Как работать над ролью в самодеятельном драматическом кружке

Дабы сыграть в спектакле кроме того самую мелкую роль, нужно пристально прочесть всю пьесу, выяснить, какие конкретно главные события в ней происходят, какое участие принимает в них каждое из действующих лиц. Разбор содержания пьесы окажет помощь вам правильнее выяснить ее основную идея.

Заберём для примера известную пьесу С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Анализ изображенных в ней событий оказывает помощь распознать стремления и взаимоотношения храбрецов, осознать, что заставляет их объединяться либо, напротив, вступать в борьбу. Так, к примеру, Падчерица, Солдат, Доктор наук — люди, различные по возрасту и положению, все же составляют один лагерь, в силу того, что всех их объединяет рвение к добру, правде, справедливости. А Королева, ее придворные, Мачеха с Дочкой во всех собственных поступках и делах выявляют такие неспециализированные черты характера, как жестокость, лицемерие, жадность. Именно это их объединяет и определяет отношение каждого из них к храбрецам другого лагеря — к людям несложным, трудолюбивым, честным. В борьбе, в столкновении представителей этих двух главных групп и начинается мысль сказки — торжество хороша, разума, справедливости над силами зла.

Чем вы лучше осознаете цели и основные стремления каждого действующего лица, его значение и место в развитии главных событий пьесы, тем вам станет легче трудиться над ролью, тем скорее коллективу кружка удастся добиться верного раскрытия идеи спектакля.

Работу над ролью не нужно затевать с заучивания текста, как это делают кое-какие парни. В первую очередь нужно хорошо осознать и представить себе, что желает сообщить этот персонаж теми либо иными словами, для чего, с какой целью он их говорит, чего наряду с этим желает добиться от окружающих. В противном случае говоря, за текстом роли нужно заметить живого действующего человека. Недаром персонажи пьесы именуются действующими лицами.

На сцене исполнителю нужно функционировать правдиво, последовательно, логично, так, как мы действовали бы в жизни в аналогичных событиях. К примеру, в случае, если по условиям пьесы на сцене необходимо прислушиваться, разглядывать что-либо, скрываться, просить, потребовать, то эти действия направляться делать по-настоящему, а не «делать вид», словно бы прислушиваешься, словно бы разглядываешь что-то, и т. д.

Дабы вернее выяснить и вернее воспроизвести действия того либо иного персонажа, нужно отлично представить среду и обстановку, в которой он живет, события, предшествовавшие его появлению на сцене, его любимые занятия, профессию и т. д. К примеру, при работе над спектаклем «Два капитана» участники одного школьного драматического кружка не только пристально перечитали одноименный роман В. Каверина, но и прослушали беседу известного летчика-полярника об экспедиции Г. Седова, побродили по площадям и московским переулкам, по которым «гуляли» Катя, Саня, Кораблев, Ромашов.

Педагог получал от исполнителей, дабы они представили себе и определили действия и жизнь этих храбрецов так светло, словно бы сами пережили все то, что случилось в пьесе. Многим участникам кружка удалось этого добиться. Их игра на сцене была искренней, правдивой, увлекла зрителей, вынудила переживать за судьбу храбрецов пьесы.

Дабы убедительно и правдиво сыграть ту либо иную роль, необходимо развивать воображение, обучаться сопоставлять и контролировать действия на сцене с подобными действиями людей в жизни. А для этого нужно самому деятельно принимать участие в жизни, в делах собственного класса, отряда, больше просматривать. Хорошие книги, картины, музыка оказывают помощь нам разбираться в чувствах и поступках людей, вернее оценивать собственное поведение.

Трудясь над ролью, направляться в первую очередь получать передачи значительных черт характера данного персонажа, а не его небольших внешних изюминок (манер, походки и т. д.), так как они, по выражению Н. В. Гоголя, лишь «платье роли, а не душа». Наряду с этим лучше затевать работу с воспроизведения действий персонажа самые простых, понятных и родных самому исполнителю. Понемногу по мере освоения этих действий возможно переходить уже к попыткам передачи характерных для данного действующего лица изюминок поведения, речи, манеры. Идя таким методом, многие участники самодеятельных кружков получают убедительного выполнения самых разных ролей, время от времени сверхсложных.

Так, к примеру, столичная школьница Лида Б. должна была играть роль ветхой льстивой Гофмейстерины — воспитательницы маленькой Королевы из сказки «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. Сперва начальник кружка поставил перед Лидой такую задачу: «Представь себе, что твоя партнерша, маленькая девочка, капризная, озорная. Ее оставили на твое попечение. Поручили не спуская глаз смотреть за тем, что она делает, одновременно с останавливать от озорства и шалостей. Как бы ты начала действовать в аналогичных условиях?» Позднее педагог усложнил задачу. Так как воспитанницей какое количество была не просто девочка, а королева. Исходя из этого, смотря за ней и делая ей замечания, Лиде необходимо было заботиться о том, дабы не рассердить собственную подопечную. В то время, когда Лида справилась и с этим, она попыталась, обращаясь к рисункам и книгам, представить себе и передать в походке, в перемещениях манеры придворной женщины, учитывая наряду с этим солидный возраст Гофмейстерины. В итоге 16-летняя Лида Б. весьма убедительно сыграла роль ветхой придворной женщины, но, как видите, оказалось это у нее не «само собой», а по окончании усердного труда.

Работа над ролью требует громадной воли, упорства, любви к искусству и труду, умения критически оценивать сделанное, важного отношения к коллективу.

Слагаемые сценического образа: задача и сверхзадача. Часть 1. Задача и сверхзадача актёра


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: