Культура взаимоотношений учителя

С учениками как база воспитания

Истина не имеет возможности вынудить

человека быть недобрым

либо самоуверенным.

Л. Н. Толстой

Общение преподавателя с учениками содержит в любой момент довольно много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера (от спокойного в младшем школьном возрасте до срывов и резких скачков в подростковом), перепады в настроении (от свободы и лёгкости до раздражительности и резкости), не поддающиеся сиюминутному анализу, не дают преподавателю возможности самоуспокаиваться кроме того при видимом успешном общении с обучающимися, потому что в каждом конкретном случае педагог обязан отыскать единственно верное направление общения.

Социально-психотерапевтическая черта личности ребёнка (с учетом некоторых возрастных вариаций) достаточно определенна. Ребёнок формировался в достаточно стабильной совокупности так именуемого «безоблачного детства». Успешные факторы роста (ускоренное физиологическое взросление, большая информированность, высокая материальная обеспеченность своих родителей, малодетные семьи, большой образовательный уровень своих родителей) на жизни подростков сказались во многом отрицательно, поскольку у большей части школьников гражданское становление происходит со большим опозданием, для них свойственны потребительское отношение к судьбе, прагматизм. Не учитывать этого преподавателю в общении легко запрещено.

Изменение публичных взаимоотношений у нас поставило перед преподавателем новые неприятности.

Начавшиеся демократизация, гласность, вхождение в рынок, расслоение общества и другие социальные процессы существенно . воздействуют на семью и, следовательно, на детей. Изменение взаимоотношений сломало устоявшиеся агитационные школьные догмы, развенчало прежние авторитеты, но не организовало новой модели публичного строя, новой модели человека, новой модели ученика, выпускника. Но все это отразилось на мировоззрении, мироощущении школьника, ребёнка. Их поведение в школе, на улице, дома, взаимоотношения со взрослыми стали свободными, иногда кроме того излишне раскованными.

Часто появляются обстановке, в то время, когда привычные для преподавателей авторитарные, силовые приемы действия не только перестают функционировать, но и приводят к сопротивлению. Нужно быть предельно внимательным и очень осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от преподавателя в общении со собственными питомцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а основное — понимания того, что и по какой причине происходит с его подопечными.

Общение преподавателя со собственными учениками является цепочкой взаимосвязанных и взаимообусловленных, осуществляемых в обстоятельствах контактов и различных формах. Особенную роль в данной цепочке имеет преподаваемый преподавателем учебный предмет.

Любой предмет содержит определенные основания для воспитательного действия, но дабы содержание урока имело возможность вылиться в запоминающееся и броское общение преподавателя с учениками, нужна постоянная работа над качеством преподавания. Процесс овладения предметом и размещение к преподавателю, преподающему данный предмет, имеют одно неспециализированное основание — интерес к общению.

Интерес — это в любой момент сосредоточение и направленность отечественного ума, эмоций на чем-то определенном, значимом для нас. Весьма интересно все то, что возбуждает, действует на чувство и наш интеллект, захватывает воображение. Занимательным возможно все загадочное, таинственное, неизвестное, все, что выходит за рамки простого. Любой учебный предмет будет увлекательным, в случае, если будут весьма интересно представлены идеи, темы, суть обучения. Для данной цели нужно так строить процесс общения в преподавании учебного курса, дабы в нем было как возможно больше поисковых обстановок, в которых непременно присутствуют необыкновенные, уникальные примеры, вопросы, задания.

Процесс учебы станет для ребят привлекательным, в случае, если преподаватель будет применять дискуссионно представленные догадки, контрастные догадки, фантазии, сказки, были, легенды, различные варианты прочтения материала (в том месте, где это допустимо).

Методическое обеспечение преподавания по формированию интереса к изучаемому предмету нереально без знания некоторых изюминок психологии общения на уроке.

Урок— это передача информации (знаний) и одновременно с этим — преломление данной информации под углом воспитательного действия на обучающихся. Нет информации, которая не имела бы смысловой нагрузки для практики, не несла бы воспитательных функций. К примеру, математика либо черчение подчиняют внимание обучающихся логической красоте, будят и развивают идея, тренируют ум, прививают чувство красивого, соразмерного, гармоничного, формируют чёткость и аккуратность.

Воспитательные возможности уроков литературы, истории, обществоведения очевидны.

Содержание науки — это та информация, которую преподаватель информирует детям через общение с ними на уроке. Привычка трудиться кроме того тогда, в то время, когда и неинтересно, и тяжело, характерна только взрослым. Для поддержания интереса обучающихся к уроку педагог обязан заботиться о разнообразии формы занятий (лекции, семинары, споры, пресс-конференции, экскурсии, практикумы, зачеты, конкурсы, деловые игры — все, что возможно отыскать в жизни, в многообразных формах взаимоотношения людей). Крайне важно, дабы урок постоянно нёс в себе творческое начало.

Урок — это в первую очередь деловое общение преподавателя с классом как коллективом, где обязана создаваться неспециализированная, единая для всех (и учителя, и учеников) воздух совместного поиска, работы, где обязан появляться азарт общих усилий. Но урок должен быть и деловым общением преподавателя с каждым учеником либо маленькой группой школьников раздельно.

Выстроить общение на уроке так, дабы оно вовлекало всех учеников, — задача весьма тяжёлая. Она реализуется в первую очередь на лабораторных либо практических работах, но такая форма общения вероятна и на вторых типах уроков, и к ней нужно стремиться.

В организации делового общения на уроке, в обеспечении его воспитательного действия нужна оптимальная мера. Задача педагога — выяснить тот порог, за которым проверенные идеи, честные мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников, а также самые благие намерения преподавателя приводят к апатии либо кроме того противодействие.

противодействие и Апатия появляются и в том месте, где довольно много безлюдных объявлений, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных обстановок, обращение изобилует банальностями и штампами, изложение страдает схематизмом и сухостью.

Скоро надоедает то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, много раз повторяется.

Хотелось бы напомнить, что, согласно данным психологии, в памяти человека остаются примерно 10% из того, что он слышал, 50% — из того, что видел, и 90% из того, что он делал.

Интерес как довольно устойчивая концентрация внимания на чем-либо нужном для человека в любой момент, в большинстве случаев, вызывает и поддерживает все то, что эмоционально возбуждает и требует воображения, мыслительного напряжения. В случае, если преподаватель подает материал бесстрастно, неэмоционально, однообразно, то никакая новизна информации не спасет урок. На помощь методике проведения урока преподаватель завлекает шепетильно продуманную организацию общения. Формы общения нужно разнообразить.

Твёрдая схема «опрос — объяснение нового — закрепление», постоянное (педантичное) повторение одного и того же, отсутствие собственных мыслей либо, напротив, их избыток, в то время, когда требуется через чур большое напряжение ума, порождают инерцию и скуку мышления. В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу уместно применять разнообразные игры, диафильмы, слайды, книги — в общем все то, что оживляет общение на уроке, приводит к удивлению, притягивает внимание. Не нужно перегружать урок, поскольку интенсивность ведет к усталости, но урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжительного безделья — дети неизменно должны быть заняты. Нужно умело разбить урок на части, потому, что через 7—10 мин. внимание любой аудитории понижается. Мозг желает отдохнуть от строго логического, исходя из этого должны употребляться разные приемы активизации мышления: шутка, красочный пример, неожиданное и броское сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т. п. Подбор этих приемов должен быть произведен заблаговременно, они должны быть отлично увязаны с темой.

Для аудитории школьников, в отличие от взрослых, не так уж принципиально важно, какова на уроке прибавка знаний, но и тут направляться не забывать, что введение нового материала должно быть постепенным и последовательным, потому что нужно учитывать и привычную лень, и психотерапевтический барьер новизны. Умелые педагоги при подаче нового материала в один момент реализовывают и повторение. Переход от одного вида работы к второму не должен быть резким, дабы исключить угрозу «двойки» за невнимательность.

Крайне важно выяснить и удержать оптимальный темп общения. Преподавателю направляться не забывать, что умело заданный его переходы и темп (от предельно стремительного, как в шахматном блицтурнире, до замедленного, с паузами, расстановками) в общении во многом содействуют превращению скучного в увлекательное.

Интерес в значительной степени формируется и закрепляется благодаря независимому действию, активному отношению к предмету интереса, перенесению его в сферу конкретных обыденных дел, повседневных обязанностей школьника, его родных, привычных. К примеру, вычислить цена потребительской корзины для семьи, цена расхода материалов для ремонта квартиры, класса, школы и т.д.

Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, либо ситуационно-ролевая, игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация). В таковой игре, предлагаемой и организуемой преподавателем, школьники имитируют кое-какие опытные функции взрослых. В игре воспроизводятся отношения и действия, каковые складываются в настоящих жизненных обстановках.

В таких играх преследуются различные цели, но в первую очередь производится формирование хороших установок на практическую проверку и овладение знаний учеников, вы-

работу определенных навыков и умений. Игры очень оживляют урок конкретно как вид общения. В них осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что содействует улучшению психотерапевтического климата в коллективе; формируется взаимопомощи и дух состязательности, взаимоподдержки. Сущность игры как вида общения пребывает в том, что новые знания усваиваются в следствии постоянного диалога, столкновения различных точек зрения и позиций, обоюдной критики догадок, их закрепления и обоснования.

Такие игры:

— включают в работу фактически целый класс;

— позволяют каждому попытаться себя в различных ролях;

— смогут быть совершены как устно, так и письменно;

— смогут быть перенесены на другой урок;

— покинуты для домашнего задания и т. п.

Помимо этого, игровые обстановки:

— развивают сам процесс общения;

— вносят в него импровизацию;

— развивают воображение, смекалку;

— позволяют проявления творчества;

— раскрывают индивидуальность.

В целях успешного проведения учебной игры преподавателю нужно направляться одному значительному правилу: вопросы и все то, что образует само содержание, условия игры должны быть настоящими,максимально приближенными к конкретной жизненной обстановке, т. е. нужно сохранить логику существования предметной области игры, обеспечить определенную степень свободы для игроков (в противном случае игра для них не будет игрой). В каждой игре должны соблюдаться условия: она должна быть стройной, убедительной, непротиворечивой и непременно привлекательной.

Необходимо помнить о наглядных и технических средствах обучения, каковые активизируют внимание на уроке, содействуют запоминанию учебного материала и делают функции варьирования и регуляции рассуждений преподавателя. Но направляться не забывать, что во всем должна быть мера.

Преподаватель обязан одновременно с затевать урок и завершать его. Соблюдение этого условия заметно отражается на отношении обучающихся к педагогу. Точность — вежливость не только королей, но значительно в основном — воспитателей. Интерес обязан непременно стимулироваться, поддерживаться, т. е. развиваться. У преподавателя громадной арсенал помощи интереса, в котором особенную роль играется отметка.

Отметка — ответственный инструмент, благодаря которому осуществляется измерение знаний школьника; это стимул, фиксирующий его отношение к преподаваемому предмету, это наиболее значимый фактор, воздействующий на отношения своих родителей с вашим учеником ивами, на отношения его с другими ребятами, потому что она может влиять на его престиж во внеклассных обстановках. Выставление оценки — дело очень щекотливое. Запрещено торопиться ставить нехорошую оценку, нужно разобраться в обстоятельствах неподготовленного задания, нужно быть внимательным кроме того к очень робким удачам, не ущемлять самолюбие обучающегося. Нужно обучаться не опасаться хвалить ребёнка, одобрять, поддерживать.

Ученик, которого хвалят, испытывает к преподавателю особенное чувство доверия. Слова одобрения усиливают чувство собственного преимущества, усиливают уверенность в собственных силах, формируют доброту. оценки и Суждения должны быть честными и максимально правильными.

Поощрения и наказания действуют тогда, в то время, когда они выяснены, связаны с конкретным случаем, обстановкой. направляться избегать обобщений типа: «Какой ты плохой, не делаешь уроков, не хорошо себя ведешь» либо «Какая ты бестолковая, не можешь решить несложной задачи». Вряд ли ребенок будет испытывать размещение к человеку, что его унизил, обидел.

Порицание нужно соотносить с личными изюминками ученика. Для одного достаточно укоризненного взора, а для другого кроме того приглашение своих родителей может не иметь никакого результата. У ребёнка в любой момент имеется некая эталонная несколько (приятели, друзья, чьим мнением он дорожит). При выборе наказания нужно исходить из установок данной эталонной группы либо черт личного самомнения ученика в том случае, если публично-психотерапевтическая среда не солидаризируется с его проступком. И, конечно же, ни за что нельзя подчеркивать недочёты характера либо внешних данных (рост, полнота и др.), потому что ребёнок и сам их знает и испытывает определенный неудобство. Опыт говорит о том, что дети постоянно обладают рядом преимуществ. Слабо успевая по математике, физике, химии, они замечательно рисуют, танцуют, поют. Преподавателю нужно все знать о собственном ученике и не столько его наказывать, сколько противопоставить проступок хорошему, продемонстрировать, что идеальный поступок не характерен ему как спортсмену, музыканту, живописцу. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Преподаватель должен быть скорее удивлен тем, что случилось(без нарочитости). Этим вы показываете веру в ученика, огромную степень уважения к нему.

место и Форму осуществления наказания (лично либо гласно) преподаватель выбирает в зависимости от личности и характера наказания наказуемого.

Гласные формы, конечно же, необходимы, но лучше все же дисциплинирующие меры действия проводить лично, с глазу на глаз. На прямые упреки, выговоры в присутствии вторых учеников значительно чаще не редкость обратная, нежелательная реакция — грубость, вызывающее поведение.

В случае, если вас не устраивает поведение обучающегося, не спешите с наказанием и выводами, предоставит шанс ученику самостоятельно прочувствовать его недостатки. В случае, если все же показалась необходимость сделать замечание на уроке, применяйте шутку, иронию, сарказм, розыгрыш.

На старшеклассников очень удачно иногда действуют замечания, поданные в виде афоризма, высказываний, изречений, забранных из литературных произведений, фольклора: и преподаватель не раздражается, и для класса разрядка. Остроумные замечания не забываются, ценятся, меткое слово приводит к уважению и некоторую «боязнь» — кому хочется попасть на язык остроумному преподавателю? Преподаватель должен много просматривать, иметь громадный запас афоризмов, дабы они не повторялись.

Большая требовательность, последовательность и принципиальность в осуществлении рабочей порядка и дисциплины на уроке и вне его содействуют выработке делового настроя класса, мобилизуют всех учеников на исполнение задач обучения.

Требовательность преподавателя на уроке обязана исходить из правила: на занятиях нет мелочей — все принципиально важно, все подчинено работе. Без внешнего порядка нет класса, коллектива, определенных правил работы. Преподаватель не должен забывать о социально-психотерапевтической закономерности: внешнее делается внутренним. Исходя из этого крайне важно:

— как преподаватель входит в класс;

— как здоровается;

— как определяет готовность обучающихся к уроку;

— в то время, когда разрешает сесть и начать работу.

Голос, походка, жесты, стиль одежды, настроение, физическое состояние — все трудится на преподавателя. «Посеешь привычку — пожнешь темперамент», — гласит народная мудрость. Но:

— требовательность не должна преобразовываться в мелочную придирчивость;

— манера выражения требований преподавателя должна быть хорошей и тактичной;

— требование должно быть лаконичным, предельно четким, последовательным, причем направляться выполнять единство требований от урока к уроку;

— эффектны требования в виде предложений, просьб («Не могли бы вы…»).

В случае, если вас не знают, растолковывать требования и свои претензии нужно в любой момент детально, по какой причине так, а не в противном случае, для чего это необходимо. Это приучает к вдумчивости, осознанности.

В общении с классом, группой обучающихся довольно часто появляются обстановке, каковые как бы намерено испытывают учителя на сдержанность, терпение, умение обладать собой. Вспыльчивость может оказать помощь, но победа будет достигнута нелегко. «Крик — самый верный показатель отсутствия культуры людских взаимоотношений», — писал В. А. Сухомлинский.

Сдержанность — значительно ответственное психотерапевтическое свойство в общении преподавателя с учениками. Это свойство характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не равнодушное, не холодное отношение к разным обстановкам жизнедеятельности. Сдержанность предполагает нейтрализацию чувств и эмоций (бешенство, гнев, недовольство, неприязнь, презрение). В случае, если такие чувства овладевают сознанием, они отравляют ум, приводят к психозам, неврозы и другие сопутствующие им болезни и состояния.

Дабы избавиться от душевной напряженности, нужно поменять отношение к предметам, людям, обстановкам, каковые приводят к беспокойству. Необходимо изначально уничтожить ветхую и создать новую психотерапевтическую установку.

Установка— это довольно устойчивая совокупность представлений (и связанных с ними эмоционально-чувственных состояний) о каком-либо объекте, предрасполагающая к определенному реагированию. Иначе говоря социальная установка — это в любой момент готовность, предрасположенность функционировать в некотором роде. Смена установок выступает замечательным средством психотерапевтической нейтрализации нежелательных, отрицательных чувств (рис. 7).

Культура взаимоотношений учителя

Рис. 7.Смена установок в ситуации, в то время, когда ученик мешает вести урок

Управление эмоционально-волевой сферой — это умение заблаговременно проигрывать вуме вероятные большие неудачи, исключать неожиданные обстановки, осуществлять перевод отрицательного в хорошее.

На формирование установок воздействуют убеждения и механизмы внушения. Для закрепления той либо другой установки нужно новую данные всегда ставить в сообщение с уже имеющейся. Громадное значение в формировании установки, как и общения в целом, имеет настроение.

Настроение как устойчивое эмоциональное состояние, как некая направленность эмоций занимает важное место в процессе деятельности. Настроение имеет различную динамику, проявляется индивидуализированно, зависит от многих факторов (общего состояния организма, сна, питания, погоды, обстановки, темперамента человека); обусловливается конкретной обстановкой, средой, взаимоотношениями между собой; изменяется благодаря смене установки.

Преподаватель обязан смотреть за своим настроением.Парни, как и взрослые, более всего тянутся к людям, которым характерно повышенное, радостное, весёлое настроение, их сковывает настроение грусти, подавленности взрослых. Преподавателю хорошо овладеть мастерством перевоплощения, дабы не приносить в школу настроение, появившееся в следствии неудовлетворения каких-то стремлений и запросов.

Для оптимизации общения нужно следить и за настроением ребят на уроке, перемене, экскурсии. Ученика с пониженным настроением лучше меньше тревожить, деликатно узнать обстоятельства и приложить максимум усилий, дабы успокоить и оказать настоящую помощь.

Наиболее значимым видом опытного общения преподавателя наровне с уроком есть внеклассное мероприятие — вечер, экскурсия, культпоход, классный час и другое. Эти виды общения не должны напоминать урок, воспитательные упрочнения этих видов общения должны быть «скрыты», их не должны найти обучающиеся, они будут формой общения самих обучающихся. Преподаватель не самоустраняется из этих видов общения, но его решающая, ведущая роль делается как бы «теневой». Оптимальная психотерапевтическая обстановка — преподаватель не чувствует отличия в годах, настроен на ту же волну событий, живет лишь ею.

При проведении внеклассных мероприятий может применять социально-психотерапевтические механизмы (внушение и заражение) и такие приемы, как таинственность, ожидание сюрприза, примечательное, броское объявление, продуманная методика проведения (музыка, плакат, картина, стенгазета, стенд, чаепитие). Мероприятие должно носить темперамент импровизации. Нужно ребятам дать возможность самим организовать общение и выбрать его форму, не глушить инициативу, заблаговременно не предрекать неудачу.

В педагогическом общении довольно часто появляются обстановке, в то время, когда независимо от преподавателя складывается стереотип отношения к тому либо иному классу либо ученику. В повседневной жизни мы склонны отличать того либо иного человека, искать либо проявлять дружбу, любовь, симпатию.

В профессиональной деятельности, в особенности педагогической, лучше исключить зримое проявление антипатий и симпатий, в случае, если желаете сохранить доверие и уважение собственных воспитанников. Это непростая задача — относиться ровно ко всем и вместе с тем удовлетворить желание каждого ребенка, дабы его обожали раздельно, видеть личные изюминки собственных учеников, не «причесывать» всех под одну гребенку.

Личное общение (школьное либо внешкольное) учителя с учениками возможно осуществлено по любому предлогу и в различных формах. Чаще всего практикуемые формы общения: беседы по окончании уроков, задушевный разговор в неофициальной обстановке, личная консультация, краткий обмен мнениями по окончании какого-либо мероприятия. самая традиционная форма — беседа, в которой в полной мере справедливо высказываются претензии и пожелания преподавателя к тому либо иному ученику, но они, в большинстве случаев, не оставляют заметного следа в душе ребенка, лишь чувство боязни наказания на какое-то время делает его формально послушным. Недоброжелательно совершённая беседа может привести к конфликтным обстановкам, обиде, озлоблению.

Беседа с учениками в присутствии своих родителей вероятна и иногда кроме того нужна, но, конечно, преподаватель обязан показать особенную осмотрительность:

— не должно быть никакого увеличения голоса;

— наказание, в случае, если его нужно применить, должно быть конкретным и не может быть растянуто во времени;

— нужно не забывать о ранжировании наказания.

Для этого нужно знать ребенка, своих родителей, домашнюю обстановку, потребности, интересы, увлечения.

Предварительно хорошо было бы посоветоваться с классом либо приятелями провинившегося («Как бы вы поступили на моем месте?»). Беседу возможно проводить в школе, но лучше посетить дом собственного ученика, предварительно предотвратив своих родителей о том, что визит имеет сугубо контрольную функцию.

Беседы проводятся не только из-за дисциплины и плохой успеваемости, но и для закрепления дружеских взаимоотношений, пробуждения любознательности, откровенности, но в этом случае остерегайтесь неискренности, которую ребёнок чутко выявит и замкнется.

В личном общении с обучающимися перед педагогом постоянно стоит изначальная психотерапевтическая установка: нужно разгадать этого ученика, открыть его таланты, найти полезное, что свойственно его характеру, устремлениям, и все наносное, что мешает показать себя. Для этого нужен индивидуализированный стиль общения, содействующий формированию конфиденциальных межличностных взаимоотношений.

Нелишне не забывать:

— информация, полученная от ребенка, должна быть сохранена в тайне;

— не прибегайте к услугам словоохотливых детей, каковые обожают посудачить за спиной своих друзей.

Ответственным психотерапевтическим условием оптимизации общения с любым учеником являются внимательность, проникновенность, неторопливость. В случае, если ребенок тянется к вам, а ему в ответ: «Погоди, некогда, позже», то позднее не удивляйтесь отчуждению и утрата любознательности. В случае, если уж вправду некогда, нужна психотерапевтическая реабилитация вашего поведения.

Личная беседа не должна строиться по принципу: вопрос — ответ. Это разговор, в котором нужно:

мочь слушать и слышать;

— не опасаться признания собственной неправоты;

— мочь выразить благодарность и удивление собеседнику за приобретение новой полезной информации;

— не навязывать собственную позицию, лучше убедить, посоветовать, предложить ответ в нескольких вариантах «Выбирай собственный…».

В беседе возможно применять факты из собственной биографии, собственного опыта, мнения друзей, привычных. Это поднимает интерес к личности преподавателя, показывает доверительность, но… пользуйтесь этим приемом крайне осторожно. Не старайтесь чрезмерно хвалить себя, вспоминая собственное поведение в аналогичных обстановках, не переоценивайте собственный прошедший опыт. направляться не забывать, что ситуации и новые условия выдвигают другие оценки и иные критерии.

направляться обратить внимание на очевидное сейчас нежелание детей идти за советом либо по большому счету с какими-то собственными проблемами к преподавателю. Преподаватель прекратил быть авторитетом для учеников и родителей. Обстоятельств довольно много, как объективных, так и субъективных, и задача сегодняшнего дня — развивать применительно к нашей действительности демократический, доброжелательный стиль общения — как диалог равных по своим принципам организации и изначальным условиям участников.

Сейчас власть преподавателя проявляется во взвешенном, доказательном и квалифицированном суждении; авторитет — в опыте и знаниях. Инициатива в отыскивании контакта с учениками обязана исходить от преподавателя. И пускай не обескуражит педагога отсутствие мгновенно последующего результата таких попыток. Лишь неустанная затрата душевных сил, неформальное упорство, настойчивость духовных исканий преподавателя смогут «созидать сердце ребенка».

Особенное, напряженное общение складывается у преподавателя с «тяжёлыми» учениками, у которых с детства случилось смещение шкалы сокровищ. Залогом успешной работы общения с «тяжёлыми» есть постоянный объективный и самокритичный анализ собственных взаимоотношений с воспитуемыми. Нужно всегда «проигрывать» варианты бесед, встреч, бесед, искать и обнаружить реальных помощников и союзников в борьбе за душу ребенка. И, само собой разумеется, самое основное — это коллектив, сплоченный для умной, яркой школьной работы; а в таком коллективе постоянно найдётся метод действия на каждого ученика.

Громадную помощь в общении с детьми смогут оказать школьные психологи. Сейчас тяжело отыскать городскую школу, где не было бы для того чтобы эксперта. С открытием в ряде педагогических университетов факультетов школьной психологии показалась надежда укомплектовать такими экспертами и сельские учебные заведения. Психолог должен иметь представление о статусной структуре каждого класса, уровне благополучия взаимоотношений в классных коллективах, уровне самооценки обучающихся. В случае, если же должность психолога в школе отсутствует, несложные социометрические изучения в состоянии выполнить любой классный начальник. Таковой анализ психотерапевтического климата в классе возможно красивой базой для создания взаимоотношений педагога со всеми обучающимися, среди них и с «тяжёлыми».

Гадецкий О Г Законы судьбы 6 Культура взаимоотношений мужчины и женщины


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: