Культура архаики. появление первых цивилизаций. основные морфемы.

АРХА?ИКА(от греч. archaikos – древний, старый), в искусствознании – ранний период древнегреческой культуры. Архаический период не отделен от геометрического резкой хронологической границей: его начало примерно определяется 8 в. до н. э., финиш — началом 5 в., время от времени — финишем первой четверти 5 в. Историческим фоном архаического периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира (до Черного моря, западных пределов Средиземного моря, народов и государств Древнего Востока).

В это время (VIII в. — 480 г. до н. з.) проходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Тёмного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности геометрия и астрономия, появляются первые философские совокупности. Под влиянием восточной скульптуры и архитектуры формируется греческое мастерство.

Архаический период — 7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э.

  • Ранняя архаика — нач. 7 в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
  • Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
  • Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.

Во время архаики происходит становление древнего полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-страны, своеобразного типа полйтическвго устройства, давшего жизнь всем последующим народовластиям мира.

В Греции архаика обретает собственные очертания определившаяся совсем в 5 в. до н. э. полисная совокупность; в 7 и 6 вв. в греческих городах везде появляются тирании . В архаическую эру появляется и расцветает лирика (Сапфо, Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт), не пресекается эпический жанр (продолжатели гомеровского эпоса), зарождается особенный жанр историографии (логограф Гекатей Милетский ), появляются первые драматурги (Феспид), формируется сама совокупность драматургического театрального действа. Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом делается агонистика: соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков, от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до области мастерства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся изменение и развитие всех опыта и отраслей знания у греков. В архаический период рождается философия — первым назвал себя философом Пифагор, наибольшими философами, а скорее еще в старом смысле мудрецами были представители милетской (ионийской) школы Фалес, Гераклит и др. Одвременно с этим появляется и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от собственного основателя: само развитие философских школ делается понемногу одним из связующих греческую идея стержней вплоть до конца фактически древней цивилизации.

Для греческого мастерства это эра открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи выяснили вид всей греческой культуры в целом. Ни при каких обстоятельствах более Греция не знала для того чтобы количества художественных школ, дорог, богатства, оригинальности и разнообразия поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с главным над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два главных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и красивый ионический. Греческое познание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме отыскало собственный выражение – его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Старейшие из греческих храмов, знакомые нам в значительной мере по остаткам, – храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В греческой керамике, стилистически весьма разнообразной, в 8 в. обширно распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние: протокоринфские, протоаттические и другие вазописцы опоясывают целый сосуд горизонтальными полосами, заполненными нескончаемыми шествиями зверей восточного типа; целый узор, сохраняя древние геометрические мотивы, получает иную ритмику, а многоцветность заставляет отыскать в памяти об инкрустации, о пестрых восточных тканях. В 7 в. в вазовую живопись попадают повествовательные, по преимуществу смелые сюжеты. О живописи 7-6 вв. возможно делать выводы по вазовым картинкам, конкретно продолжающим разработку тех сюжетов, приёмов и форм, каковые видятся уже в мастерстве финиша 8 в., и, без сомнений, связанным с монументальной живописью.

Местные школы понемногу теряют собственную самостоятельность, афинская чернофигурная вазопись получает господствующее положение, и в то время, когда афинские керамисты (Андокид) переходят в середине 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, данный ход есть решающим для всех греческих территорий. Надписи на вазах сохранили имена самых известных вазописцев архаики: Никосфен, Амасис, Эксекий, Андокид, Эпиктет, Евфроний, любой из которых владеет своим личным узнаваемым стилем и уже не есть несложным ремесленником, но живописцем в настоящем смысле этого слова. В руках этих мастеров рисунок скоро совершенствуется: они изучают человека, находят похожие на правду соотношения между частями тела, перестают опасаться пересечений, движения и ракурсов, шепетильно изучают костяк фигуры, мускулатуры.

Такие же задачи в 6 в. решали и греческие скульпторы. Сейчас мастер обрабатывает глыбу не с одной стороны, углубляясь в толщу породы, но со всех сторон, получая правильности контура сперва с четырех точек зрения, а после этого увеличивая по возможности их количество. Старейшие знакомые нам статуи — куросы, либо Аполлоны, и коры (девы) — еще совсем неподвижны и фронтальны, очевидно, что живописец более всего занят постижением пропорций, формами отдельных частей тела, чем пластикой и механикой движения. Но уже во второй половине 6 в. происходят трансформации: руки отделяются от туловища, ноги раздвигаются, растет количество осей вращения торса, глубже врезается в мрамор моделировка лица. К началу 5 в. до н. э. мастера известных фронтонов эгинского храма Афины Афайи (Мюнхенская глиптотека) в значительной степени обладают людской телом, поворачивают его в любом направлении и заставляют выполнять сложные перемещения. Лица архаических кор и куросов отмечены особенной, так называемой архаической ухмылкой, придающей им выражение праздничной величавости божества, загадочности и недоступной смертным надменности и радостности небожителя.

государство и Классовое общество, а вместе с ними и цивилизация зарождались на греческой земле два раза с громадным разрывом во времени: сперва в первой половине II тыс. до н. э. и вторично в первой половине I тыс. до н. э. Исходя из этого всю историю старой Греции на данный момент принято дробить на две громадные эры: 1) эру микенской, либо крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эру древней полисной цивилизации. Первая из этих цивилизаций сошла с исторической сцены при таинственных, до конца еще так и не проясненных событиях приблизительно в конце XII в. Эра же древней цивилизации начинается только через три с половиной а также четыре столетия.

Старейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. Уже в глубокой древности тут пересекались морские дороги, соединявшие острова и Балканский полуостров Эгейского моря с Малой Азией, Ближним Северной Африкой и Востоком. Миной- ская цивилизация на Крите появляется на рубеже второго тысячелетий и третьего до н. э. и длится приблизительно до 1400 г. до н. э. Базой сельского хозяйства делается земледелие поликультурного типа, ориентированное на выращивание трех основных сельскохозяйственных культур средиземноморского региона: злаковых, оливы и винограда. Как и в государствах Древнего Востока, первые классовые общества в Эгейском бассейне появляются в рамках маленьких национальных образований, объединяющих пара общин с одним административным центром (на Крите маленькие общинные поселения группировались около одного из громадных дворцов — его двора и резиденции правителя), что в один момент был и средоточием культа. Предстоящее развитие этих небольших образований стало причиной созданию большого страны, объединявшего целый Крит, последовательность островов южной части Эгейского моря и восточных прибрежных областей Балканского полуострова. Старый Крит являлся обычным примером талассократии, морского владычества царя Миноса. Дворец Миноса греки именовали Лабиринтом — это было огромное строение со множеством помещений, украшенных фресками с изображениями сцен из пейзажей и придворной жизни, и коридоров около центрального двора, откуда человек не имел возможности выбраться без посторонней помощи. Архитектура критских дворцов весьма необычна и не похожа ни на египетские и ассиро-вавилонские постройки, ни на хорошие древнегреческие храмы.

На рубеже второго тысячелетий и третьего до н. э. предки позднейших греков (ахейцы), двигаясь из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров. Около 1400 г. до н. э. они вторглись на Крит и положили финиш политическому и культурному расцвету острова. Ахейцы заимствовали успехи культуры дог- реческого населения и творчески развивали их, став создателями микенской культуры (около 1700—1200 гг. до н. э.), которая, так, стала отражением критской культуры в материковой Греции.

В отличие от критян, дворцы которых не имели упрочнений, ахейцы строили замечательные оборонительные сооружения против вероятных нападений с восстаний и севера покоренного ими местных жителей. Так, Львиные ворота в Микенах выстроены из огромных каменных блоков — так называемая циклопическая кладка, а дворец в Тиринфе окружен двумя оборонительными стенками. В центре находится мегарон — громадный прямоугольный зал с очагом и четырьмя колоннами, служащими опорой; стенки дворцов, как и на Крите, украшены фресками. Археологи нашли в Микенах шахтные гробницы, выдолбленные в горе, и купольные, где было обнаружено множество полезных предметов, а также золотые посмертные маски. В 1953 г. британские ученые М. Вентрис и Дж. Чедвик расшифровали микенскую письменность (линейное слоговое письмо Б), что разрешило прочесть серьёзный источник по культуре и истории микенской Греции — глиняные таблички, которые содержат хозяйственные инвентарные записи, каковые были обнаружены Крите, в Микенах, Пилосе и других местах.

На рубеже XII—XI вв. до н. э. на Балканский полуостров вторгаются другие греческие племена — дорийцы, занявшие большую его часть и многие острова Эгейского моря. Следующий за крито-микенской эрой период греческой истории — семь дней—IX вв. до н. э. — принято именовать гомеровским по имени поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются, наровне с археологическими материалами, наиболее значимым источником информации об этом времени. В поэмах описывается поход ахейцев на Трою, либо Илион, город в Малой Азии, и возвращение к себе по окончании многочисленных приключений и взятия города одного из храбрецов Троянской войны — Одиссея. Так, главное содержание поэм должно отражать жизнь ахейского общества в самом финише его расцвета. В эти так именуемые «чёрные столетия» греки осваивают технику обработки и выплавки железа; металл в первый раз стал недорог и обширно дешёв, что имело серьёзное социально-политическое и культурное значение.

Как предполагают ученые, конкретно сейчас в Греции на базе финикийского алфавитного письма была создана алфавитная письменность, буквы которой в первый раз передавали не только согласные, но и гласные звуки. Старейшие алфавитные надписи на древнегреческом языке относятся к VIII в. до н. э. Создав более несложный метод фиксирования информации, греки «демократизировали» совокупность образования, что разрешило понемногу сделать грамотными большая часть свободных обитателей Греции.

Содержание процесса исторического развития Старой Греции в архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) образовывает формирование полисного строя. Древний полис (греч. «город») является коллективом полноправных граждан численностью не более нескольких десятков тысяч людей. Граждане владели землей и держали в собственных руках главную часть рабов. Ополчение граждан-землевладельцев, вооруженных на собственные средства, составляло ядро армии, а воля гражданского коллектива определяла внешнюю и внутреннюю политику полиса. Итак, греческий гражданин — это человек, наделенный некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими базу его жизнедеятельности.

В отличие от национальных структур Ближнего Востока, в полисе удалось отменить долговое рабство (реформы Солона в Афинах в VI в. до н. э.), избежать иерархических структур с сакральной властью царя на вершине. Это имело серьёзные социаль- но-психотерапевтические последствия: у граждан сложилось понятие свободы как отсутствия подчинения чьей-либо власти, сочетавшееся с эмоцией долга перед полисом — поручителем свободы. Становление греческих полисов сопровождалось формированием новой культуры. Главными параметрами новой совокупности духовных сокровищ были рационализм мышления, сознание сокровища людской личности, патриотизм, понятие свободы как высшей нравственной категории. Верховная доблесть гражданина пребывала в защите собственного полиса. На расчлененной и многообразной в географическом отношении части балкан сложилось необычное «единство в многообразии», характерное для греческого мира. В эти столетия выработалось этническое самосознание: греки понемногу начинали осознавать себя единым народом, хорошим от вторых, которых они именовали варварами. Итак, множество греческих полисов существовало в условиях осознанного культурного единства.

Культурный переворот в Греции в VIII—V вв. до н. э. связан с личными свободами граждан, разрушением твёрдых классических норм поведения, горизонтальной мобильностью. К этому времени относится великая греческая колонизация — выселение греков по экономическим и политическим обстоятельствам из городов Эгейского бассейна в колонии, расположенные по побережью Средиземного (Сицилия, Южная Италия, Северная Африка) и Тёмного морей. Сейчас было основано довольно много городов, а также Сиракузы (отчизна Архимеда), Сиба- рис (наименование обитателей которого — сибариты — стало синонимом изнеженности), Массилия (современный Марсель). В следствии колонизации окрепла совокупность производства, основанная на применении рабского труда и на отделении ремесла от земледелия, расширилась торговля. Колонизация кроме этого расширила культурный кругозор греков, определивших народы и новые страны.

В хороший период (V — середина Г? в. до н. э.) достигли расцвета все те явления, каковые сформировались в архаическую эру, в первую очередь полис. В некоторых полисах, а также в Афинах, одержала верх народовластие (греч. «власть народа»): удалось сокрушить власть родовой земельной аристократии (греч. «власть лучших») и подчинить ее полисным законам. В Афинах базой социального деления стало наличие частной собственности, а фундаментом политической организации и административного деления — территориальный принцип. Реформы под управлением Клисфена (финиш VI в. до н. э.) совсем утвердили демократический строй. Серьёзной из его реформ была реформа избирательного права: все граждане, независимо от собственного имущественного положения, взяли равные избирательные права. Личный интерес стал неотделим от общего, и их постоянное сотрудничество обеспечивалось властью народного собрания и законами; так, полисная организация сосредоточила судебные функции в руках особенных чиновниковов, а записанные законы совершенно верно выяснили темперамент наказания в каждом случае. Середина V в. до н. э. — период наивысшего культурного расцвета Афин в правление Перикла. При демократии господствует воля большинства граждан, наряду с этим любой в значительной мере свободен жить по собственному усмотрению — таковой совершенный вариант древней народовластии обрисовал историк Фукидид в речи Перикла, сказанной при погребении афинских солдат.

В другом греческом городе, Спарте, сформировался строй, что позднее нарекли ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Жизнь спартанцев была строго регламентирована, с детства из них воспитывали солдат, им запрещалось заниматься земледелием, торговлей и ремеслом, пользоваться золотом и серебром; были ограничены их контакты с внешним миром. Данный строй был объектом гордости спартанцев, вычислявших, что они достигли идеала равенства. Равенство базировалось на эксплуатации обитателей Лаконики, центром которой была Спарта, и соседней области Мессении.

Итак, культура греков создавалась на базе рационально организованного хозяйства. Рабский труд снабжал досуг большой части гражданского коллектива, которая имела возможность посвятить собственный время занятиям, не связанным с получением материальной пользы, — тем, каковые хороши свободного человека.

Древнегреческое общество именуют компетитивным (состязательным). В среде военной знати еще в гомеровское время сформировалась греческая агонистика (от греч. «состязание»): в аристократических обществах сложилась традиция упорных тренировок для славы и успеха. В следствии политических реформ рядовые граждане поднимались до отметки аристократии, и ее классическая этика распространялась среди народа. В публичном сознании Греции архаической эры складывается шкала ценностных ориентаций, в соответствии с которой агонисти- ческие удачи, в особенности победы на общегреческих играх (спортивных и поэтических состязаниях), выясняются в числе самые предпочтительных жизненных целей. Из общегреческих состязаний старейшими были Олимпийские игры в честь всевышнего Зевса (в Олимпии), каковые проводились с VIII в. до н. э. и в которых имели возможность принимать участие лишь греки. Дух агонистики распространяется на разные сферы судьбы, а также науку и литературу, о чем будет сообщено ниже.

Греки создали уникальную религиозную совокупность, в которой трактовка божества отличалась от принятой в большинстве древневосточных религий. Не смотря на то, что греческая религия пронизывала собой всю повседневную судьбу, она не имела строго определенной совокупности культа, законодательно закрепленной священной истории и догматики. Роль необычного «священного писания» игралась мифология, из арсенала которой поэты, художники, скульпторы, философы черпали сюжеты для собственных произведений. Греческих всевышних дробят на хтонических (от греч. «почва») и всевышних олимпийского пантеона. Хтонические всевышние — это божества почвы, преисподней, податели плодородия (Деметра, Плутон и др.), олимпийские — небесные всевышние (главный всевышний Зевс, Аполлон, Афина, Артемида и др.). Всевышние греков были антропоморфными, они испытывали человеческие страсти. Греки полагали, что всевышние воздействуют на судьбу людей, но над ними самими властвует будущее.

По словам историка Геродота, всевышних грекам создали поэты Гомер и Гесиод. Так, Гесиод в поэме «Теогония» связывает олимпийских всевышних с существовавшими ранее местными народными религиозными представлениями (хтонические всевышние). В эру колонизации ослабевают родовые связи, исходя из этого культ предков отходит на второй план и улучшается роль общегреческих, в первую очередь олимпийских, божеств. Олимпийский пантеон отражает религию общества, достигшего высокой степени социальной разделении: всевышние покровительствуют стране, законам (Зевс, Афина), армейскому делу (Арес), торговле (Гермес), ремеслу (Афина), сельскому хозяйству (Деметра). В следствии политической раздробленности в Греции появилось множество весьма родных, но не аналогичных религиозных совокупностей: в каждом полисе был собственный пантеон, включавший как общегреческих, так и местных всевышних.

