Очерк

Очерк — эпический жанр, обширно распространенный в современной литературе наровне с рассказом. Назначение его в том, дабы показывать и разъяснять какие конкретно?или особенно ответственные либо новые, ранее малоизвестные явления. Очерк постоянно находится на переднем крае литературы, разрешает скоро откликаться на проблемы и новые темы. Очеркисты в 20–30?х гг. продемонстрировали жизнь новой страны, в 40-х — подвиги на фронтах ВОВ и трудовую доблесть тружеников тыла и в отечественные дни отражают окружающую реальность.

Очерки разнообразны по содержанию, они касаются политических, экономических, научных и производственных вопросов, изображают явления публично-политической жизни, быта и природы, типы представителей социальных либо опытных групп и т. д. Разны и формы очерков: очерки-путешествия («Фрегат «Паллада» И. А. Гончарова), очерки-хроники («Испанский ежедневник» М. А. Кольцова), очерки-биографии (очерки М. Горького о его современниках), очерки-сценки («Сельская аптека» Н. В. Успенского) и т. д.

В журналах и газетах видятся документальные очерки, каковые с предельной точностью говорят о событиях и людях. Подобно другим жанрам публицистики, эти очерки смогут включать и художественные образы, но вымысел не обязан нарушать точности изображения явлений, для информации о которых пишется очерк. К художественной литературе самый близки очерки, именуемые литературными либо художественными. Необходимая, важная часть их — художественные образы. Таковы очерки из цикла «По Руси» М. Горького. Подобно документальным, художественные очерки смогут включать факты, цифры и точные даты, информировать о происходивших в действительности событиях. Как правило, им характерна и публицистичность, сообщение с ответственными современными публично-политическими проблемами. Но документальная точность в художественных очерках не необходима. В случае, если кроме того они посвящены конкретным явлениям либо проблемам, эти явления смогут изображаться со большими отступлениями от документальной точности. Время от времени передается в вымышленных художественных образах лишь главная сущность явлений. В сатирических очерках М. Е. Салтыкова-Щедрина внутренняя политика царизма представлена в фантастических, гротескных сатирических образах, но сущность явлений передана совершенно верно.

В очерке, в отличие от рассказа либо повести, отражается не разрешение конфликта в действии, а процесс ознакомления с явлениями, последовательность их анализа, движение размышлений. Персонажи становятся «объектами» разъяснения и демонстрации, сюжет (см. фабула и Сюжет) исчезает, и главный интерес сосредоточивается на познании конкретных явлений действительности.

Очерк, в отличие от рассказа, не есть единой, целостной художественно-образной картиной: в него входят и факты действительности, и художественные образы, и абстрактно-логические размышления. Очерк, как из кусочков мозаики, складывается из портретов персонажей, описаний сцен, размышлений. Композиционную связь между частями очерка снабжает «я» повествующего лица: повествователь не столько действует, сколько оценивает события и факты, разъясняет их, мотивирует переход от одного явления либо неприятности к вторым. К примеру, части очерка «Два помещика» («Записки охотника» И. С. Тургенева) соединены краткими указаниями повествующего лица: «Вначале обрисую вам отставного генерала Вячеслава Иларионовича Хвалынского»; «А но, перейдем сейчас к второму помещику». Изображение двух помещиков подытожено разъяснением повествователя, подчеркивающего, что они — представители старозаветных порядков: «Вот она, ветхая?то Русь!»

Но как бы ни была громадна роль логической мысли в художественном очерке, художественный образ остается его неотъемлемым элементом. При этом логическая мысль и образы тесно связаны и взаимодействуют: размышление в очерках Г. И. Успенского «Живые цифры» сменяется картинами встречи и крестьянского труда с белошвейкой, а после этого на базе этих образных картин снова развертываются размышления в разделе называющиеся «Дополнение к рассказу «Квитанция».

Образы (см. Образ художественный) в очерке связаны с определенным местом, с настоящими лицами, фактами, событиями, цифрами, конкретными экономическими, политическими, социальными явлениями, с научными и техническими проблемами и т. п. Но все эти связи с настоящими фактами не изменяют сущности образа: он остается образом художественным — несет эстетическую оценку, обширно обобщает реальность и выходит далеко за рамки конкретного явления либо неприятности, разглядываемых в очерке. Исходя из этого значение очерков «Ледовой книги» Ю. Смуула либо «Белых снов» В. М. Пескова не ограничивается тем, что они знакомят нас с условиями быта и труда полярников, с экзотикой жёсткой природы. Эти очерки показывают советского человека — носителя высоких идеалов и целей, каковые оказывают помощь ему выйти победителем в тяжелой борьбе со стихией. Конкретно воссозданные силой искусства, обстоятельства жизни и человеческие характеры обусловливают особенную силу действия художественного очерка на сердце и ум читателя.

Очерку в собственности серьёзное место в художественной литературе, он сыграл громадную роль в эру Просвещения (очерки Вольтера, Д. Дидро, Д. Аддисона), содействовал формированию критического реализма (очерки Ч. Диккенса и У. Теккерея). В русской литературе очерки, создававшиеся Д. В. Григоровичем, В. И. Далем, И. И. Панаевым, Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, помогали в 40?х гг. XIX в. утверждать реалистические правила натуральной школы. Обширно применяли жанр очерка в 60?е гг. писатели-демократы («Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, «Письма об Осташкове» В. А. Слепцова, «Степные очерки» А. И. Левитова и др.). Очерковые циклы Г. И. Успенского и М. Е. Салтыкова-Щедрина составили целую эру в общественной жизни и литературе, оказали огромное революционизирующее влияние на сознание современников. В жанре очерка трудились писатели-классики: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.

Литературная викторина в школе

Литературная викторина — игра в ответы на вопросы, объединенные определенной темой. Она дает участникам довольно много увлекательных, нужных сведений, развивает сообразительность, находчивость, тренирует память.

Викторина возможно посвящена творчеству одного писателя либо поэта, определенному литературному периоду либо направлению.

Викторины, посвященные творчеству одного писателя, касаются фактов его жизни, содержания его произведений, критических отзывов о писателе. Вопросы смогут быть следующие: кому из храбрецов и какого именно произведения принадлежат цитируемые фразы? Что сообщил храбрец произведения по этому предлогу? Как создатель оценивает собственного храбреца? Чьи портретные описания даются в произведении? В каких городах происходит воздействие? Какие конкретно исторические деятели упоминаются в произведении? Как начинается и чем заканчивается произведение? И т. д.

Весьма увлекательны литературно-краеведческие викторины, посвященные теме родного края в прозе и поэзии. Тут уместны вопросы об авторе приводимых строчков либо, напротив, предложение отыскать в памяти отрывки из литературных произведений. Такие викторины становятся еще занимательнее, в то время, когда ставятся вопросы о том, кем, где и как отражены определенные периоды истории вашего города либо края, в чьих произведениях упоминаются узнаваемые архитектурные либо исторические монументы.

На протяжении проведения викторин смогут быть использованы иллюстрации к художественным произведениям, портреты писателей, репродукции картин. Живые картины окажут помощь участникам викторины ответить на вопрос, из какого именно произведения данное действующее лицо либо эпизод.

Методы проведения викторин разны. Викторину может вести один человек. Возможно проводить её, поделив участников на две команды, с тем дабы одна команда задавала вопросы второй. Ответы в зависимости от характера вопросов даются устно либо письменно, но оценки их должны направляться конкретно за ответом.

Второй тип викторины — в то время, когда вопросы даны заблаговременно и в течение определенного маленького срока подаются письменные ответы. Тогда результаты, их оценки и разбор ответов сообщаются на собрании участников викторины. Победители награждаются призом либо грамотой.

Подготовка викторин — а в этом деле возможно занять много ребят — требует знаний, умений, творческой фантазии, каковые приобретаются еще и на протяжении работы. Необходимо мочь сделать костюмы для драматических сценок либо живых картин, выбрать кинофрагменты либо музыкальные отрывки, оформить помещение, где проводится викторина.

Без Лишних Слов. ( портретный очерк). Режиссер: Ника Харгиянова.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: