Ислам, либо мусульманская религия, появился в Аравии в начале VII в. н. э. Уже тогда на огромном Аравийском полуострове арабское население было достаточно бессчётным. Среди арабов преобладали скотоводы-кочевники. Так как солидную часть полуострова занимают степи и полупустыни, граничащие с широкими бесплодными песчаными пустынями. Кочевники (тут их в большинстве случаев именуют бедуинами) разводили верблюдов, лошадей, коз, овец. Земледелие в Аравии допустимо лишь в оазисах, на маленьких пространствах плодородной почвы, орошаемых водой из родников и колодцев. Оседлое население в оазисах выращивало финиковые пальмы, ячмень, виноград, плодовые деревья.
На протяжении западной части прибрежной полосы Аравии проходила караванная дорога. Она являлась продолжением морских дорог, связывающих полуостров с Индией и Восточной Африкой. На скрещивании караванных дорог в Аравии появлялись города. В них сосредоточилась ремесленное производство и торговля.
В то время в то время, когда появился ислам, население Аравии — скотоводы-кочевники, горожане и земледельцы — жило в условиях первобытнообщинного строя и делилось на племена. Между племенами довольно часто происходили столкновения. Более сильные племена стремились покорить более не сильный. Равенства среди арабов к тому времени уже не было. В каждом племени и в каждом роде, складывавшемся из родственных семей, господствовали богачи. Они понемногу захватили лучшие участки пастбищ, принадлежавших всему племени. Богатая племенная знать, из которой выдвигались шейхи (предводители племен), эксплуатировала собственных обедневших соплеменников. У богачей показались рабы, каковые пасли стада и делали домашние работы в семье хозяина.
Бедуин.
В каждом племени понемногу возрастало число салуков — людей, совсем не имевших скота. Ненадежным источником средств существования салуков была охота на степных зверей, а в дополнение к ней время от времени и грабеж. Нуждающиеся и обиженные салуки часто выступали против господствующей вершины племени. Салуки завлекали на собственную сторону многих рядовых бедуинов, угоняли скот с пастбищ богатых арабов, нападали на их шикарные шатры и дробили между собой их имущество.
В каждом племени разбогатевшая знать понемногу преобразовывалась в господствующий класс эксплуататоров. Дабы укрепить собственный положение, эксплуататоры нуждались в сильной грозном и государственной власти всевышнем, помогающем держать в повиновении рабов, салуков и рядовых бедуинов.
В то время у каждого арабского племени были собственные всевышние. Арабы обожествляли деревья, камни, источники и поклонялись им. В то время, когда арабские племена объединялись в одно государство, у них появилась и единая религия — ислам. Сперва он показался в Западной Аравии — одной из самый экономически развитых областей полуострова.
Тут пребывали широкие оазисы Медина и Таиф, обитатели которых занимались скотоводством и земледелием. Тут проходили караванные дороги интернациональной торговли, на которых находились громадные оживленные города. В самом большом из них — Мекке — жило племя курейш. В этом племени власть принадлежала богатым ростовщикам и купцам, бывшим одновременно с этим большими рабовладельцами. Через Мекку провозились полезные товары из Южной Аравии в Палестину, Сирию, Египет и из Восточной Африки в Ирак. На ярмарки в Мекку приезжали арабы из многих районов Аравии. Мекка была не только торговым, но и священным городом. В центре его высился четырехугольный храм Кааба, в наружную стенке которого был вделан «тёмный камень», упавший с неба (метеорит). Ему поклонялись не только обитатели Мекки, но и арабы, приезжавшие из вторых мест. Меккские богачи — торговцы, рабовладельцы и ростовщики —присвоили себе жреческие обязанности при Каабе. Это увеличивало их влияние на соплеменников и на окрестные племена.
Медина
Арабское историческое предание связывает происхождение ислама (мусульманства) с меккским торговцем Мухаммедом (Магометом). Он начал проповедовать новую религию около 610 г. н. э. в собственном родном городе Мекке. Кое-какие его проповеди, записанные его современниками, сохранились. По окончании смерти Мухаммеда его учение было пересказано в книге называющиеся «Коран», которая после этого стала для мусульман священной. Потом арабские историки собирали сведения о Мухаммеде и составляли описания его жизни. В них настоящие события перемешаны с выдумкой о всякого рода чудесах. Так, к примеру, рассказывается, что два небесных существа в блистающих одеждах якобы явились к Мухаммеду, в то время, когда он был еще отроком, распороли ему грудь, вынули его сердце, дабы обмыть в чаше, наполненной небесным снегом. Говорили кроме этого, что кусты и деревья кланялись Мухаммеду, в то время, когда он проходил мимо них, а в то время, когда он ехал на верблюде, облако защищало его от солнца.
Дабы растолковать, как появился ислам, возможно обойтись и без фантастической биографии его основателя. Появление ислама связано с установлением классового общества в Аравии и образованием страны. Новая религия была одним из средств объединения разрозненных арабских племен.
Ислам, в отличие от старого арабского многобожия, признавал единого всевышнего — аллаха. Мухаммед же, как говорит Коран, был посланником всевышнего на Земле. Верующие (мусульмане) обязаны каждый день молиться, а в девятый месяц года — рамазан — поститься. Все религиозные обряды внушали мусульманам чувство полной зависимости и беспомощности от аллаха. Коран обязывает богатых мусульман отчислять часть доходов в пользу бедных. Но практически сразу после происхождения арабско-мусульманского страны эти отчисления стали поступать в национальную казну.
В самые ранних сурах (главах) Корана, каковые относятся ко времени проповеди Мухаммеда в Мекке, предсказывался близкий финиш мира. Он изображался как общее бедствие: случится солнечное затмение и землетрясение, моря закипят и хлынут на сушу, мертвые воскреснут. Тогда явится аллах во главе безобидного воинства и будет делать выводы людей. Безбожники попадут в преисподняя, где будут гореть, но ни при каких обстоятельствах не сгорят, всегда страдая от ожогов, голода и жажды. Праведники будут награждены в раю вечным блаженством. Но в эдем попадут лишь те мусульмане, каковые были покорными и терпеливыми в собственной жизни.
Лагерь паломников.
Коран учит, что сам всевышний поделил людей на богатых и бедных, рабов и свободных. «Мы … возвышаем одних над вторыми в степенях, — сообщено в Коране от имени всевышнего, — так что одни из них держат вторых подвластными себе невольниками». Коран запрещает бедным мусульманам зариться на имущество богатых, а за воровство предписывает отсекать у преступника руку. Расправу с притеснителями и богатыми Коран переносит в фантастический загробный мир: лишь по окончании смерти покорные и терпеливые бедняки смогут привольно жить в раю, а их мучители попадут в преисподняя.
В Коране детально созданы правила передачи имущества по наследству, раздела военной других сделок и добычи. Показательно, что на охрану собственности в Коране обращено первостепенное внимание. Коран узаконивает связь между мужчины и женщины и разрешает мужу бить жену. При разделе наследства дочь приобретает в два раза меньше, чем сын.
Ислам не давал никакой надежды меккским рабам и беднякам на облегчение их тяжелой жизни. Исходя из этого в первое время количество мусульман в Мекке оставалось ничтожным. Местные властители так же, как и прежде приобретали громадные доходы от паломничества к Каабе и потому не сходу оценили пользы новой религии. Они враждебно относились к мусульманам, ярым соперникам многобожия. Исходя из этого мусульмане были вынуждены искать союзников за пределами Мекки. В осеннюю пору 622 г. они переселились в Медину—большой оазис, населенный оседлыми земледельческими племенами. В Медине мусульмане организовали «общину верующих», во главе которой стал Мухаммед. Эта мусульманская община добилась безраздельного господства в Медине и скоро стала центром политического объединения всей Аравии. Проповедник ислама Мухаммед превратился в самодержавного правителя, главного военачальника и судью мединских мусульман. Он жестоко расправлялся с арабами, не принявшими ислам. Мусульмане изгнали из Медины два иудейских племени, в третьем племени, отказавшемся принять ислам, они убили всех мужчин, а детей и женщин реализовали в рабство. Возделанные почвы этих племен захватили арабы-мусульмане. Обосновавшись в Медине, мусульмане начали войну против Мекки. Они нападали на меккские торговые караваны. В Коране говорится, что священная война с «неверными» угодна аллаху.
Военная успех переходила то к мусульманам, то к их неприятелям. Финал борьбы решили бедуинские племена, каковые перешли на сторону мусульман, поскольку стремились скинуть с себя тяжелую зависимость от меккских купцов и ростовщиков. В 630 г. Мекка сдалась без боя войску мусульман. Мекканцы приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Храм Кааба с «тёмным камнем» стал главным святилищем мусульман, и их обязали выполнять к Каабе ежегодные паломничества.
Сейчас мусульманская община стала приобретать все больше последователей из бедуинов и оседлых жителей Аравии. Так под знаменем ислама совершалось объединение арабских племен, образовывалось арабское государство. При преемниках Мухаммеда — арабских халифах — полчища арабских завоевателей вторглись в соседние государства и подчинили собственной власти их население. В появившемся широком феодальном стране — халифате — ислам стал господствующей религией. Принявшим мусульманство были предоставлены разные льготы. В средние века в государствах Среднего и Ближнего Востока ислам обширно распространился и стал одной из мировых религий наровне с христианством, с которым у него довольно много неспециализированного.
И в наши дни ислам исповедует более 350 млн. человек, живущих в Азии, Европе и Африке. Мусульмане составляют большинство населения в арабских государствах Африки и Азии: в Турции, Иране, Пакистане и Афганистане, а также в Индонезии. Помимо этого, довольно много мусульман в Индии, Китайской Народной Республике, Албании, Болгарии и югославии. Как отмирающий пережиток прошлого ислам сохранился кое-где у нас.
Ислам, как любая религия, среди них и христианская, проповедует фантастическое представление о мире и требует от угнетенных покорности, отвлекая их от борьбы за лучшую судьбу.