Основной составной частью религии был культ: греки услаждали всевышних праздниками, на протяжении которых устраивали процессии и жертвоприношения. Любой гражданин полиса имел возможность выполнять религиозные функции, особенной касты жрецов не было; жрецы имели статус чиновниковов и имели возможность совмещать жреческую должность с какой-либо второй. Государство не касалось религиозных вер отдельных лиц , пока они выполняли все собственные обязанности по отношению к культу, но когда кто-то публично показывал собственный неверие либо непочтение к всевышним, не выполнял обрядов культа либо информировал собственные взоры вторым (как философы Анаксагор и Сократ), наказывало. Так, греки, не имея строго определенных догматов веры, терпимо относились к различию точек зрения, пока эти мнения не нарушали установлений законов.

Мистериальные (от греч. «таинство») культы возможно выяснить как особенное проявление ритуализма, на стыке философии и ритуальной традиции: посвященный искал особенной близости с одним либо несколькими божествами, каковые должны были обеспечить ему помочь и счастливую жизнь по окончании смерти. Мистерии заключались в проведении процессий в честь всевышних (Де- ее дочери и метры Персефоны, Диониса) и участии в священнодействиях, о которых практически ничего не известно, поскольку посвященным не разрешалось разглашать таинства. Мистерии не были какой-то особенной религией, но только особой возможностью общения с всевышними в рамках политеистической полисной религии.

Для древнегреческой литературы в целом наиболее значимым характерным свойством есть ее отход от утилитарной предназначенности и установка на эстетическую самоценность: в первый раз в истории она вырывается из плена твёрдой обусловленности произведения обстановкой. Первенствующим жанром на раннем этапе истории литературы был эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» оказали решающее влияние на все развитие древнегреческой литературы: писатели применяли мифы, составляющие содержание поэм, для произведений разных жанров.

Состязательность стимулировала развитие литературы; писатели не скрывали собственного авторства, наоборот, они именовали собственный имя в начале произведений, как поэтических, так и прозаических. Так, первыми авторскими произведениями были поэмы Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.) «дни и Труды», говорящая о быте сельскохозяйственных занятиях крестьянина, и «Теогония», где передаются мифы о происхождении мира, героев и родословных богов. В случае, если в сольной лирике выражались переживания и индивидуальные чувства (стихи Сапфо, Анакреонта и других поэтов VII—VI вв. до н. э.), то хоровая лирика отражала черты коллективного бытия: прославляла победителей и богов на играх (оды Пиндара).

Агонистика пробралась и в другие жанры древнегреческой литературы, к примеру в драматургию.

Наиболее значимыми драматическими жанрами были катастрофа, создававшаяся по большей части на мифологические сюжеты, и комедия, значительно чаще политическая. Театр был национальным университетом, а театральные представления были связаны с культом всевышних. На протяжении праздника Великих Дионисий в Афинах три драматурга воображали по три трагедии и одной сатировской драме, соревновались кроме этого комедиографы, и среди авторов выбирали победителя. До нас дошли произведения трех великих трагиков V в. до н. э.: Эсхила, Софокла и Еврипида. В катастрофах Эсхила проводится идея о неизбежности честного божественного наказания за нарушение законов, Софокла — о неотвратимости судьбы, конфликте несвободы и свободы, а Еврипид изображает эмоции не совершенных, а простых людей. Софокл сказал, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид — какими они являются. Старая комедия V в. до н. э., от которой сохранились произведения Аристофана, отличается политической пародированием и остротой произведений вторых жанров.

Склонность к спору, рвение привести как возможно больше аргументов в пользу собственного мнения, стимулировавшееся формирующимся полисом, значительно чаще демократическим, были, разумеется, той базой, из которой появились риторика и ораторское искусство, и философия, математика и естествознание. В богатых, скоро развивающихся городах Малой Азии создались для этого наилучшие условия. Конкретно тут в VI в. до н. э. в Греции показалась прозаическая литература. географы и Первые историки обрисовывали новый мир, с которым столкнулись греки по окончании великой колонизации. Геродот (У в. до н. э.), «папа истории», заложил фундамент представления об истории как хранительнице памяти о великих деяниях. Он писал о величайшем событии собственного времени — греко-персидских войнах — и целый всевозможный исторический, географический, этнографический материал «Истории» упорядочил благодаря сквозным темам, пронизывающим все его повествование: неотвратимость божественного возмездия, непостоянство людской счастья, противопоставление греков и дикарей через призму греческой культуры. Фукидид (У в. до н. э.), создатель современной ему истории Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами, считается основателем политической истории и исторической критики, а Ксенофонт (У—IV вв. до н. э.) в нескольких произведениях представил образ совершенного правителя.

Софистика была порождена практическими потребностями полиса. Учение софистов («преподавателей мудрости»), их рвение привить молодежи навыки обоснованных прений на каждые темы породили интерес греков к риторике, которая достигает наивысшего расцвета в конце V— Г? в. до н. э. Мы можем видеть описание повседневной судьбе греков и их броские характеристики в речах Лисия, доводы за объединение греков в войне против дикарей в праздничных речах Исократа, политические речи Демосфена в защиту свободы Афин.

В эру архаики появляется философия — принципиально новый подход к познанию мира, отличающийся от религиозно-ми- фологических представлений и подразумевающий формулировку и постановку неприятностей, опору на человеческий разум как на средство познания, поиск обстоятельств всего происходящего в самом мире, а не вне его. Концепции раннегреческих философов представляли собой попытку рационалистического объяснения мира, среди них и рационалистической интерпретации мифологии. Наровне с истолкованием и познанием природы (натурфилософы), философов занимали гносеологические неприятности — ложности знания и критерии истинности (софисты) и этические вопросы (Сократ). Из натурфилософии в V в. до н. э. выделились отдельные науки: рациналистическая медицина (Гиппократ), математика, развивавшаяся под влиянием учеников Пифагора. Греки первыми в истории сформулировали доказательства математических положений. Это стало закономерным результатом публичного климата, при котором нахождение новой истины доставляло не только яркое удовлетворение, но и имело возможность принести славу.

Громадное внимание уделяли философы образованию и воспитанию. Результатом учения софистов было развитие ораторского мастерства, а Сократ полагал, что диалектическим способом возможно научить добродетели. Первым греческим мыслителем, основавшим философскую школу, был Платон. Базой его учения стало представление об идеях — вечных и неизменных прообразах вещей, не сильный отображениями которых являются предметы настоящего мира. Познание мира идей Платон вычислял нужным с целью достижения добродетели. Собственную школу создал и один из учеников Платона, Аристотель. Он систематизировал все накопленные к его времени научные знания и создал безграничную на- учно-философскую совокупность. В собственной «Метафизике» он ввел общий принцип соотношения между материей формы и: формой, каковые составляют правила вещей, существуют не раздельно, а в единстве с материей, придавая ей определенность. Аристотель кроме этого разрабатывал логику как общую методику научного познания.

Бурное развитие городов привело к подъЁму архитектуры и градостроительного искусства. В колониях новые города застраивались по системе и — определённому плану, названной по имени создавшего ее архитектора. Данный замысел предусматривал членение муниципальный территории на различавшиеся по функциям районы: основная площадь, публичные сооружения, жилые кварталы. Главное внимание было направлено на публичные сооружения, в первую очередь культовые сооружения — храмы. Конкретно в храмовой архитектуре была создана ордерная совокупность, которая выяснила развитие греческой, а после этого и римской архитектуры: сформировались строгий дорический ордер и красивый ионический, отличающийся прихотливостью линий. Ордерная совокупность предполагала строгую соразмерность частей строения, широкое применение колонн в качестве как конструктивного, так и декоративного элемента, четкое разделение несущих и несомых частей, живопись и декоративную скульптуру, органическое включение строения в окружающий ландшафт. Монументальное строительство достигло громаднейшего размаха в Афинах во 2-й пол. V в. до н. э.; достаточно упомянуть комплекс строений афинского Акрополя, включающий Пропилеи — парадные ворота, мелкий храм Бескрылой Победы (Ники Апте- рос), Парфенон — храм Афины-Девы, Эрехтейон — асимметричный храм, посвященный Афине, мифическому царю и Посейдону Эрехтею. В IV в. до н. э. показались постройки светского характера, к примеру театры в Афинах, Эпидавре, Сиракузах и других городах.

С VII в. до н. э. появляется монументальная скульптура, изображающая идеальных граждан «и» богов, прославивших родной город. Ранние статуи лишены цельности и изображают людей в скованных позах, после этого скульптура делается более реалистичной. Нужным декоративным элементом храмов становятся рельефы в виде сложных многофигурных композиций. В V в. до н. э. Фидий формирует фриз храма Парфенон, изображающий процессию афинян, где не повторяется ни одна фигура. Он кроме этого был автором огромных статуй Афины и Зевса из золота и слоновой кости. Мирон изображает фигуру в движении («Дискобол»), а Поликлет формирует канон пропорций людской тела («Дорифор» — греч. «копьеносец»), ориентированный на идеал, равновесие и гармонию. В IV в. до н. э. скульптура получает плавность линий в работах Праксителя, динамизм и патетику («Менада» Скопаса), а Лисипп разрабатывает новый пластический канон с более красивыми пропорциями («Апоксиомен»).

Из греческой живописи до отечественного времени сохранилась только расписная керамика: сосуды разной формы, украшенные узорами либо сценами из мифологии либо повседневной жизни.

Развитие, обогащение судьбы, распространение досуга, культуры и искусства не укладывались в твёрдые рамки полиса. Как форма организации греческого общества полис к концу Г? в. до н. э. был в состоянии кризиса: характерные ему самодостаточность и автономия мешали укреплению и расширению экономических связей, усиливалось имущественное расслоение граждан, что вело к упадку полисной коллективистской морали и росту индивидуализма.

Эрой Архаики наз период господ самые ранних форм челов коллективи соответст им форм культуры. 1) Хронотоп архаич культуры, целый ее простран-времен строй, опирае на представ о Началь времени, времени творен мира и всего в нем – Неба, Почвы и раздел их Воздуха, светил и звёзд. Время в архаич культур представл бесконеч цепью установл трансформац, благо котор мир в любой момент остает одним и тем же – таким, каким он бы создан в Началь момент. Финиш каждого астролог года пережив как умиран и послед рожде мира. Представлен о смерти как начал обновлен жизни соответ идее о постоян состава мира. В данной связи след подметить, что имяв архаич коллект служило не вычлен индивида, а, напрот, закрепл его в безлич общест структ. Так, наслед имени предка новорожд символиз закончен цикла перевоплощён «смерть/рождение».

2)Пространст мира темперамент в первую очередь принцип иерархич и порядк в результ организ первичн хаоса. Первоздан хаос значительно чаще представл в образе стихии бесформ миров вод (огня). Внедрен Порядка в Хаос инициир вечное борение обоих начал при победе первого, но – в огранич простран, за предел котор Хаос сохран и как бы ожидает собственного часа. Мир Архаики живет циклами воспроизвед. Простран Порядка было координир по горизонт – представлен о четыр сторон света, среди котор различ «оптимален» и «нехорош», и по вертикали – смыслов осью «Верх-Низ», котор наглядно символиз образы дерева, либо горы. В сущн, Космос архаич культуры – это место, отвоеван у стихии для жизни.

3)Храбрецы культуры эры Архаики (персонажи, символиз жизнен путь) отлич способн к перевоплощ. Их жизнь значима последоват трансформац, в итоге котор и появл установ на протяжении Начала миропоряд. Первопредки в большинстве случаев не фигур в анторопомрфн виде, а в образах животн ( земноводные назыв еще «хтонич»). Логика этих образов ясна: земновод «контрол» глав предел архаич топоса – порог стихии (воды)/порядка(суши). Сущ тотемы – животн, котор почит как предки – хранит тех либо иных племен, их частей и родов. Языкиархаич культ – это совокупности знак забран из физич природы (напр наскальн изображ), посред котор координиржизнедеят, и язык телодвижен (жест, мимика, танец и т.п.).

4)Архаич ритуал – строго упоряд и систематично повторяющ общест церемон, служащ для утвержд и передачи серьёзнее смыслов, имеющ знач для жизни коллектива. По содерж собственному ритуал имеется наглядное воспроизвед первособытия, котор имеется – перевоплощён, прыжок от хаоса к порядку (циклич природ явлен). Исходя из этого в ритуале в большинстве случаев присутст две действительности: До и По окончании скачка. ритуал, как продемонстрировано выше, строится по несложной трехчастной схеме: «смерть/рождение», и включ в себя жертву – пузо либо челов, реаль либо знак. 5) Архаический миф (Знание о первособыт времени Начала мира). Миф– имеется метод массов и устойчив выраж мироощущ и пониман челов, еще не создавш себе аппарата абстрактн обобщающ понятий и техники логич умозакл.

История зарождение письменности


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: