Пожалуй, среди читателей отечественной энциклопедии не окажется ни одного, кто ни разу не видел бы моделей автомобилей, механизмов, технических установок, не пользовался ими хотя бы для игры. Так как игрушечные машины, паровозы, кораблики, самолеты — это те же модели. Они воспроизводят в существенно уменьшенном виде наружность настоящих автомобилей, делают те же действия — движутся по земле, по миниатюрным рельсам либо по воде, летают по воздуху. Лишь двигатели у них другие — пружинные, резиновые.
Играясь, ваши сёстры и младшие братья подражают занятиям взрослых. Вот по какой причине дети особенно довольно часто и с радостью играются в водителей, трактористов, машинистов, летчиков, строителей. Но им хочется, дабы игра как возможно больше была похожим правду. И в случае, если на первых порах положенная на бок табуретка в полной мере заменяет вашему младшему братишке паровоз либо автомобиль, то позднее ему нужен уже пускай весьма мелкий, игрушечный, но «совсем как настоящий» локомотив либо грузовик. А после этого, в то время, когда он начнет ходить в школу, у него покажется желание сделать самому локомотив — сперва из картона, позже из фанеры. Семиклассник уже кое-что знает о двигателях, ему захочется поставить «настоящий» двигатель на маленькой машине, кроме этого сделанной собственными руками. Так игра перерастает в ручной труд, а труд — в практическое овладение техникой. Так как чтобы выстроить действующую модель какой-нибудь автомобили, а тем более настоящую маленькую машину, слишком мало знать, как выглядит эта машина снаружи. Необходимо светло воображать себе, как эта машина устроена и действует, на каких законах физики основано это воздействие; необходимо обучиться просматривать а также делать чертежи, создавать несложные расчеты, решать конструктивные задачи.
Так, модель делается «букварем», по которому будущий производственник овладевает азбукой техники.
Возможно ли изучать технику без моделей? Весьма тяжело. Предположим, что вы ни разу не видели настоящую паровую турбину, а прочли ее описание в какой-либо книге (хотя бы в книжке физики для VII класса). Практически на каждой строке вы должны в мыслях представить себе, в каком положении находится та пли другая часть турбины, что с ней происходит в любой отдельный момент работы.
А это не так легко.
Допустим, что вы по окончании чтения побывали с экскурсией на тепловой электростанции.
Само собой разумеется, в том месте было весьма интересно, но так как многого вы так и не заметили. Внутреннее устройство паровой турбины вам продемонстрировать не могли, а продемонстрировали — да и то, возможно, лишь с далека — громадный кожух и наряду с этим заявили, что в него вращаются колеса с лопатками, приводимые в перемещение паром. Рядом с турбиной вы видели кожух генератора переменного тока. Все это ненамного дополнило те сведения, каковые вы почерпнули из книги.
Совсем другое дело, если вы выстроите действующую модель паровой турбины. Тут любая подробность будет сделана вашими руками; собирая модель, вы отлично разберетесь в взаимодействии и назначении всех ее частей; полученные вами знания станут еще более прочными и глубокими по окончании того, как вы испытаете модель, обучитесь регулировать ее, обнаружить и ликвидировать неполадки.
Итак, модели строят в первую очередь с учебной целью. Но вам, предположительно, приходилось слышать о том, что модели строят и в конструкторских бюро, и в научно-исследовательских университетах, и на фабриках. Для чего же они в том месте необходимы?
Назначение моделей, создаваемых в таких учреждениях и на фирмах, совсем иное. Перед тем как строить настоящую, громадную новую машину, конструкторы испытывают ее модель. Но отчего же не выстроить сходу настоящую машину? А дело в том, что первый опытный образец новой автомобили довольно часто обходится в много тысяч, в противном случае и в миллионы рублей — в десятки раз дороже, чем будет стоить та же машина при массовом ее производстве.
Нельзя не принимать во внимание и с тем, что конструкторы смогут допустить какие-либо неточности в собственных расчетах. Модель, стоящая существенно дешевле настоящей автомобили, разрешит найти и устранить недочеты.
Итак, в промышленной технике модели помогают в первую очередь для умелой проверки новых конструкций. Но этим не исчерпывается их использование. Модели необходимы и в литейном деле: с их помощью приобретают формы для отливки. Модели-макеты незаменимы и в научных изучениях: они оказывают помощь осознать строение кристаллов, размещение входящих и атомов в них частиц, представить сотрудничество их а также изучить физические особенности этих небольших частиц материи,
И, не считая всего этого, модели помогают еще одной цели — разумному досугу. Так как у каждого человека, независимо от его основной профессии и возраста, имеется какое-либо особенно любимое, увлекательное для него занятие. Одни увлекаются музыкой либо рисованием, другие— туризмом, охотой либо рыбной ловлей, третьи-цветоводством либо садоводством, четвертке коллекционируют почтовые марки, открытки, собирают книги и т. п. Все это — любители. И громадный отряд — вернее, целую армию — составляют любители техники.
Возможно ли вычислять, что любительские занятия приносят пользу лишь тем, кто ими увлекается? Само собой разумеется, нет! Известно множество случаев, в то время, когда техники и любители науки совершали изобретения и немаловажные открытия.
Путь многих конструкторов и учёных в науку и технику начинался конкретно с любительских занятий. Изобретатель радио А. С. Попов еще в юные годы и юности строил физические приборы и различные модели. Известный деятель науки К. Э. Циолковский, еще будучи ребёнком, выстроил парусные санки, токарный станок и другое. Став известным ученым, он собственными руками делал модели летательных аппаратов, устройства для опытов. Через научное любительство прошли М. Фарадей, И. Ньютон, П. Н. Лебедев, А. Н. Бутлеров и другие великие ученые.
Прославленный авиаконструктор Герой соцтруда А. С. Яковлев с детских лет строил летающие модели, а позднее, в юношеские годы,— настоящие планеры собственной конструкции. Два раза Герой Советского Союза Е. М. Кунгурцев — бывший авиамоделист Удмуртской республиканской станции юных техников. Изобретатель радиоинженер И. В. Матикашвили в школьные годы занимался в радиокружке Центральной станции юных техников Грузии. Аналогичных примеров возможно привести довольно много.
На ежегодных радиолюбительских выставках, организуемых ДОСААФом, возможно заметить десятки уникальных и занимательных радиоаппаратов разного назначения, сконструированных не экспертами, а любителями. Многие из этих конструкций кроме того выпускаются индустрией.
Одним словом, техническое любительство приносит пользу и тому, кто им занимается, и всему советскому народу. Вот по какой причине Советское правительство и Коммунистическая партия поддерживают юных и взрослых любителей техники, всемерно оказывают помощь им.
Любители техники объединены в кружки при общеобразовательных школах и других учебных заведениях, домах и дворцах пионеров, профсоюзных и домах культуры и сельских клубах, клубах ДОСААФ (в совокупности этого общества имеется аэроклубы, автомотоклубы, морские клубы, радиоклубы). Для них издаются особые издания, брошюр и серии книг, сборники, листовки и плакаты.
Работу по технике организуют и все пионерские дружины. Так как примерный список навыков и умений для пионеров (ступени юного пионера) включает в себя и трудовые технические дела: изготовление нужных вещей для школы, для семьи, для дошкольных учреждений, учебно-наглядные пособия, оборудование школьных мастерских, игротеки, инвентарь для туризма и спорта, предметы домашнего обихода, игрушки для малышей и т. п.
Для помощи техническим кружкам внешкольных учреждений и школ, отрядам и пионерским дружинам (в организации технического творчества и работы по ступеням), и отдельным школьникам — любителям техники существуют муниципальные, областные, краевые и республиканские станции юных, техников. Они разрабатывают и контролируют на практике типовые конструкции устройств, моделей, малогабаритных автомобилей, рекомендуемых после этого отдельным любителям и школьным кружкам техники; дают устные и письменные консультации по вопросам кружковой работы и технического любительства; изучают и распространяют лучший стаж работы школьных кружков — любителей науки и техники; готовят пионеров инструкторов и руководителей-кружков; издают листовки, брошюры, плакаты в помощь любителям техники; выполняют научные вечера, лекции, выставки, конкурсы, смотры, соревнования движущихся моделей и другое.
Громадное значение для развития технического любительства имеют выставки юных техников и разные соревнования. Они разрешают взаимно обмениваться лучшим опытом работы, сопоставлять, сравнивать ее результаты. О том, как проводятся выставки, все знают. А о соревнованиях необходимо поведать.
Соревнования движущихся моделей проводятся по определенной, строго установленной совокупности. В первую очередь, дабы модели возможно было сравнивать между собой, они должны быть сделаны с соблюдением неспециализированных для всех технических требований, либо, как говорят, норм. По каждому из главных видов движущихся моделей (в большинстве случаев, транспортных) — наземных, летающих, плавающих — создана определенная классификация. Так, модели судов делятся на тринадцать классов — в зависимости от типа.
Всесоюзная классификация морских моделей предусматривает определенный масштаб, громаднейшую и мельчайшую длину, тип двигателя и мельчайшую дальность плавания, при которых модели допускаются к соревнованиям.
Подобные же классификации существуют для летающих, автомобильных и ЖД моделей. В будущем, по мере развития технического любительства, они будут вводиться и для других видов моделей, и для малогабаритных транспортных автомобилей (мотороллеров, машин и др.).
Положения о соревнованиях движущихся моделей определяют и неспециализированные, необходимые для всех правила их запуска.
Соревнования любых движущихся моделей смогут проводиться в кружка (т. е. лично), между двумя либо несколькими кружками (междушкольные, междулагерные), муниципальные, районные, областные, республиканские и всесоюзные. На всех соревнованиях начиная с городских и районных команды внешкольных учреждений должны выступать, в большинстве случаев, раздельно от школьных команд; так, первенство среди команд и школьных команд внешкольных учреждений разыгрывается и определяется раздельно.
Юные любители техники не ограничиваются постройкой интересующих их моделей, аппаратов, технических установок, участием в выставках и соревнованиях. Они участвуют в созидательном труде советского народа, используют навыки и свои умения в публично нужных делах, предпринимаемых школьными пионерскими дружинами и комсомольскими организациями.
У юных техников имеется два главных правила:
- Обучился сам — научи товарища!
- Все, что полезно и необходимо твоей школе, пионерскому отряду, семье и что посильно тебе и твоим товарищам,— делайте сами!
Следуя этим правилам, кружки юных любителей техники ремонтируют и изготовляют новые устройства для химии и учебных кабинетов физики, оборудование для школьных мастерских; строят и обслуживают школьные радиостанции, радиоузлы, телефонные станции, тепловые, ветро-и гидроэлектростанции, геофизические площадки, астрономические обсерватории; строят строения для мастерских; изготовляют кирпич для строек; конструируют и строят малогабаритные транспортные и сельскохозяйственные автомобили; снабжают связь между соседними школами, полевыми бригадами; сами снимают и монтируют хроникальные фильмы о пионерской организации и жизни школы и делают очень многое второе, нужное и необходимое любимой Отчизне.
техники и юные любители науки оказывают помощь школе и комсомолу в распространении технических знаний среди всех школьников. Они устраивают вечера и утренники занимательной науки и техники, выполняют под управлением преподавателей физические, химические и технические олимпиады. Более подготовленные из них делают обязанности лаборантов на химии и уроках физики, руководят кружками «Умелые руки» и начальными техническими.
Так еще на школьной скамейке юные любители техники собираются стать в ряды передовиков производства. Они придут в том направлении, обладая не только практическими основ навыками и знаниями наук. Активные юные техники покупают техническую смекалку, умение вычислить конструкцию, внести в нее какие-то усовершенствования. Это — будущие новаторы производства, рационализаторы а также изобретатели и будущие конструкторы.