Экспедиция чарлза холла (1871—1873)

Экспедиция чарлза холла (1871—1873)

Попытки успехи Северного полюса, прерванные американцами из-за гражданской войны между северными и южными штатами, были возобновлены через десятилетие.

В первой половине 70-ых годов XIX века США снова направили на север экспедицию, которая должна была постараться достигнуть Северного полюса через пролив Смит. Возглавил экспедицию испытанный в полярных путешествиях Чарлз Холл, продолжительное время живший среди эскимосов и считавшийся человеком очень энергичным. В состав экспедиции вошло пара ученых.

Для экспедиции был выбран маленький пароход грузоподъемностью 387 тысячь киллограм, что стал называться «Полярис». Пароход был отлично оборудован, имел запас продовольствия на три года.

29 июня 1871 года «Полярис» покинул Нью-Йорк и забрал курс на север. Холл был непоколебимо не сомневается в собственной победе. Американские газеты писали, что не так долго осталось ждать звездный флаг будет развеваться на Северном полюсе.

Не встречая на пути трудностей, «Полярис» 27 августа достиг пролива Смит. По пути Холл сделал последовательность остановок, на протяжении которых принял на борт судна нескольких эскимосов, кстати, известного уже нам по двум предшествующим американским экспедициям Ханса Хендрика с женой, и пара псов, нужных для санных экскурсий по льду.

После этого «Полярис» миновал бухту Фулке, где когда-то зимовал Исаак Хэйс, и отправился дальше на протяжении гренландского берега.

Экспедиция чарлза холла (1871—1873)

Чарлз Холл

Пользуясь благоприятным состоянием льдов, Холл свободно достиг пролива Кеннеди, пересек пролив Робсон и скоро продвигался все дальше на север. Успешное плавание поддерживало среди участников экспедиции немного поднятое настроение. Все сохраняли надежду на успешное завершение экспедиции,  предвкушали плоды легкой победы. Путешественникам казалось, что в первых рядах вправду лежит открытое море.

«Полярис» вышел в море Линкольна. Скоро встретились широкие ледяные ПОЛЯ, двигавшиеся с востока на запад в виде целого пояса. Но участки чистой воды разрешали «Полярису» двигаться вперед, на север. Участники экспедиции были горды сознанием, что они плыли по морю, «волны которого не рассекал еще до них ни один корабль». Казалось, что и дальше «Полярис» не встретит препятствий. Но скоро с севера начали надвигаться громадные скопления битого льда.

4 сентября Холл был на 82°1? северной широты-Дальше судну не суждено было пройти благодаря появившихся среди управления экспедиций разногласий, не смотря на то, что состояние льда и разрешало судну продвинуться еще севернее.

Лейтенант Бадингтон, что, по-видимому, не отличался особенной энтузиазмом и смелостью, заметив лед, сразу же заявил что потом на север продвигаться нереально. Он внес предложение развернуть на юг и остановиться на зимовку в надёжной и защищенной бухте.

Это мнение поддержали пара участников экспедиции, действительно, врач Эмиль Бессельс и трое вторых участников экспедиции предлагали продолжать путь на север. Но Бадингтон настаивал на своем, а «Холл был так не сильный, что уступил» (Гельвальд).

Сам Холл показывал, что «тут одиночество действовало тяжело. Не видно было ничего живого». Быть может, что эта обстоятельство и побудила Холла так скоро дать согласие с мнением лейтенанта Бадингтона и направить «Полярис» назад.

4 сентября «Полярис» начал спускаться на юг. Началось сильное сжатие льдов. Участники экспедиции вычисляли собственный судно обреченным; на случай смерти судна было приказано выкинуть часть продовольствия прямо на лед.

Попытки Холла отыскать эргономичную бухту для зимовки не увенчались успехом, и он должен был зазимовать в случайном месте, между берегом и большой ледяной горой. Гавань «Поляриса», как ее назвали участники экспедиции, была мало пригодной для зимовки корабля, поскольку не была защищена от напора льдов.

Скверный выбор места зимовки стал обстоятельством повседневных проблем. То и дело льды вскрывались, приходили в перемещение. «Одолеваемый со всех сторон пароход со своей железной обшивкой является громким резонансом ужасных звуков непогоды; мачты стонут и кряхтят, к ним присоединяются реи с их пронзительным визгом, снасти с хлюпаньем и трубы автомобили с бренчанием собственных цепей; блоки трещат, а ванты издают разнообразнейшие, звуки, подобно эоловым арфам; глухо шумит ветер под палаткой, закрывающей палубу, надувая ее, как парус; балки скрипят, обшивка, дрожит, все судно содрогается; со льда слышатся в отдалении как словно бы плач и стон либо глухой вой, то посильнее, то тише, дружно — многоголосная фуга безграничной дикости. Едва-едва пароход спасся от угрожающей ему смерти; его прикрепили к ледяной горе». Так обрисовывает дни зимовки участник экспедиции Э. Бессельс.

Экспедиция чарлза холла (1871—1873)

«Полярис» у западных берегов Гренландии

16 октября наступила полярная ночь. 8 ноября 1871 г., разбитый параличом, погиб глава экспедиции Чарлз Холл.

Со смертью главного начальника экспедиции провалилась сквозь землю надежда на предстоящие открытия, пропала вера в достижение Северного полюса и славное возвращение на родину. Основное управление перешло в руки Бадингтона; дисциплина среди экипажа пошатнулась, начались неурядицы. Все же первая зимовка прошла без особенных происшествий. Было совершено пара ближних санных экскурсий.

До «Поляриса» еще никто из полярных исследователей не зимовал в таких высоких широтах. В следствии наблюдений удалось установить, что климат тут пара мягче, чем в других арктических областях, расположенных кроме того южнее. Летом температура окружающей среды достигала девяти градусов, не смотря на то, что зимний период опускалась так низко, что из замерзшей ртути возможно было делать пули. Самая низкая температура доходила до минус  44 градусов. Уже в июне район зимовки «Поляриса» освободился от снега, показалась растительность. В окрестностях зимовки были отысканы бессчётные следы нахождения эскимосов; участники экспедиции убили 26 мускусных быков, произвели последовательность наблюдений над животным миром, над отливами и приливами. На основании анализа приливо-отливных явлений доктор экспедиции Бессельс заключил , что на севере существует «открытое полярное море».

Благодаря громадным запасам продовольствия состояние организма участников экспедиции на протяжении зимовки было хорошее. На корабле кроме того произошло весёлое событие: супруга эскимоса Ханса Хендрика родила сына, которого назвали Карлом Полярисом.

Летом, 8 июня 1872 года, была сделана новая попытка пробиться к северу, В этом случае на лодках. Выдумка эта, само собой разумеется, была обречена на неудачу. Одну лодку раздавило льдами, другую чуть достали на берег. Люди возвратились на судно, которое к этому времени приобрело новые повреждения.

12 августа «Полярис» освободился ото льда и направился на юг. Но уйти на большом растоянии ему не удалось. Через несколько недель под 79°36? северной широты судно опять зажало льдом. Дрейф увлекал корабль на юг. В ночь с 15 на 16 октября, в то время, когда «Полярис» был на широте 77°35?, разразилась трагедия. Сильным напором льда корабль был поднят из воды на огромную льдину и лег набок. В немыслимой суматохе путешественники стали быстро выбрасывать на лед продовольствие и самые нужные вещи на случай, если бы было нужно окончательно расстаться с кораблем. Часть экипажа еще не успела покинуть судно, в то время, когда льдина, на которой лежал «Полярис», под напором больших, ледяных гор сломалась. Судно соскользнуло на воду и спустя мгновение провалилось сквозь землю во мраке, унесенное течением и ветром.

На дрейфующих льдинах осталось 19 человек — 10 эскимосов и 9 американцев, в числе которых был и Ханс Хендрик с женой и четырьмя детьми, — с очень жалкими запасами продовольствия: 11 мешков хлеба, 14 окороков, пара коробок консервированного мяса и 1000 килограммов шоколаду. Из снаряжения остались палатки, шерстяные одеяла, шкуры, два вельбота и довольно много патронов и оружия. Потерпевшие бедствие путешественники еще раз заметили собственный корабль. Но на помощь его рассчитывать не приходилось: он был на большом растоянии. 19 человек остались одни среди открытого моря. Их положение было значительно хуже, чем экипажа «Ганзы».

Экспедиция чарлза холла (1871—1873)

Охота на мускусных быков

Наступала зима. Люди, не теряя, надежды на спасение, стали готовиться ко второй зимовке в очень тяжелых условиях. Выбрали самую громадную льдину, на ней из льда и снега выстроили домики. В новое жилье перетащили выкинутые с судна на уголь и лёд бревна.

Главным было — пополнить продуктовые запасы охотой. Неоценимую услугу бедствующим американцам оказывали эскимосы Ханс и Иосиф, от меткой пули которых не уходил ни один зверь. Успешная охота разрешила расширить скромный паек и избежать голода.

Зима прошла достаточно благополучно. Наступила весна, а вместе с ней умножились подстерегающие путешественников опасности.

Льдина, на которой их несло на юг, имела сначала около 7 километров в окружности. Ледяные горы на нее не напирали. От открытого моря она была защищена широкой полосой плавучих льдов. Но к началу апреля 1873 года льдину ветром и течением отнесло на большом растоянии к югу.

Путешественников окружала сейчас чистая вода, и льдина стала скоро разрушаться, обламываясь по краям. От весеннего тепла очень сильно страдали и ледяные домики. Последней надеждой людей оставалась одна-единственная лодка (вторую еще зимний период изрубили на дрова). Запасы продовольствия доходили к концу. По многу часов охотники просиживали у открытой воды, выжидая, не покажется ли зверь.

Южным ветром скоро разбило остатки льдины. Выкинув за борт все, чего они не могли забрать с собой в единственную лодку, чуть вместившую всех 19 человек, путешественники пустились по открытому морю в отыскивании почвы. В лодке было так тесно, что было нужно распроститься кроме того с жалким лишним платьем и запасом мяса; покинули лишь палатку, шкуры и мало съестных припасов.

Тщетно искали они берега. Пристали к новой льдине, но и эта льдина распалась. Так продолжали они это ужасное плавание: то в лодке, то отдыхая на новой льдине, в любой момент имея наготове лодку, дабы в любую секунду погрузиться в нее и продолжать путь.

Голод давал себя ощущать все посильнее. Истомленные, голодные, влажные, изнуренные в борьбе со всякими лишениями, доведенные до крайнего истощения путешественники принялись имеется невыделанные кожный покров. К счастью, в один раз удалось добыть медведя.

Спасение пришло нежданно.

28 апреля экипаж «Поляриса» увидел вдалеке судно. Всю ночь никто из команды не смыкал глаз. С парохода утром ответили на сигналы несчастных мореплавателей, но подойти к ним из-за тяжелых льдов не смогли. Скоро пароход провалился сквозь землю за горизонтом, а вместе с ним упала последняя надежда на спасение. Но на следующий сутки в тумане показался второй пароход. 30 апреля с ним была установлена сообщение. Пароход подошел к путешественникам и принял их на борт.

Шесть с половиной месяцев прожили моряки «Поляриса» на плавучей льдине и в утлой лодке среди открытого моря. От 77°35? северной широты, где они утратили собственный судно, до 53°35? северной широты, где путешественников случайно увидел китобойный пароход «Тигрица», они прошли около 2500 километров. Помощь показалась вовремя, так как силы их доходили к концу.

24 июня 1873 года путешественники были доставлены в Вашингтон.

Какова же была будущее тех 14 человек, каковые остались на «Полярисе» во главе с Бадингтоном и Бессельсом, в то время, когда в памятную ночь с 15 на 16 октября 1872 года судно унесло в неизвестность?

Судно не погибло, не смотря на то, что и взяло громадные повреждения. Показалась громадная течь. Не обращая внимания на нечеловеческие упрочнения команды, вода на «Полярисе» все прибывала. К счастью, при входе в пролив Смит, немного севернее мыса Александра, Бадингтону удалось достигнуть берега и посадить судно на мель. На берегу был выстроен маленький домик. Тут экипаж «Поляриса» остался зимовать. Продовольствия было в изобилии, и мореплаватели благополучно перезимовали.

Экспедиция чарлза холла (1871—1873)

Охота на тюленей

В апреле 1873 года экипаж «Поляриса» выстроил две плоскодонные лодки и 3 июня, простившись с местом зимовки и со собственными приятелями-эскимосами, обитавшими в том районе, вышел в море. При расставании с эскимосами Бадингтон подарил им «Полярис», но те так и не воспользовались судном, — оно скоро затонуло.

Плоскодонки весьма медлительно продвигались вперед. Лишь по окончании двадцатидневного похода они достигли мыса Йорк, где были подобраны шотландским китобойным судном «Рэвенскрейг». После этого уже на различных судах путешественники были доставлены в Вашингтон.

Экспедиция Холла, благодаря наблюдениям, произведенным в большинстве случаев врачом Бессельсом, пара расширила знания о природе арктических государств. Но, как уже упоминалось, Бессельс. на основании отливов и изучения приливов поддержал догадку о существовании открытого моря к северу от Гренландии. Он высказал ошибочное предположение, что приливная волна не имела возможности бы распространяться, если бы океан был покрыт льдами.

Позднее наука опровергла эту точку зрения. Центральная часть Северного Ледовитого океана, как мы знаем, покрыта замечательными полярными льдами, каковые под влиянием течений и ветров находятся в постоянном перемещении. Однако, не смотря на точку зрения Бессельса, и в Арктическом бассейне распространяется приливная волна.

Неудача германских и американских экспедиций нанесла тяжелый удар мало обоснованной, но существовавшей в течение долгого времени теории «открытого полярного моря». Но попытки успехи Северного полюса не закончились.

Геологическая экспедиция


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: