Анализ программы (1-4) по русскому языку есть одним из необходимых заданий, которое вам предстоит выполнить.
Для начала составьте тезисы к пояснительной записке (стр.11-32).Раздельно составляются тезисы по грамматике и правописанию.
Отразите содержание программы по классам в таблице (повторение не включать):
Вопросы/ класс | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Вывод: о построении программы, ее изюминках, для чего необходимо знать требования программы преподавателю и т.д.
Ваша задача – поделить те сведения, каковые относятся к грамматике и те, каковые относятся к орфографии.
БЛОК № 1
Методика обучения грамматике.
Отечественный урок обучения грамматике мы начнем с целеполагания.
Цель: освоить лингвистические и психолого-педагогические положения, на которых базируется современная методика грамматики, обучиться проектировать урок русского, который связан с изучением языкового понятия.
С целью достижения данной цели вам нужно:
Знать методические термины, закрепления уроков нового и структуру изучения материала, этапы формирования лингвистического понятия.
Осознавать цель каждого этапа урока по формированию лингвистического понятия, требования программы 1-4 к знаниям, навыкам и умениям обучающихся.
Использовать теоретические знания при проектировании урока русского, связанного с изучением лингвистического понятия.
Разбирать задания к упражнениям, предоставленным в школьных книжках.
Синтезировать полученные знания и умения при составлении конспекта урока русского.
Оценивать значимость изученного материала для профессиональной деятельности.
Грамматика – раздел языкознания, что изучает разные лингвистические понятия: фонетические, орфоэпические, морфологические, синтаксические.
Замысел изучения раздела
1. Формирование лингвистических понятий:
• лингвистическая база обучения русскому языку;
• этапы формирования языкового понятия;
• движение урока по объяснению языкового понятия;
• показатели усвоения языкового понятия.
2. Упражнения при закреплении и изучении лингвистических понятий.
Тема №1.
Формирование лингвистических понятий.
I. Лингвистическая база обучения русскому языку.
Совокупность обучения русскому языку в начальных классах строится с учётом связи между фонетикой, лексикологией, грамматикой и словообразованием. Данное положение реализуется как при определении последовательности изучения материала (порядок изучения разделов программы), так и в самом содержании обучения (органическая связь между разделами программы, обусловленная их лингвистическими изюминками).
Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц.
Для фонетикив качестве таких единиц выступают звуки речи, фонемы,
для лексикологии- слово с позиций его употребления и семантического значения, для грамматики— слово в собственных формах,и предложение и словосочетание,
для словообразования— слово и морфема со стороны его способа и строения образования.
Фонетические понятия- особенные понятия, формирование которых происходит практическим путём. ПРИМЕР: звуки, слоги, ударение. |
Лексические понятия- изучаются практическим методом в общей совокупности занятий русским языком при помощи наблюдений за смысловой стороной слова без сообщения теоретических сведений. ПРИМЕР: синонимы, антонимы, многозначные слова. |
Грамматические понятия 1) Морфологические ПРИМЕР: части их категории и речи: имя существительное, глагол и т.д. 2) Синтаксические ПРИМЕР: словосочетания, однородные члены предложения. |
Словообразовательные понятия ПРИМЕР: родственные слова, приставка, корень, суффикс, окончание. |
II. Этапы формирования языкового понятия.
Грамматические и словообразовательные понятия формируются индуктивнымспособом: обучающиеся создают анализ конкретных фактов, обычных для данного языкового понятия, и приходят к неспециализированным выводам.
Задача преподавателя -обеспечить достаточный подбор убедительных языковых фактов, дабы на базе их анализа произвести отбор значительных показателей
языкового понятия (отличительных, нужных, без них понятия быть не имеет возможности), подвести обучающихся к обобщению, т.е. формулировке лингвистического понятия.
Пример: Синонимы- это родные по смыслу слова, каковые обозначают
показатель предметов. ( данное правило и все, применяемые в будущем, забраны из книжек русского Т.Г. Рамзаевой)
Значительный показатель: родные по смыслу слова.
Несущественный показатель: слова, обозначающие показатель предмета.
( смогут быть и глаголы: мчаться – спешить)
Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа: