы (карты, атласы, глобусы);

• изобразительные документы, солидную часть количества которых занимают изображения. Под изображением понимается воспроизведение красивого, графического, скульптурного произведения, особой либо художественной фотографии и других графических работ;

• аудиальные и аудиовизуальные документы, которые содержат запись звука и движущегося изображения (магнитофонные записи, фильмы, фильмы, оптические компактные диски).

Письменные документы, со своей стороны, подразделяются на опубликованные, каковые доводятся до общего сведения при помощи тиражирования и по окончании публикации приобретают наименование «издание», и неизданные, не рассчитанные на широкое распространение. Опубликованные документы принято именовать изданиями. Их разновидности выяснены

ГОСТом 7.60-90 «Издания. Главные виды. определения и Термины». В нем выделяются следующие виды изданий:

• книжное издание — издание в виде блока скрепленных в корешках страниц печатного материала любого формата в обложке либо переплете; причем, книжное издание количеством более 48 страниц считается книгой, а количеством более 4, но не более 48 страниц — брошюрой;

• журнальное издание — издание в виде блока скрепленных в корешке страниц печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного издания;

• газетное издание — издание в виде одного либо нескольких страниц печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного издания;

• листовое издание — издание в виде одного либо нескольких страниц печатного материала любого формата без скрепления;

• буклет — листовое издание в виде одного страницы печатного материала, сфальцованного любым методом в два либо более сгибов;

• карточное издание — листовое издание в виде карточки установленного формата, отпечатанного на материале повышенной плотности;

• открытку — карточное издание, отпечатанное на одной либо с обеих сторон;

• плакат — листовое издание в виде одного либо нескольких страниц печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной либо обеих сторон страницы, предназначенное для экспонирования;

• комплектное издание — совокупность изданий, собранных в папку, футляр, бандероль либо заключенных в обложку;

• книжку-игрушку — издание, имеющее необыкновенную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.

Виды документов с позиций их периодичности.С позиций периодичности выхода в свет все издания подразделяются

85на непериодические, выпущенные однократно, не имеющие продолжения, значительно чаще — книги; и сериальные.

Материальная конструкция книги. Базу книги образовывает книжный блок — набор скрепленных тетрадей либо страниц, содержащий все страницы и комплектующие подробности будущего издания, предназначенный для вставки в переплетную крышку. Книжная тетрадь представляет собой отпечатанный и сфальцованный (сложенный в пара страниц) печатный лист. Тетради в книжный блок скрепляются капталом. Каптал — это тесьма с утолщенным краем. Она наклеивается на верхний и нижний края корешка обрезанного книжного блока. Помогает для его упрочения, и одним из элементов оформления книги.

Дабы тетради в ходе подготовки книжного издания не путались, на каждой из них проставляется сигнатура — порядковый номер печатного страницы, помещаемый в нижнем поле первой полосы тетради книжного блока перед нормой. А норма — это краткое, довольно часто сокращенно наименование издания, Ф.И.О. автора либо номер типографского заказа, помещаемые в нижнем поле первой страницы каждой тетради книжного блока (в большинстве случаев на каждой 17—й либо 33-й странице) для контроля за комплектованием тетрадей в экземпляры издания.

Книжный блок кроется переплетом — прочным покрытием из картона, пластмассы либо картонных сторонок, обтянутых кожей, бумагой, целлофаном. Он помогает для защиты блока от загрязнения и повреждения, для начальной информации об издании, а также в качестве элемента художественного оформления книги. Сам переплет складывается из задней сторонок и передней, соединенных корешком. Корешок — это боковая сторона книжного блока, место скрепления тетрадей либо страниц блока, и закрывающая эту сторону блока часть переплетной крышки. Переплет соединяется с книжным блоком при помощи форзацев. Форзац — сложенный пополам лист бумаги (либо конструкция из двух страниц, соединенных полосой ткани), скрепляющие первую тетрадь книжного блока с передней сторонкой переплета и последнюю тетрадь с задней-сторонкой переплета.

Книжный блок начинается с титульного страницы. Это заглавный лист издания, содержащий главные сведения о нем,

разрешающие отличить его от любого другого. Занимаемая первая страница носит название главного титульного страницы и она содержит все самые существенные для издания либо его части выходные сведения. Вторая страница — оборот титульного страницы, время от времени он также содержит выходные сведения.

Часто титульный лист занимает не две, а четыре страницы, при таких условиях он считается сложным титульным страницей. Любая страница носит собственный наименование. Первая страница именуется авантитул (либо фортитул), она предшествует титульному развороту и имеет декоративно-композиционное назначение (может содержать издательскую марку, наименование серии, эпиграф и т.д.). Вторая страница — контртитул. Третья и четвертая страница — соответственно — главный оборот и титульный лист титульного страницы.

Текст и контекст (герменевтика)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: