За последние как тысяч лет человеческий труд был изменен, пройдя через множество этапов, любой из которых характеризуется собственными изюминками. Не вдаваясь в подробности, скажем, что мы начали путь от доисторических охотников и собирателей, миновали стадии натурального хозяйства, рабства, феодализма, меркантилизма, индустриального капитализма и близко подошли к новому этапу исторического развития, характеризуемому большей степенью кооперации, активным применением компьютерных разработок, инновациями в научно-технической сфере, глобализацией производства и дистрибьюции.
Попытаемся пересмотреть эволюцию организации труда, пара в противном случае трактовавши этапы эволюционного развития и поместив их в контекст психотерапевтической теории Маслоу:
- Работа как выживание. Человеческий труд на этом этапе соответствует базисной категории потребностей и состоит в усилиях, направленных на то, дабы обеспечить подобающие стол, кров и одежду в количестве, достаточном для выживания индивидуума, семьи либо племени. Работа состоит в этом случае в том, дабы оторвать у природы кусок хлеба, вынудить ее поделиться собственными достатками. На этом этапе труд в большинстве случаев характеризуется необходимостью и непритязательностью, но он остается естественным и приносящим удовлетворение.
- Работа как показатель публичного положения. В ходе формирования становления рабства и привилегированного класса труд начинает рассматриваться как свидетельство и унижение очень низкого статуса. Поменявший рабство феодализм кроме этого тесно связан со статусом, необходимостью и принуждением снабжать элементарные жизненные потребности.
- Работа как ремесло. Искусная работа феодальных кустарей обращала предметы и природные материалы, каковые помогали не только практической цели, по и снабжали удовлетворение духовных потребностей. На этом этапе работу возможно разглядывать как акт творчества, заключающийся в превращении несложных, естественных материалов в нужные и высокохудожественные произведения прикладного мастерства.
- Работа как товар. На этом этапе работа преобразовывается в товар: работник реализовывает собственную свойство трудиться капиталисту, что применяет эти способности для производства предметов потребления, приносящих прибыль в следствии их реализации. Тут работа рассматривается как акт отчуждения, тирании, инструмент, призванный принести удовлетворение третьим лицам. Работники отделены и от средств производства, и от плодов собственного труда, благосостояния, наслаждения от выполненной работы.
- Работа как информация. В то время, когда ее анализ и информация стали приобретать первостепенное значение, в задачу работника начинают включаться поиск, направление и формирование информации так, дабы преумножить информированность и осведомлённость организации; исходя из этого работа делается олицетворением стремления и естественного любопытства повысить уровень собственных знаний. В этом случае работу возможно разглядывать как способ личного совершенствования и обучения. На данный момент организация труда по этому принципу быстро начинается.
- Работа как публичный вклад. Работа рассматривается как форма социальной ответственности, акт формирований эмоции сообщества, единения, публичный вклад, участие в сети социальных контактов, которое увеличивает отечественные шансы прожить полную, насыщенную судьбу. В этом ключе работа рассматривается как дар и связующее звено всему человечеству.
- Работа как акт самовыражения. В то время, когда работа получает черты самовыражения, люди применяют ее как развития и инструмент создания собственной судьбе и собственного существа. Поэтому работу возможно разглядывать как путь к духовному и личному удовлетворению, как дополнительный мотив, стимул, смысл жизни, источник личного совершенствования и роста.
- Работа как мастерство. Высшим проявлением людской труда есть воплощение творческих планов в произведение искусства, где работа пребывает в том, дабы поменять сложившиеся представления, выстроить новый мир, получить от этого наслаждение. Работа тут выходит за рамки ремесла либо полезности и призвана подстегнуть человеческое воображение. Так, работу в этом случае возможно разглядывать как что-то элитарное, красивое, что-то такое, для чего понятие «работа» делается уже не в полной мере адекватным.
Характеризуя формы организации труда, мы синтезировали психотерапевтическую точку зрения и исторический, либо эволюционный, контекст. Мы думаем, что предложенные формулировки не исключают друг друга, — напротив, они смогут где-то пересекаться и дополнять друг друга, образуя занимательный и необыкновенный сплав. К примеру, в последних формах организации труда приобретает выражение неспециализированная для них тема социального и личностного развития, которая разрешает объединить их в одну группу. направляться выделить, что любая из форм организации груда соответствует выяснен ной жизненной позиции либо состоянию ума, что не всегда находится в твёрдой зависимости от исторической эры либо характера делаемой работы. В зависимости от того, глубоким либо поверхностным будет восприятие правил конкретной формы организации труда и как именно будет структурирована работа, любой из представленных подходов может как взять предстоящее развитие, так и абсолютно скомпрометировать себя.
Ясно, что менеджмент делается совсем незаменимым инструментом, в то время, когда работа есть знаком отличия, подчеркивающим социальный статус, либо реализовываемым и покупаемым товаром. Безрадосно, но классический менеджмент блокирует преимущества, заложенные в последних четырех подходах к организации труда. Не обращая внимания на то что управление работой, которая воспринимается как социальный вклад либо информации, быть может, редко бывает целесообразным и во многих случаях непродуктивно. В случае, если работа воспринимается как самовыражение либо акт мастерства, то как мы уже сообщили, она по большому счету не поддается управлению без того, дабы не изменилась цель трудового процесса и не снизились преграды возможности удовлетворять соответствующие потребности. Но отмечены тенденции, каковые могут быть еще более фатальными. Менеджмент пробует свести трудовую деятельность к ранним формам ее существования, стараясь сохранить не только собственный влияние, привилегии и статус, но и придать суть собственной, обычно малосодержательной, работе.