Бесплодные попытки пробраться к полюсу по льду, на санях и пешком натолкнули исследователей на идея испробовать воздушный путь. направляться подчернуть, что полярные путешественники и учёные уже с давних времен стали изыскивать для проникновения в недоступные области земного шара новые средства, дающие слово избавить их от тяжелой борьбы со льдами.
В архивах начала XVIII века сохранилось прошение ученого монаха из Португалии Бартоломео Лоренцо Гусмао о выдаче ему привилегии на изобретенный им воздушный шар. Монах писал, что «изобрел машину для передвижения по воздуху так же, как это делается по земле либо по морю, но с намного большей скоростью… При помощи данной автомобили возможно будет доставлять в армию и в отдаленные почвы самые ответственные известия. Таким же методом смогут быть открыты ближайшие к полюсу страны».
Но идее Бартоломео Гусмао не суждено было осуществиться. Преследуемый суеверными попами, он бежал за границу, где погиб в нищете.
В первой половине 30-ых годов XVIII века в Рязани встал ввысь на воздушном шаре подьячий Крякутный из Нерехты. Спустя пятдесят лет по окончании Крякутного такой же полет совершили братья Монгольфье во Франции.
По окончании целой серии успешных полетов идея о достижении Северного полюса по воздуху стала все больше занимать умы исследователей. Друг за другом рождались храбрые проекты полярных экспедиций на летательных аппаратах.
Участник экспедиции на «Тегеттгофе», открывшей в первой половине 70-ых годов XIX века Почву Франца-Иосифа, — Ю. Пайер, так много испытавший и переживший среди полярных льдов, еще в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века писал: «Было бы полезно всякие попытки к достижению полюса исключить из полярных изучений , пока мы не окажемся в состоянии отправлять в том направлении вместо беззащитных морских судов суда воздушные».
Воздушный шар С. Андрэ
В то время, в то время, когда Нэрс, возвращаясь во второй половине 70-ых годов XIX века по окончании попытки достигнуть Северного полюса на санях, информировал на родину, что «полюс недостижим», американец Чейн усиленно пропагандировал возможность успехи высоких широт Арктики на воздушном шаре. Но проект Чейна не встретил сочувствия. Ему не удалось собрать нужных для экспедиции средств.
Такая же будущее постигла предложение ассистента главы американской экспедиции на судне «Полярис» капитана Тейзона, проектировавшего организацию нескольких экспедиций к полюсу на воздушных шарах с различных мест. Не встретила важной помощи инициатива Безансона и Эрмита, кроме этого предлагавших снарядить воздушную экспедицию к Северному полюсу. Лишь шведскому инженеру Соломону Андрэ удалось, наконец, осуществить идею собственных предшественников.
Проект полярной экспедиции на воздушном шаре Андрэ разрабатывал в течение 15 лет. «Мы будем летать, как орлы, — писал Андрэ, — и нет ничего, что сломит отечественных крыльев.» Наконец, во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века он приступил к осуществлению собственного проекта.
Для экспедиции на Северный полюс по проекту Андрэ был выстроен особый воздушный шар «Ornen» («Орел») вместимостью 5100 кубических метров и грузоподъемностью 3000 килограммов. При помощи особенного приспособления, складывавшегося из парусов и гайдропов, воздушный шар должен был взять некую управляемость.
В экспедиции, кроме Андрэ, учавствовали физик Н. Стриндберг и техник К. Френкель.
На борт «Орла» были приняты нужные инструменты, лодки, запас и сани продовольствия на четыре месяца.
Местом отправления экспедиции Андрэ избрал Шпицберген» где на острове Датском был выстроен особый ангар.
Дождавшись благоприятного ветра, 11 июля 1897 года Андрэ поднялся в воздух и вылетел на северо-восток, предполагая пересечь Северный Ледовитый океан и достигнуть берегов Америки.. В первые два дня полета сообщение с материком должна была поддерживаться посредством голубиной почты, для чего на борт воздушного шара Андрэ забрал 50 голубей.
15 июля один из выпущенных голубей принес на базу первые сведения о судьбе воздухоплавателей. В записке, доставленной голубем, Андрэ информировал: «13 июля, 14 часов 30 мин. дня, нахожусь на 82°02? северной широты, 15°05? восточной долготы. Благополучно следуем на восток, уклоняясь от прямого пути. Все благополучно. Это мой третий голубь. Андрэ».
После этого сообщение прервалась. Продолжительное время об экспедиции не было никаких сведений. Лишь спустя два года, в мае 1899 года, на берегу Исландии был отыскан поплавок, скинутый с «Орла». Ненайденная в нем записка информировала о ходе полета в сутки старта. Ничего нового о судьбе Андрэ не принес и второй поплавок, найденный в 1900 году.
Поиски экспедиции Андрэ в восточной Гренландии, в проливе Смит и на севере Сибири были бесплодными. События смерти трех воздухоплавателей много лет оставались малоизвестными.
И лишь в первой половине 30-ых годов XX века норвежская экспедиция на судне «Брат-ваг», высадившаяся на острове Белом (к востоку от Шпицбергена), нежданно нашла последний лагерь экспедиции Андрэ.
«И вот настал сутки 6 августа, — писал глава экспедиции на «Брагваге» врач Г. Хорн, — чудный сутки при сияющем с голубого безоблачного неба ярком солнце. Везде царила глубочайшая тишина. Вcе были счастливы приняться за работу. Шкипер-Элиассен на моторной лодке также принимал деятельнее участие в охоте и занимался отбуксировкой зверя к берегу.
Среди дня он возвратился на судно. Негромко и тихо подойдя к нам, он сказал, что ими сделана ответственная находка, они нашли Андрэ. Ими отыскана брезентовая лодка экспедиции, полная всевозможного снаряжения. Шкипер привез какую-то книгу, отысканную в лодке. Книга была мокрая, тяжелая, страницы в ней склеились» и мы заметили, что это обсервационный издание экспедиции с подробными записями астрономических наблюдений. Страница за страницей с цифрами, заметки о запасах провианта, недельное меню и другие замечания. На первой странице мы смогли прочесть пара слов заглавия: «Санное путешествие 1897 года». Не оставалось ни мельчайшего сомнения, что это был обсервационный издание экспедиции с того— времени, как участники ее покинули шар, возможно, на большом растоянии к северу во льдах. Весть о находке произвела на всех нас глубокое чувство. Итак, значит, это случилось на Белом острове; тут, где мы на данный момент пребывали, трагически закончилось дерзновеннейшее из всех полярных путешествий. Мы были потрясены сделанным открытием. Но нельзя было терять ни 60 секунд».
Экипаж «Братвага» обследовал место последнего лагеря Андрэ и нашёл его труп, вмерзший в лед на обнажённой горе. Неподалеку в могиле был обнаружено тело Стриндберга — разумеется, он погиб первым, и товарищи похоронили его.
С. Андрэ
Позднее особая экспедиция «а судне «Белый медведь» отыскала останки и третьего участника экспедиции — Френкеля.
На острове, среди вторых реликвий, были отысканы ежедневник Андрэ и записные книжки его спутников, на основании которых возможно достаточно совершенно верно установить движение полета и судьбу храбрых аэронавтов.
Полет длился всего три дня. Уже 13 июля шар начал понемногу терять высоту, и скоро гондола его начала ударяться о лед. 14 июля Андрэ решил прекратить полет; на 82°56? северной широты и 29°52? восточной долготы шар опустился на лед, и люди покинули гондолу.
С этого момента начались скитания по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Сначала путешественники решили направиться к Почва Франца-Иосифа. семь дней они подготавливались к тяжелому переходу и 19 июля двинулись в путь, таща за собой трое не легко нагруженных саней. Путь был поразительно тяжёлым; торосистые льды, трещины и полыньи, тяжелые сани — все это потребовало нечеловеческих упрочнений. Люди изнемогали, было нужно расстаться с частью продовольствия и снаряжения; в довершение всего их все дальше и дальше относило течением от намеченной цели.
Скоро Андрэ и его спутники совсем убедились, что не смогут достигнуть Почвы Франца-Иосифа; они решили поменять маршрут и направиться к северным берегам Шпицбергена. В августе наступили оттепели. Передвигаться по тающим льдам стало еще тяжелее. «Поверхность пути страшна. Она складывается из громадных неровных полей бурого льда, ветхого и нового, больших торосов и малых, а между ними — снежные поля, пруды и снежное месиво пресной воды. Идти до невероятности утомительно; особенно снег тяжел для людей, но для саней он сносен, поскольку выдерживает их тяжесть», — записывал Стриндберг в собственном ежедневнике.
1 сентября путешественники пребывали всего лишь на широте 81°06?. Наступила зима. Приближение ее тяжело действовало на настроение. К тому же Френкель вывихнул ногу, Стриндберг и Андрэ также ощущали себя не имеет значение.
Путешественники утратили уже всякую надежду достигнуть в текущем году почвы и решили остаться на зимовку среди дрейфующих льдов. Жизнь их с этих пор полностью зависела от льдов, течений и ветра. В одном из торосов Андрэ и его товарищи выдолбили для себя ледяную хижину. По окончании изнурительного путешествия наступили дни отдыха; здоровье смельчаков начало поправляться. Дабы заготовить себе продовольствие, они занялись охотой на тюленей. «Настроение у нас достаточно хорошее, не смотря на то, что улыбки и шутки не стоят в порядке дня. Мои юные товарищи справляются лучше, чем я смел сохранять надежду. Поддержанию отечественного мужества оказывает помощь еще то событие, что мы за последние дни так скоро снесены к югу», — записал в ежедневнике Андрэ.
Куда же в итоге принесут их дрейфующие льды? Данный вопрос мучил всех.
15 сентября путешественники внезапно заметили на горизонте остров, к которому скоро приближалась их льдина. 25 сентября льдина дала трещину, а 2 октября раскололась на пара частей. С риском для жизни Андрэ и его спутники перебрались на другую льдину, размером не больше 24 квадратных метров. Они перетащили на нее продовольствие и оборудование и, утомленные трудной работой, с полным равнодушием ко всем опасностям остались ночевать в полуразрушенном ледяном домике. «Никто не утратил бодрости духа, — писал в данный сутки Андрэ — С этими товарищами возможно выпутаться из беды при каких угодно событиях».
Наконец, путешественники перебрались на остров Белый и тут расположились на зимовку.
Если судить по записям Андрэ и его спутников, они благополучно жили на острове до середины октября. После этого на пустынном острове разыгралась какая-то полярная катастрофа. Первым погиб Стриндберг, и через некое время погибли и его товарищи — Андрэ и Френкель.
Что же явилось яркой обстоятельством их смерти? У путешественников, как продемонстрировали раскопки лагеря Андрэ в первой половине 30-ых годов XX века, был достаточный запас мяса, что они к тому же имели возможность пополнять охотой. Не было потребности ни в огне, ни в горючем, поскольку в лагере имелся громадной запас спичек, в примусе был керосин, помимо этого, вблизи лагеря лежал плавник. самоё слабым местом экспедиции явилось отсутствие нужной для зимовки особой горячей одежды. Исходя из этого высказывалось мнение, что путешественники погибли от переутомления и холода. Чуть ли можно считать это мнение какое количество-нибудь обоснованным.
В октябре уже находились холода. Отчего же зимовщики не применяли двух медвежьих шкур на подстилку для собственного спального мешка в палатке? По какой причине спальный мешок остался неиспользованным? По какой причине третьи сани находились напруженными наиболее значимым снаряжением экспедиции? Подготавливались ли путешественники в путь либо возвратились по окончании попытки ?
На все эти вопросы никто не сможет дать ответа. Наверное, что экспедиция Андрэ погибла в следствии снежного обвала с ледника, у подножья которого был расположен лагерь.
Итак, первые полярные воздухоплаватели стали жертвами собственной смелой — попытки. Но ужасный финал экспедиции Андрэ не погубил превосходную идею применения летательных аппаратов для изучения Арктики и с целью достижения Северного полюса; напротив, довольно много подражателей опять и опять устремлялись на север, твердо веря, что это путь для завоевания изучения и Северного полюса центральной части Северного Ледовитого океана.
Примитивные средства, с которыми Андрэ пробовал достигнуть полюса, понемногу совершенствовались. Но прошло много времени, пока задача изучения Арктики с воздуха была разрешена фактически. Ведущая роль в ответе данной исторической задачи принадлежала советской полярной авиации.