СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Положение дел в организации сильно зависит от ее организационной структуры. Не просто так исходя из этого практики и учёные уделяют ей достаточно значительное внимание. В экономической литературе имеются различные точки зрения на познание ее сущности. Приводим только чаще всего видящиеся.
Структура управления –
- взаимосвязи и состав управленческих подразделений организации;
- форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.
Следовательно, возможно утверждать, что организационная структура связывает в единый процесс управленческие и предпринимательские функции, реализуемые персоналом предприятия.
В средних и больших организациях в большинстве случаев выделяются обособленные подразделенияи звенья управления.
Подразделение
- часть организациипод руководством начальником;
- официально созданная, структурно обособленная несколько работников, делающая действия по достижению личной цели организации
Звено управления — отдельное подразделение либо начальник, делающие одну либо пара функций управления.
Процесс деления организации на подразделения, отделы и т.п., делающие определенные функции, именуется департаментизацией.
Отношения между подразделениями (отделами) поддерживаются на базе связей (взаимоотношений). Связи принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. координации и— связи Горизонтальные связи кооперации равноправных звеньев (отделов, подразделений и т.п.). подчинения и— связи Вертикальные связи руководства; связи для передачи распорядительной и отчетной информации.
Связи кроме этого делятся на линейные и функциональные. Линейные связи— связи подчинения по всем вопросам одному начальнику более большого уровня управления, что самостоятельно делает все управленческие функции. Функциональные связи— связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления.
В экономике функционирует множество самых разных организаций. Они отличаются друг от друга не только по размерам, организационно-правовым формам, виду деятельности, но и по структуре. Классификация организационных структур представлена на рис. 1.
Рис. 1. Классификация организационных структур управления
направляться наряду с этим выделить, что структура управления— это не только организационная схема компании, выделяющая и позиционирующая организационные звенья. Она включает функции и другие атрибуты звеньев, и их ответственность за выполнение делегированных полномочий.
Сущность, содержание, назначение, преимущества и недочёты данных организационных структур (схем) будут рассмотрены ниже.
Документы, в которых содержится описание организационной структуры компании:
• устав компании;
• приказ о распределении ответственности между первыми начальниками (помощниками директора);
• положение о подразделениях;
• должностные руководства.
Потом рассматриваются разные схемы организационных структур.
ЛИНЕЙНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
Линейная структура -характеризуется четким единоначалием — каждый работник и каждый руководитель подчинен лишь одному вышестоящему лицу.
Линейная структура выстроена в виде иерархической лестницы. Любой работник подчинен и подотчетен лишь одному начальнику и связан с вышестоящими органами через него (рис. 2).
Р1 и Р2 — начальники подразделений; И — исполнители
Рис. 2.Схема линейной структуры управления организацией
Линейный начальник осуществляет прямое управление подчиненными в форме распоряжений, указаний и т.п. Число ступеней в линейной структуре зависит от общего числа работников организации и нормы управляемости.
Линейная структура используется в маленьких организациях (к примеру, в магазинах, кафе, мастерских по ремонту бытовой техники, станциях техобслуживания машин и т.п.).
Преимущества линейной структуры:
• однозначность действия субъекта на объект управления;
• довольно маленькие каналы коммуникаций;
• возможность получения подчиненными непротиворечивых заданий;
• высокая ответственность начальника за результаты работы подчиненного ему коллектива;
• обеспечение единства управления сверху донизу.
Недочёты линейной структуры:
- отсутствие у начальника знаний по отдельным функциям управления;
- перегрузка линейных начальников и дефицит времени для качественной реализации всех функций управления.
Функциональная структура базируется на функциональном разделении труда в аппарате управления
Вместо одного начальника, делающего при линейной структуре все функции управления, при функциональной структуре назначается пара экспертов по отдельным видам работы (рис. 3).
Ф — функциональные начальники; И — исполнители
Рис. 3.Функциональная структура управления
Преимущества функциональной структуры:
- действенное управление за счет высокой специализации управленческого персонала
- хороший контроль за реализацией стратегических ответов
- возможность развития и карьерного роста
- отсутствие дублирования линейных и функциональных связей
- уменьшение времени прохождения информации
- меньшая загруженность управления
Недочёты функциональной структуры:
• нарушается единство распорядительства в организации и понижается роль линейного начальника;
• деление власти между линейными и функциональными начальниками затрудняет межфункциональную координацию;
• распыляется ответственность между линейным и функциональным управлением;
• создается возможность конфликтных обстановок из-за противоречивости даваемых указаний.
Отмеченные недочёты фактически исключают возможность применения функциональной структуры «в чистом виде». Но она обширно употребляется в смешанной линейно-функциональной структуре.