Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Задача с двумя переменными

Графическим способом смогут быть решены задачи линейного программирования с двумя переменными и кое-какие задачи с солидным числом переменных при исполнении определенных условий.

Задача линейного программирования с двумя переменными должна иметь совокупность ограничений, воображающую собой совокупность неравенств. Неравенства смогут быть как вида ? , так и ³ . Условия неотрицательности смогут отсутствовать. Математическая модель должна иметь вид

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования (2.1)

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования (2.2)

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Способ ответа данной задачи основывается на возможности графического изображения области допустимых ответов (ОДР) и нахождения в данной области оптимального ответа. Для обоснования способа докажем две теоремы.

Теорема 2.1. О виде области ответов линейного неравенства. Областью ответов линейного неравенства Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования есть одна из двух полуплоскостей, на каковые разбивает всю координатную плоскость Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования прямая Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , соответствующая этому неравенству.

Подтверждение. В совокупности координат О Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования выстроим прямую Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования (L) и ее нормаль Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования (рис. 2.1).

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Рис. 2.1

Прямая (L) разбивает плоскость О Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования на две полуплоскости: верхнюю ( Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ), соответствующую направлению нормали Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , и нижнюю ( Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ). Пускай произвольно выбранная точка М( Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ) в собственности ( Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ), ее проекцией на прямую (L) есть точка Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Вектор Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Координаты векторов Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования совпадают с координатами точек М и А, т. е. Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = ( Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ), Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Вектор Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования коллинеарен вектору Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , исходя из этого Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ?l, где l некое число. Отыщем скалярное произведение Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Запишем это равенство через координаты векторов Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Так как точка А в собственности прямой (L), то Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , приобретаем Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Из этого следует, что в случае, если l0, т. е. M I( Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ), то Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и тогда Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . В случае, если же l ), то Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Пример 2.1. Отыскать область ответов неравенства Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Ответ. Строим прямую Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования (рис. 2.2).

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования
Рис. 2.2

Дабы выяснить какая из двух полуплоскостей есть областью ответов, выбираем произвольно пробную точку, не лежащую на прямой, и подставляем ее координаты в неравенство. В случае, если неравенство выполняется, то область, содержащая эту пробную точку, есть областью ответов. В случае, если же неравенство не выполняется, то областью ответов будет полуплоскость, не содержащая пробную точку.

В разглядываемом примере в качестве пробной точки заберём О(0, 0). Подставляем координаты данной точки в неравенство, приобретаем 2 ? 0 + 3 ? 0 ? 6 U 0 ? 6, следовательно, областью ответов есть полуплоскость, содержащая начало координат. Данный факт отмечаем на рисунке стрелками.

В общем случае, в то время, когда совокупность ограничений имеет несколько неравенств, область допустимых ответов (ОДР) находят как пересечение полуплоскостей – ответов каждого из неравенств-ограничений. ОДР возможно безлюдным множеством, многоугольным множеством и многоугольником (многоугольником, неограниченным с одной из сторон). Для нахождения среди допустимых ответов оптимального применяют линии уровня.

Линией уровня именуется прямая, в точках которой целевая функция постоянна Z(X) = Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Уравнение линий уровня

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , с = const.

Теорема 2.2. Об трансформации значений функции. Значения целевой функции в точках линий уровня возрастают, в случае, если линии уровня перемещать в направлении их нормали, и убывают при перемещении линий уровня в противоположном направлении.

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Рис. 2.3

Подтверждение. Пускай целевая функция задачи линейного программирования имеет форму Z(X) = Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . В совокупности координат О Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования выстроим две линии уровня (L ) и (L ) (рис. 2.3). Их неспециализированная нормаль Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Пускай точка М( Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ) I (L ), а точка Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования I(L ) есть проекцией М на (L ). Вектор Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = ( Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ), Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Так как Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования коллинеарен вектору Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , то вектор Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ?l, где l число. Скалярное произведение Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Применяя координаты векторов Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , возможно записать Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Так как Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , то Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Из этого приобретаем следующие выводы: 1) в случае, если линия уровня перемещается в направлении нормали Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования из положения (L ) к (L ), то l 0 и, следовательно, Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ; 2) в случае, если же линия уровня перемещается в направлении противоположном направлению нормали Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования из положения (L ) к (L ), то l 0 и, следовательно, Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Так, в случае, если задача линейного программирования на максимум, то для нахождения оптимального ответа линии уровня нужно перемещать по ОДР в направлении нормали, а в задаче на минимум напротив – в противоположном направлении. Для нахождения оптимального ответа задачи нужно применять опорную прямую.

Опорной прямой именуется линия уровня, довольно которой ОДР находится в одной из полуплоскостей и которая имеет хотя бы одну неспециализированную точку с ОДР. В случае, если ОДР есть замкнутым многоугольником, то независимо от вида целевой функции имеется две опорных прямых. В случае, если же ОДР – многоугольное множество (незамкнутый многоугольник), то в зависимости от направления нормали линий уровня ОДР может иметь как две, так и одну опорную прямую.

Метод графического способа ответа задач линейного программирования с двумя переменными содержится в следующем.

1. Строится область допустимых ответов.

2. В случае, если область допустимых ответов есть безлюдным множеством, то ввиду несовместности совокупности ограничений задача не имеет решения.

3. В случае, если область допустимых ответов – это непустое множество, то строится нормаль линий уровня Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и одна из линий уровня, имеющая неспециализированные точки с данной областью.

4. Линия уровня перемещается до опорной прямой в задаче на максимум в направлении нормали, в задаче на минимум – в противоположном.

5. В случае, если при перемещении линии уровня по области допустимых ответов в направлении, соответствующем приближению к экстремуму целевой функции, линия уровня уходит в бесконечность, то задача не имеет решения ввиду неограниченности целевой функции.

6. В случае, если задача линейного программирования имеет оптимальное ответ, то для его нахождения решаются совместно уравнения прямых, ограничивающих область допустимых ответов и имеющих неспециализированные точки с соответствующей опорной прямой. В случае, если целевая функция задачи достигает экстремума в двух угловых точках, то задача имеет нескончаемое множество ответов. Хорошим решением есть каждая выпуклая линейная комбинация этих точек. По окончании нахождения оптимальных ответов вычисляется значение целевой функции на этих ответах.

Пример 2.2. Решить задачу линейного программирования

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Рис. 2.4

Ответ. Изобразим на плоскости совокупность координат Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования (рис. 2.4) и выстроим граничные прямые области допустимых ответов.

Прямые, ограничивающие ОДР:

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Область допустимых ответов определяется многоугольником ОАВСD. Для линий уровня Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования (с = const) строим обычный вектор Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Перпендикулярно вектору Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования выстроим одну из линий уровня (на рисунке она проходит через начало координат). Так как задача на максимум, то перемещаем ее в направлении вектора Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования до опорной прямой. На рисунке видно, что опорная прямая проходит через точку B, являющуюся точкой пересечения первой и второй граничных прямых, Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Для определения координат точки В решаем совокупность уравнений

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Приобретаем Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = 3, Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = 6. Данному оптимальному ответу
X = (3; 6) соответствует большое значение целевой функции
max Z(X) = 2 ? 3 + 4 ? 6 =30.

Ответ: max Z(X) = 30 при X = (3; 6).

Пример 2.3 Решить задачу линейного программирования.

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Рис. 2.5

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Ответ. Строим область допустимых ответов, нормаль линий уровня Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и одну из линий уровня, имеющую неспециализированные точки с данной областью (рис. 2.5). Перемещаем линию уровня в направлении противоположном направлению нормали Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , так как решается задача на отыскание минимума функции. нормаль линии и Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Нормаль уровня Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = (2; 1) второй граничной прямой, в направлении которой перемещаются линии уровня, параллельны, поскольку их координаты пропорциональны 4/2 = 2/1. Следовательно, опорная прямая сходится со второй граничной прямой области допустимых ответов, проходит через две угловые точки данной области Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Задача имеет нескончаемое множество оптимальных ответов, являющихся точками отрезка Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования . Находим точки Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , решая соответствующие совокупности уравнений.

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Вычисляем Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Ответ: Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования при Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Пример 2.4. Решить задачу линейного программирования.

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Рис. 2.6

Прямые, ограничивающие ОДР:

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Ответ. Строим область допустимых ответов, нормаль Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и одну из линий уровня (рис. 2.6). В данной задаче нужно отыскать максимум целевой функции, исходя из этого линию уровня перемещаем в направлении нормали. Ввиду того, что в этом направлении область допустимых ответов не ограничена, линия уровня уходит в бесконечность. Задача не имеет решения по обстоятельству неограниченности целевой функции.

Ответ: Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Пример 2.5. Решить задачу линейного программирования.

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Рис. 2.7

Ответ. Строим прямые линии, соответствующие неравенствам совокупности ограничений и находим полуплоскости, являющиеся областями ответов этих неравенств (рис. 2.7). Область допустимых ответов задачи – безлюдное множество. Задача не имеет решения ввиду несовместности совокупности ограничений.

Ответ: совокупность ограничений несовместна.

Лекция №3 ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ Ответа ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Графический способ ответа задач линейного
программирования с n переменными

Данным способом решаются задачи линейного программирования, имеющие каноническую форму и удовлетворяющие условию Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , где n – число малоизвестных совокупности, r – ранг совокупности векторов-условий (число линейно свободных уравнений совокупности). В случае, если уравнения совокупности ограничений линейно свободные, то r = m.

Разглядим метод способа на конкретном примере.

Пример 2.6. Решить графическим способом.

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ,

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Ответ.

1. Контролируем условие применимости графического способа. Нетрудно видеть, что каждые два из векторов-столбцов совокупности ограничений, к примеру, Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования являются линейно свободными, поскольку их координаты непропорциональны, исходя из этого ранг совокупности векторов-условий r = 2. Находим n — r = 4 — 2 =2 ? 2. Следовательно, способ применим.

2. Приведем совокупность ограничений-уравнений к равносильной, разрешенной посредством способа Жордана – Гаусса. В один момент исключим разрешенные малоизвестные из целевой функции. Для этого

Т а б л и ц а 2.1

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования b
–5
–1
–5

запишем коэффициенты целевой функции в последней (третьей) строке таблицы, под матрицей совокупности. Вычисления приведены в табл. 2.1. Задача по окончании совершённых преобразований

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

3. Отбросим в уравнениях-ограничениях неотрицательные разрешенные малоизвестные Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования и заменим символы равенства символами Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования , возьмём эквивалентную задачу линейного программирования с двумя переменными

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

которая решается графическим способом (рис. 2.8).

Рис. 2.8

Оптимальное ответ Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ; Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = (2; 0). Значение целевой функции Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = 4 ? 2 + 0 + 5 = 13.

4. Используем совокупность ограничений исходной задачи, приведенную к каноническому виду,

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

и оптимальное ответ задачи с двумя переменными Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = (2; 0) для нахождения оптимального ответа исходной задачи

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ;

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования .

Записываем оптимальное ответ исходной задачи
Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = (3; 0; 2; 0). Значение целевой функции на оптимальном ответе сходится со значением целевой функции для запасного задачи Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = 1 ? 3 + 2 ? 0 + 5 ? 2 + 3 ? 0 = 13.

Ответ: max Z(X) = 13 при Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования = (3; 0; 2; 0).

Задания для независимого ответа

Решить задачи линейного программирования графическим способом.

Пример 2.7. Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ,

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Пример 2.8. Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ,

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Пример 2.9. Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ,

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Пример 2.10. Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ,

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Пример 2.11. Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ,

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Пример 2.12. Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования ,

Лекция № 2. графический метод решения задач линейного программирования

Лекция№4. СВОЙСТВА ОТВЕТОВ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО
ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Решение задачи линейного программирования графическим методом


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: