ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
2.1. Что в социально-культурном маркетинге есть товаром?
В первую очередь это услуги. О них уже выше шла обращение. Какие конкретно услуги смогут предложить учреждения культуры населению?
Распоряжением Секретариата и Госкомтруда ВЦСПС от 25 января 1989 года был утвержден Примерный список платных одолжений, оказываемых населению культурно-просветительными, внешнешкольными спортивными сооружениями и учреждениями. Он включает В общем итоге более ста разных одолжений, сгруппированных в шесть не хорошо дифференцированных по характеру деятельности групп.
К первой группе отнесены платные занятия в кружках, коллективах, студиях школах, секциях художественного и технического творчества. Подобные занятия смогут носить кроме этого физкультурно-спортивный темперамент, быть связанными с декоративно-прикладным творчеством. Ко мне же относятся занятия в музыкальных студиях, классах, и обучение зарубежным языкам, скорочтению, стенографии и т.п.
Ко второй группе отнесены консультации и лекции по разным отраслям знаний, представления и тематические праздники, танцев дискотеки и вечера отдыха, карнавалы, спектакли и концерты, аукционы, ярмарки, лотереи, детские утренники, новогодние представления, домашние праздничные дни обряды, ритуалы, праздничные поздравления.
К третьей группе отнесены услуги, имеющие обслуживающий темперамент: пошив костюмов и одежды, ремонт, наладка и настройка музыкальных инструментов и радиоаппаратуры, и прокат сценических костюмов культурно-спортивного и туристского инвентаря, реквизита и обуви, музыкальных инструментов, магнитофонных и видеокассет, звукоусилительной оборудования и аппаратуры.
К четвертой группе отнесены: видеообслуживание, кинопоказ, пользование персональными компьютерами и аттракционами, спортивными тренажерами, продажа билетов на культурно-массовые и спортивные мероприятия.
К пятой группе отнесены все виды библиотечных одолжений: фото- и ксерокопирование, составление библиографических справок, подбор литературы обслуживание личных библиотек, переплетные работы и др.
В шестую группу вошли разные мероприятия по культурному обслуживанию коллективов и граждан, домашних торжеств. Ко мне же отнесены оформительские работы.
Привлечь интерес населения к месту проведения мероприятия, убедить потребителей одолжений воспользоваться одолжениями клуба на выезде, приблизить место проведения мероприятия к производственным участкам либо учебным заведениям так же принципиально важно, как принципиально важно как следует подготовить мероприятие. А это уже маркетинг мест. Подобным образом легко прослеживается
связь между содержанием проводимой работы и отношением к нему потребителей культурных одолжений. Тут мы выходим на маркетинг идей. Широк круг приглашаемых и прокатываемых в клубной деятельности людей — артистов, ученых, писателей, астронавтов, экономистов, политиков, выдающихся спортсменов. Тут мы имеем дело с маркетингом личности. Наметилась тенденция к реализации книг сувениров, инструментов, изопродукции и пр. Тут нужно вести обращение о маркетинге изделий. Наконец, клубу противопоказано трудиться в одиночку, он постоянно опирается на организации, пропагандирует их деятельность, пользу от сотрудничества с ними. Это и имеется начало маркетинга организаций.
Культурно-досуговые центры формируют собственные направления деятельности, тут список товаров так же достаточно широк:
1. руководство и Учреждение деятельностью студии, клубов, любительских объединений с целью организации культурного досуга населения;
2. Проведение собственной концертной деятельности, организация культурно-массовой и клубной работы среди населения, обмен командами , творческими коллективами;
3. Пропаганда наследия населений украины при помощи программ проката и распространения видеофильмов о монументах культуры и истории, о лучших произведениях мирового мастерства;
4. Организация студии по производству, тиражированию и дублированию фильмов, видеоклипов и видеопрограмм;
5. предоставление и Организация проката в аренду компьютеров персональных ЭВМ, видео- и аудиоаппаратуры и второй техники;
6. Обеспечение модернизации ремонта, сервиса, реализации, обучения пользователей компьютерной техники и пр.:
7. Организация умелого производства небольших партий и образцов комплектующих и узлов изделий;
8. Проведение плановых и умело-конструкторских работ в области производства, техники, культуры;
9. Проведение собственной учебно-методической и лекционной деятельности:
10. Личная редакционно-издательская деятельность;
11. Выпуск собственной печатной продукции;
12. Исполнение работ художественно-оформительского и дизайнерского характера;
13. Реклама, содействие в реализации и изготовлении проектов;
14. реализация и Изготовление сувениров и др.
Много возможностей раскрываются сейчас и перед библиотеками, многие из которых значительно расширили способы и приёмы работы с пользователями и читателями. Так, библиотеки реализовывают:
1. Заказ изданий с доставкой на дом и к месту работы (на рабочее место) в пределах города (района) и возвращение в библиотеку издании по окончании прочтения;
2. Продление работы читальных комнат во время вступительных экзаменов и сессий, открытие помещений сказок во время школьных каникул;
3. Выдачу книг из читального зала с момента его закрытия до начала работы (под залог) — так называемый ночной абонемент;
4. Выдачу изданий мод для снятия выкроек,
5. Копирование отдельных страниц из журналов и книг, имеющихся в фондах библиотек;
6. Переплет журналов и книг;
7. Составление алфавитного каталога личной библиотеки;
8. Составление библиографических перечней литературы;
9. Личное информирование читателя о литературе по теме;
10. Оформление предварительных заказов на литературу по телефону;
11. Платные абонементы для визита лекториев, клубов по заинтересованностям и т.п.;
12. Платные кружки при библиотеках;
13. Организацию подготовительных направлений для поступающих в высшие и средние особые учебные заведения;
14. Внестационарное библиотечное обслуживание организаций и предприятий, не имеющих собственных библиотек;
15. Сдачу в аренду помещений библиотеки для хозрасчетных клубов и любительских объединений;
16. составление сценариев и Подбор литературы домашних праздничных дней;
17. Видеосалоны в библиотеках;
18. Организацию, платных консультаций экспертов;
19. Продажу библиографических указателей, составленных библиотеками;
20. Организацию выставок-продаж произведений живописи, графики, прикладного мастерства;
21. Проведение концертов силами опытных и самодеятельных артистов в библиотеках;
22 Перезапись на магнитофонную ленту;
23. Прокат кинофотодокументов;
24. Прокат библиобуса;
25. Изготовление ксерокопий;
26. Обслуживание по МБА;
27. Прослушивание компакт-дисков;
28. Предоставление компьютера читателям для личной работы;
29. Экскурсии по библиотеке;
30. Курсы иностранных языков и переводчиков;
31. Изготовление брошюр;
32. Услуги стола раскроя;
33. Услуги оздоровительного центра;
35. Реализацию, списанной литературы и др.
4.2. Что такое “новые товары?
Товарная политика в любой компании начинается сразработки и производства новых товаров. Для начала уточним, что направляться по большому счету осознавать
под новым товаром.
Во-первых, это как следует совсем новый товар, аналогов которому на рынке нет и не было. В реальности таких товаров видится не так уж довольно много, они рождаются, в большинстве случаев, в следствии технологических прорывов (52; с.180). Сейчас такие товары появляются благодаря формированию компьютерных разработок, электроники, голографии, лазерной техники, ядерной энергетики. Их появлению предшествуют большие по количеству вложения в научные изучения и умело-конструкторские разработки (НИОКР),
на производство таких товаров тратятся большие суммы. Примерами тут смогут быть современные средства связи, космическая техника, компьютеры нового поколения, аудио-видеотехника, запасные части для сердца и др. В социально-культурной сфере не только удачно используется очень многое из перечисленного, но из года в год делается все больше и своеобразных товаров. Так, из товаров-изделий возможно назвать современную сценическую технику, применяемую в шоу-представлениях и гала-концертах. Из товаров-одолжений — пользование ресурсами сетей ИНТЕРНЕТ, где накоплены несметные залежи культурной информации. К примеру, возможно заметить серверы посвященные выдающимся мастерам всемирный сцены, известным музеям, неповторимым театральным постановкам и т.п.
Из товаров-организаций уместно назвать ставшие дешёвыми, благодаря широкому интернациональному культурному обмену, зарубежные театральные труппы, фонды социальной помощи (Фонд Форда, Фонд Сороса, Фонд Спенсера), картинные галереи и крупнейшие музеи мира. На сценических подмостках русском периферии а также сельской глубинки, в особенности на протяжении предвыборных баталий, выступают сейчас известный мастера искусств Москвы, Петербурга, многих зарубежных государств А это уже — товары-личности.
Во-вторых, это товары, несущие в себе большие, время от времени усовершенствования и коренные изменения Так, на смену морально устаревшим грампластинкам пришли компактные лазерные диски, громоздкие киносъемочные агрегаты заменены эргономичными и легкими камерами, сложная и долгая процедура обработки фотоматериалов упростилась в связи с возникновением камер типа Полароид То и дело появляются новые новые и почины идеи, к примеру, целенаправленное вложение в культуру бюджетных средств (Превратим Сибирь в край высокой культуры), развитие домашнего отдыха (Отец, мама, я — спортивная семья), оздоровление быта, упрочнение здоровья (В XXI век — без наркотиков) и др.
Привычные для населения места проведения культурных акций все чаще заменяются благоустроенными сценическими площадками в парках и на улицах городов (чего стоят одни лишь сооружения, иногда появляющиеся на Красной площади в Москве!), а творческие коллективы театров отправляются на гастроли в самые отдаленные районы страны.
В-третьих, товар, уже обращающийся на рынке, но с некоторыми улучшениями, не изменяющими, но его коренных черт. Так, в 60-х годах на смену простой звуковой гитаре пришли электрички, простенький баян Лира понемногу вытесняется готововыборным электробаяном, цена которого приблизилась к цене иномарки, на смену простому кино пришло кино панорамное, стерео, широкоформатное. А как изменилась за последние годы звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура! К примеру, как комфортно стало солистам выступать сейчас с радиомикрофоном,
освободившись от всегда путавшихся проводов.
В-четвертых, товары рыночной новизны. Для ветхих рынков данный товар — ветхий, т.е. привычный; для новых рынков либо их сегментов он — новый. Практически это любой товар, еще незнакомый конкретному рынку : не демонстрировавшийся прежде киношедевр, в первый раз замеченный кем-то спектакль, только что устроенная выставка в далеком прошлом написанных полотен, свежий эстрадный исполнитель, открывшийся филиал районной библиотеки. Все это в известном смысле — товары рыночной новизны.
В-пятых, это товар новой сферы применения. Мегафон — атрибут милицейской работы, но может с успехом употребляться при проведении массового праздника на стадионе. Диктофон одинаково нужен администратору и журналисту учреждения культуры. Новое применения находят в социально-ткани и культурной сфере краски, пластмассы и кровельное железо, транспортные средства, декорированные под космические суда и диковинных доисторических животных.
Притчей во языцех была и остается извечная тоска иных культработников о новых формах культурно-досуговой деятельности. В это же время, из известных практике сотен организационно-методических форм употребляются, в лучшем случае, десятки. А это указывает, что для кого-то окажутся новыми ассамблеи, презентации, аукционы, музыкальные ринги, литературные гостиные и т.п. Инертность мышления и нелюбознательность — вот, что мешает работникам социально-культурной сферы модернизировать привычный для них ассортимент культурных товаров.
Новыеизделия (театральная и офисная мебель, аудиовизуальная аппаратура), новыеуслуги (аэробика, шейпинг, восточные единоборства, фольклорное пение), новыеместа (малая сцена, парковая эстрада, новые туристские маршруты), новыеорганизации (клубы по заинтересованностям, досуговые объединения, группы содействия, меценатов и объединения волонтёров, попечительский совет), новыеидеи (безалкогольное кафе, ярмарка солидарности, аукцион идей), новыелица (ветераны войн, выдающиеся ученые, депутаты Госдумы, новые эксперты в штате организаций культуры, приглашенные для постановок зарубежные мастера сцены) — все это в той либо другой мере способно стабилизировать пошатнувшийся почему-либо сбыт, принести ощутимые доходы в казну театра либо цирка, библиотеки либо культурно-досугового центра, снизить зависимость и риск филармонии от непомерно амбициозной звезды эстрады, привести к желанию увеличить сферу влияния, рвение к новым методическим прорывам и технологиям, обойти и/либо морально подавить соперников, укрепить имидж организации, завоевать хорошую репутацию в глазах настоящих и потенциальных потребителей.
У каждого клуба и парка, планетария и школы искусств, мюзик-балета и холла на льду, хора русской песни и туристического бюро должна быть свояинновационная политика. Выстраивать ее возможно двумя методами:
1. Заимствовать и/либо копировать что-то у партнеров, сотрудников, смежников, соперников —путь репродуцирования и подражания.
2. Заниматься собственными технологическими и разработками и методическими исследованиями —путь экспериментов и поиска.
Второй путь и лучше первого и перспективнее для любой организации. Потом мы заметим — по какой причине.
их отбор и Оценка идей
Недопустимо сходу браться за осуществление выдвинутых идей, даже если они представляются сначала привлекательными и неоспоримыми. В случае, если идей выдвинуто через чур много, целесообразно для начала сократить их число до разумного минимума. Организации легко может не хватить ресурсов — материальных, денежных, кадровых — для одновременной реализации нескольких проектов. Задача разработчиков (маркетологов, социологов, методистов, технологов, начальников структурных подразделений)распознать и отсеять второстепенные и негодные почему-либо предложения. Одни идеи отпадут из-за нехватки ресурсов, другие — в силу их бездоказательности, третьи — из-за технического несовершенства и т д Итогом этого этапа может стать изложенная в письменной формепрограмма развития нового товара.
Рыночные опробования
Товар выводится на рынок в видепробных экземпляров либо маленькой серии первый завод справочника, театральная премьера, пробная экскурсия в музей, первые сольные выступления дипломанта респектабельного конкурса, первая гастрольная поездка снова созданного оркестра народных инструментов…
Варьируются формы и методы продаж: на главной сцене и на выезде, в сочетании с другими номерами и самостоятельно, индивидуальные приглашения и коллективные заявки, в простые дни и в выходные, утренние представления и вечерние.
В процессерыночных опробований делаются уточнения, корректировки, устраняются недоработки и недочеты, пока, наконец, товар не займет собственного хорошего места на избранном рынке . Случается, что товар не выдержал рыночных опробований: спектакль воспринят зрителями настороженно — залы пустуют, вопреки ожиданиям, народ не хлынул в выставочный зал, где развернута новая экспозиция; публика не заинтересовалась зарубежной поп-звездой; новая профессия в институте культуры была невостребованной; опубликованная приличным тиражом книга Мое село — моя гордость осталась нераспроданной; несколько туристов возвратилась в родной город с неприятным разочарованием: обещанная программа была… блефом. Да, так случается. Так происходит. И все-таки чаще разработчиков ожидают успех, признание, успех у публики, в противном случае и восторженные отзывы первых потребителей.
6. Развертывание коммерческого производства
Управление предприятия, учреждения либо учебного заведения решает:какое количество нового товара может поглотить рынок,в то время, когда товар оптимальнее предложить потребителям,где конкретно его оптимальнее реализовать,как организовать массовую распродажу,по какой цене оптимальнее реализовывать товар и т.д. Один товар годами реализуется на стационаре, второй лучше сходу реализовывать на выезде; один товар пользуется ажиотажным спросом и люди не стоят за ценой, на другой приходится устанавливать умеренные, иногда символические стоимости; один товар лучше реализовывать лично, так сообщить способом эксклюзивного распределения, второй — оптом, целым и группам коллективам; один товар отлично идет в любое время, второй — в воскресные и праздники. Нужно проявлять сбытовую изобретательность и достаточную гибкость, дабы в итоге взять запланированные доходы либо, по крайней мере, компенсировать
понесенные на производство товара затраты
Таковы неспециализированные подходы к разработке новых товаров в социально-культурной сфере. На практике данной работой занимаются как специалисты (методисты, технологи маркетологи, экономисты-инженеры), так и добровольцы-общественники, привычные с современными методиками и инновационными технологиями социально-культурной деятельности.
Этап второй: рост продаж
В случае, если товар не провалился в первые же дни по окончании появления его на рынке (занятия в созданном кружке посещаются, плата за обучение вносится, жалоб от своих родителей не поступает, приглашенный эксперт работой доволен, мероприятия задуманного цикла не срываются и т.д.), его рыночная будущее медлено переходит во вторую стадию —рост продаж (см. рис.5).
Происходит это при большей либо полной загрузке транспорта, рабочих площадей, персонала. Уровень качества увеличивается за счет постепенной методик и отработки технологии. Стоимости могут быть уменьшены из-за расширения круга потребителей. Появляются деньги в кассе. Сеть сбытовых каналов расширяется — практикуются выездные формы обслуживания. Реклама делается настойчивой, а время от времени и агрессивной, ее цель — послужить толчком к приобретению новых потребителей. Маркетолог меняет собственные ориентиры: предлагаются модификации товара, упорно рекламируются преимущества товара, расширяется сеть каналов сбыта, отыскиваются новыеспособы проникновения на новые рынки. Словом, делается все возможное чтобы реализовать как возможно больше товарной массы и взять наряду с этим максимальный доход, запланированную прибыль.
ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
2.1. Что в социально-культурном маркетинге есть товаром?
В первую очередь это услуги. О них уже выше шла обращение. Какие конкретно услуги смогут предложить учреждения культуры населению?
Распоряжением Секретариата и Госкомтруда ВЦСПС от 25 января 1989 года был утвержден Примерный список платных одолжений, оказываемых населению культурно-просветительными, внешнешкольными спортивными сооружениями и учреждениями. Он включает В общем итоге более ста разных одолжений, сгруппированных в шесть не хорошо дифференцированных по характеру деятельности групп.
К первой группе отнесены платные занятия в кружках, коллективах, студиях школах, секциях художественного и технического творчества. Подобные занятия смогут носить кроме этого физкультурно-спортивный темперамент, быть связанными с декоративно-прикладным творчеством. Ко мне же относятся занятия в музыкальных студиях, классах, и обучение зарубежным языкам, скорочтению, стенографии и т.п.
Ко второй группе отнесены консультации и лекции по разным отраслям знаний, представления и тематические праздники, танцев дискотеки и вечера отдыха, карнавалы, спектакли и концерты, аукционы, ярмарки, лотереи, детские утренники, новогодние представления, домашние праздничные дни обряды, ритуалы, праздничные поздравления.
К третьей группе отнесены услуги, имеющие обслуживающий темперамент: пошив костюмов и одежды, ремонт, наладка и настройка музыкальных инструментов и радиоаппаратуры, и прокат сценических костюмов культурно-спортивного и туристского инвентаря, реквизита и обуви, музыкальных инструментов, магнитофонных и видеокассет, звукоусилительной оборудования и аппаратуры.
К четвертой группе отнесены: видеообслуживание, кинопоказ, пользование персональными компьютерами и аттракционами, спортивными тренажерами, продажа билетов на культурно-массовые и спортивные мероприятия.
К пятой группе отнесены все виды библиотечных одолжений: фото- и ксерокопирование, составление библиографических справок, подбор литературы обслуживание личных библиотек, переплетные работы и др.
В шестую группу вошли разные мероприятия по культурному обслуживанию коллективов и граждан, домашних торжеств. Ко мне же отнесены оформительские работы.
Привлечь интерес населения к месту проведения мероприятия, убедить потребителей одолжений воспользоваться одолжениями клуба на выезде, приблизить место проведения мероприятия к производственным участкам либо учебным заведениям так же принципиально важно, как принципиально важно как следует подготовить мероприятие. А это уже маркетинг мест. Подобным образом легко прослеживается
связь между содержанием проводимой работы и отношением к нему потребителей культурных одолжений. Тут мы выходим на маркетинг идей. Широк круг приглашаемых и прокатываемых в клубной деятельности людей — артистов, ученых, писателей, астронавтов, экономистов, политиков, выдающихся спортсменов. Тут мы имеем дело с маркетингом личности. Наметилась тенденция к реализации книг сувениров, инструментов, изопродукции и пр. Тут нужно вести обращение о маркетинге изделий. Наконец, клубу противопоказано трудиться в одиночку, он постоянно опирается на организации, пропагандирует их деятельность, пользу от сотрудничества с ними. Это и имеется начало маркетинга организаций.
Культурно-досуговые центры формируют собственные направления деятельности, тут список товаров так же достаточно широк:
1. руководство и Учреждение деятельностью студии, клубов, любительских объединений с целью организации культурного досуга населения;
2. Проведение собственной концертной деятельности, организация культурно-массовой и клубной работы среди населения, обмен командами , творческими коллективами;
3. Пропаганда наследия населений украины при помощи программ проката и распространения видеофильмов о монументах культуры и истории, о лучших произведениях мирового мастерства;
4. Организация студии по производству, тиражированию и дублированию фильмов, видеоклипов и видеопрограмм;
5. предоставление и Организация проката в аренду компьютеров персональных ЭВМ, видео- и аудиоаппаратуры и второй техники;
6. Обеспечение модернизации ремонта, сервиса, реализации, обучения пользователей компьютерной техники и пр.:
7. Организация умелого производства небольших партий и образцов комплектующих и узлов изделий;
8. Проведение плановых и умело-конструкторских работ в области производства, техники, культуры;
9. Проведение собственной учебно-методической и лекционной деятельности:
10. Личная редакционно-издательская деятельность;
11. Выпуск собственной печатной продукции;
12. Исполнение работ художественно-оформительского и дизайнерского характера;
13. Реклама, содействие в реализации и изготовлении проектов;
14. реализация и Изготовление сувениров и др.
Много возможностей раскрываются сейчас и перед библиотеками, многие из которых значительно расширили способы и приёмы работы с пользователями и читателями. Так, библиотеки реализовывают:
1. Заказ изданий с доставкой на дом и к месту работы (на рабочее место) в пределах города (района) и возвращение в библиотеку издании по окончании прочтения;
2. Продление работы читальных комнат во время вступительных экзаменов и сессий, открытие помещений сказок во время школьных каникул;
3. Выдачу книг из читального зала с момента его закрытия до начала работы (под залог) — так называемый ночной абонемент;
4. Выдачу изданий мод для снятия выкроек,
5. Копирование отдельных страниц из журналов и книг, имеющихся в фондах библиотек;
6. Переплет журналов и книг;
7. Составление алфавитного каталога личной библиотеки;
8. Составление библиографических перечней литературы;
9. Личное информирование читателя о литературе по теме;
10. Оформление предварительных заказов на литературу по телефону;
11. Платные абонементы для визита лекториев, клубов по заинтересованностям и т.п.;
12. Платные кружки при библиотеках;
13. Организацию подготовительных направлений для поступающих в высшие и средние особые учебные заведения;
14. Внестационарное библиотечное обслуживание организаций и предприятий, не имеющих собственных библиотек;
15. Сдачу в аренду помещений библиотеки для хозрасчетных клубов и любительских объединений;
16. составление сценариев и Подбор литературы домашних праздничных дней;
17. Видеосалоны в библиотеках;
18. Организацию, платных консультаций экспертов;
19. Продажу библиографических указателей, составленных библиотеками;
20. Организацию выставок-продаж произведений живописи, графики, прикладного мастерства;
21. Проведение концертов силами опытных и самодеятельных артистов в библиотеках;
22 Перезапись на магнитофонную ленту;
23. Прокат кинофотодокументов;
24. Прокат библиобуса;
25. Изготовление ксерокопий;
26. Обслуживание по МБА;
27. Прослушивание компакт-дисков;
28. Предоставление компьютера читателям для личной работы;
29. Экскурсии по библиотеке;
30. Курсы иностранных языков и переводчиков;
31. Изготовление брошюр;
32. Услуги стола раскроя;
33. Услуги оздоровительного центра;
35. Реализацию, списанной литературы и др.
4.2. Что такое “новые товары?
Товарная политика в любой компании начинается сразработки и производства новых товаров. Для начала уточним, что направляться по большому счету осознавать
под новым товаром.
Во-первых, это как следует совсем новый товар, аналогов которому на рынке нет и не было. В реальности таких товаров видится не так уж довольно много, они рождаются, в большинстве случаев, в следствии технологических прорывов (52; с.180). Сейчас такие товары появляются благодаря формированию компьютерных разработок, электроники, голографии, лазерной техники, ядерной энергетики. Их появлению предшествуют большие по количеству вложения в научные изучения и умело-конструкторские разработки (НИОКР),
на производство таких товаров тратятся большие суммы. Примерами тут смогут быть современные средства связи, космическая техника, компьютеры нового поколения, аудио-видеотехника, запасные части для сердца и др. В социально-культурной сфере не только удачно используется очень многое из перечисленного, но из года в год делается все больше и своеобразных товаров. Так, из товаров-изделий возможно назвать современную сценическую технику, применяемую в шоу-представлениях и гала-концертах. Из товаров-одолжений — пользование ресурсами сетей ИНТЕРНЕТ, где накоплены несметные залежи культурной информации. К примеру, возможно заметить серверы посвященные выдающимся мастерам всемирный сцены, известным музеям, неповторимым театральным постановкам и т.п.
Из товаров-организаций уместно назвать ставшие дешёвыми, благодаря широкому интернациональному культурному обмену, зарубежные театральные труппы, фонды социальной помощи (Фонд Форда, Фонд Сороса, Фонд Спенсера), картинные галереи и крупнейшие музеи мира. На сценических подмостках русском периферии а также сельской глубинки, в особенности на протяжении предвыборных баталий, выступают сейчас известный мастера искусств Москвы, Петербурга, многих зарубежных государств А это уже — товары-личности.
Во-вторых, это товары, несущие в себе большие, время от времени усовершенствования и коренные изменения Так, на смену морально устаревшим грампластинкам пришли компактные лазерные диски, громоздкие киносъемочные агрегаты заменены эргономичными и легкими камерами, сложная и долгая процедура обработки фотоматериалов упростилась в связи с возникновением камер типа Полароид То и дело появляются новые новые и почины идеи, к примеру, целенаправленное вложение в культуру бюджетных средств (Превратим Сибирь в край высокой культуры), развитие домашнего отдыха (Отец, мама, я — спортивная семья), оздоровление быта, упрочнение здоровья (В XXI век — без наркотиков) и др.
Привычные для населения места проведения культурных акций все чаще заменяются благоустроенными сценическими площадками в парках и на улицах городов (чего стоят одни лишь сооружения, иногда появляющиеся на Красной площади в Москве!), а творческие коллективы театров отправляются на гастроли в самые отдаленные районы страны.
В-третьих, товар, уже обращающийся на рынке, но с некоторыми улучшениями, не изменяющими, но его коренных черт. Так, в 60-х годах на смену простой звуковой гитаре пришли электрички, простенький баян Лира понемногу вытесняется готововыборным электробаяном, цена которого приблизилась к цене иномарки, на смену простому кино пришло кино панорамное, стерео, широкоформатное. А как изменилась за последние годы звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура! К примеру, как комфортно стало солистам выступать сейчас с радиомикрофоном,
освободившись от всегда путавшихся проводов.
В-четвертых, товары рыночной новизны. Для ветхих рынков данный товар — ветхий, т.е. привычный; для новых рынков либо их сегментов он — новый. Практически это любой товар, еще незнакомый конкретному рынку : не демонстрировавшийся прежде киношедевр, в первый раз замеченный кем-то спектакль, только что устроенная выставка в далеком прошлом написанных полотен, свежий эстрадный исполнитель, открывшийся филиал районной библиотеки. Все это в известном смысле — товары рыночной новизны.
В-пятых, это товар новой сферы применения. Мегафон — атрибут милицейской работы, но может с успехом употребляться при проведении массового праздника на стадионе. Диктофон одинаково нужен администратору и журналисту учреждения культуры. Новое применения находят в социально-ткани и культурной сфере краски, пластмассы и кровельное железо, транспортные средства, декорированные под космические суда и диковинных доисторических животных.
Притчей во языцех была и остается извечная тоска иных культработников о новых формах культурно-досуговой деятельности. В это же время, из известных практике сотен организационно-методических форм употребляются, в лучшем случае, десятки. А это указывает, что для кого-то окажутся новыми ассамблеи, презентации, аукционы, музыкальные ринги, литературные гостиные и т.п. Инертность мышления и нелюбознательность — вот, что мешает работникам социально-культурной сферы модернизировать привычный для них ассортимент культурных товаров.
Новыеизделия (театральная и офисная мебель, аудиовизуальная аппаратура), новыеуслуги (аэробика, шейпинг, восточные единоборства, фольклорное пение), новыеместа (малая сцена, парковая эстрада, новые туристские маршруты), новыеорганизации (клубы по заинтересованностям, досуговые объединения, группы содействия, меценатов и объединения волонтёров, попечительский совет), новыеидеи (безалкогольное кафе, ярмарка солидарности, аукцион идей), новыелица (ветераны войн, выдающиеся ученые, депутаты Госдумы, новые эксперты в штате организаций культуры, приглашенные для постановок зарубежные мастера сцены) — все это в той либо другой мере способно стабилизировать пошатнувшийся почему-либо сбыт, принести ощутимые доходы в казну театра либо цирка, библиотеки либо культурно-досугового центра, снизить зависимость и риск филармонии от непомерно амбициозной звезды эстрады, привести к желанию увеличить сферу влияния, рвение к новым методическим прорывам и технологиям, обойти и/либо морально подавить соперников, укрепить имидж организации, завоевать хорошую репутацию в глазах настоящих и потенциальных потребителей.
У каждого клуба и парка, планетария и школы искусств, мюзик-балета и холла на льду, хора русской песни и туристического бюро должна быть свояинновационная политика. Выстраивать ее возможно двумя методами:
1. Заимствовать и/либо копировать что-то у партнеров, сотрудников, смежников, соперников —путь репродуцирования и подражания.
2. Заниматься собственными технологическими и разработками и методическими исследованиями —путь экспериментов и поиска.
Второй путь и лучше первого и перспективнее для любой организации. Потом мы заметим — по какой причине.
Как создаются новые товары для рынка культуры?
внедрения новых и Процесс разработки товаров в организациях социально-культурной сферы возможно представлен в виде нескольких следующих приятель за втором этапов. Остановимся коротко на каждом из них.