Право собственности: понятие, формы, виды.

Субъективное право собственности — это закрепленная за хозяином юридически обеспеченная возможность обладать, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению и в собственном интересе методом совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и защищаемые законом интересы вторых лиц, и возможность ликвидировать вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. (Суханов Сергеев)

Право собственности —это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, распоряжению и пользованию хозяином принадлежащей ему вещью по усмотрению хозяина и в его заинтересованностях, и по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

В соответствии с п. 2 ст. 8 сейчас действующей Конституции, в РФ будут считаться и защищаются равным образом

1. личная

a. граждан

b. юрлиц

2. национальная

a. федеральная

b. субъектов

3. муниципальная

a. городских

b. сельских

c. иных поселений

4. иные формы собственности.

Суханов: (лишь две все остальные производны)

1. личная

2. публичная

Имущество, относящееся к национальной либо муниципальной собственности, если оно не закреплено за национальными либо учреждениями и муниципальными предприятиями, образовывает имущество казны. В зависимости от того, кому в собственности это имущество, оно образовывает общегосударственную казну, казну субъекта федерации либо муниципальную казну.

Классификация собственности на виды может производиться по самым разным основаниям. Она может не выходить за пределы одной формы собственности, как это имеет место в только что приведенных примерах, но может и не зависеть от форм собственности. К примеру, неспециализированная собственность, которая характеризуется тем, что в собственности не одному лицу, а двум либо более лицам, подразделяется на два вида: долевую и совместную.

1. Коллективная (Тархов)

2. Личная (Тархов)

3. Общинная (Иванов)

4. юрлиц

5. Неспециализированной собственности

54. субъекты, объекты, содержание права собственности

(Мозолин) 1. В соответствии с п. 2 ст. 212 ГК субъектами права имущества являются юридические лица и граждане, и РФ, субъекты Федерации, города, выступающие в качестве собственников принадлежащего им имущества.

Право собственности в любом обществе, а также в современном русском обществе, функционирует в рамках определенных субъективных структур (моделей). Истории известны две главные структурные модели права собственности: упрощенная и сложно-структурная.

Упрощенная модель права собственности, узнаваемая со времен римского права, покоится на очень несложном принципе — у каждой вещи возможно лишь один хозяин. Все другие лица, имеющие интерес к данной вещи, являются лицами с чужими правами на нее. Эта модель используется к субъектам права собственности, выступающим в гражданском обороте в личном качестве. В русском гражданском праве — это субъекты права собственности, указанные в п. 2 ст. 212 ГК. На базе упрощенной модели права собственности в ГК определяется и содержание права собственности (ст. 209 ГК).

При сложной модели права собственности имущество в собственности в один момент нескольким лицам.

Известны два варианта таковой модели: горизонтальная (координационная) и вертикальная (субординационная). В РФ горизонтальная модель используется в форме права неспециализированной собственности, главная изюминка которой пребывает в том, что сособственники в отношении принадлежащего им имущества пользуются одними и теми же правомочиями владения, распоряжения и пользования и соответственно не находятся в подчинении друг друга Статья 209. Содержание права собственности

Ст. 209 ГК

1. Хозяину принадлежат права владения, распоряжения и пользования своим имуществом.

Правомочие владения — это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства хозяина над вещью.

1. Законное (титульное)

2. незаконное

a. Добросовестное

b. Недобросовестное

Правомочие пользования — это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи нужных особенностей в ходе ее личного либо производительного потребления.

55. прекращения и Способы приобретения права собственности. Момент происхождения права собственности у приобретателя вещи согласно соглашению. Риск случайной смерти либо повреждения имущества.

Право собственности граждан

Статья 213. Право юридических лиц и собственности граждан

1. В юридических лиц и собственности граждан может пребывать любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не имеет возможности принадлежать гражданам либо юридическим лицам.

2. стоимость и Количество имущества, находящегося в собственности юридических лиц и граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, в то время, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

Субъект: в качестве такового выступает гражданин.

Дело, но, в том, что гражданин как субъект права собственности выступает в различных правовых качествах. В одних случаях перед нами наемный работник, в других — личный предприниматель, в третьих — предприниматель, выступающий в маске юрлица, и т.д.

Объект: . Во-первых, в собственности граждан может пребывать любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не имеет возможности им принадлежать. Во-вторых, стоимость и количество имущества, которое может пребывать в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, в то время, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных п. 3 ст. 55 Конституции РФ и абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК (см. пп. 1 и 2 ст. 213 ГК).

Содержание: (Мозолин) Содержание права собственности (а также права собственности физических лиц), как и любого другого безотносительного права, составляют входящие в его состав правомочия, каковые смогут быть трех видов: а) право требования; б) право на хорошие (активные) действия; в) притязание.

Осуществление права собственности. Всякое право, каким бы емким ни было его содержание, имеет собственные границы. При определении границ права собственности граждан, а следовательно, и границ его осуществления надлежит исходить из свойственных гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-принципа и правового регулирования диспозитивности. Воздействие первого принципа свидетельствует, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, среди них и права собственности, разрешено все, что не не разрещаеться законом. Воздействие принципа диспозитивности свидетельствует, что гражданин по собственному усмотрению осуществляет право собственности либо не осуществляет его, сам выбирает цели осуществления права и средства их успехи.

Дозорцев 57-63

61. Право национальной и муниципальной собственности: понятие, субъекты, содержание.

гос собственность как экономическая категория свидетельствует принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов власти. С данной точки зрения право гос собственности в объективном смысле является совокупностью правовых норм, закрепляющих и защищающих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа власти, и устанавливающих порядок приобретения, отчуждения и использования госимущества.

Изюминкой университета гос собственности есть то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права гос собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы вторых правовых отраслей, кроме этого регулирующих разглядываемые отношения: национального, административного, денежного, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой университет. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играются конституционные (национально-правовые) нормы.

Регулируя правовое положение гос собственности ст. 214 ГК Российской Федерации развивает правила, установленные ранее действовавшим Законом О собственности в РСФСР[1]. В первую очередь, сохраняется правило о множественности субъектов гос собственности, в роли которых выступают РФ в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты: республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта РФ). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон обязан установить порядок отнесения госимущества к собственности ее субъектов и Федерации. Как уже отмечалось выше, до принятия особого закона по этому вопросу в соответствии со ст. 4 Вводного закона[2] сохраняют силу распоряжение ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-I О разграничении гос собственности в РФ на федеральную собственность, гос собственность республик в составе РФ, краев, областей, независимой области, независимых округов, городов Санкт Петербурга и-Москвы и муниципальную собственность[3] и Положение об определении пообъектного состава федеральной, национальной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Главы Российской Федерации от 18 марта 1992 года[4]. Помимо этого, к таким правоотношениям применимо Распоряжение Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784 О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ[5].

Названные нормативные акты предусматривают кроме этого ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра муниципальной собственности. Более детально порядок ведения таких реестров изложен в Распоряжении Правительства РФ от 3 июля 1998г. № 696 Об организации учета ведения реестра и федерального имущества федерального имущества[6]. До внесения соответствующего объекта в тот либо другой Реестр собственности, документом, подтверждающим право собственности на него РФ, субъекта РФ либо муниципального образования, есть зарегистрированный в соответствии с правилами список этих объектов (п.10 Положения от 18 марта 1992 г.).

Принципиально важно выделить, что субъектами права гос собственности выступают конкретно соответствующие национальные (публично-правовые) образования в целом, другими словами входящие и Российская Федерация в ее состав республики, края, области и т. д., но не их власти либо управления (п. 3 ст. 214 ГК Российской Федерации). Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного национального образования и в соответствии со своей компетенцией реализовывают те либо иные конкретные правомочия публичного хозяина (ст. 125 ГК Российской Федерации).

По содержанию право гос собственности не отличается от содержания права собственности по большому счету. Вместе с тем ему свойственны особенности. Специфика этого права содержится и в том, что РФ и часто субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как хозяина.

Что же касается конкретных лиц и органов, уполномоченных национальным хозяином в порядке ст. 125 ГК Российской Федерации выступать от его имени, то их название и вид зависят от вида тех взаимоотношений, в которых они призваны принимать участие.

Российское правительство вправе делегировать собственные полномочия по распоряжению и управлению объектами федеральной собственности федеральным органам аккуратной власти, и органам аккуратной власти субъектов РФ. Наряду с этим порядок передачи этих полномочий определяется законами и Федеральным договором РФ.

Но главную своевременную работу по распоряжению и управлению объектами федеральной собственности реализовывают: особый федеральный орган по управлению госимуществом.

Находящееся в гос собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за национальными учреждениями лицами — и юридическими предприятиями — на ограниченных, но в полной мере независимых вещных правах хозяйственного ведения либо своевременного управления. Это распределенное госимущество образовывает базу для участия этих организаций в обороте в качестве независимых юрлиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия вероятных долгов страны, потому что учреждения и предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам создавшего их собственника-страны — этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (в случае, если речь не идет о учреждениях и казённых предприятиях, где вероятна дополнительная ответственность страны по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам страны) (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК Российской Федерации).

Деление публичной собственности на национальную и муниципальную было установлено еще Законом РСФСР О собственности в РСФСР. Но с учетом действовавших параллельно этому закону Баз гражданского законодательства собственность не разделяли на национальную и муниципальную, и познание того, что муниципальная собственность не есть собственностью национальной, не сходу пришло к практикующим юристам, да и к судьям, разглядывающим арбитражные споры.

Разграничение собственности на национальную и муниципальную до сих пор вызывает довольно много неприятностей. Разъясняется это, в первую очередь, единым публично-правовым статусом субъектов национальной и муниципальной собственности: наличием у них особенных властных полномочий, разрешающих принимать нормативные акты, каковые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, и осуществлением собственных прав собственности в публичных (публичных) заинтересованностях и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей эти отношения.

Неприятность разделения гос собственности разрешена в Распоряжении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ О некоторых вопросах практики разрешения споров, которые связаны с защитой права собственности и других вещных прав от 25.02.98 № 8[7].

Пункт 3 Распоряжения предусматривает, что субъектами права федеральной, национальной и муниципальной собственности являются РФ, соответствующие субъекты РФ, города на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном распоряжением Парламента РФ от 27.12.91 № 3020-I.

Так, арбитражные суды взяли официальные советы Высшего Арбитражного Суда РФ при ответе вопросов об уровне собственности использовать напрямую распоряжение ВС РФ om 27.12.91 № 3020-I.

Используя на практике распоряжение ВС РФ от 27.12.91 № 3020-I, нельзя не отметить определенные сложности, которые связаны с толкованием его отдельных положений.

В частности, пунктом 3 приложения № 1 к названному Распоряжению к объектам только федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные сокровища, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.

Появился вопрос: словосочетание общероссийского значения относится лишь к учреждениям культуры или ко всему предложению в целом?

В случае, если дать согласие с первым предположением, то нужно считать, что все объекты историко-культурного и природного наследия и художественные сокровища относятся только к федеральной собственности, потому, что ни в приложении № 2, ни в приложении № 3 намерено культуры и памятники истории не упоминаются[8].

В случае, если же принять второе, то к объектам только федеральной собственности относятся только культуры и памятники истории общероссийского значения. Но как их выяснить, в случае, если к моменту принятия Распоряжения ВС РФ от 27.12.91 № 3020-I законодательством по охране монументов культуры и памятники истории подразделялись в соответствии с их исторической, научной, художественной либо другой культурной сокровищем на монументы общесоюзного, республиканского и местного значения, а Указ Президента РФ № 176, утвердивший культуры памятников и перечень истории федерального значения, издан только 20.02.95.

Вопросы о том, к какому уровню собственности относятся культуры и памятники истории, не включенные в названный выше Указ, и смогут ли они являться муниципальной собственностью, долгое время не обнаружили четкого ответа в практике арбитражных судов. Не последнюю роль игралась и основанная на толковании подпункта 3 пункта 1 Приложения № 1 к Распоряжению ВС РФ от 27.12.91 № 3020-I позиция представителей национальных органов по охране монументов, а также Министерства культуры РФ, каковые настаивали на том, что и монументы местного значения относятся к федеральной собственности[9].

направляться подчернуть, что на данный момент принято пара распоряжений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, касающихся культуры и памятников истории местного значения, по конкретным делам.

Вывод о том, что объекты историко-культурного наследия местного значения не относятся к только федеральной собственности, содержится в распоряжении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.99 № 4803/98[10], которым наложить вето на исполнение постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу Арбитражного суда Самарской области.

Так, возможно сказать о том, что на данный момент сформировалась судебная практика арбитражных судов, которая относит к федеральной собственности только культуры и памятники истории, включенные в соответствующий список, а остальные монументы смогут быть как собственностью субъекта РФ, так и муниципальной собственностью.

Определенные сложности, среди них и для арбитражных судов, приводит к вопросу принадлежности собственности к бывшему ведомственному жилому фонду фирм, покинутому на их балансе при приватизации.

Так, применительно к вышеизложенному направляться констатировать безуспешность попыток дать добро на данный момент вопрос о передаче объекта в муниципальную собственность посредством арбитражного суда.

Подводя итог нужно признать, что неприятность разграничения публичной собственности возможно разрешена в будущем двумя методами:

  • совершенствованием нормативной базы (нужно, например, принятие закона , предусмотренного пунктом 5 статьи 214 ГК Российской Федерации);
  • совершенствованием судебной практики при помощи успехи ее точного соответствия и единообразия законодательству

Многоуровневый темперамент гос собственности и круг ее субъектов и объектов выяснены в ст. 71, 72 Конституции РФ и в гражданском законодательстве (ст. 212, 214 ГК Российской Федерации). гос собственность подразделяется на федеральную собственность, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, независимой области и независимым округам. гос собственность характеризуется единством имущественного фонда в пределах того субъекта, которому она в собственности.
Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности и выяснена как собственность городов. В законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с послед. изм.) Об неспециализированных правилах организации местного самоуправления в РФ к числу субъектов права муниципальной собственности отнесены города, не считая Санкт Петербурга и-Москвы, рабочие, дачные и курортные поселки, села и деревенские поселения. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она в собственности.
Объекты права национальной и муниципальной собственности подразделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и находящиеся в свободном обращении. В числе объектов национальной и муниципальной собственности очень выделены природные ресурсы, каковые стали оборотоспособными. По главному нормативному документу РФ почва и другие природные ресурсы смогут пребывать в личной, национальной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В числе законов , устанавливающих правовой режим природных ресурсов, возможно назвать Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Закон О недрах, Водный кодекс Российской Федерации, Закон О федеральных природных ресурсах и ряд других. Законодателями закреплена презумпция права гос собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен особым правилам.
В последовательности объектов национальной и муниципальной собственности особенное место занимает недвижимое имущество, примерный список которого дан в п. 1 ст. 130 ГК Российской Федерации, с исключением, связанным с правовым режимом предприятия. Правовой режим предприятия как объекта гражданских прав намерено закреплен в ст. 132 ГК Российской Федерации, где очень подчеркивается, что предприятие в целом как имущественный комплекс согласится недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные наделы, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, и права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, услуги и работы (фирменное наименование, товарные символы, символы обслуживания), и другие необыкновенные права. Деление имущества на недвижимое и движимое имеет значение при определении содержания, способов и пределов осуществления права национальной и муниципальной собственности.

Понятие, субъекты, содержание и объекты права национальной и муниципальной собственности.

В соответствии с действующим законодательством формами права собственности в Российской Федерации являются кроме этого право гос собственности и право муниципальной собственности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212, 214-215, 294-300 ГК Российской Федерации).
Исторически начальным источником образования гос собственности у нас считалась передача в госимущество частной собственности на средства производства. В современный период главный источник приумножения национальной и муниципальной – собственности расширенное воспроизводство, налоги, сборы и др.
К методам происхождения указанных форм собственности относятся кроме этого конфискация и реквизиция (ст. 242-243 ГК), находка (ст. 227-228), обнаружение клада (ст. 293), бесхозяйственное содержание дома (ст. 293), бесхозяйственное содержание культурных сокровищ (ст. 240), бесхозяйное имущество (ст. 225).
Помимо этого, право национальной и муниципальной собственности всегда порождается общегражданскими методами: по контрактам купли-продажи, мены, дарения, по наследству и т.д.
Круг субъектов права национальной и муниципальной собственности указан в ст. 214-215 ГК Российской Федерации. Субъекты права гос собственности — РФ, республики в ее составе, независимые, административные и территориальные образования.
Субъектами права муниципальной собственности являются сельские образования (поселения и муниципальные городские, и другие города).
Особенность субъекта права национальной и муниципальной собственности содержится в том, что он выступает в одно да и то же время и как носитель политической власти, и как хозяин, осуществляя право собственности в неразрывной связи с политической властью.
Субъект права собственной властью определяет правовой режим принадлежащего ему имущества, формирует органы управления этим имуществом и определяет их компетенцию, устанавливает контроль над распределением и производством имущества.
Будучи хозяином народного достояния, субъект права действует в пределах, установленных им самим, и подчиняет собственную деятельность им же установленному порядку. Из этого направляться, что определенные права собственности — право владения, распоряжения и пользования имуществом в пределах, установленных законом, абсолютно используются и к праву национальной муниципальной собственности.
гос собственность РФ есть достоянием всего многонационального народа. Гос. собственность РБ, как и других субъектов РФ, есть достоянием многонационального населения украины. субъекты Федерации и Российская Федерация свободны как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга.
В гос собственности находятся управления органов и имущество власти РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической территории РФ, культурные исторические сокровища федерального значения, средства производства, государственный бюджет РФ, госбанки РФ, алмазные и валютные фонды, пенсионный, страховой, резервные и иные фонды. В гос собственности РФ и субъектов Федерации смогут пребывать средства производства в индустрии, предприятия транспорта, связи, информации, иное имущество и иные предприятия, нужное для осуществления задач РФ.
В муниципальной собственности находятся имущество местных органов самоуправления, средства внебюджетных фондов и местного бюджета, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты; предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, учреждения здравоохранения, народного образования и т.д.
В РФ длится процесс разграничения гос собственности на федеральную; гос собственность вторых субъектов Федерации и муниципальную собственность в соответствии с распоряжением ВС РФ от 27.12.91. Одновременно с этим происходит постоянный процесс перераспределения некоего имущества данных субъектов.
Процесс предстоящей приватизации осуществляется в соответствии с законом “О приватизации госимущества и об базах приватизации госимущества в РФ” от 21 июля 1997 г.
Национальное либо муниципальное унитарное предприятие, которому имущество в собственности на праве хозяйственного ведения, обладает, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии со ст. 294 ГК Российской Федерации. Унитарным предприятием согласится коммерческая структура, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней хозяином имущество.
Имущество унитарного предприятия есть неделимым и не может быть распределено по вкладам (долями, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Национальные унитарные фирмы смогут быть основаны на праве хозяйственного ведения либо на праве своевременного управления (федеральное казенное предприятие).
В соответствии с ст. 295 ГК Российской Федерации хозяин имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, целей и определения предмета его деятельности, его ликвидации и реорганизации, назначает директора (начальника) предприятия, осуществляет контроль за применением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Хозяин в праве на получение части прибыли от использованного имущества. Предприятие не вправе реализовывать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ либо иным методом распоряжаться этим имуществом без согласия хозяина. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом либо иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 296 ГК Российской Федерации казенное предприятие, и учреждение в отношении закрепленного за ними имущества реализовывают в пределах, установленных законом, в соответствии с целями собственной деятельности, назначением имущества и заданиями собственника права владения, распоряжения и пользования им. Хозяин имущества, закрепленного за казенным предприятием либо учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или применяемое не по назначению имущество и распорядиться им по собственному усмотрению.

Разграничение объектов личной и национальной либо муниципальной собственности.

На практике при разграничении объектов личной, национальной либо муниципальной собственности кроме главный критерий — субъекта права собственности нужно руководствоваться следующими дополнительными параметрами:

а) почва и другие природные ресурсы, в отношении которых отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юрлиц или городов, предполагаются объектами гос собственности (п.2 ст.214 ГК);

б) имущество, находящиеся в собствености на праве собственности любому юридическому лицу, за исключением унитарного предприятия либо национального либо муниципального учреждения, согласится объектом частной собственности. Имущество, находящиеся в собствености хозяйственному обществу (товариществу) кроме того со 100-процентным национальным либо муниципальным участием, кроме этого есть объектом частной собственности. Стране либо муниципальному образованию в этом случае принадлежат на праве собственности только акции (вклады) для того чтобы предприятия;

в) фирмы, в учредительных документах которых не была предусмотрена ни одна из организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. О предпринимательской деятельности и предприятиях, единственными соучредителями которых выступали органы национального управления, территориальные межотраслевые объединения, национальные муниципальные их объединения и предприятия, являются национальными либо муниципальными фирмами и, значит, объектами национальной либо муниципальной собственности (см. разъяснение ГКИ России от 12 мая 1992 г. № ДВ-2/2543):

г) имущество, хозяином которого являлось государство, но которое на 25 августа 1991 г. практически пребывало во владении, пользовании либо распоряжении КП и КПСС РСФСР, относится к объектам гос собственности (Указ Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. Об имуществе КПСС и Компартии РСФСР с учетом распоряжения Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г.);

д) имущество, хозяином которого на 25 августа 1991 1. были КП и КПСС РСФСР или хозяин которого не выяснен, есть объектом частной собственности;

е) имущество, переданное по Указу Президента РФ от 30 января 1992г. № 84 О Российской академии сельскохозяйственных наук, относится к объектам гос собственности с дополнительными полномочиями у Академии по распоряжению этим имуществом (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 1993 г. № С-13/ОП-210).

Права всех собственников равны (ст.8 Конституции). Но в силу публичного характера национальной и муниципальной собственности, т.е. в интересах большинства людей, законом смогут устанавливаться определенные ограничения права частной собственности по отношению к публичной:

а) смогут быть выяснены виды имущества, каковые находятся только в национальной либо муниципальной собственности. Впредь до принятия соответствующего закона, действует список для того чтобы имущества, содержащийся в приложении № 1 к распоряжению Парламента РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-I О разграничении гос собственности в РФ на федеральную собственность, гос собственность республик в составе РФ, краев, областей, независимой области, независимых округов, городов Санкт Петербурга и-Москвы и муниципальную собственность и в п.2.1 Национальной программы приватизации национальных и муниципальных фирм в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284. Перечисленные в них объекты неотчуждаемы, а сделки, которые связаны с их отчуждением, ничтожны (ст.169 ГК);

б) смогут быть установлены прекращения и особенности приобретения права собственности на имущество, и особенности владения, распоряжения и пользования им. К примеру, лишь субъект национальной либо муниципальной собственности вправе купить имущество (деньги) в виде налогов либо иных необходимых платежей, лишь в гос собственность возможно обращено имущество в порядке передачи в госимущество (ст.235 ГК). В соответствии с Закону РФ от 20 мая 1993 г. Об оружии, боевое оружие может производиться лишь национальными фирмами.

8.4. Виды права собственности


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: