Кроме предпразднства и попразднства, при одном святом, имеющем службу без знака или шестеричную или при двух малых святых.

Мы разглядели пара подготовительных тем: богослужебное время, богослужебные книги, богослужебные тексты. Все они готовят нас к тому, дабы заниматься уже фактически чинопоследованием работ; так как для этого необходимо осознавать, к какому кругу относится та либо другая работа, из какой богослужебной книги и, следовательно, из какого именно богослужебного круга забран тот либо другой текст, какое он имеет происхождение. Необходимо помнить о соединении богослужебных текстов разного происхождения: базу образуют тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между ними вставляются молитвы верующих (самые популярные, неспециализированные молитвы – ектеньи) и гимнография (тексты, составленные церковными авторами). Все эти тексты самого различного происхождения образуют единую работу. Само собой разумеется, сходу ощутить своеобразие этих соединений разных текстов, разных кругов времени нереально, но из года в год осмысленной и напряженной богослужебной судьбе мы будем выяснять и осознавать все больше и глубже. Итак, мы разглядываем: Богослужение седмичных дней, т.е. дней не считая воскресенья и субботы. Оставшиеся пять дней именуются седмичными либо буднями: понедельник, вторник, среда, пятница и четверг – ими мы будем заниматься, они имеют собственный особенный устав служения, изложенный в 9-й главе Типикона.

Периода пения Октоиха, т.е. книги, которая соответствует седмичному богослужебному кругу. Октоих действует фактически круглый год, и ни при каких обстоятельствах не исчезает абсолютно (за редким исключением), но в году имеется период, в то время, когда Октоих играется определяющую роль в устроении богослужения, в то время, когда богослужение идет фактически лишь по Октоиху и Минее. Это тот период, в то время, когда не поется Триодь Постная и Цветная. Период пения Октоиха – от семь дней Всех святых (первая семь дней по окончании праздника Троицы) до семь дней о фарисей и мытарь. В это время года Октоих взаимодействует лишь с Минеей, и большая часть богослужений в их изменяемой части образуются сотрудничеством Минеи и Октоиха, т.е. седмичным кругом и неподвижными праздниками годового круга.

Не считая (т.е. вне) предпразднства и попразднства. Что такое предпразднство и попразднство? Все двунадесятые Господские и Богородичные праздничные дни, и кое-какие другие имеют предпразднство и попразднство. Предпразднство – это те дни, в то время, когда праздник еще не наступил, но в то время, когда мы уже ожидаем его, в то время, когда в работе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство – это пара дней с первых часов праздника до его отдания, в то время, когда мы продолжаем его праздновать. Эти периоды, имеющие своеобразные правила построения богослужения, разбирать в данной главе мы не будем. Чтобы выяснить, что такое святой и шестеричный святой без символа, пройдем тему:

Символы праздничных дней месяцеслова (47-я глава Типикона).

Месяцеслов – это совокупность неподвижных праздничных дней годового круга, тех, каковые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, ежедневно не редкость какой-нибудь праздник, но праздничные дни эти различные: они бывают великие, малые и средние. В Типиконе все праздничные дни имеют символы, каковые соответствуют различным типам работы, 47-я глава Типикона “О знамениях праздничных дней месяцеслова” начинается такими словами: “Подобает ведати, яко праздницы разделени сущность на великие, малые и средние.”

Великие праздничные дни имеют символ “крест окружен,” т.е. в Типиконе наоборот дня, в который празднуется великий праздник, на полях стоит символ Крест в Кругеи изображается он красным цветом. Великими праздниками являются все неподвижные двунадесятые и, помимо этого, Обрезание Господне, Покров, Усекновение и Рождество главы Иоанна Предтечи, и память свв. апостолов Петра и Павла. Потом в Типиконе говорится о том, какая работа совершается в дни этих праздничных дней – в эти праздничные дни совершается бдение. Перечислим работы дневного круга, каковые будут совершаться в данный сутки: девятый час и малая вечерня, великая вечерня и полиелейная утреня, первый час, примыкающий к утрени, и часы третий и шестой.

Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом – это бдение, работа бденная, которая по Уставу обязана продолжаться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, слитыми в одну работу. (Но, направляться подчернуть, что Типикон разрешает кроме того в дни великих праздничных дней, за исключением Богоявления и Рождества, выполнять в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, длящееся всю ночь, а раздельно Великую вечерню с повечерием, а утром – полунощницу с полиелейной утреней).

Потом в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два символа.

— Крест с полукружием красного цвета – данный символ свидетельствует, что в праздничные дни, имеющие данный символ, работа совершается также бденная, и состав работ дневного круга совершенно верно такой же, как и при символе.

— Полный круг с крестом красного цвета отличаются только изменяемые части работы: при совершении бденной работы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Богоматери.

Еще один символ средних праздничных дней – крест един точию красный. При праздниках, имеющих данный символ, совершаются работы дневного круга в такой последовательности: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Таковой тип работы коротко именуют “полиелей,” по самой торжественной части богослужения.

Мы видим, что в то время, когда по Уставу совершается бденная работа, то служится малая вечерня, а в то время, когда работа лишь полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении кроме этого нет места полунощнице и повечерию, в силу того, что вечерня и утреня слиты в одну работу и запрещено что-нибудь засунуть между ними, а при полиелее имеется место для полунощницы и повечерия.

Следующий символ относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет наименование: “три точки, несовершенно окружены.” Данный символ возможно двух цветов: тёмный и красный, будем обозначать их так: *** Добавить символы, где направляться ***

При красном символе совершаются следующие работы дневного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с торжественным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение именуется работой с великим славословием.

При тёмном символе (такую работу именуют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе имеется еще один тип работы, но его нереально изобразить графически, это работа без символа. При работе без символа совершаются те же дневные работы и в том же порядке, как и при символе.

Поболтаем о том же пара иначе. Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух символах: , , великая совершается при трех символах: , , , будничная вечерня совершается при символах: и , и работе без символа.

Утрени бывают: полиелейная – служится при , , и ; утреня с торжественным окончанием – она совершается лишь при одном символе ; и будничная утреня – при службе и знаке без символа.

Нужно знать самые употребительные, закрепившиеся в обиходе заглавия этих знаков: и – бденная работа либо работа с бдением; – полиелейная работа; – работа с великим славословием либо работа с торжественным окончанием; – шестеричная работа, (она именуется так по причине того, что святому, что имеет таковой символ, поют шесть стихир на Господи, воззвах и просматривают шесть тропарей в каждой песни канона).

Мы будем изучать службу и шестеричную службу без символа, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Но нужно иметь в виду, что тема будничного богослужения более вторых связана с практическим составлением работы по книгам. Освоить и уяснить данный материал возможно лишь, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты.

Устав будничных работ либо седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В данной главе описываются два типа работы: один тип именуется в Типиконе так: “Аще пето Всевышний Господь” – им мы и займемся. Данный тип работы совершается не в пост (в постной работе – это второй тип будничного богослужения, обрисованный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя).

Начинается 9-я глава словами: “Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало…”

Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., в то время, когда еще светло и солнце не зашло. Кандаловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю либо к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение.

“И знаменует в кампан” – это значит – звонит в колокол, и в то время, когда собралась братия в притвор, поднимается “чредной священник,” тот, чья “череда,” и дальше описывается движение работы.

Начало общее. Состав начала рассматривался в прошлой главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале работы, а в начале каждого цикла работ. Увидим, что девятый час начинается В первую очередь неспециализированного, на вечерне же начала неспециализированного нет, в силу того, что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

кондак и Тропарь уходящего дня. Первая работа дневного круга – это вечерня, а последняя – девятый час. Эти две работы совершаются как бы совместно, друг за другом: по окончании девятого часа сходу направляться вечерня, но принадлежат они различным дням. Исходя из этого на девятом часе читаются кондак и тропарь того святого, что праздновался в прошлый сутки, т.е. не того дня, к которому будет относиться вечерня.

На вечерне начала неспециализированного нет, и первым текстом есть 103-й псалом. Второе наименование этого псалма – “предначинательный.” В современной практике данный псалом просматривает чтец, но по Уставу его обязан просматривать предстоятель, т.е. старший в монастыре (игумен). Мы еще неоднократно встретим указания, кто какой текст просматривает, и конечно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в работе особенный суть и особенную значимость. Потеря метода выполнения текстов изменяет выговоры в отечественном богослужении. Представим себе, что начинается работа, и внезапно выходит предстоятель и просматривает предначинательный псалом, либо Свете негромкий, либо Сподоби, Господи, либо, что совсем тяжело себе представить, шестопсалмие. Это совсем второе восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами потеряно.

Первой ектеньей всякой работы есть великая ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, каковые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Данный же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи собственный устроение, собственный место в работе, и перед нами тут все виды ектений, каковые нужно знать.

Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, в то время, когда нет Великого поста, Псалтирь обязана за седмицу прочитываться полностью один раз. А в великопостное время Псалтирь обязана прочитываться за седмицу два раза. Как именно это осуществляется? Вся Псалтирь, поделённая на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по службам и дням, и кафизмой рядовой именуется та кафизма, которая пришлась на данную работу. В приходском богослужении кафизма часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектенья: они либо совместно имеется, либо их совместно нет. По Уставу не должно просматривать кафизму на вечерне, в случае, если незадолго до служилось бдение.

Вечерние (либо воззвашные) псалмы – 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть абсолютно пропеты на каждой вечерне. К последним их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, каковые и именуются “стихирами на Господи, воззвах”: пропевается стих, по окончании него стихира, и т.д. К сожалению, в отечественном приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались лишь начальные и последние стихи.

Свете негромкий – по Уставу данный текст должно не петь, а просматривать, и просматривать обязан предстоятель. Данный текст крайне важен для вечерни.

“Свете негромкий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Всевышнего. Хорош еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, пузо даяй; темже мир Тя славит.”

Это не Священное Писание, это гимнография, весьма старый гимн, восходящий еще ко II либо III веку (по крайней мере, к IV веку было потеряно имя автора). Не смотря на то, что в Часослове создатель указывается – Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, вероятнее, неверно. Текст данный весьма старый, он во многом определяет темперамент конкретно вечерней работы. Тут Господь Христос именуется “негромким Светом.”

Вечером свет дневной меркнет, а для нас все лишь начинается, в силу того, что для нас Господь – Свет Немеркнущий и Незаходящий. Тут так и говорится: “Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний” – т.е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: “Хорош еси… пет быти гласы преподобными” – Ты хорош того, дабы Тебя прославляли голоса святых людей. После этого еще прибавляется: “Сыне Божий, пузо даяй, темже мир Тя славит” – Ты, Господи, даешь жизнь, и исходя из этого мир Тебя славит. Увидим, что в этом песнопении нет просьбы либо какого-либо прошения, кроме того хвалебный и благодарственный темперамент в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, необычный и красивый текст.

“Прокимен дне” – для дней седмицы имеется прокимен вечерне, он поется на вечерни фактически в любой момент и вытесняется лишь великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Часослове и Служебнике. По Уставу данный прокимен обязан возглашать канонарх (брат, очень учиненный канонаршить на клиросе, что возглашает звучно стихи). В отечественной практике прокимен перешел в ведение диакона, исходя из этого и находится он в Служебнике (увидим, что, в соответствии с Уставу, диакон по большому счету не участвует в будничной работе).

Богослужение седмичных дней с Всевышний Господь: во время пения Октоиха (работы без символа, шестеричная, двух малых святых; без пред- и попразднства)

Что поется / читается Кто поет / просматривает Бого- служебные книги Глава Типикона Примечания
Благословен Всевышний отечественный… С С
Начало простое Ч Ч
Девятый час Ч С Ч М Читаются кондак и тропарь уходящего дня
Вечерня
Благословен Всевышний отечественный… С С В случае, если был пропущен 9-й час, читается начало простое
Предначинательный псалом (103-й) Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем
Светильничные молитвы С С
Великая ектения Д Л С С
Рядовая кафизма Ч П 9, 17 В случае, если незадолго до служилось бдение, кафизма не читается. В приходских храмах время от времени просматривают псалом за кафизму
Малая ектения Д Л С С Опускается, если не было кафизмы
Господи, воззвах (псалмы 140,141,129 и 116) Л Ч 9, 22
Стихиры на Господи, воззвах Л Ч О М 9, 48 Св. без символа: 0:3 М:3 Шестеричн.: М:6 2 мелок. свв.: 1М:3, 2М:3 Слава: М; И сейчас: Б
Свете Негромкий Л Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем
Прокимен дне Д Л С Ч По указанию Типикона возглашается канонархом
Сподоби, Господи Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем либо чтецом
Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения Д Л С С С С
Стихиры на стиховне Л О М 9, 48 Стихиры Октоиха со собственными стихами Слава: М; И сейчас: Б
Сейчас отпущаеши Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоят.
Трисвятое. Пресв. Троице: Отче отечественный Ч Ч
Тропарь Л М 9, 48 Т: М, Слава: И сейчас: Б В случае, если 2 свв., то 2-й Т на Славу:
Сугубая ектения Д Л С С
Окончание вечерни С Л С

Условные обозначения: Кто поет / просматривает:С – священник, Д – диакон,Ч – чтец, Л – лик.

Богослужебные книги: С – Служебник,П – Псалтирь,Ч – Часослов,О – Октоих,М – Минея

Примечания: О – Октоих (0:3 – 3 стихиры Октоиха),М – Минея (1М – стихиры 1-го святого Минеи, 2М – 2-го святого),Б – Богородичен,Т – тропарь святого Минеи (2-й Т – тропарь 2-го святого),К – канон.

Сподоби, Господи – по Уставу дан выбор, его может просматривать предстоятель, быть может чтец. Это очень важная вечерняя молитва, ее значение сравнимо со значением великого славословия на утрени. Восхваление Господа сочетается в ней с молитвой о том, дабы Он помог нам избавиться от грехов; благодарственная и просительная темы переплетаются: “Сподоби, Господи, в вечер этот без греха сохранитися нам… Благословен еси, Господи, Боже папа отечественных, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь…” По Уставу эта молитва обязана читаться, но читаться крайне важным лицом. Устав в течении всей работы выделяет определенные тексты, – тексты, отнесенные в ведение предстоятеля.

“Стихиры на стиховне” – это отдельный вид стихир, в безотносительном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и сейчас ни при каких обстоятельствах не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются торжественные богослужебные круги. Стихиры, забранные из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, каковые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени.

Сейчас отпущаеши – по Уставу кроме этого просматривает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь ответственное значение он имеет для вечерни. “Сейчас отпущаеши раба Твоего, Владыко…” – это слова, сказанные Симеоном Богоприимцем в тот сутки, что сейчас именуется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, исполнения и ожидания Спасителя этого ожидания. Данный текст (а по Уставу он в любой момент обязан читаться) образует лицо вечерни, и конкретно по причине того, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и праздничнее работа), мы можем сказать о вечерни как о работе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге собственного выполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче отечественный. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что имеется в работе. И тут же поется самый главный текст из изменяемых частей работы, тропарь Минеи.

По окончании вечерни надеется идти на братскую трапезу, по окончании которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание по окончании повечерия: “Должно имеется и сие ведати: по отпущении… не подобает монахом творити беседы приятель со втором, но с молчанием исходити в келлии собственная, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне.”

Типикон говорит, что по окончании повечерия уже нельзя разговаривать.

Затем будет будничная утреня и полунощница; конкретно уставом будничной утрени мы на данный момент и займемся.

Утреня имеет собственного рода заставку, которая именуется “двупсалмие.” Из самого этого слова ясно, что эта часть работы образуется двумя псалмами, эти псалмы в любой момент однообразны: 19-й и 20-й. К ним примыкают кое-какие постоянные тексты, каковые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Конкретно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, со своей стороны, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – работа в основном мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с восходом солнца и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, сначала работы уже появляется эта тема.

Шестопсалмие по Уставу назначено просматривать предстоятелю, и оно имеет таковой подробный комментарий в Типиконе, какого именно не имеют другие части утрени. Про шестопсалмие сообщено, что его нужно просматривать “негромким гласом и легким, косно (т.е. медлительно) и во услышание всех.”

Про шестопсалмие сообщены и другие серьёзные для нас слова: “Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати (т.е. особенно пристально стараться слушать): покаяния бо псалмы выполнены сущность и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и испуганно Божиим, яко Самому Всевышнему невидимо беседующе и молящеся о гресех отечественных.” Редкая часть в работе имеет подобный комментарий в Типиконе.

Всевышний Господь со стихами по Уставу обязан возглашать не диакон, а канонарх, подобно тому, как и на вечерне прокимен по Уставу возглашает канонарх.

На будничной утрени читаются две либо три кафизмы, какие конкретно и какое количество кафизм в любой конкретный сутки, возможно определить из 17-й главы Типикона. По окончании каждой кафизмы читаются (а по Уставу должны петься) седальны из Октоиха.

Пс.50-й – неизменяемая и важная часть утрени.

На будничной утрени читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в пятницу и среду – каноны Божьей Матери и Кресту, в четверг – апостолам и свт. Николаю. По Уставу в каждой песни канона должен быть ирмос (ирмос поется лишь первого канона, остальные пропускаются) и 13 тропарей всего 14 строф, гимнографических единиц; но на практике каноны очень сильно уменьшаются. Тропари канона должны припеваться (увидим, что Типикон знает лишь пение канона и ни при каких обстоятельствах не говорит о чтении) к стихам библейских песен. на данный момент практически везде библейские песни употребляются только Великим постом, а перед тропарями канона читаются соответствующие его теме припевы (напр., Слава, Господи, Кресту Твоему Честному, Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.). Песни 3-я, 6-я, 8-я и 9-я не только раскрываются, но и закрываются ирмосами; они берутся из канона Минеи. Малые ектеньи, каковые возглашаются по 3-й, 6-й и 9-й песням: дробят канон на три части.

По окончании 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, по окончании 6-й – икос и кондак Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (в случае, если имеется) и Богородичен.

Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в работе шестеричному святому к ним время от времени припеваются хвалитные стихиры.

Вседневное славословие по Уставу обязан просматривать предстоятель.

С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни.

Отпуст подводя итог не произносится, он раздастся уже на первом часе, что (за исключением Царских часов) постоянно присоединяется к утрени.

По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени надеется исхождение в притвор и в том месте совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении погибших братий.

Утреня

Благословен Всевышний отечественный… С С 23,9 В приходских храмах довольно часто опускается
Двупсалмие Ч С Ч С 22,9
Слава Святей… С С
Шестопсалмие Ч Ч 9,7 По указанию Типикона читается предстоятелем
Утренние молитвы С С
Великая ектения Д Л С С
Всевышний Господь со стихами Д Ч С Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом
Тропари на Всевышний Господь Л М 9, 48 Т: М — 2р., Слава: И сейчас: Б В случае, если 2 свв., то 2-й Т на Славу:
Рядовые кафизмы (две либо три) Ч П 9,17 В приходских храмах время от времени просматривают псалом за Славу.
Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение Л (Ч) О 9,10 Время от времени не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах в большинстве случаев опускается.
50-й псалом Ч Ч
Канон Л (Ч) Д С О М И 11, 18, 20, 48, 16, 9 Работа без символа: Шестеричный св.: Два малых свв.:
К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4
По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И сейчас: Б. Святоотеческое чтение (в большинстве случаев опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., после этого седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И сейчас: Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, икос и кондак М. Чтение Пролога (в большинстве случаев опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим… ирмос канона Минеи, Честнейшую По9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно имеется, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: — светилен М.; И сейчас: Б.
Хвалитные псалмы Л (Ч) (148,149,150) Л (Ч) Ч В случае, если в Минее имеется стихиры на Хвалитех, псалмы поются, в случае, если нет – читаются.
Стихиры на Хвалитех Л Ч М 9,48 Время от времени бывают у шестеричных святых. В случае, если стихир нет – вместо них: Слава: И сейчас: Тебе слава подобает…
Слава в Вышних… Сподоби, Господи (т.н. вседневное славословие) Л Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем
Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения Д Л С С С С
Стихиры на стиховне Л О М 9, 48 Стихиры Октоиха со собственными стихами Слава: М; И сейчас: Б
Благо имеется Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем
Трисвятое. Пресв. Троице: Отче отечественный Ч Ч
Тропарь Л М 9, 48 Т: М, Слава:И сейчас: Б В случае, если 2 свв., то 2-м Т на Славу:
Сугубая ектения Д Л С С
Окончание утрени С Л С Без отпуста
1 час
Первый час Ч С Ч М 9, 48 С великим отпустом

СВЯТЫЕ. Забытый праведник Александр Свирский (2012)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: