Теневой театр весьма самому. В нем может принимать участие довольно много ребят. Всем найдется занимательная работа. Члены кружка «Умелые руки» изготовят несложное оборудование, живописцы сделают декорации и фигуры, парни из литературного кружка под управлением педагога поставят инсценировки.
К маленькому экрану (25 X 40 см, 40 X 60 см) близко приставляют фигуры. Силуэты наряду с этим по размеру получаются такие же, как и фигуры. Для освещения для того чтобы экрана годится каждая электрическая лампа.
Существенно увлекательнее получаются постановки театра методом теневой проекции. Для этого нужен громадный экран, сделанный, к примеру, из целой простыни (размер 160 х 210 см), и лампы с маленькой нитью накаливания (от проекционного фонаря либо фильмоскопа). Подходит и автомобильная лампа, а также лампочка от карманного фонарика.
При теневой проекции фигурки остаются тех же размеров, но их не приставляют прикасаясь к экрану, а держат на некоем расстоянии (в пределах «рабочей рамки»), и они будут давать на громадном экране увеличенные четкие силуэты. Пройдемте за кулисы театра. Вот экран, а сзади него на столе стоит так называемая «рабочая рамка». На ней кренятся декорации и устанавливаются неподвижные фигуры.
По бокам рамки сидят фигуроводы. А дальше источник света — лампа в фонарного ящичка, в передней части которого помещается подвижная рамка для декораций и цветного целлофана, нарисованных на стекле.
«Рабочая рамка» ставится приблизительно на расстоянии 120—130 см от экрана, а источник света — в 30—40 см от «рабочей рамки».
У теневого театра неисчерпаемый источник репертуара: русские сказки, сказки народов СССР и зарубежных государств, стихи, басни и рассказы отечественных писателей и поэтов.
С чего же начать? Давайте поставим сказку «Зайкина квартира». Ее инсценировка напечатана в издании «Вожатый» (1955, № 3).
Вырежем из плотной бумаги декорацию. На проволочных петельках она подвешивается на «рабочей рамке», а картонная избушка вставляется в боковые пазы. Ледяной домик изготовляется из целлофана и картона. Фигуровод держит ледяной домик на рамке в руках, а в то время, когда «наступает весна», медлительно опускает его вниз — он «тает».
Движущиеся части фигур (обведены белой полосой) вырезают раздельно и соединяют их ниткой, заклеенной с обеих сторон кусочками бумаги. Фигуры приводятся в перемещение проволочками (на картинках они обозначены волнистой линией), прикрепленными ко всем подвижным частям. Дабы проволочки не выходили за пределы контура фигуры, в одном-двух местах их закрепляют узкой ниткой.
Фигуру медведя необходимо сделать в двух видах. Он, говоря с зайцем, стоит на четырех лапах, а выгоняя лису из зайкиной избушки, идет на задних лапах.
Поставив эту сказку, вы уже станете иметь фигурки главных сказочных персонажей. Додавая декорации и другие фигуры, вы сможете поставить довольно много басен и инсценировок сказок.
Применяя теневой театр, возможно продемонстрировать разные события из судьбы школы. Пионер Петя Смекалкин путешествует с телевизионным передатчиком из класса в класс и показывает на экране ребят, нарушающих школьную дисциплину. Он показывает и хороших школьников, к примеру, отличников учебы, чемпионов школы по различным видам спорта, ребят, каковые больше всех собрали металлолома, и т. д.
В некоторых постановках возможно применять пространство между рабочей рамкой «и экраном». Находящиеся в том месте ребята-исполнители (вернее, их силуэты) будут видны на экране по пояс. Все нужные декорации (лес, изба, улица) изготавливаются из бумаги либо картона, как для простых постановок, и укрепляются на «рабочей рамке», которая в этом случае ставится не на столе, а на подставке.
Теневой театр доставит довольно много наслаждения и внесет разнообразие в художественную самодеятельность школы, пионерского отряда.