ПЕРВАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
В декабре 1724 г. Петр I приехал в сенат, высшее национальное учреждение того времени, и, в то время, когда зашла обращение о границах России с Китаем, приказал продемонстрировать карты Сибири.
Секретарь сената И. К. Кирилов ответил, что точных карт нет, а имеются лишь отдельные чертежи, на каковые нельзя положиться, да неполная китайская карта. Петр приказал нанести их на один лист и назавтра подать ему. А в то время, когда Кирилов выполнил данный приказ, Петр заметил, что продемонстрировать на карте конечный северо-восточный угол Азии вовсе не удалось. Не было кроме того совершенно верно известно, соединены ли Америка и Азия перешейком либо поделены проливом. И не смотря на то, что якутский казак Семен Дежнев еще в 1648 г. прошел морем из Ледовитого в Тихий океан мимо Чукотского п-ва, сообщение о его плавании не было напечатано, а устные рассказы понемногу забылись. В книжке географии Гибнера, по которому обучались в школах, было сообщено: «Думается, Америка и Азия к северу или совместно смежны либо токмо узкою проливою отделены».
Витус Беринг.
Петр I знал, что вопрос о том, соединяются ли Америка и Азия, вызывает споры среди ученых-географов. Он сам еще в 1719 г., отправляя геодезистов Евреинова и Лужина на Камчатку и к Курильским о-вам, приказал им узнать, имеется ли пролив между Америкой и Азией. Геодезисты, занимаясь составлением карты Камчатки и Курильских о-вов, очевидно, не могли одновременно с этим дать добро и эту задачу.
Узнаваемый члены ученый и немецкий Лейбниц Парижской академии наук еще за пара лет до того просили Петра I отправить экспедицию, дабы установить, имеется ли пролив между двумя великими материками. Но тогда Российская Федерация воевала со Швецией и Петр не имел возможности заняться этим делом. В то время, когда же война кончилась победой и Россия распростерлась от Балтийского моря до Тихого океана, пришла пора совершенно верно установить ее границы н очертания берегов.
Просмотрев карту, составленную Кириловым, с белым пятном па месте крайней северовосточной части Сибири, Петр решил отправить экспедицию на Тихий океан.
Такая экспедиция нужна была не только чтобы определить, соединяются ли между собой Америка и Азия. Российская Федерация уже стала морской державой и вела широкую торговлю с другими государствами через Балтийское море, а по Тихому океану еще не ходили русские торговые суда. Нужно было определить морские дороги в Америку и в Японию, дабы узнать, возможно ли начать с ними торговлю. Наконец, принципиально важно было собрать сведения о самой дальней окраине Русского страны и узнать, нет ли в том месте еще малоизвестных мест, откуда возможно приобретать много меха соболей, песцов, морских бобров и других зверей, шкуры которых ценились дорого.
Петр приказал послать из Санкт-Петербурга в Охотск либо на Камчатку капитана с двумя штурманами и лейтенантами, с корабельным мастером, опытными плотниками и матросами. Они должны были выстроить в том месте два маленьких судна и идти по Тихому океану на север от Камчатки, пока не узнают совсем, имеется ли пролив между Америкой и Азией. Петр желал, дабы русские моряки побывали в тех местах Америки, где живут европейцы.
«Самим побывать на берегу и забрать настоящую ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды»,— предписывал Петр.
Адмиралтейств-коллегия, которая была морским министерством того времени, назначила главой экспедиции капитана Витуса Беринга.
Беринг был датчанином, но он уже двадцать лет служил в русском флоте. Вместе с ним в экспедицию были назначены лейтенант Мартин Шпанберг, также родом из Дании, и Алексей Ильич Чириков. Шпанберг был деятелен и настойчив, но неотёсан и весьма твёрд с матросами. А Чириков, которому исполнилось всего двадцать два года, уже успел выдвинуться как образованный и талантливый офицер, в любой момент до конца делавший собственный долг.
Обитатели Уналашки на байдарках.
В январе 1725 г. обоз экспедиции вышел из Санкт-Петербурга. Предстояло проехать около 10 тыс. км с тяжелым грузом: инструментами, верёвками, парусами, якорями для судов, каковые намечалось строить на берегу Охотского моря либо Камчатки. Особенно тяжёл был путь от Якутска до Охотска. Тропа длиной около тысячи километров шла то через горы, то между болотами, и по ней имели возможность пройти лишь верховые и вьючные кони. Громоздкие грузы приходилось везти на лодках вначале по Лене, позже по Алдану, Мае и Юдоме против течения, а после этого зимний период перетаскивать на нартах до рек Охоты либо Урака, впадающих в Охотское море.
Летом 1726 г. Беринг выехал из Якутска и через полтора месяца добрался до Охотска; причем многие вьючные лошади пали в пути, а лодки с грузами застряли на Юдомс до осени, остановленные льдом. Люди, вынужденные тащить грузы на себе, впрягаясь в нарты, выбивались из сил и часто в пути умирали. Лишь спустя год все грузы были доставлены в Охотск и переправлены на восточный берег Камчатки.
В начале 1728 г. Беринг отправился со собственными спутниками на псах в Нижне-Камчатский острог, около которого строилось новое судно, бот «Св. Гавриил», предназначенное для плавания по Тихому океану.
В июле 1728 г. бот «Св. Гавриил» вышел в Тихий океан и отправился на север: вначале на протяжении берега Камчатской, а позже — Чукотской почвы. 8 августа (ст. ст.) с судна заметили, что к ним плывет громадная байдара, сделанная из моржовых шкур, в которой сидят эскимосы. Беринг расспросил эскимосов через переводчика об их почва.
Идя проливом между Америкой и Азией, Беринг открыл остров, что назвал именем святого Лаврентия, но другого берега пролива, п-ва Аляски, он не видел: расстояние между Америкой и Азией в самом узком месте пролива образовывает около 90 км.
16 августа (ст. ст.) моряки дошли до 67°18’с. ш. Берег Азии отклонялся все больше к западу, как и говорили эскимосы, утверждавшие, что их почва «обращается к устью Колымы». Беринг сделал вывод, что существование пролива можно считать доказанным, и повернул обратно. Лишь Чириков настаивал на продолжении плавания, пока судно не дойдет до устья р. Колымы, на запад от которой берег был известен, либо до льдов, каковые постоянно ходят в Ледовитом океане. Это храброе предложение было отвергнуто. На обратном пути увидели остров, что назвали о-вом Св. Диомида.
Беринг разговаривает с чукчами. Убедившись, что русские путешественники ничего нехорошего им не сделают, чукчи стали не только доходить к судам, но и подниматься на палубу. (Картина В. Н. Ростовцева.)
Перезимовав на Камчатке, Беринг в июне 1729 г. опять вышел в море и направился прямо на восток. Он сохранял надежду дойти до Америки, не зная, что данный материк находится на весьма громадном расстоянии от Камчатки. Судно прошло около 200 км по Тихому океану в густом тумане при сильном, порывистом ветре, возвратилось назад к Камчатской почва, обогнуло ее и еле добралось до Охотска. В первых числах Марта 1730 г. участники Первой Камчатской экспедиции возвратились в Санкт-Петербург.
ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Первая Камчатская экспедиция подтвердила мнение, что Америка и Азия поделены проливом. Но это не было совсем доказано, в силу того, что Беринг повернул обратно, не дойдя до р. Колымы и не заметив берегов Аляски.
В 1732 г. было решено отправить на Тихий океан вторую, более большую экспедицию: двум судам надлежало пойти к Америке, а двум вторым — к Японии.
В один момент решили выстроить новые суда в Архангельске, в Тобольске и в Якутске, дабы, отправив их в Ледовитый океан, узнать, возможно ли пройти на протяжении его берегов до пролива между Америкой и Азией, а после этого выйти в Тихий океан.
До тех пор еще ни в одном стране не осуществлялся таковой широкий замысел изучений в один момент на двух океанах. Исходя из этого вся Вторая Камчатская экспедиция, включавшая не только камчатский отряд, но и отряды, изучавшие побережье Северного Ледовитого океана, вошла в историю географической науки называющиеся Великой Северной экспедиции (см. стр. 336).
Капитана Беринга произвели в капитан-командоры, а лейтенантов Чирикова и Шпанберга — в капитаны. Чириков и Беринг должны были вести суда к Америке, а Шпанберг — к Японии.
Петропавловская гавань на Камчатке. Это одна из лучших в мире гаваней, названная по имени зимовавших в ней Чирикова экспедиции и кораблей Беринга «Св. Петр» и «Св. Павел)). Сейчас тут находится крупнейший порт и город Петропавловск-Камчатский. (Древний рисунок.)
В Камчатской экспедиции учавствовала Академия наук. В Сибирь отправились ученые: натуралист, т. е. исследователь природы, акад. Гмелин, историк акад. Миллер, астролог проф. Делиль де-ла-Кройер и позднее еще натуралист Стеллер. Вместе с учеными отправили и пара студентов, а также солдатского сына Степана Крашенинникова, что стал позже превосходным исследователем Камчатки.
В феврале 1733 г. первые обозы экспедиции вышли из Санкт-Петербурга. В этом случае предстояло доставить на необжитое побережье Охотского моря много грузов. Чтобы тащить бечевой против течения не легко нагруженные лодки по Илиму, Алдану, Мае, Юдоме и вторым рекам, необходимо было множество людей. Сибирские власти отправляли на крестьян и эту работу ссыльных, каковые часто были вынуждены покидать собственные дома на пара лет.
Летом 1738 г. два новых судна, выстроенные в Охотске, смогли выйти в море. Они направлялись к берегам Японии. Летом 1740 г. на воду спустили суда «Св. Петр» и «Св. Павел», каковые должны были идти к Америке.
В сентябре Чириков и Беринг вышли в море и, пройдя между первым Курильским о-вом и Камчаткой, вошли в Авачинскую губу на восточном берегу Камчатки. В этом заливе заблаговременно была выбрана красивая естественная гавань, в которой суда стали на зимовку. Капитан Беринг назвал гавань в честь собственных судов Петропавловской.
Петропавловск-Камчатский сейчас один из лучших портов в Тихом океане.