Лекция 8. младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

Начальный период школьной судьбе занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I—IV классы школы).

Младший школьный возраст именуют вершиной детства. Ребенок сохраняет довольно много детских качеств — легкомыслие, наивность, взор на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется вторая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он получает не только умения и новые знания, но и определенный социальный статус. Изменяются интересы, ценности ребенка, целый уклад его жизни.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые важные обязанности по дому, которые связаны с трудом и учением. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это совместно забранное образует неприятности, каковые ребенку нужно решать посредством взрослых на начальной стадии обучения в школе.

КРИЗИС 7 ЛЕТ

На границе дошкольного и младшего школьного возраста ребенок проходит через очередной возрастной кризис. Данный перелом может начаться в 7 лет, быть может сместиться к 6 либо 8 годам.

Обстоятельства кризиса 7 лет.Обстоятельство кризиса пребывает в том, что ребенок перерос ту совокупность взаимоотношений, в которую он включен.

Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося «я сам», ребенок стремился функционировать в нашем мире, изменять его. Сейчас он приходит к осознанию собственного места в мире публичных взаимоотношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, которая связана с исполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Психотерапевтические перестройки.Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Как вычисляет Л.И.Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания ведет к переоценке сокровищ. То, что было значимо раньше, делается второстепенным. Ветхие интересы, мотивы теряют собственную побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

отношение к учебной деятельности (первым делом, отметки), выясняется полезным, то, что связано с игрой, — менее ответственным. Мелкий школьник с увлечением играется, но игра перестает быть главным содержанием его жизни.

В кризис происходят глубокие трансформации эмоциональной сферы ребенка, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте.

чувства и Отдельные эмоции, каковые испытывал ребенок четырех лет, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он иногда сталкивался с неудачами в каких-то собственных делах либо время от времени приобретал нелестные отзывы о собственной наружности и испытывал по этому поводу огорчение, не оказывало влияние на становление его личности. Только немногие дошкольники покупают большой уровень тревожности и заниженные представления о себе; дабы это случилось, в семье должна быть особенная воздух высокой требовательности и недовольства. И, напротив, в обстановке захваливания и восторги вырастают дети с непомерно высокой кроме того для дошкольного возраста самооценкой; их также мало. Все эти случаи — итог усвоения неизменно повторяющейся оценки родных взрослых, а не обобщения собственного эмоционального опыта.

Во время кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский именует обобщением переживаний. Цепь неудач либо удач (в учебе, в общении), любой раз приблизительно одинаково переживаемых ребенком, ведет к формированию устойчивого аффективного комплекса — эмоции неполноценности, унижения, обиженного самолюбия либо эмоции собственной значимости, компетентности, исключительности. Само собой разумеется, в будущем эти аффективные образования смогут изменяться, кроме того исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но кое-какие из них, подкрепляясь оценками и соответствующими событиями, будут фиксироваться в структуре личности и оказывать влияние на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний.

Усложнение эмоционально-мотивационной сферы ведет к происхождению внутренней судьбе ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Не смотря на то, что внешние события составляют содержание переживаний, они необычно преломляются в сознании.

Серьёзной стороной внутренней жизни делается смысловая ориентировка в собственных действиях. Это интеллектуальное звено в цепи действий ребенка, разрешающее ему адекватно оценить будущий поступок с позиций его результатов и более отдаленных последствий. Оно исключает непосредственность и импульсивность поведения ребенка. Именно поэтому механизму теряется детская непосредственность: ребенок думает, перед тем как функционировать, начинает скрывать колебания и свои переживания, пробует не показывать вторым, что ему не хорошо. Ребенок снаружи уже не таковой, как «внутренне», не смотря на то, что в течении младшего школьного возраста еще будут в

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

большой мере сберигаться открытость, рвение выплеснуть все эмоции на близких и детей взрослых, сделать то, что очень сильно хочется.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

С поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая делается ведущей. Эта деятельность определяет темперамент вторых видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Любой из четырех названных видов деятельности имеет собственные особенности в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность.Учение в младшем школьном возрасте лишь начинается, и исходя из этого о нем необходимо сказать как о развивающемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит долгий путь становления. Развитие учебной деятельности не будет прекращаться в течении всех лет школьной судьбе, но базы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится основная нагрузка в формировании учебной деятельности, потому, что в этом возрасте образуются главные составляющие учебной деятельности: учебные действия, саморегуляция и контроль.

Компоненты учебной деятельности.Учебная деятельность имеет определенную структуру. Разглядим коротко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент — мотивация. В базе учебно-познавательных мотивов лежат потребность и познавательная потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности — как, какими методами решаются учебные задачи.

Это кроме этого мотив собственного роста, самосовершенствования, развития собственных свойств.

Второй компонент — учебная задача, т.е. совокупность заданий, при исполнении которых ребенок осваивает самые общие методы действия. Учебную задачу нужно отличать от отдельных заданий. В большинстве случаев дети, решая довольно много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя неспециализированный метод их решения.

Третий компонент — учебные операции, они входят в состав метода действий. Операции и учебная задача считаются главным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, каковые совершает ребенок, решая частные задачи.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу детей осуществляет контроль преподаватель. Но понемногу они начинают осуществлять контроль ее сами, обучаясь этому частично стихийно, частично под управлением учителя. Без самоконтроля нереально полноценное развертывание учебной деятельности, исходя из этого обучение контролю — серьёзная и непростая педагогическая задача.

Пятый компонентом структуры учебной деятельности — оценка. Ребенок, осуществляя контроль собственную работу, обязан обучиться и адекватно ее оценивать. Наряду с этим слишком мало неспециализированной оценки — как верно и как следует выполнено задание; нужна оценка собственных действий — освоен метод ответа задач либо нет, какие конкретно операции еще не отработаны.

Преподаватель, оценивая работу учеников, не исчерпывается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей ответственна не отметка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, по какой причине поставлена эта отметка, минусы и какие плюсы имеет ответ либо письменная работа.

Преподаватель задает определенные ориентиры — критерии оценки, каковые должны быть усвоены детьми. Но у детей имеется и собственные критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают собственную работу, если они израсходовали на нее довольно много времени, положили довольно много сил, старания, независимо от того, что они взяли в следствии. К работе вторых детей они относятся в большинстве случаев более критически, чем к собственной. Поэтому учеников учат оценивать не только свею работу, но и работу одноклассников по неспециализированным для всех параметрам.

Трудовая деятельность.С поступлением в школу ребенок перестраивается на новую трудовую совокупность взаимоотношений. Принципиально важно, дабы в домашней трудовой деятельности младшего школьника обнаружили отражение и использовались умения и те знания, каковые он получает в школе.

Игровая деятельность.Игра в этом возрасте занимает второе место по окончании учебной деятельности как ведущей и значительно влияет на развитие детей.

Становление учебных мотивов помогают развиваться игровой деятельности. Дети 3-5 лет наслаждаются от процесса игры, а в 5-6 лет — не только от процесса, но и от результата, т.е. выигрыша. В игровой мотивации смещается выговор с процесса на итог; помимо этого, начинается мотивация успехи.

В играх правильно, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, побеждает тот, кто лучше освоил игру. К примеру, для игры в классики нужна особая тренировка.

Игры покупают более идеальные формы, преобразовываются в развивающие. Личные предметные игры покупают конструктивный темперамент, в них активно применяются новые знания. В этом возрасте принципиально важно, дабы младший школьник был обеспечен достаточным числом развивающих игр и имел время для занятий ими.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

Сам движение развития детской игры ведет к тому, что игровая мотивация понемногу уступает место учебной, при которой действия выполняются для умений и конкретных знаний, что, со своей стороны, позволяет взять одобрение, признание взрослых и сверстников, особенный статус.

