Для студентов всех форм обучения 2 глава

синтез и Анализ — единый способ, снабжающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований.

дедукция и Индукция — способы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к неспециализированному, и напротив.

Моделирование — способ, предполагающий построение моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости. Потребность в этом способе появляется , если анализ настоящего политического явления неосуществим либо затруднен, через чур дорого стоит либо требует довольно много времени. Модель тут выступает аналогом настоящего политического объекта. На данный момент данный способ приобретает громадное распространение в связи с внедрением в политологические изучения компьютерной техники, разрешающей оценивать различные факторы, воздействующие на политический процесс.

Общенаучные способы упорядочивают процесс познания политики, делают его более организованным и убедительным. Но в политологии они играются подчиненную роль по отношению к теоретическим способам.

Эмпирические способы ориентированы на получение информации о политических предпочтениях избирателей, о настоящих намерениях политических фаворитов, о политических установках и ценностных ориентациях разных социальных групп, об отношении весов к национальным управленческим ответам и об их реакции на политическую пропаганду. С целью достижения этих целей политологи применяют следующие способы.

Наблюдение — способ сбора первичных эмпирических данных, что содержится в преднамеренном, целенаправленном, систематическом регистрации и непосредственном восприятии политических фактов. Наблюдение не редкость двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том либо другом событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель делается участником митинга, демонстрации, входит в состав либо управление партии, перемещения и т. д.

Опрос представляет собой устное либо письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей-респондентов с вопросом, содержание которого воображает изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения публичного мнения по самому широкому кругу неприятностей.

Контент-анализ предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституции, партийной программы, инструкции, законов и т. д.). В наше время использование этого способа связано кроме этого с широким применением компьютерных разработок. Преимущество способа содержится в своевременном получении фактографических информации о том либо другом политическом явлении на базе объективной информации.

Эмпирические способы в политологии играются подчиненную роль по отношению к теоретическим и общенаучным, каковые задают направленность любого научного изучения, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимости между фактами, обнаружению тенденций. Тогда как эмпирические способы имеют собственной целью получение фактического материала, что нужен для выработки теоретических знаний. Во всей совокупности способов политологии, так, ключевую роль играются теоретические способы, каковые задают неспециализированную направленность политических изучений, воздействуют на отбор фактов, на методики эмпирических изучений и их логические обобщения.

значимость политологии и Социальная роль определяется теми функциями, каковые она делает, отвечая на публичные потребности. В политологии понятие «функция» показывает на ту роль, которую она играется в обществе. Поэтому к числу наиболее значимых функций политической науки относят методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.

Методологическая функция политологии содержится в методологии исследования и разработке теории политических процессов и явлений, выработке законов и категорий данной науки. В следствии реализации данной функции появляется совокупность проверенных способов и принципов рационального познания политической действительности, норм и правил построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. В соответствии с данной функцией политология выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных изучений политики.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических процессов и явлений, обнаружение наиболее значимых политических противоречий и проблем политического развития. В соответствии с данной функции политология призвана дать рациональное объяснение всем явлениям и событиям политической практики. Познавательная функция направлена на адекватное отражение политической действительности, раскрытие свойственных ей объективных связей, закономерностей и тенденций развития. Итогом всего этого есть определенная сумма знаний о политике общества.

Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Главным содержанием данной функции есть разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих ответов, определение способов, средств и методов рационального действия на политическую судьбу общества. Политология дает теоретическое обоснование политических преобразований и реформ, разрабатывает разработке разрешения политических распрей,

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных возможностей политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических отношений и процессов. Политология способна дать долгосрочные прогнозы политического развития той либо другой страны на данном историческом этапе ее развития, представить другие сценарии будущих политических процессов, и вычислить вероятностные утраты по каждому из других вариантов. Но чаще политологи предлагают краткосрочные прогнозы о развитии внутреней политической обстановки либо регионе, возможностях и перспективах тех либо иных политических фаворитов, партий и т. д.

Мировоззренческая функция политологии связана с обоснованием и формированием определенных политических ценностей и идеалов, соответствующих заинтересованностям общества политических взоров, ориентации и убеждений граждан. Наряду с этим политология исследует и подвергает критическому анализу разные взгляды и политические концепции, раскрывает их сущность, с научных позиций оценивает публичные явления. В русле данной функции политология учит объективно-историческому мышлению, умению отличать истину от заблуждения, политику от лжеполитики, верную идея от популизма. Тем самым политология содействует формированию гражданственности, политической культуры и политического сознания населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

1.3. Политология как учебная дисциплина

Политология выступает в двух качествах: как наука и как учебная дисциплина. Как наука она исследует политическую сферу общества, развития и историю возникновения политической мысли, политические совокупности, процессы и политические отношения, политическое сознание и политическую культуру, всемирный политический процесс.

Как учебная дисциплина политология информирует обучаемым совокупность конкретных знаний по базам политических знаний, раскрывает перспективы и сущность развития конкретных знаний по упомянутым и вторым политическим проблемам, разглядывает перспективы и сущность развития конкретных политических реалий, дает представление об главных политических университетах, организациях, процессах и движениях, о правовом положении личности в совокупности политических взаимоотношений и формах ее участия в политике.

Учебная дисциплина преследует цель — дать систематическое изложение всех главных неприятностей политической науки, причем в строгой последовательности, дабы порядок следования тем отражал кое-какие основные правила анализа. Учебная дисциплина отличается от науки, научных монографий и тем, что она фиксирует что-то значительно более «абсолютное» в науке, содержит в себе определенный свод того, что изучено, доказано, достаточно устоялось. содержание и Объём учебной дисциплины определяются временем и программой, отведенным на изучение политологии самими вузами. Исходя из этого учебная дисциплина охватывает .только главную проблематику политической науки.

Отправной точкой в становлении политологии как учебной дисциплины принято вычислять 1857 г., в то время, когда в Колумбийском колледже (потом Колумбийский университет США) была образована кафедра политической науки и истории. Тогда началось систематическое чтение лекций по политической философии. В 1880 г, на базе данной кафедры была основана школа политической науки, где не только читались лекции по разным направлениям и политическим аспектам, но и осуществлялась подготовка научных кадров. С 1886 г. стал систематично выходить политологический издание, что содействовало созданию подобных кафедр в других университетах США.

В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических начал и наук выходить издание «Анналы американской академии политических и социальных наук», а к нему добавились такие узнаваемые издания, как «Обозрение американской политической науки» (1906) и «Издание политических изучений» (1939).

В один момент с утверждением политологии в Америке и в европейских государствах развивался процесс ее институциализации в независимую дисциплину. Так, во Франции датой рождения политологии принято вычислять 1871 г., в то время, когда была основана «Свободная школа политических наук». Оформление политологии в независимую область знания в Англии отыскало собственный выражение в создании в конце XIX в. «политических наук и Школы экономики» при Английском университете и в последующем образовании подобных структур в Кембриджском, Ливерпульском, Манчестерском и Оксфордском университетах.

Определенный вклад в развитие политологии внесла и Германия — тут в первой половине XIX в. была создана правовая школа, где по большей части занимались преподаванием и изучением политологии. Это дает основание германским ученым оспаривать у США первенство в создании политологии.

Логическим завершением всего процесса утверждения политологии как независимой дисциплины стало проведение в 1948 г. под руководством ЮНЕСКО Парижской конференции по вопросам политической науки и последующее создание в 1949 г. Интернациональной ассоциации политических наук.

Наша страна долгое время стояла в стороне от этих процессов, потому, что считалось, что политология представляет собой буржуазную лженауку. Лишь отдельные политические неприятности рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма и других публичных наук. Но в 1962 г. была создана Советская ассоциация политических наук, а с середины 70-х годов в ВУЗах стали читаться лекции и спецкурсы по политологическим проблемам.

И лишь в конце 80-х годов положение политологической науки коренным образом изменилось. В 1989 г. политология была введена в список научных дисциплин, а в 1991 г. — включена в число нормативных дисциплин высшей школы. С этого времени заметило свет много книжек, монографий и учебных пособий по неспециализированной, прикладной и сравнительной политологии. Помимо этого, одвременно с этим начали издаваться политологические издания «Полис» и «Социально-политические знания». Так, к настоящему времени политическая наука прочно заняла собственный место в совокупности отечественного обществознания и оказывает заметное влияние на формирование политической культуры России.

Контрольные вопросы

1. Что изучает политология, каковы ее предмет и объект?

2. С какими науками политология самый тесно связана?

3. Перечислите способы политологии и раскройте их содержание?

3. Перечислите функции политологии и раскройте их содержание?

4. Какое место политология занимает в совокупности гуманитарного знания?

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. История происхождения политологии как учебной дисциплины и науки.

2. Предмет политологии, ее категории и законы.

3. Становление политической науки в РФ.

4. Политология в совокупности социальных и гуманитарных наук.

5. Структура политической науки.

6. Политическая наука в современной России: задачи, пути развития.

Рекомендуемая литература

Главная литература

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Отвлечённый проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов институтов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд русских книжек»).

Дополнительная литература

Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб., 1998.

Демидов А.И., Малько А.В. Политология в ответах и вопросах. М., 1998.

Дегтярев А.А. Базы политической теории. М., 1998.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

Соловьев А.И. Политическая теория, политические разработки. М., 2000.

ЛЕКЦИЯ 2

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Вопросы:

2.1. Происхождение политических идей в Старом мире

2.2. Средневековья и Политическая мысль античности

2.3. Политические теории Нового и эпохи Возрождения времени

2.4. Политические учения России

2.5. Политологические концепции современности

Первые политические учения показались в условиях раннеклассовых государств и обществ. Сменявшие друг друга, они обусловливались не только заинтересованностями определенных классов, но и высказывали общечеловеческие сокровища — идеи справедливости, неспециализированного блага, свободы и т. д. Наряду с этим история развития политических учений имеется одновременно и история борьбы политических идей, потому, что стремления и интересы классов и социальных групп довольно часто не совпадали, а обычно носили противоположный темперамент.

Воистину неисчерпаемое достаток творческого наследия многих поколений мыслителей прошлого не разрешает нам тут продемонстрировать все многообразие выдвинутых ими концепций и идей. Поэтому появляется необходимость классифицировать политические учения разных эр и после этого в обобщенном виде проанализировать их самые характерные черты. В современной политологии существует довольно много способов классификации политических учений. Но самый распространена классификация по хронологии в соответствии с теми периодами публично-развития экономики человечества, в то время, когда было создано то либо иное учение.

2.1. Происхождение политических идей в Старом мире

В древности народы черпали собственные первые политические идеи из мифологических представлений о месте человека в мире, о божественном происхождении ее предписаний и власти.

Политические учения в первый раз появились в рабовладельческих странах Китая, Индии, Междуречья и Египта. Эти страны образовывались и укреплялись из потребности организации громадных весов людей для крайне важных хозяйственных работ. И это ясно — так как лишь сильная и четко отлаженная власть способна организовать труд громадного количества людей и поддерживать достигнутое в следствии благосостояние страны. Поэтому вопросы политики в древних обществах долгое время рассматривались в плане конкретной деятельности правителей, в виде рекомендаций и советов, что надлежит делать, дабы укрепить и обеспечить процветание страны. Тем самым власть приобретала возможность управления обществом не только посредством религии и средств убеждения, но и в нужных случаях при помощи насилия и угроз.

В Старой Индии, дабы уменьшить управление обществом, была создана совокупность разделения людей по варнам. Члены трех высших варн: брахманы (жрецы), кшатрии (солдаты) и вайшьи (ремесленники и земледельцы) считались полноправными участниками общества. У них в подчинении пребывали члены низшей варны — шудры. Такое, положение было закреплено политическим трактатом «Законы Ману», а второй трактат, «Артхашастра», обосновал идею сильной царской власти, основывающейся на мыслях национальной пользы. Основная мировоззренческая мысль обоих трактатов заключалась в утверждении, что существующий публичный уклад имеет божественное происхождение. Человек не в силах поменять изначально установленное более и обязан с этим согласиться. Каждая попытка нарушить естественный движение событий повлечет соответствующую кару.

В Старом Китае основной политико-этической теорией было конфуцианство. Учение Конфуция изложено в сборнике «Лунь юй» («беседы и Суждения»). Тут Конфуций обосновывает собственную патриархально-патерналистскую концепцию страны: государство — громадная семья, где правитель, как папа, заботится о подданных, а подданные почитают его и обожают друг друга, как братья. Государство нужно для честного и хорошего существования людей, каковые поделены на простолюдинов и чиновников, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом.

Верное управление страной — база благосостояния народа. Исходя из этого руководить страной должны добропорядочные мужи во главе с «Сыном Неба» — обожествленным правителем. Эти совершенномудрые правители от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Мастерство управления содержится в том, дабы госслужащими назначались люди, талантливые приносить громаднейшую пользу стране. общества и Взаимоотношения власти должны строиться на ненасильственных способах управления императора (отца) собственными подданными (почтительными сыновьями).

В целом политическая идея Древнего Востока развивалась в русле постоянного упрочнения единоличной власти, большой централизации всех сфер судьбы общества. Она внушала людям идею божественного беспрекословного подчинения и происхождения правителя ему.

2.2. Средневековья и Политическая мысль античности

В эру античности происходит постепенное освобождение политических идей от мифологии и обособление их как довольно независимой части мировоззрения и научного сознания, а через них и части публичной судьбе. Политические знания античности существовали в философско-этической форме, потому, что были составной частью космоцентрического мировоззрения, в котором господствовала мысль целостности мира, связи природы, человека и общества.

2.2.1. Политические учения Старой Греции

Настоящей базой для построения политических концепций древнегреческих мыслителей явился полис (город-государство), где лишь свободные граждане имели возможность стать «политиками», т. е. принимать участие в управлении полисом. негреки и Рабы приравнивались к варварам и были лишены гражданских прав, они исключались из политики, оставаясь на положении людей подвластных и несвободных.

Озабоченные проблемой создания лучшей судьбе, древнегреческие мыслители старались разрешить ее посредством создания модели совершенного страны, олицетворяющего разум. Великие философы Старой Греции Аристотель и Платон видели идеал национального устройства в идеальной автаркии, свободной общине, имеющей все нужное для жизни собственных граждан и отчужденной от всей земли.

Первое довольно развитое и систематизированное политическое учение античности было-изложено Платоном (427—347 до н.э.) в диалогах «Законы» и «Государство». В этих произведениях Платон разрабатывает проект совершенного страны, его социального устройства, и разбирает несовершенные формы национального устройства.

Озабоченный проблемой несправедливости в жизни людей, Платой пробует разрешить ее посредством создания совершенного страны, основанного на разумных началах. Социальная структура для того чтобы страны обязана соответствовать строению людской души, которая складывается из трех частей: разумной с основной добродетелью — мудростью; чувствительной с основной добродетелью — мужеством; желаемой с основной добродетелью — умеренностью. Соответственно данному строению совершенное государство должно складываться из трех сословий: правителей-философов, солдат, ремесленников и земледельцев. Эти сословия пребывают в гармоническом единстве под управлением самоё разумного сословия правителей. В случае, если любая из трех составных частей души будет выполнять собственный дело под управлением разумного начала, то гармония души не нарушится.

Каждому сословию предназначено заниматься своим делом. воины и Философы руководят страной и защищают его. Для сплочения этих высших сословий устанавливается общность их быта и имущества. собственности и Денег у воинов и философов нет, а все нужное для жизни они приобретают от земледельцев и ремесленников, публичная функция которых содержится в обеспечении среднего достатка всех участников общества. Самовольный переход из одного сословия в второе считается правонарушением. Из Третьего сословия переход в высшее вероятен лишь по инициативе правителей.

Платон, разрабатывая концепцию совершенного страны, обращается к чёрту его главных политических форм: монархии, аристократии, демократии, тимократии, тирании и олигархии. Три последние формы, согласно точки зрения философа, неправильны и несовершенны. Тимократия — власть честолюбцев-солдат, каковые захватывают власть, дабы удовлетворить собственную страсть к обогащению. Они закрепощают свободных земледельцев и ремесленников и ведут постоянные войны с соседями. По мере накопления достатка тимократия перерастает в олигархию — власть немногих богачей. Главная масса людей отстраняется олигархами от участия в национальном управлении. При данной форме публичного устройства государство как бы раскалывается на две части: бедных и богатых, между которыми идет постоянная борьба. Борьба между богатыми и бедными заканчивается победой бедных слоев, каковые устанавливают народовластие — власть большинства. При данной форме власти в замещении и гражданских правах национальных должностей уравниваются равные и неравные (люди от природы неравны). Наряду с этим замещаются национальные должности не самыми хорошими людьми, а по жребию, независимо от того, чем занимался человек до перехода к национальной деятельности. В следствии этого в национальных делах начинают царить хаос и анархия. В условиях публичного беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный его представитель делается тираном. Так народовластие неизбежно преобразовывается в тиранию — сильную и ожесточённую власть одного человека, что обещает навести порядок в обществе. Такая власть держится на вероломстве и насилии и есть нехорошей формой национального устройства, потому что при ней рушится нравственность.

Неспециализированный недочёт всех неправильных форм власти — это отсутствие умного правителя, что сам так идеален, что ему нет необходимости выполнять законы, не могущие предусмотреть все события судьбы человека. В совершенном стране граждан связывает единство подлинного мнения о красивом, честном и добром.

углубление и Дальнейшее развитие политической мысли по окончании Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384—322 до н.э.). Собственный политическое учение Аристотель сформулировал в таких произведениях, как «Политика» и «Афинская полития». В них он создал концепцию происхождения страны, в базе которого лежат природные и социальные факторы.

Государство, по Аристотелю, образуется естественным образом благодаря природного влечения людей к общению. Первым «полем» общения выступает семья, где общение складывается из жены и отношений мужа, детей и отца, рабов и господина. В следствии общения нескольких семей появляется селение, где общение складывается из взаимоотношений старших и младших. Соответственно общение семей со временем формирует государство, которое появляется с целью достижения благой судьбе. В семье и селении властные отношения определяются естественными обстоятельствами, эти отношения патриархальны, деспотичны, а в стране власть осуществляется над равными, потому, что государство образуют только свободные граждане. Такая власть именуется политической.

Так, политика, согласно точки зрения Аристотеля, имеется общение равных, свободных людей для достижения благой судьбе. Конкретно через это общение люди достигают совершенного состояния. Следовательно, публичная судьба отвечает природе человека. Человек имеется политическое животное, утверждает Аристотель.

Людская природа определяется не физиологией, не свойствами, не семьей, а лишь полисом. Тот, кто не живет в стране, или существо недоразвитое в нравственном отношении, или сверхчеловек.

С целью достижения собственных целей государство должно иметь соответствующую форму устройства. Национальное устройство — это порядок управления страной, либо полития. Термин «полития» понимается Аристотелем и как неспециализированное наименование любой формы национального устройства, и как особенная форма правления. Философ различает шесть форм национального устройства и разделяет их на две группы: три верные — монархия, аристократия и полития, и три неправильные — тирания, демократия и олигархия. Они различаются между собой по количеству правящих людей: власть одного, власть немногих и власть большинства.

Наилучшей формой национального устройства есть, по мысли Аристотеля, полития, которая сочетает в себе демократии и положительные черты олигархии. В политии правит большая часть в интересах неспециализированной пользы. В ней господствует средний элемент во всех сферах публичной судьбе: в правах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во власти — средний слой. В целом в таком стране частные интересы должны подчиняться публичным.

Гражданскими правами в таком стране владеют только те, кто занимается делами армейскими, законосовещательными и судебными. Почва делится на национальную и личную. Базой хозяйственной судьбе помогает рабовладение. Правители должны стремиться обеспечить благо людям и мир стране. Мастерство законодателей содержится в том, дабы организовать правление законов, а не людей. Это может служить гарантией стабильности существующей политического порядка и формы государства.

Аристотель, создавая собственный учение о стране, исходил из критики философии Платона. Он отрицал платоновский мир идей как противостоящий настоящему миру. Исходя из этого и совершенное государство у Аристотеля носит черты настоящей политике древнегреческого полиса. Аристотелевская полития, опирающаяся на широкие слои среднего класса собственников почвы, торговцев и ремесленников, напоминает современные западные народовластия. Отличие от них состоит лишь в том, что Аристотель не видел варианта представительной народовластии, а настаивал на ярком участии большинства граждан в управлении страной.

2.2.2. Политические учения Древнего Рима

Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в. до н.э., не только заимствовали многие культурные успехи греков, но и подняли их на более большой уровень совершенства. Политическая идея римлян представляет собой новый этап в осмыслении политической истории . Самое видное место в наследии римских политических мыслителей занимают произведения Полибия и Цицерона.

В собственной известной работе «Общая история» Полибий (207— 120 до н.э.) разглядывает вопросы эволюции страны, проблему разделения правительства, формы наилучшего национального устройства.

Опираясь на учение стоиков о циклическом естественном развитии и развитии мира общества с периодами роста, упадка и расцвета, он формирует круговую схему смены форм национального правления. Первой, согласно его точке зрения, появляется монархия, которая со временем разлагается из-за утери и личной корысти монарха им опоры в народе. В следствии монарх сам делается тираном либо уступает тирану собственный место. Со своей стороны, недовольство тираном ведет к его свержению, и власть переходит к добропорядочным мужам, возглавившим переворот. Аристократия первоначально выступает за общее благо, но после этого вырождается благодаря собственного рвения к обогащению. Тогда к власти приходят немногие богачи-олигархи, но их не так долго осталось ждать свергает народ и устанавливает народовластие. Народовластие понемногу кроме этого вырождается и преобразовывается в охлократию («охлос» — чернь, масса людей), правление охлократии сопровождается бесправием. Недовольство народа воцарившимся беспорядком ведет к власти нового монарха, и все повторяется: формы национального правления проходят тот же цикл заново.

Дабы преодолеть постоянный круговорот форм власти, установить стабильное правительство, нужно, как вычислял Полибий, выстроить государство, сочетающее в себе правила монархии, демократии и аристократии. Идеал для того чтобы страны Полибий видел в Риме, где монархию воображала власть консулов, аристократию — власть сената, а народовластие — народное собрание. равновесием и Правильным сочетанием этих правительства он растолковывал могущество Римской державы.

Сформулировав неспециализированные положения циклической теории, Полибий говорит, что римская государственность, пройдя через многие превратности и испытания судьбы, смогла вырваться за пределы природной необходимости круговорота несложных форм правления и образовала сложную форму. При ее создании задача заключалась в том, дабы соединить преимущества, свойственные уже известным национальным устройствам.

Виды и формы обучения в России Рената Кирилина Часть I


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: