Когда происходит отставание в общем развитии

Ребенок с задержкой неспециализированного развития приходит в школу

Практически в каждом классе среди ребят, в первый раз пришедших в школу, найдется один-два ученика с отставанием в общем развитии.

Обучаться им тяжело сначала. Из десяти предложенных им слов они в состоянии запомнить лишь три-четыре. Да и то при неоднократном повторении… Они не справляются с ответом несложных задач, в силу того, что

не смогут запомнить условие. Практически запоминание условия для них — независимое и отнюдь не легкое задание. В случае, если им удается с ним совладать — появляется новая трудность. Начал операции с числами — опять забыл условие. Наконец сумел верно его повторить, но приступил к вычислениям, и все выяснилось абсолютно потерянным. В один момент не забывать и думать такие дети не в состоянии, им это не под силу. Учение преобразовывается в настоящую муку и для них самих, и для преподавателей. Все, практически все достается им с превеликим трудом, идти вровень с классом они не в состоянии. Появляется подозрение на патологию. Их ведут на обследование, но обследование никакой патологии не выявляет. И не просто так:

большинство этих ребят, в случае, если иметь в виду здоровье, нормальные дети. Конкретно здоровье, но не развитие. Вот развития-то, развития в самом неспециализированном, широком смысле эти дети не взяли. Психологи в большинстве случаев именуют их детьми с задержкой развития, имея в виду обстоятельство их отставания. Узнаваемый коммунистический педагог В. А. Сухомлинский именовал их неспособными либо кроме того слабоумными, имея в виду то, как выглядят они, в случае, если на них наблюдать глазами преподавателя.

Что ожидает для того чтобы ребенка в будущем?

Либо ему нужно будет проститься с общеобразовательной школой и его переведут в особую школу для аналогичных и более тяжелых детей.

Либо родители сумеют всю жизнь семьи подчинить на последовательность лет задаче наверстать потерянное в общем развитии ребенка и будут упорно с каждым днем вести кропотливую и неустанную борьбу за его будущее. Борьбу, протекающую к тому же в негативных условиях. Негативных по причине того, что соответствующие сензитив-ные периоды были потеряны. То, на что раньше ушли бы дни, сейчас потребует недель; то, что потребовало недель, потребует месяцев; то, на что необходимы были месяцы, займет сейчас годы.

Задержка неспециализированного развития у ребенка — настоящая беда и для него самого, и для всей семьи. Не нужно относиться легкомысленно к первым проявлениям отставания в развитии, как это время от времени не редкость,— ничего, дескать, пускай мало подрастет, все само собой медлено образует-

ся. Вправду, часто замедление темпа развития выясняется временным, ребенок после этого сам догоняет собственных сверстников без особенных упрочнений своих родителей. Но это если не потерян необходимый сензитивный период. В случае, если же он был потерянным и родители сходу не обратят на ребенка дрлжного внимания, то из-за задержки какой-то одной функции либо способности будет тормозиться вторая, обе они совместно застопорят развитие третьей, и потом данный процесс отправится со все усиливающимся нарастанием. В итоге к моменту поступления в школу образуется неспециализированное отставание в развитии.

Пускай таких ребят не через чур много: один-два, как сообщено выше, на класс, да да и то не всегда. Но через чур К’

-\ вероятное, дабы их ребенок не был в числе этих

^детей.

^?

‘^Обычные обстоятельства задержки в общем развитии

Разглядим сейчас более конкретно, какие конкретно обстоятельства значительно чаще приводят к отставанию в общем развитии. В один момент сообщённое будет являться указанием, чего обязана остерегаться семья, если она желает предотвратить задержку неспециализированного развития у ребенка.

В случае, если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что обстоятельством значительно чаще не редкость какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое конкретно — не сущность принципиально важно. Принципиально важно, что оно хватало продолжительным. В обычной семье, где старшие занимаются ребенком приблизительно так, как обрисовано выше, такое заболевание в большинстве случаев проходит бесследно для развития.

Но в случае, если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка негативных обстоятельств. Что же это за осложняющие моменты?

На первое место тут должен быть поставлен недостаток общения. В психотерапевтической литературе обрисован случай, в то время, когда мать, уходя на работу, закрывала ребенка на целый сутки одного в доме. В другом случае ребенок оставался на попечении глухой бабушки. В третьем — ребен-

{‘^й^наг, ^астн^ 17

ка «подбрасывали» соседке, которая по большей части заботилась только о том, дабы как направляться его накормить да одновременно с забрать у него из рук то иголку, но ножницы, то какой-нибудь еще страшный предмет. Но особенно досадными являются те случаи, в то время, когда взрослые создают недостаток общения, уклоняясь от всех контактов с ребенком, не считая «деловых» (накормить, переодеть, уложить дремать и т. д.), легко по причине того, что им такие контакты малоинтересны. В этих обстоятельствах у них постоянно находится множество обстоятельств не заниматься ребенком и дать его самому себе — усталость по окончании работы, необходимость отдохнуть, масса всяческих домашних дел и т. п. В большинстве случаев им удается достаточно скоро убедить самих себя в том, что именно эти обстоятельства и не разрешают им выделить ребенку какое-то время, не считая самого твёрдого минимума. Я не планирую тут оспаривать в большинстве случаев перечисляемые обстоятельства — сами по себе они в полной мере настоящи: все мы устаем по окончании трудового дня, по окончании очередей в магазинах, по окончании уборки, стирки и другой работы по дому. Принципиально важно осознать, что общение с ребенком нельзя откладывать до того момента, в то время, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в сутки по большому счету не оставаться времени. В случае, если у вас имеется ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу ваших домашних обязанностей. Если вы это не сделаете, ребенок будет расти в условиях недостатка общения. Последствия этого не нуждаются в повторении.

Особенно не легко отражается на развитии ребенка недостаток материнского общения в первые 2—3 года судьбы. Как продемонстрировали относительно недавние изучения, это время есть только серьёзным периодом в развитии ребенка, а самые тесные контакты у него сейчас существуют конкретно с матерью. Фактически, это продолжение тех естественных контактов, каковые начались еще раньше, в то время, когда мать баюкала его, пеленала, кормила, делала ладушки, в то время, когда он первым из всех человеческих лиц обучился различать лицо матери и встречать его общим оживлением и радостной улыбкой. Вот что пишет по этому поводу В. А. Сухомлин-ский: «В случае, если ребенок в первые 2—3 года собственной жизни не

открывает через самого близкого, самого дорогого ему человека — мать — всю землю человеческий в том количестве, в каком он дешёв детям в этом возрасте, в случае, если вместе с нежным, заботливым, тревожным, умным выражением материнских глаз он не слышит узких эмоциональных оттенков родного слова,— умственная судьба его отправится совсем не так, как она отправилась бы при условии верного материнского воспитания».

Вторым негативным для детей моментом, не легко отражающимся на их развитии, являются конфликтные отношения в семье, в особенности если они усугублены пьянством своих родителей. Ситуация постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка в таковой семье. Легко возможно представить, каким было его дошкольное детство, в случае, если в ответ на требование преподавателя придумать простое предложение он выводит в собственной тетради: «Отец выпивал. Отец бил» (настоящий случай из школьной практики автора). Жизнь для того чтобы ребенка напоминает жизнь затравленного звереныша. Его еще слабая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии своих родителей тут не приходится сказать. Более того, как правило оно выступает как подавляющий фактор. Исходя из этого кроме того первоначально маленькая задержка развития, скорее кроме того не задержка, а так, маленькая пауза, избегнуть которых вряд ли может хоть один ребенок и которая в обычной семье не требует принятия особых мер и проходит без последствия, тут легко делается той начальной обстоятельством, на которую после этого начинают наслаиваться другие, приводя в конечном счете к такому отставанию в развитии, что ребенок оказывается не в состоянии осваивать школьную программу начиная с первого класса.

Следующим моментом, не легко сказывающемся на неспециализированном развитии ребенка, есть неполноценность общения. Выше, в то время, когда мы говорили о недостатке общения, обращение шла о количественной стороне общения. Родители, обычно сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму. Сейчас отправится обращение о качественной стороне общения. Общение возможно продолжительным по време-

ни, так что о недостатке сказать тут помой-му не прихо. дится, и одновременно с этим до крайности обедненным. Обед. ненным или в интеллектуальном,’ или в эмоциональном замысле. Или часто в обоих сходу.

Интеллектуальная обедненность общения являете] в большинстве случаев естественным следствием низкого уровня интел лектуальной жизни семьи. В случае, если в доме нет книг либо, г.а на данный момент не редкость, книги, заботливо подобранные под цве| обоев, стоят, но их никто не просматривает, в случае, если ребенок слыши| пренебрежительные высказывания о работниках умствен| ного труда, как о лентяях, в случае, если семья не выписыв^ ет ни газет, ни изданий, в случае, если ребенок не видит либо почт не видит кого-либо из участников семьи просматривающими, есл при нем взрослые не обмениваются впечатлениями ‘ прочтённом, в случае, если их интересы ограничены добывание;

вещей и перемыванием костей соседям — значит, в семь низок неспециализированный интеллектуальный уровень, и уже в сил’ этого тяжело ожидать интеллектуально полноценного об щения с ребенком. ‘

Выше я уже упоминал, что словарный запас нормаль ного ребенка, приходящего в школу, в большинстве случаев составляв 4—5 тысяч слов. Но попадаются семьи, где мать, общаяс с ребенком, обходится двумя-тремя сотнями слов. Може те себе представить, с каким словарным запасом приде| таковой ребенок в школу? Кроме бедности словарного за| паса в чисто количественном отношении тут присутствует и качественная обедненность: ребенок не знает многие возможностей слова, с которыми его развитые сверстни! ки фактически отлично привычны, — потребление слова в прямом и в переносном значении, эмоциональная окраска слова и т. д.

Вот диалог, воображающий собой зарисовку, что именуется, с натуры:

— Сервантеса просматривала?

— Не-а. А про чево в том месте?

— Как один чувак начитался романов и окосел. Это из размещённой в «Комсомольской правде» статьи Ю. Костанова. Возможно представить себе, какой интеллектуальный уровень был в семьях, где росли эти юные люди, и каким он будет в их собственных будущи семьях.

С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, в большинстве случаев, следствие убогости эмоциональной судьбе семьи. В таковой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, в силу того, что такое чувство удивления чуждо взрослым. Они не в состоянии ощутить юмор в словах другого человека, они не знают комических положений, практически принимают сообщённые не в серьез слова. Кроме того смеются эти дети редко — так как они не приучены и не могут видеть в вещах их забавную сторону. И кстати, это не верно безобидно, как может показаться на первый взгляд. Хохот, справедливо показывал В. А. Сухомлинский, один из каналов познания, одна из точек зрения, с которой перед человеком раскрывается мир в его многообразии. И в случае, если данный канал закрыт, идея не начинается абсолютно.

Таковы главные негативные факторы, приводящие к отставанию в развитии: недостаток общения, в особенности материнского общения в первые два-три года судьбы, конфликтные отношения в семье, пьянство своих родителей, неполноценность общения в силу скудости интеллектуальной и эмоциональной судьбе семьи. Само собой разумеется, не единственные, но пожалуй, чаще всего видящиеся. Выше у нас шла обращение о том, что в большинстве случаев дело начинается с какой-нибудь продолжительной болезни, а позже начинает действовать один из этих факторов (либо пара), и маленькое сначала отставание начинает все больше углубляться, получая в итоге такие размеры, что под сомнение ставится возможность обучаться в общеобразовательной школе совместно со всеми ребятами. Так происходит довольно часто, но, само собой разумеется, далеко не всегда. Строго говоря, любой из рассмотренных факторов может выступить в роли первой обстоятельства, на которую после этого начнут наслаиваться остальные. А время от времени, не смотря на то, что это видится достаточно редко, достаточно не редкость какого-либо одного фактора. Особенно это относится пьянства своих родителей, в силу того, что он, в большинстве случаев, сопровождается понижением и интеллектуального и эмоционального уровня судьбы семьи, и острыми конфликтами, и недостатком общения. Да, недостатком, в силу того, что пьяные и пьяные ласки

объятия нельзя считать людской контактом. Они скорее пугают ребенка, чем приучают его к эмоциональ. ной судьбы.

Принимаемые меры

Сейчас в связи со всем сообщённым у читателя, возможно, появляется следующий вопрос. Как действенными смогут быть родительские упрочнения, в случае, если отставание уже наметилось?

В этом отношении в высшей степени поучителен опыт В. А. Сухомлинского. Он ни при каких обстоятельствах не отправлял детей с задержками развития во вспомогательные школы. Он справедливо думал, что полноценная, интеллектуальная, все время обогащающаяся среда — одно из наиболее значимых условий преодоления их отсталости. За время его педагогической работы ему встретились 107 детей, пришедших в школу с громадными задержками в развитии. С каждым из них было необходимо вести громадную дополнительную работу, искать верный личный подход, но в итоге все (и это хочется намерено выделить — все!) стали полноценными людьми. 55 из них окончили десятилетку; 25 — техникумы и взяли среднее особое образование; 17—профучилище и вечернюю школу; 8 — взяли специальность на направлениях; 2 — из-за заболевания окончили восьмилетку спустя пара лет. А 13 человек из 107 смогли взять высшее образование.

Но само собой разумеется, таковой итог мог быть достигнут за счет громадной работы, которую проделывал данный весьма гениальный и вечно любящий детей педагог. И самое основное — он весьма тонко осознавал, в чем состоит главная беда таких ребят. Собственную задачу он видел в помощи им в первую очередь не в освоении школьной программы, а в обогащении их интеллектуальной и эмоциональной жизни, стараясь наверстать упущения в общем развитии. Он организовывал для ребят особые уроки, проводившиеся не в классе, а на лоне природы — у пруда, в лесу, в саду, в поле. На этих уроках он стремился приучить ребят вскрывать невидимые с первого взора

причинно-следственные отношения между явлениями. Вторая цель этих уроков — вызвать у детей удивление, чувство удивления перед открытием нового. Вечерами он собирал детей у себя, дабы слушать и придумывать сказки. В случае, если уроки на природе обогащали интеллектуальную и эмоциональную судьбу ребенка, то произведение (а сперва легко слушание) сказок помогало выразить накопленные впечатления в слове и так овладеть тонкостями и нюансами родной речи. Это со своей стороны обогащало интеллектуальную и эмоциональную сферу, а такое обогащение стимулировало развитие речи.

Само собой разумеется, В. А. Сухомлинскому приходилось вести занятия с ребятами и по предметам школьной программы. Понемногу у него сложилась хрестоматия, предназначенная для детей с задержками в развитии, и такой же задачник. Но это, как уже говорилось, не было главным.

стаж работы В. А.. Сухомлинского светло говорит: отставание в развитии преодолимо. Но тут я заблаговременно слышу возражение критически настроенного читателя:

«Так как В. А. Сухомлинский был гениальным педагогом, вечно любящим детей. Запрещено же равнять с ним обычных своих родителей, лишенных педагогического таланта!» Да, согласен, педагогический талантбыл преимуществом В. А. Сухомлинского. Не у всех своих родителей он имеется. Но у своих родителей собственные преимущества. В первую очередь основное — они смогут начать принимать меры существенно раньше, чем это имел возможность делать В. А. Сухомлинский. В то время, когда сензитивный период еще не до конца потерян. Либо в то время, когда прошедший по окончании него срок относительно мал. Сейчас подогнать отставание в общем развитии существенно проще. Помимо этого, Сухомлинский постоянно имел дело с детской группой, у своих родителей значительно чаще лишь один ребенок. Развивающие уроки В. А. Сухомлинского (он именовал их уроками мышления) проходили два раза в неделю. Родители смогут заниматься со своим ребенком каждый день.

Пускай в силу отсутствия педагогического таланта результаты родительских упрочнений будут не столь велики, как у Сухомлинского. Но это будет компенсироваться вышеперечисленными преимуществами. И последнее замечание: успех В. А. Сухомлинского был обусловлен не

лишь педагогическим талантом, но еще и огромной любовью к детям и кропотливой повседневной работой, А тут родителям, пожалуй, несложнее. В. А. Сухомлинско-го должно было хватить на то, дабы обожать всех детей, как родных. Это, вправду, большое искусство и большой дар. От своих родителей же требуется показать терпение и любовь в отношении собственного довольно часто единственного ребенка. Случай, в то время, когда такая любовь отсутствует, так противоестествен, что я не желаю его кроме того разглядывать. Ну а что касается работы, то это только компенсация того, что не было сделано раньше. Не желали (либо не могли) уделять должного внимания собственному ребенку одновременно с — придется позднее наверстывать потерянное. К тому же для обычных своих родителей, любящих собственного ребенка, сама эта работа (в случае, если тут по большому счету уместно это слово) не думается в тягость. Тяжело второе — перестроить стереотип судьбы в семье, дабы выкроить время; где-то сократить время, проводимое у телевизора, поездки к себе домой и т. д. Но это нужно сделать.

Может показаться кроме этого, что у В. А. Сухомлинского, трудившегося в сельской школе, было ответственное преимущество — возможность легко вывести ребят на природу. Само собой разумеется, общение с природой довольно много дает человеку, притом в любом возрасте. Но для целей, каковые мы на данный момент обсуждаем, и муниципальные обитатели также имеют фактически неограниченные возможности. Заберите, например, ребенка с собой на почту. Само собой разумеется, не тогда, в то время, когда вам нужно что-то реально взять либо послать. И конеч-. но, не в часы пик, в то время, когда в том месте довольно много народу, все раздражены, нервничают и визитёры, и почтовые работники. Попытайтесь поставить перед ребенком вопрос: как письмо находит собственного адресата? В этот самый момент вам представится красивая возможность поведать и продемонстрировать, как пишется адрес, разъяснить значение почтовой марки, различных по цвету коробок и т. д. Имеете возможность для полноты впечатления послать себе к себе какую-нибудь цветную картину. Особенно эффектно будет, если вы принесете с собой какую-нибудь домашнюю открытку, рисунок, фотографию, которая отлично знакома ребенку. Вот вы ее положили в конверт, написали адрес, заклеили, и ребенок сам, собственными ручонками опустил ее в почтовый коробку. Была

картина и больше ее нет. Она осталась где-то в том месте, в коробке. Для малыша это приблизительно то же, что по большому счету выбросить ее: он схватывает тут первым делом отношение «имел — лишился». И внезапно через день-дру-гой она возвратилась к вам к себе. Как это случилось? Вот изумленный вопрос, что задает ребенок старшим. В случае, если этого удивления не появилось, попытайтесь позвать его собственными вопросами. И после этого, само собой разумеется, не ограничивайтесь, как время от времени не редкость, односложными ответами:

«Почтальон принес», «Почта доставила», а попытайтесь развернуть, очевидно в дешёвой ребенку форме, целый процесс прохождения письма к адресату. Привести к чувству удивления по большому счету крайне важно. Довольно часто оно появляется у малыша совсем не тогда, в то время, когда мы, взрослые, его ожидаем, руководствуясь отечественной взрослой логикой. Тут мне вспоминается случай со своим собственным сыном. в один раз, в то время, когда он был еще мелким, мне довелось выступать по телевидению. В то время, когда мы с ним позже увиделись, меня ожидало неподдельное удивление: «Отец, ты таковой большой, как же ты поместился в мелкий телевизор?» Мальчик уже давно наблюдал по телевизору различные программы, и у него не появлялось ни удивления, ни вопроса, как же в том месте помещаются другие люди, слоны, которых он видел в зоопарке, поезда, каковые он видел при поездке на дачу и т. п. Это воспринималось как само собой разумеющееся. А вот отец — совсем другое дело! Это был предлог для беседы на ответственную тему — о его изображении и предмете (на фотографии, на картине, в кино и, наконец, в телевизоре). Не знаю, само собой разумеется, как глубоко я сумел изложить все эти далеко не простые вопросы, но без сомнений, что еще один мелкий кирпичик был положен в возводимое строение неспециализированного развития. Вот таких ситуации удивления направляться стараться максимально применять, а не отмахиваться от них, как это время от времени не редкость: «Не задавай глупых вопросов! Как другие помещаются, так и отец поместился».

Но возвратимся к нашему примеру с почтой. Один раз вы познакомили его с процессом отправки писем. Второй раз—с видами писем: заказными, открытыми, авиа. Третий раз — с другими почтовыми операциями: посылками, переводами, бандеролями, весточками.

•)Ч

Четвертый — с доставкой журналов и газет. И без того потом, И в этом ключе смогут быть использованы чуть ли не все учреждения, каковые нас обслуживают и каковые нам приходится посещать: магазин простой и магазин-магазин, прачечная, фотография, мастерская, где ремонтируют обувь и т. д.

Нужно лишь выполнять пара условий. Во-первых, не жалеть времени на то, дабы разъяснять ребенку происходящее. В меру вероятного делать его самого участником действия («Ну-ка выбери нам два пакетика с молоком сам»). Если вы заняты и торопитесь, то лучше просто не брать ребенка с собой, чем сводить его роль к простому: «Находись, не крутись!» Либо: «Постой тут и никуда не уходи, я на данный момент возвращусь».

Во-вторых, попытайтесь, дабы по возвращении ребенок поведал о собственных впечатлениях. самый естественный для этого прием, как уже упоминалось, рассказ домашним о том, что было. И пускай они отнесутся с полной заинтересованностью к рассказу, задают вопросе! и т. д. Проявление невнимания («Не мешай, помолчи!») способно на долгое время отбить у ребенка охоту к таким рассказам.

В-третьих, нужно, дабы снова полученные знания и впечатления ребенок включил в игру. Пускай мишка делает закупки у куклы, кукла отправляет посылку слоненку и т. д. Значительно чаще ребенок и сам, по собственной инициативе, начинает играться в соответствующие игры. Но время от времени нужно натолкнуть его на это, принять на первых порах участие в игре и т. д.

Учить ли дошкольника!

В завершение главы хочется остановиться еще на одном вопросе, связанном с неспециализированным развитием. Это вопрос об уместности изучения в дошкольном возрасте отдельных элементов школьной программы. Отлично это либо не хорошо, необходимо это делать либо нет? Об этом довольно часто задают вопросы психолога родители. И часто бывают разочарованы, в то время, когда не приобретают однозначного, пригодного для всех случаев ответа. В это же время, для того чтобы ответа нет: все

зависит от конкретных событий — от того, как идет развитие ребенка, как подготовлены сами родители к тому, дабы взять на себя такое обучение. На некоторых моментах, каковые нужно учитывать первым делом, мы и остановимся ниже, дав пара практических советов.

В случае, если ребенок растет живым и любопытным, в случае, если ум его всегда требует новой и новой пищи, если он начинает интересоваться какими-то вещами, требующими школьных знаний либо, тем более, сам требует научить его чему-нибудь, значительно чаще — просматривать, то соответствующее обучение будет тут в полной мере уместно. Запрещено отделываться от ребенка заявлениями типа: довольно много будешь знать—не так долго осталось ждать состаришься, либо: отправишься в школу— в том месте все определишь. Так недолго загасить развивающийся познавательный интерес. Ребенок близко подошел в собственном развитии к пределу школьных знаний и нет оснований задерживать его тут.

В случае, если же ребенок к этому пределу еще не подошел, то лучше не форсировать его неестественным образом. Не поддержанное идущей изнутри мотивацией обучение будет оставлять у ребенка тягостное чувство, и неприязнь к учебе может сформироваться у него раньше, чем он отправится в школу. Да и приобретаемые знания усваиваются в этом случае чисто механически и остаются формальными, мало пригодными к потреблению, и скоро забываются, в случае, если взрослые не организуют систематического повторения. Более верная линия в этом случае — сосредоточить внимание на неспециализированном развитии и на тех моментах, о которых отправится обращение в следующих главах: на формировании навыка управления собою и выработке познавательной мотивации.

Простая неточность своих родителей пребывает в том, что они начинают обучение ребенка, совсем не сообразуясь с уровнем его развития, значительно чаще по наитию, под действием каких-то случайных факторов: «По какой причине мы начали учить Сашу просматривать? Ну как же — на праздничные дни мы ходили в гости к Вишневским, а их Мика — представьте! — уже просматривает, по складам, но просматривает. А чем отечественный Саша хуже?»

Потом. Если вы решили научить чему-нибудь собственного

ребенка (вычислять, просматривать и т. д), то спросите, как это делается сейчас. Необычным образом взрослые довольно часто уверены в том, что тут хватает воспоминаний о том, как их самих учили когда-то в юные годы. Кроме того, что эти воспоминания уже далекие и значительно чаще полустершиеся, к тому же еще и соответствующие способы обучения бывают, мягко говоря, достаточно далеки от современных.

К сожалению, имеющийся у меня опыт подсказывает, что мало кто из читателей постарается определить новые способы обучения, не обращая внимания на то, что все согласятся с тем, что это нужно. Из этого мой следующий совет. Если вы все же взялись обучать ребенка по собственному усмотрению,’ то доводите дело до конца. Скажем, чтение до отметки беглого чтения, сложение до отметки безошибочности и т. д. В противном случае весьма громадна опасность того, что вы просматривать либо вычислять ребенка толком не научите, но организуете у него нерациональный метод действия Помнится, мне доводилось наблюдать мальчика, родителе которого уверяли, что тот не хочет быть внимательным при чтении. Прочтет пара слов нормально, а позже выдает что-то несусветное. Оказалось, что мальчики учили просматривать до школы дома. Для начала вынудили выучить целый алфавит: это «А», это «Бэ», это «Вэ» и т. д. Позже ввели побуквенное чтение: сначала именуется одна буква, позже вторая, позже они прочитываются совместно. Дело шло медлительно, и в итоге родители это закинули. Но метод чтения (неверный!) успели организовать. К нему мальчик и обращался в затруднительных случаях, в то время, когда стал первоклассником: это «бэ», это «рэя, совместно «бэрэ»; это «а», «это» «тэ», совместно «ат». В итоге вместо «брат» прочитывается «бэрэт». А так как вся эта работа шла про себя, то учительница не знала, как бороться с неточностями в чтении, жаловалась родителям на невнимательность сына, а те прибегали к домашним репрессиям. У мальчика начинала складываться отчетливая неприязнь к учительнице, родителям и по большому счету к учебе. Доведи родители дело до конца, до беглого чтения, ничего этого не было бы. Но для этого требовалось довольно много времени, довольно много упрочнений, потому, что учили ребенка устаревшим методом.

Потом. направляться не забывать, что в случае, если ребенок приходит з школу, уже частично зная программу первого класса, то учеба может показаться ему неинтересной и не требующей упрочнений. В этом случае- громадна опасность того, что у него не будет формироваться учебная деятельность (либо будет формироваться с какими-то недостатками). Родителям придется намерено трудиться над этим, если они не желают, дабы где-то к концу четвертого-пятого класса школьник уперся в какие-то таинственные и непреодолимые трудности. Все сообщённое направляться учесть , в то время, когда вы решаете вопрос, направляться ли учить ребенка до школы.

Сейчас попытаемся коротко резюмировать сообщённое з настоящей главе.

Дабы у ребенка неспециализированное развитие шло нормально, нужно в первую очередь уйти от стандартных обстоятельств, ведущих к отставанию в развитии. От раздувания распрей в семье. От домашнего пьянства. От недостатка общения. направляться не забывать, что родители, предоставляющие своим детям расти, как трава в поле, вероятнее, когда дети отправятся в школу, столкнутся с фактом задержки развития.

Потом. Нужно обеспечить, дабы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). В большинстве случаев, для этого достаточно классических, спокон веку принятых форм общения, упоминавшихся выше, — рассказ и разговор, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, дабы применять какие-то новые, намерено придуманные развивающие формы общения, а в том, дабы полноценно применять то, что известно.

Потом. Нужно особенно пристально относиться к периодам долгой заболевании у ребенка. не забывать, что на время таковой болезни развитие заметно притормаживается (а время от времени кроме того наблюдаются случаи регрес-

са) и по выходе из заболевания ребенок испытывает недостаток в повышенном внимании старших, дабы процесс развития собрал собственный обычный темп.

Наконец, направляться не забывать, что в случае, если отставание в развитии сделалось совершившимся фактом, то оно в полной мере преодолимо. Преодолимо посредством техже средств, каковые мы используем, дабы обеспечить развитие ребенка. Основное наряду с этим не занимать пассивной позиции в надежде, что все образуется само собой, и не складывать руки, в случае, если ваши упрочнения не приносят немедленных удач.

Задержка речевого развития у детей. ЗРР: Стоит ли беспокоиться и когда?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: