Вопрос № 48 Когнитивное консультирование
Когнитивный подход.Опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым обстоятельствам нарушений и подобно бихевиоральному — к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Фокус внимания этого подхода сосредоточен на схемах мышления: Любой ответ на внешние события опосредован внутренней организацией психологических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает негативные познавательные схемы, что принципиально сравнимо с вирусными искажениями и ошибками программирования компьютерных программ
. самые известными представителями когнитивного направления в психологии явились Дж. Келли, А. Эллис, А. Бек
Сущность когнитивного направления пребывает в объяснении того, как личность интерпретирует и прогнозирует собственный жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, руководит переживаемыми событиями
Разные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение личных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. задачи и Цели психотерапии ориентированы на перепрограммирование мышления и когнитивных процессов как образования возникновения симптомов и механизма проблем. Круг способов весьма широк — от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.
В базе когнитивного подхода лежат теории обрисовывающие личность с позиций организации познавательных структур. Конкретно с ними трудится психолог в коррекционном замысле, причем во многих случаях речь заходит не только о нарушениях фактически познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих неприятности общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Данный подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, используется как в личной, так и в групповой форме, и для коррекции домашних и супружеских взаимоотношений. Возможно выделить следующие его особенности: Главное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему — мыслям о себе и о мире. Считается, что знание обстоятельств нарушений не всегда ведет к их исправлению. В базе коррекции лежит научение новым методам мышления. Широкое использование совокупности домашних заданий, направленных на перенос взятых новых навыков в среду настоящего сотрудничества.
Главная задача коррекции — трансформации в восприятии себя и окружающей действительности, наряду с этим согласится, что знания о себе и мире воздействуют на поведение, а его последствия и поведение воздействуют на представления о себе и мире.
В когнитивном подходе возможно выделить два направления:
1. Когнитивно-аналитическое.
2. светло синий-поведенческое
Когнитивно-аналитическоенаправление.
Главная задача — создание модели психотерапевтической неприятности, которая была бы понятна клиенту и с которой он имел возможность бы трудиться самостоятельноЗадачей психолога Д.Келли вычислял выяснение неосознаваемых категорий мышления (каковые являются источником категорий мышления) и обучение клиента новым методам мышления. Для этого он создал техники яркой коррекции неадекватных способов мышления. Главные понятия, применяемые в когнитивно-аналитическом направление: «ловушки», «задачи», «препятствия».
Целью какое количество консультирования есть «побуждение заново «к действию» совокупности проверки действительности» (Beck. 1990)
Когнитивные консультанты «учат больных самим корректировать недостатки когнитивной обработки и подкреплять предположения, разрешающие им справляться с обстановкой» (Beck, Weishaar, 1989), стремятся развить у клиентов поведенческие навыки, имеющие отношения к их проблемам, обучают клиентов: контролю отрицательных автоматических мыслей; осознанию связи между когнициями, поведением и эмоциями; изучению и проверки доводов «за» и «против», искаженных автоматических мыслей; замене основнных на предубеждениях когниций более рациональными интерпретациями; идентифицированию и трансформации убеждений, каковые содействуют происхождению предрасположенности к искажению опыта
Когнитивная теория А.Бека. Когнитивные искажения. Стратегии когнитивно-поведенческого консультирования.
А.Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений, хороший от классических поведенческой терапии и школ психоанализа. Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взор человека на самого себя и собственные неприятности. Клиента учат возможности заметить в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и талантливого отказаться от ошибочных идей либо их исправить. Лишь выяснив либо исправив неточности мышления, клиент может создать для себя жизнь с более большим уровнем самоосуществления. Основная мысль когнитивной психокоррекции А.Бека пребывает в том, что решающим причиной для выживания организма есть переработка информации. В следствии рождаются программы поведения. Человек выживает, приобретая данные из экологии, синтезируя ее и планируя действия на базе этого синтеза, т.е. производя самостоятельно программу поведения. у каждого человека в когнитивном функционировании имеется собственный не сильный место — «когнитивная уязвимость». Именно она располагает человека к психотерапевтическому стрессу.
Когнитивные искажения- это систематические неточности в суждениях под влиянием чувств. К ним относятся: 1.Персонализация- склонность трактовать событие в нюансе личных значений. Клиент переоценивает как частоту, так и степень отрицательных эмоций, каковые он вызывает у других людей. 2.Дихотомическое мышление.Человек принимает мир лишь в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение. З.Выборочное абстрагирование (извлечение).на шумной вечеринке юный человек начинает ревновать собственную девушку, которая склонила голову к второму человеку, дабы лучше его расслышать. 4. Беспочвенные умозаключения- беспочвенные либо кроме того противоречащие очевидным фактам умозаключения. К примеру, трудящаяся мама в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я -нехорошая мама». 5.Свергенерализация
6.Преувеличение (катастрофизация)- преувеличение последствий каких-либо событий