Общение.Расширяется содержания и сфера общения ребенка с людьми, в особенности взрослыми, каковые для младших школьников выступают в роли преподавателей, являются образцами для подражания и главным источником разнообразных знаний.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИЗЮМИНКИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

В младшем школьном возрасте дети располагают большими резервами развития. Чтобы умело применять имеющиеся у ребенка резервы, нужно решить последовательность задач. Первая из них пребывает в том, дабы как возможно стремительнее приспособить детей к работе в школе, научить их обучаться, не тратя лишних физических упрочнений, быть внимательными, усидчивыми. В данной связи учебная программа должна быть составлена так, дабы вызывать и поддерживать постоянный интерес у обучающихся.

Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, регуляции и сдерживания эмоций естественной двигательной активности, поддержания и сосредоточения внимания на учебных задачах, а это в начальных классах могут делать не все дети. Многие из них скоро утомляются, устают.

Особенную трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, воображает саморегуляция поведения. Ребенок обязан сидеть на месте на протяжении урока, не говорить, не ходить по классу, не бегать по школе на протяжении изменений. В других обстановках, наоборот, от него требуется проявление необыкновенной, сверхсложной и узкой двигательной активности, как, к примеру, при обучении письму и рисованию.

Вторая задача появляется в связи с тем, что многие дети приходят в школу со большими личными различиями в мотивации, знаниях, навыках и умениях. Это делает учение для одних через чур легким, скучным делом, для других очень тяжёлым (и благодаря этого кроме этого скучным) и лишь для третьих, каковые не всегда составляют большая часть, соответствующим их свойствам. Появляется необходимость психотерапевтического выравнивания детей с позиций их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к отлично успевающим.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Неспециализированными чертями всех познавательных процессов ребенка будут их произвольность, устойчивость и продуктивность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В младшем школьном возрасте развиваются главные познавательные процессы. В чем состоят самые важные трансформации, каковые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, воображением, мышлением и речью ребенка?

Воображение.

До семилетнего возраста у детей возможно найти только репродуктивные образы-представления об известных объектах либо событиях, не принимаемых сейчас времени, причем эти образы по большей части статичные. Дошкольники, к примеру, испытывают трудности, пробуя представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления как новая комбинация привычных элементов появляются у детей по окончании 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, возможно, с началом обучения в школе.

Восприятие.

В начале младшего школьного возраста восприятие слишком мало дифференцированно. Вследствие этого ребенок время от времени путает похожие по написанию цифры и буквы (к примеру, 9 и 6).

Ребенок может целенаправленно разглядывать рисунки и предметы, но наряду с этим им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, самые яркие, «кидающиеся в глаза» свойства — по большей части, цвет, величина и форма. Чтобы ученик более тонко разбирал качества объектов, преподаватель обязан проводить особую работу, обучая наблюдению.

В случае, если для дошкольников было характерно разбирающее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект позволяет устанавливать связи между элементами принимаемого.

Это легко прослеживается при описании детьми картины. А.Бине и В.Штерн именовали стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет — стадией описания. Позднее, по окончании 9-10 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней событий и явлений (стадия интерпретации).

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

Память.

Память в младшем школьном возрасте начинается в двух осмысленности — и направлениях произвольности.

Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, который связан с броскими наглядными пособиями либо образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не увлекательный. Из года в год все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Память детей младшего школьного возраста есть хорошей, и это первым делом касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно скоро. Пара отстает в собственном развитии опосредствованная, логическая память (либо смысловая память), так как как правило ребенок, будучи занят учением, трудом, общением и игрой, в полной мере обходится механической памятью.

Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте идет через осмысливание учебного материала. В то время, когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Так, интеллектуальная работа есть одновременно с этим мнемонической деятельностью, смысловая память и мышление оказываются неразрывно связанными.

Внимание.

В младшем школьном возрасте начинается внимание. Без достаточной сформированности данной психологической функции процесс обучения неосуществим.

Виды внимания.Если сравнивать с дошкольниками младшие школьники значительно более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на скучных действиях, в учебной деятельности начинается произвольное внимание ребенка.

Но у младших школьников все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им тяжело сосредоточиться на непонятном сложном материале.

Черта особенностей внимания.Внимание младших школьников отличается маленьким количеством, малой устойчивостью — они смогут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 мин. (тогда как дети — 40-45 мин., а старшеклассники — до 45-50 мин.). Затруднены его переключение и распределение внимания с одного учебного задания на второе.

Количество, концентрация и устойчивость произвольного внимания к IV классу

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

школы у детей практически такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте кроме того выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с подвижностью процессов и молодостью организма в центральной нервной совокупности ребенка.

Мышление.

Главной функцией в младшем школьном возрасте делается мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психологических функций.

Виды мышления.За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей не редкость достаточно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. В соответствии с терминологии Ж.Пиаже, начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а финиш—с преобладанием операционального мышления в понятиях.

В ходе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладение совокупностью научных понятий позволяет сказать о развитии у младших школьников баз понятийного либо теоретического мышления. Теоретическое мышление разрешает ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, связи и наглядные признаки объектов, а на внутренние, отношения и существенные свойства. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

Комплексное развитие детского интеллекта в обучении.Школьное обучение строится так, что словесно-логическое мышление приобретает преимущественное развитие. В случае, если в первые два года обучения дети довольно много трудятся с наглядными примерами, то в следующих классах количество для того чтобы рода занятий уменьшается.

Установлено, что первоклассники смогут осознать и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое исполнение допустимо для них лишь с опорой на наглядный пример. Обучающиеся третьих классов уже сами в состоянии разработать замысел работы над задачей и направляться ему, не опираясь на представленный наглядно пример.

Образное начало меньше и меньше выясняется нужным в учебной деятельности, по крайней мере, при освоении главных школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления, но, одновременно с этим, обедняет интеллект ребенка. Только в школах с гуманитарно-эстетическим уклоном на уроках развивают наглядно-образное мышление в не меньшей мере, чем словесно-логическое.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте

Кураев Г. А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

предполагает развитие всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Это удачно реализуется, в случае, если детям даются задачи, требующие для ответа одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

В случае, если любой из этих качеств представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий в основном начинается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. В то время, когда преобладает образное мышление, то возможно найти задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особенном внимании лишь к умению рассуждать вслух у детей часто отмечается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном итоге может сдерживать неспециализированный интеллектуальный прогресс ребенка.

Личные изюминки мышления.В конце младшего

школьного возраста (и позднее) проявляются личные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», каковые легко решают учебные задачи в словесном замысле, «практиков», которым нужна опора на практические действия и наглядность, и «живописцев» с броским образным мышлением. У многих детей отмечается относительное равновесие между различными видами мышления.

В этом же возрасте достаточно отлично раскрываются неспециализированные и особые свойства детей.

Развивающее обучение.Существуют разные типы развивающего обучения. Учебные программы развивающего типа отличаются формой программы и построением обучения, в которой осуществляется учебная деятельность школьников. Одна из совокупностей обучения, созданная Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, дает большой развивающий эффект.

Развивающая программа обучения предполагает получение детьми в начальной школе:

— знаний, в которых отражаются закономерные отношения объектов и явлений;

— умений самостоятельно добывать такие знания и применять их при ответе разнообразных конкретных задач;

— навыков, проявляющиеся в широком переносе освоенного действия в различные практические обстановки.

В следствии теоретическое мышление в собственных начальных формах складывается на год раньше, чем при обучении по классическим программам. Раньше на год появляется и рефлексия осознание детьми собственных действий, правильнее, способов и результатов собственного анализа условий задачи.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

Действенной формой учебной деятельности младших школьников была кооперация детей, совместно решающих одну учебную задачу. Преподаватель, организуя совместную работу в группах учеников, организует тем самым их деловое общение между собой.

При групповой работе увеличивается интеллектуальная активность детей, лучше усваивается учебный материал. Начинается саморегуляция, потому, что дети, осуществляя контроль движение совместной работы, начинают лучше оценивать уровень знаний и свои возможности. Что касается фактически развития мышления, то кооперация учеников неосуществима без координации их точек зрения, действий и распределения функций в группы, благодаря чему у детей формируются соответствующие интеллектуальные структуры.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Поступление ребенка в школу формирует новые условия для личностного
роста человека. В это время времени ведущей для ребенка делается учебная
деятельность. В иных видах и учении деятельности в данное время

складываются многие личностные качества ребенка.

Мотивационная сфера.

Социальные мотивы учения.Среди разнообразных социальных мотивов учения основное место занимает мотив получения высоких отметок.Высокие отметки для мелкого ученика — источник вторых поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. В то время, когда ребенок удачно обучается, его хвалят и преподаватель, и родители, его ставят в пример вторым детям, прочие оценки и высокие отметки снабжают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость взять образование («быть грамотным», как говорят дети). Но эти мотивы остаются лишь «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева. Абстрактное для него понятие долга либо далекая возможность продолжить образование в институте конкретно побуждать его к учебной работе не смогут. Отметка — реально действующий мотив; для получения высокой отметки либо похвалу, ребенок готов срочно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

Познавательная мотивация.Развитая познавательная мотивация, снабжающая интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах видится редко. Практически всем младших школьников свойственны познавательные интересы не через чур большого уровня.

В случае, если ребенок в ходе обучения начинает радоваться тому, что он что-то определил, осознал, чему-то обучился, — значит, у него начинается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, кроме того среди отлично

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

успевающих учеников мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Многие отстающие в учении школьники проявляют интерес значительно чаще к самоё лёгким, неосновным дисциплинам, время от времени — лишь к одной, скажем, к физкультуре либо пению. Тяжёлые, малопонятные учебные предметы, которые связаны с неизменно низкими оценками — русский язык и математика, — редко приводят к познавательному интересу. Но и эти интересы менее содержательны, чем у отлично успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс исполнения отдельных, частных действий и в течении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий преподавателя, следованию его указаниям.

Мотивация успехи удач.Младший школьный возраст возможно разглядывать как закрепления и период возникновения крайне важной личностной чёрта ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его удачи в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации успехи удач. Мотивация успехи включает два различных мотива: мотив достижения и мотив успехов избегания неудачи.

Как начинается мотивация успехи у детей младшего школьного возраста?

В случае, если взрослые люди, владеющие большим авторитетом для детей, мало поощряют их за удачи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, что отнюдь не есть стимулом к достижению удач. В случае, если, наоборот, внимание со стороны взрослого и большинство действий ребенка приходятся на удачи, то складывается мотив успехи удач.

Это событие было принято в расчет в педагогических работах Ш.А.Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах школы не применять отметок, в особенности низких, дабы не вызывать у детей беспокойство и тревожность, которые связаны с функционированием и развитием мотива избегания неудачи.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация успехи успеха — желание отлично, верно выполнить задание, взять необходимый итог. И не смотря на то, что она в большинстве случаев сочетается с мотивом получения высокой оценки собственной одобрения (и работы отметки взрослых), все же ориентирует ребенка на результативность и качество учебных действий. Мотивация успехи успеха, наровне с познавательными заинтересованностями, — самый ценный мотив, ее направляться отличать от респектабельной мотивации.

Респектабельная мотивация, менее распространенная, чем мотивация успехи, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

наклонностями. Она побуждает ученика обучаться лучше одноклассников, выделиться среди них, первенствовать . В случае, если респектабельной мотивации соответствуют достаточно развитые свойства, она делается замечательным двигателем развития отличника, что будет на пределе собственной трудолюбия и работоспособности получать наилучших учебных результатов.

В случае, если же респектабельная мотивация сочетается со средними свойствами, глубокая неуверенность в себе, в большинстве случаев не осознаваемая ребенком, наровне с завышенным уровнем притязаний приводят к аффективным реакциям в обстановках неуспеха.

У неуспевающих учеников начинается неудачи и мотивация. Дети стараются избежать «тех» последствий и двойки, каковые влечет за собой низкая отметка, — недовольства преподавателя, санкций своих родителей (будут ругать, запретят гулять, и т.д.).

К окончанию начальной школы мотивация избегания неуспеха получает большую силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных обстановках и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Практически четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению по причине того, что у них преобладает данный мотив.

К третьему классу у неуспевающих детей появляется и особенная компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, разрешающие утвердиться в второй области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших участниках семьи и т.п. В то время, когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не делается источником тяжелых переживаний ребенка.

Темперамент.

Младший школьный возраст есть сензитивным для развития таких личностных качества ребенка, как самостоятельность и трудолюбие.

Трудолюбие появляется как следствие много раз повторяющихся удач при приложении достаточных упрочнений.

Благоприятные условия для развития трудолюбия у школьников формирует то событие, что сначала учебная деятельность воображает для них громадные трудности, каковые приходится преодолевать. Это и адаптация к новым условиям судьбы (режиму дня, обязанностям, требованиям), и неприятности, которые связаны с обучением чтению, письму и счёту, и новые заботы, каковые появляются у ребенка в школе и дома.

В становлении трудолюбия громадную роль играется разумная совокупность поощрений ребенка за удачи. Она должна быть ориентированной не на те успехи, каковые довольно легки и зависят от имеющихся у ребенка свойств, а на те, каковые тяжелы и абсолютно определяются прилагаемыми упрочнениями.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, исходя из этого этот возраст может стать переломным, критическим для создания самостоятельности.

С одной стороны, доверчивость, открытость и послушание, если они чрезмерно выражены, смогут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. Иначе, через чур ранний упор лишь на независимость и самостоятельность может породить закрытость и непослушание, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через подражание и доверие вторым людям. Чтобы ни та, ни вторая из этих нежелательных тенденций не проявилась, нужно сделать так, дабы зависимости и воспитание самостоятельности было взаимно уравновешенным.

Общение.

С поступлением ребенка в школу происходят трансформации в его взаимоотношениях с людьми.

В школьные годы круг друзей ребенка расширяется, а индивидуальные привязанности становятся более постоянными. Общение переходит на как следует более большой уровень, поскольку дети начинают лучше осознавать мотивы поступков сверстников, что содействует установлению хороших взаимоотношений с ними.

В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, в первый раз образовываются неформальные группы детей с определенными правилами поведения в них. Но эти группы существуют недолго и в большинстве случаев слишком мало стабильны по собственному составу.

Самосознание.

Изюминкой детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, есть бесконечное доверие к взрослым, в большинстве случаев преподавателям, подражание и подчинение им. Дети этого возраста абсолютно признают авторитет взрослого человека, практически безоговорочно принимают его оценки.

Эта особенность детского сознания напрямую касается для того чтобы серьёзного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она конкретно зависит от характера оценок, даваемых взрослым его успехам и ребёнку в разных видах деятельности.

Дети, ориентируясь на оценку преподавателя, сами вычисляют себя и собственных сверстников отличниками, «троечниками» и «двоечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы комплектом соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, есть оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 8

Типы самооценки.У младших школьников в отличие от дошкольников уже видятся самооценки разных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

У отличников и некоторых отлично успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и очень не сильный учеников низкие оценки и систематические неудачи снижают их уверенность в себе, в собственных возможностях, у таких детей складывается заниженная самооценка.

Динамика развития самооценки неуспевающихдетей изучена А.И.Липкиной.

Первоначально дети не соглашаются со статусом отстающих, что закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. В случае, если им предложить оценить собственную работу, к примеру диктант либо изложение, большая часть оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает.

Нереализованная потребность выйти из отстающих, купить более большой статус понемногу ослабевает. Количество отстающих в учении детей, вычисляющих себя еще более не сильный, чем они имеется в действительности, возрастает практически втрое от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, быстро снижается.

Психотерапевтические изюминки детей с низкой самооценкой.У детей с заниженной и низкой самооценкой довольно часто появляется чувство собственной неполноценности а также безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок получает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный темперамент.

Возрастные особенности школьного возраста


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: