Как видно из изложенного, в эмбриогенезе происходит интенсивная подготовка к последующим, постнатальным этапам формирования поведения, а частично и само формирование элементов поведения новорожденного методом, с одной стороны, развития генетически обусловленных компонентов активности и, иначе,накопления эмбрионального опыта. Как и в постнатальной жизни животного, эти две стороны единого процесса развития поведения — врожденное и получаемое — нереально отрывать друг от друга и изучать вне их связи, исходя из этого неверно разглядывать эмбриогенез поведения с позиций альтернативы: созревание врожденных элементов поведения либо эмбриональное упражнение. В каждом случае обращение может идти только о том, какой из этих компонентов превалирует либо кроме того господствует. И тут сложным образом переплетаются действия разных факторов в сочетаниях и разных соотношениях, как это происходит и на постнатальном этапе развития.
Наряду с этим нужно, конечно, учитывать те своеобразные изюминки, которыми отличается пренатальное развитие поведения животных. Это относится в первую очередь роли окружающей среды в формировании пренатальной психической деятельности и двигательной активности.
Вышеприведенные эти говорят о том, что развитие поведения в пренатальном периоде онтогенеза совершается у низших и высших животных неодинаково, не смотря на то, что и обнаруживает последовательность неспециализированных линия. Эти филогенетические различия обусловлены закономерностями эволюции эмбриогенеза, установленными в первую очередь Северцовым, о чем уже говорилось выше. Но в целом возможно заявить, что у всех животных — по крайней мере на ранних стадиях эмбриогенеза — прямые влияния окружающей среды играются малого роль (либо не играются по большому счету никакой роли) в формировании отдельных форм двигательной активности.
Средой, в которой начинается эмбрион млекопитающего, есть материнский организм, что не только хранит и защищает его от негативных действий, но и конкретно снабжает всю его жизнедеятельность. Исходя из этого утроба есть средой обитания зародыша, на которую направлена его активность. Но сообщение эмбриона с настоящим внешним миром, в котором протекает вся постнатальная жизнь развивающегося организма, осуществляется только опосредованно через организм матери и не имеет возможности иметь значительного значения для развития психики млекопитающего во внутриутробном периоде его развития.
В отличие от млекопитающих и, возможно, вторых живородящих животных при внеутробном развитии зародыш довольно часто подвергается действиям разных агентов окружающей среды. Но, как уже отмечалось, экспериментальные изучения продемонстрировали, что эти агенты чуть ли смогут конкретно направлять развитие первичных форм двигательной активности эмбриона. Но в случае, если кроме того допустить обратное, то есть что такие действия в состоянии оказать прямое влияние на формирование данной активности, то такая сообщение по необходимости была бы односторонней, потому что сфера двигательной активности зародыша не простирается дальше яйцевых оболочек и не имеет возможности привести к физическим изменениям в окружающей среде. Но это указывает, что отсутствует наиболее значимый источник психологической деятельности.
Второе событие, очень лимитирующее возможности развития психики в эмбриональном периоде развития, — это однородность, бедность и постоянство компонентами среды, которая окружает зародыша как в яйце (птичьем либо икринке), так и в утробе млекопитающего. В том месте ему фактически «нечего отражать». Исходя из этого будет, разумеется, верно заявить, что психика эмбриона — это психика в ходе ее становления. Эмбрион — это еще не полноценное животное, а формирующийся организм животного на начальной стадии собственного развития. Животная судьба неосуществима без активного сотрудничества с внешней (т.е. постнатальной) средой, а именно это сотрудничество еще отсутствует на эмбриональном этапе развития, как минимум на его ранних стадиях. На протяжении эмбриогенеза осуществляется только подготовка к этому сотрудничеству.
На ранних стадиях эмбриогенеза формируются предпосылки, потенциальные возможности психологического отражения, т.е. существуют лишь зачаточные формы элементовпсихики. Только по мере того как формируются системы и органы органов развивающегося организма и появляется расширения связей и необходимость установления с внешним миром, зарождается и начинается психологическое отражение, которое есть функцией этих структур и помогает установлению этих связей.
Как было продемонстрировано, это происходит в конце эмбриогенеза, по крайней мере у птиц, у которых наровне с очень дифференцированной двигательной активностью (и на ее базе) появляется коммуникативное поведение, снабжающее установление контактов с внешним миром (конкретно — с родительской особью) еще до вылупления.
Во связях между невылупившимся родительской особью и птенцом, в согласовании их поведения в течении последних дней инкубации проявляется уже достаточно сложная психологическая деятельность эмбриона. Действительно, это относится только к последней стадии пренатального онтогенеза. Наряду с этим нужно кроме этого учесть, что такая психологическая активность зародыша чуть ли характерна млекопитающим, у которых эмбриональное развитие есть если сравнивать с птицами довольно укороченным: детеныши рождаются на более ранних стадиях эмбриогенеза, на которых возможно предположить наличие только примитивных элементов будущей психологической активности.
Итак, возможно заявить, что значение эмбриогенеза для создания психологической деятельности пребывает в том, дабы подготовить морфофункциональную базу психологического отражения. Это относится как к двигательным компонентам психологической деятельности, так и к подготовке условий для функционирования сенсонейромоторных совокупностей на постэмбриональном этапе развития.
Ясно, что будет поздно, в случае, если эти предпосылки начнут формироваться только по окончании появления животного на свет, исходя из этого такая база обязана уже существовать к началу постнатального развития, дабы организм имел возможность приступить к построению всесторонних взаимоотношений с компонентами среды его обитания. Для подготовки данной базы достаточнагенетически фиксированная спонтанная двигательная активность эмбриона, дополняемая более либо менее выраженным эмбриональным научением. Такая активность может формироваться и в той константной, однообразной, нерасчлененной, бедной предметными компонентами среде, в которой живет и начинается зародыш.