К федеральным нормативным документам по СНДС относятся: правила и строительные нормы (СНиП), национальные стандарты, своды правил по строительству и проектированию (СП) и руководящие документы совокупности (РДС). Для субъектов РФ СНДС вводит новый нормативный документ — территориальные строительные нормы (ТСН), а СТП и СТО относит к производственно-отраслевым нормативным документам. Оказалась совокупность нормативных документов, полностью отличающаяся от принятой на федеральном уровне.
На терминологические и классификационные несоответствия СНДС закону возможно, условно упрощая правовую коллизию, взглянуть по-иному: не столь принципиально важно, как и по каким документам осуществляется строительная деятельность, основное, дабы ее результаты соответствовали современным требованиям. С таким упрощенно-прагматическим подходом тяжело дать согласие. В первую очередь по причине того, что в СНДС нет нормативного документа, что регламентировал бы конкретные и современные требования к конечному результату строительной деятельности — к строительной продукции. Сама СНДС (п. 4.2 приложения А) определяет строительную продукцию как законченные постройкой строения и другие строительные сооружения, и их комплексы.
Странность для того чтобы положения направляться из анализа определений нормативных документов, приведенных в СНДС. Национальные стандарты в области строительства, в соответствии с п. 5.3 СНДС, устанавливают необходимые и рекомендуемые положения, определяющие характеристики и конкретные параметры отдельных частей (!) сооружений и зданий, материалов и строительных изделий и снабжающие техническое единство при разработке, эксплуатации и производстве данной продукции. В этом определении строительных национальных стандартов нужно отметить полное отсутствие понятия строительная продукция: отдельные части сооружений и зданий, материалы и строительные изделия имеется, они — объекты стандартизации на уровне национальных стандартов, а конечный итог, т.е. строение либо сооружение, процедурами строительной стандартизации на этом уровне не регламентируется.
правила и Строительные нормы в соответствии с направляться. 5.2 СНДС устанавливают необходимые требования, определяющие цели, каковые должны быть достигнуты, и правила, которыми нужно руководствоваться в ходе создания строительной продукции. Это определение исключает возможность регламентации в СНиП требований к строительной продукции, т.е. к законченным постройкой сооружениям и зданиям, и ограничивает сферу действия СНиП этапами строительства и проектирования — процессом создания строительной продукции.
Процесс создания любой продукции — это, в общепринятом понимании, разработка производства продукции. Исходя из этого и с учетом требований к нормативным документам, установленных законом О стандартизации (ст. 6), СНиП нельзя отнести к нормативным документам, определяющим требования к готовой продукции. Вероятнее, СНиП делают функции нормативно-технологического документа федерального уровня.
Своды правил по строительству и проектированию, в соответствии с п. 5.4 СНДС, устанавливают рекомендуемые положения в обеспечение и развитие необходимых требований СНиП и общетехнических стандартов. Руководящие документы (РДС), как выяснено п. 5.5 СНДС, устанавливают необходимые и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности, которая связана с применением и разработкой нормативных документов в строительных работах. Следовательно, СП и РДС по определению не смогут устанавливать и регламентировать требования к готовой строительной продукции.
Анализ сущности федеральных нормативных документов, установленных СНДС, ведет к выводу о том, что в СНДС нет нормативного документа, определяющего требования к готовой строительной продукции. Исходя из этого СНДС чем-то сходна, условно говоря, с общеизвестной игрой Конструктор. Вправду, все подробности и элементы унифицированы, соответствуют определенным требованиям, как отдельные части строений и строительные изделия — требованиям национальных стандартов. СНиП в этом сравнении делают функцию инструкции по сборке разных фигур из элементов и унифицированных деталей, а СП и РДС определяют неспециализированные правила игры. Но игра не содержит требований к собранным фигурам, обеспечений их качества, долговечности и надёжности.
Легковесность сравнения не имеет возможности уменьшить серьезность недостатков в действующей нормативной базе строительства. Эти недостатки уже нельзя не подмечать с развитием рыночных взаимоотношений: приобретением строительной продукцией особенностей товара, необходимостью сертификации продукции, обязательствами обеспечений ее качества. И правовой нигилизм стал приобретать явные показатели прямых нарушений действующего законодательства.
Пример для того чтобы нарушения — обстановка, сложившаяся с необходимой сертификацией наборов древесных изделий и конструкций для малоэтажных жилых строений. На эту продукцию распространяется изделия 11047 и ГОСТ Детали древесные для малоэтажных жилых и публичных сооружений. Технические условия. Данный стандарт получил юридическую силу с 1 января 1991 г. и, конечно, не учитывает условий сертификации, введенной в стране с 1993 г. В августе 1997 г. распоряжением Правительства РФ наборы этих изделий и деталей включены в номенклатуру продукции, подлежащей необходимой сертификации. В соответствии с законом О стандартизации (п. 3 ст. 6) нужно было либо пересмотреть ГОСТ 11047, либо создать новый стандарт на наборы изделий и деталей, подлежащих необходимой сертификации. Но вместо этого создана объемная методика, определяющая требования к сертифицируемым наборам на базе отдельных положений последовательности СНиП, ГОСТ 11047 и требующая разработки еще и ТУ на эти наборы. Получается сложная, долгая и дорогая процедура, не обеспечивающая успехи целей сертификации.
Таковой вывод неизбежен, поскольку сертификация отдельных частей (элементов, конструкций, изделий) жилых строений не может служить полной гарантией надежности, долговечности, комфортности, экологической чистоты и безопасности жилого строения как конечного результата строительной деятельности, т.е. подлежащего реализации товара. К тому же объективная оценка качества части строения неосуществима при отсутствии регламентированных требований к качеству всего строения.