Ложь, оставление корана, прелюбодеяние и ростовщичество.

Аллахпоказал Собственному Посланнику ,каким наказаниям подвергаются кое-какие безбожники. Самура ибн Джундуб передаёт: «По окончании завершения молитвы Пророк довольно часто задавал вопросы, поворачиваясь к нам лицом: Кто из вас видел сон данной ночью?И в случае, если кто-нибудь видел что-то, он говорил собственный сон, а Пророк сказал то, что было угодно Аллаху. в один раз он [снова] задал вопрос нас: Видел ли кто-нибудь из вас сон?Мы ответили: Нет Тогда он сообщил: А я видел данной ночью во сне двух человек, каковые пришли ко мне, забрали меня за руки и доставили на святую почву. В том месте я заметил сидящего человека. Рядом с ним стоял второй с металлическим крюком в руке, что он вонзал в угол рта сидящего, раздирая ему щёку до самого затылка. Позже он делал то же самое с другим углом рта, а тем временем порванная щека срасталась, по окончании чего он опять возвращался к ней и делал то же самое.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 56

Я задал вопрос: Они сообщили: Мы опять двинулись в путь и не останавливались, пока не добрались до лежавшего человека. У его головы стоял второй человек, державший в руке камень [или: кусок скалы]и разбивавший им голову лежащего. И по окончании того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а данный человек направлялся к камню, дабы забрать его. И не успевал он возвратиться к лежащему, как голова того срасталась, принимая собственный прошлый вид, и он опять наносил ему удар. Я задал вопрос: Они сообщили: Мы опять двинулись в путь и не останавливались, пока не достигли отверстия, аналогичного печи, верхняя часть которой была узкой, а нижняя — широкой. Внизу пылал пламя, и в то время, когда он приближался к пребывавшим в том месте людям, они поднимались так высоко, что чуть не выскакивали наружу, в то время, когда же пламя стихал, они возвращались обратно. В том месте пребывали женщины и обнажённые мужчины. Я задал вопрос: Они сообщили: Мы опять двинулись в путь и не останавливались, пока не достигли реки, в которой вместо воды текла кровь. В ней стоял человек, а среди реки [или: на берегу реки]напротив находящегося в ней стоял второй человек, перед которым лежали камни. В то время, когда пребывавший в реке желал выйти из неё, второй человек бросал камень прямо ему в рот, возвращая его на место. И любой раз, как тот пробовал выйти, он бросал ему камень в рот и тот возвращался на прошлое место. Я задал вопрос: Они сообщили: Мы опять двинулись в путь и двигались до тех пор, пока не достигли зелёного сада, где росло огромное дерево, у подножия которого сидел старец с детьми. А рядом с деревом я заметил другого человека, что поддерживал горевший перед ним пламя. После этого мои спутники подняли меня на это дерево и ввели меня в дом, красивее которого я ни при каких обстоятельствах не видел и в котором пребывали старики, юные люди, дамы и дети. Позже они вывели меня оттуда, подняли по дереву выше и ввели в второй дом, что был ещё прекраснее и лучше первогои в котором пребывали молодые и старики люди. Я сообщил своим спутникам: . Они сообщили:

16 Другими словами данный человек, зная Коран, не просматривал его по ночам и не совершал ночных молитв.

ГЛАВА 4. МОГИЛА 57

придерживался его установлений днём, и сейчас с ним будут делать это до самого Дня Воскресения. Те, кого ты видел в отверстии, были прелюбодеями, а те, кого ты видел в реке, — ростовщиками. Сидевший у подножия дерева старец — Ибрахим , дети около него, — потомства людей, а человек, поддерживавший пламя, — Малик, хранитель Ада. Первый дом, в который ты вошёл, рекомендован для простых верующих, что же касается второго дома, то это — дом павших за веру. Я — Джибриль, это — Микаиль, а сейчас подними голову. Подняв голову, я заметил над собой что-то наподобие облака, а они сообщили: . Я вскрикнул: Но они сообщили: »[Бухари].

Долг задерживает человека в могиле

Кроме всего другого, покоящемуся в могиле вредит и неуплаченный долг. Са’д ибн аль-Атваль передаёт, что его брат погиб, покинув триста дирхемов и семью. Он говорит: «Я желал израсходовать их на содержание его семьи, но Пророк Аллаха сообщил мне: Воистину, брат твой задержан из-за собственного долга, иди же и уплати его вместо него.Я уплатил его долг, а позже пришёл и сообщил: О Посланник Аллаха, я уплатил все его долги, не считая двух динаров, каковые потребовала одна дама, но унеё не было подтверждения Он сообщил:Дай их ей, потому что они принадлежат ей по праву». А в второй версии хадиса сообщено: «Потому что она говорит правду»[Ибн Маджа; Ахмад; Байхаки; Албани. Ахкам аль-джанаиз].

Посланник сказал о том, что данный сподвижник задержан из-за собственного долга. Как именно он был задержан, можно понять из другого хадиса, в котором Посланник сообщил: «Долг удерживает его от входа в Эдем».

А в другом хадисе, передаваемом Самурой ибн Джундубом, говорится, что Пророк совершил погребальную молитву (в второй версии хадиса — утреннюю молитву), а по окончании завершения её задал вопрос: «Имеется ли тут кто-нибудь из родных такого-то?»Люди промолчали. В то время, когда он начинал сказать, они в большинстве случаев молчали. Он повторил собственный вопрос, но ему никто не отвечал. Тогда один человек сообщил: «Вот данный». Затем встал какой-то человек, волоча собственный изар. Пророк задал вопрос его: «Что помешало тебе ответить мне первые два раза? Воистину, я назвал твоё имя с благой целью.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 58

Такому-то мешает войти в Эдем его долг, и в случае, если желаете, уплатите за него данный долг, а вдруг желаете, предоставьте его наказанию Аллаха. Я хотел бы заметить, как его родные либо те, кого заботят его дела, поднимутся и уплатят его долги так, дабы никто с него ничего не потребовал».

Погибший подвергается мучениям, в то время, когда его родственники звучно оплакивают его

В то время, когда ‘Умару ибн аль-Хаттабу был нанесён смертельный удар, Сухайб вошёл к нему, плача и причитая: «О брат мой, о приятель мой!» ‘Умар ответил: «О Сухайб, неужто ты плачешь обо мне, в то время, когда Посланник Аллаха сообщил: Воистину, покойного подвергают мучениям по причине того, что его оплакивают его родные»[Бухари].

‘Аиша отрицала, что Посланник сообщил эти слова. В «Сахихе» аль-Бухари упоминается, что Ибн ‘Аббас передал ‘Аише слова ‘Умара по окончании того, как тот скончался. Она сообщила: «Да помилует Аллах ‘Умара. Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха не сказал, что Аллах подвергает верующего мучениям за то, что родственники оплакивают его. Посланник Аллаха сказал следующее: Воистину, Аллах додаёт неверующему мучений, в то время, когда родственники оплакивают его. Достаточно вам Корана:Не понесёт душа бремени[грехов]другой души (сура 35 «Творец», аят 18)» [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 151].

‘Аиша дала этому хадису пара толкований, каковые упоминаются в «Сахихах» и «Суннах» [Фатх Аль-Бари,ыя т. 3, с. 152].

Итак, перед нами стоят два вопроса. Первый: сказал ли Посланник Аллаха эти слова? Аль-Куртуби сообщил: «С отрицанием ‘Аишей этого и её утверждением о том, что передатчик хадиса совершил ошибку, либо забыл, либо слышал лишь частьхадиса и не слышал другую, тяжело дать согласие, в силу того, что хадисы с таким же смыслом передают многие сподвижники. Наряду с этим они уверены в том, что передают. Исходя из этого нельзя отрицать то, что в полной мере возможно и имеет основание» [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 154].

Второй вопрос: как может погибший подвергаться мучениям за то, что родственники оплакивают его, поскольку это не его рук дело, а Аллах говорит: «Не понесёт душа бремени [грехов] второй души»?

Учёные дали на данный вопрос пара ответов. Наилучший из них тот, что поместил аль-Бухари в наименование главы, в которую включил этот хадис: «Слова Пророка : Погибший подвергается мучениям из-за оплакивания его [определённым способом],
ГЛАВА 4. МОГИЛА 59

в случае, если такое оплакивание было для него простым17». Так как Всевышний Аллах сообщил: «Берегитесь сами и оберегайте собственных родных от Огня» (сура 66 «Запрещение», аят 6), а Пророк сообщил: «Любой из вас пастырь, и любой из вас в ответе за собственную паству». В случае, если же это не было для него обычаем, тогда всё так, как сообщила ‘Аиша : «Не понесёт душа бремени [грехов] второй души (сура 35 Творец, аят 18)» [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 150].

Для того чтобы же мнения придерживался и ат-Тирмизи. Он приводил хадис ‘Умара в таком виде: «Погибший подвергается мучениям из-за оплакивания его родственниками», а после этого сообщил: «Хадис ‘Умара хороший точный (хасан-сахих)».

Кое-какие учёные вычисляют оплакивание покойного нежелательным (макрух). Они говорят: «Погибший подвергается мучениям из-за оплакивания его родственниками» и приводят данный хадис. Ибн аль-Мубарак сообщил: «Я надеюсь, что если он при жизни запретил им делать это18, то никаким мучениям (из-за их оплакивания) он не подвергнется» [Тирмизи].

Такое познание хадиса было и у аль-Куртуби. Он говорит: «Кое-какие учёные либо кроме того большая часть их сообщили: Погибший подвергается мучениям, в то время, когда живые оплакивают его, в случае, если сам он считал это простым и хотел, дабы его оплакивали подобным образом, к примеру, если он сообщил что-то наподобие:

В то время, когда я погибну, оплакивай меня так, как я того заслуживаю,

И рви на себе одежды, плача обо мне, о дочь Мабада! —

и если он завещал делать это» [Куртуби. Тазкира].

Громкое оплакивание покойного, на протяжении которого плакальщицы били себя по щекам и рвали на себе одежды, было простым делом во времена невежества. Ибн аль-Асир пишет: «Они завещали собственные родным звучно оплакивать их — так, дабы все определили об их смерти. Это было обширно распространено среди них и отыскало отражение в слагаемых ими стихах. И за это погибшего ожидает наказание, в силу того, что сам он при жизни содействовал этому» [Джами’ али-усуль, с. 102].

17 Другими словами погибший при собственной жизни не возражал против для того чтобы оплакивания.

18 Другими словами оплакивать его звучно, разрывая на себе одежду, царапая щёки и совершая другие подобные действия.

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 60

Нужно обратить внимание на версию данного хадиса, приводимую аль-Бухари: «Погибший подвергается мучениям, в то время, когда его родственники оплакивают его определённым образом».Другими словами он не подвергается мучениям за любое оплакивание его, в силу того, что не редкость легко плач, в то время, когда из глаз капают слёзы, но человек наряду с этим не бьёт себя по щекам и не рвёт на себе одежду. В таком оплакивании нет ничего предосудительного, и за это человека не следует упрекать. Об этом говорится во многих хадисах.

Ибн Таймийя, изучив данный вопрос, назвал не сильный мнение аль-Бухари, аль-Куртуби, Ибн ‘Абд-аль-Барра и всех, кто придерживался их точки зрения в понимании хадисов, показывающих на то, что погибший подвергается мучениям за оплакивание его родственниками. Упомянув имеющиеся хадисы на эту тему, он сообщил: «Многие из живших ранее и живущих сейчас отвергли это, посчитав, что такое наказание имеется наказание человека за грехи вторых, а это противоречит словам Всевышнего: И не понесёт душа бремени [грехов] второй души. После этого они разошлись довольно этих точных хадисов.

Одни приписали передатчикам хадиса — ‘Умару ибн аль-Хаттабу и вторым — неточность. Это ‘Аиша, аш-Шафи’и и другие. А другие сочли, что в этих хадисах говорится лишь о тех, кто завещал оплакивать себя подобным образом, — они подвергаются мучениям из-за собственного завещания. Для того чтобы мнения придерживался аль-Музани и другие.

Имеется и такие, кто сказал, что наказание ожидает только тех, для кого такое оплакивание было простым делом, и они одобряли его. Их подвергают мучениям за то, что они не удерживали вторых от осуждаемого. Это мнение моего деда Абу аль-Баракята и некоторых вторых. Все эти мнения весьма не сильный» [Маджму’ аль-фатава].

Он отверг слова тех, кто постарался опровергнуть данные сообщения, по-особенному истолковав их. Он сообщил: «Точные хадисы с ясным смыслом, передаваемые такими сподвижниками, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, его сын ‘Абдаллах, Абу Муса аль-Аш’ари и другие, нельзя отвергнуть подобным образом. ‘Аиша, мать правоверных, поступила конкретно так, отвергнув эти хадисы при помощи особенного истолкования их и иджтихада, потому, что она была уверена, что по смыслу они неправильны. В конечном итоге же это не верно, и кто изучит эту тему, тот обязательно найдёт, что тот, кто отвергает данный ясный и точный хадис подобным образом, ошибается» [Маджму’ аль-фатава].

После этого Ибн Таймийя обосновывает, что ‘Аиша пришла именно к тому, от чего пробовала уйти. Он говорит: «’Аиша передаёт от Пророка две версии хадиса, и всё передаваемое ею правда. Она передаёт
ГЛАВА 4. МОГИЛА 61

от Пророка его слова: Воистину, Аллах додаёт неверующему мучений по причине того, что родственники оплакивают его. Данный хадис ни в чём не противоречит хадису Умара, потому, что в случае, если быть может, что Аллах усиливает наказание неверующего из-за оплакивания его родственниками, то допустимо да и то, что Он изначально подвергает мучениям кого-то, не считая неверующих, из-за оплакивания его родными. Исходя из этого аш-Шафи’и в книге Мухталиф алъ-хадис = Различающиеся хадисы отверг данный хадис из-за его смысла и заявил, что ближе к истине вторая версия этого хадиса, передаваемая ею: Воистину, они оплакивают его, а он подвергается мучениям в собственной могиле»[Маджму аль-фатава].

Он кроме этого возразил тем, кто усмотрел в этом хадисе намёк на наказание человека за грехи вторых: «Кое-какие из признающих данный хадис сделали из него вывод о том, что человек подвергается мучениям за грехи вторых и что Аллах делает, что захочет, [то имеется приписали Ему произвол и без сомнений. Они сделали вывод, что человек подвергается наказанию за грехи вторых, и допустили попадание детей неверующих в Пламя за грехи отцов» [Маджму’ аль-фатава].

Потом он приводит подробные доказательства того, что это утверждение неверное и истина состоит а том, что Аллах наказывает только тех, кто ослушивается Его, а те, кто не был испытан в нашем мире, подвергаются опробованию в Судный сутки. Он сообщил: «Что же касается того, что погибший подвергается мучениям, то так как Пророк несказал: Воистину, погибший подвергается наказанию из-за оплакивания его родственниками. Он сообщил: Подвергаются мучениям. А слово мучение имеет более широкий суть, чем наказание. Мучение — это боль, но не для каждого, кто испытывает боль почему-то, она есть наказанием за то, что стало её обстоятельством. Пророк сообщил: Путешествие — отрезок мучения, оно лишает любого из вас питья и пищи. Он назвал путешествие мучением, но оно наряду с этим не есть наказанием.

Человека заставляет мучиться всё, что он чувствует и что наряду с этим ему ненавистно либо не очень приятно — к примеру, весьма громкие звуки, неприятные запахи, ужасные, вгоняющие в страх изображения. Слыша, видя либо чувствуя это, человек страдает, мучается, но наряду с этим всё это не есть его действиями, за каковые он понес наказание. Как же возможно отвергать возможность того, что погибший мучается из-за оплакивания его родственниками, даже в том случае, если это оплакивание не воздействие, совершаемое им, за которое он имел возможность бы быть наказан?

Человеку, лежащему в могиле, причиняют страдания слова некоторых людей, и ему не редкость больно, в то время, когда он видит некоторых из
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 62

них и слышитих слова. Исходя из этого Абу Я’ля заявил, что, в случае, если неподалеку от погибшего кто-то ослушивается Аллаха, совершает грех, это причиняет ему страдание, — это передаётся от некоторых сподвижников. И эти страдания подобны мучениям, каковые испытывает погибший, в то время, когда его оплакивают родственники. В этом случае оплакивание есть обстоятельством его мучений» [Маджму’ аль-фатава].

Так осознавал этот вопрос данный выдающийся учёный, и имеется хадисы, подтверждающие его мнение. Ан-Ну’ман ибн Башир передаёт: «’Абдаллах иби Раваха впал в забытьё на протяжении заболевания, и его сестра ‘Амра принялась плакать и восклицать: О гора19! О такой-то! О такой-то! — превознося его. Он же, придя в себя, сообщил ей: Что бы ты ни сообщила, мне тут же говорили; И позже, в то время, когда он покинул данный мир, она не плакала по нему». Более того, об этом светло говорится в хадисе от Абу Мусы аль-Аш’ари. Посланник Аллаха сообщил: «В то время, когда человек умирает и поднимается оплакивающий его и начинает восклицать О гора! О господин! либо что-то подобное, два ангела толкают его, говоря: А был ли ты таким в действительности?!»[Тирмизи, № 1003].

Ибн Хаджар приводит в собственной книге «Ат-Тальхис = Сокращение» данный хадис и пишет: «Его приводит аль-Хаким, что назвал его точным. Хадис с похожим смыслом имеется в Сахихе — передаётся он ан-Ну’маном ибн Баширом» [Ибн Хаджар. Тальхис аль-хабир, № 806].

Тут стоит сообщить о том, что не каждый погибший испытывает мучения, в то время, когда его оплакивают. В некоторых случаях воздействие обстоятельства устраняется противодействием, как говорит Ибн Таймийя. К примеру, имеется люди, каковые владеют таковой силой, что громкие звуки, ужасные зрелища и отвратительные запахи не смогут причинить им вреда. После этого он упомянул, что кое-какие хадисы содержат упоминание об угрозах и о обстоятельствах. При происхождении определённых препятствий кроме того при наличии обстоятельства угроза эта не выполняется. Таким препятствием может послужить принятое покаяние, хорошие дела, стирающие плохие, испытания и беды, за терпеливое перенесение которых человеку прощаются грехи, заступничество того, кто хорош защищать, и Его прощение и милость Аллаха.

Подводя итог Ибн Таймийя поясняет, что страдания, каковые испытывает в собственной могиле погибший верующий, в то время, когда его оплакивают, становятся для него искуплением грехов [Маджму’ аль-фатава].

19 Арабы довольно часто сравнивали человека с горой, в то время, когда превозносили и восхваляли его.

ГЛАВА 4. МОГИЛА 63

Что оказывает помощь человеку избежать мучений в могиле?

Дабы уберечься от мучений в могиле, человек должен быть неизменно готовым к смертной казни. Он должен быть готовым встретить её в любую 60 секунд — так, дабы, в то время, когда она внезапно придёт к нему, он не кусал себе пальцы в отчаянии, сожалея о содеянном либо потерянном готовься к смертной казни — значит торопиться с покаянием, выполнять права вторых и выполнять как возможно больше благих дел. Вера, молитва, пост, закят, хадж, усердие на пути Аллаха, почтительное отношение к родителям, поддержание родственных связей, поминание Всевышнего Аллаха и другие благие дела оберегают верующего, и за них Аллах устраивает ему выход из любой ситуации и по окончании каждой беды дарует ему спасение.

Посланник Аллаха сказал нам о том, что благие дела защищают человека в могиле. Ибн Таймийя сообщил: «В известном хадисе, передаваемом Мухаммедом ибн ‘Амром со слов Абу Салямы, определившего об этом от Абу Хурайры, что слышал эти слова Пророка ,и приведённом Абу Хатимом в его «Сахихе» и другими, говорится: Воистину, покойный слышит скрип сандалий, в то время, когда люди расходятся по окончании похорон. И если он был религиозным., то молитва делается у его головы, пост — справа от него, закят — слева, а хорошие дела — правдивость, поддержание родственных связей, благодеяние людям — у его ног. К нему приходят со стороны головы, и молитва говорит: Тогда приходят к нему с правой стороны, и пост говорит: Тогда приходят к нему с левой стороны, но закят говорит: После этого приходят к нему со стороны ног, но хорошие дела — милостыня, поддержание родственных связей и благодеяние людям — говорят: Тогда ему говорят: . Он садится, и ему представляется солнце, которое склоняется к закату. Ему говорят: Он же сообщит в ответ: Они сообщат: Он ответит:

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 64

Аллах, Затем перед ним откроют одни из врат Рая и сообщат ему: , и он преисполнится эйфории и радости. После этого откроют перед ним одни из врат Ада и сообщат ему: , и он преисполнится эйфории и радости. После этого расширится его могила на семьдесят локтей и наполнится светом. Тело его будет возвращено в начальное состояние, а душа его станет птицей, которая сядет на дерево в Раю».

Абу Хурайра сообщил, цитируя Коран: «Аллах поддерживает верующих жёстким словом в мирской судьбе и в жизни вечной»(сура 14 «Ибрахим», аят 27). А в второй версии хадиса говорится: «Затем его тело превратится в то, из чего оно было создано».

Испрашивание у Аллаха защиты от мучений и испытаний в могиле

Потому, что мучения и испытание в могиле страшны и тяжелы, Посланник просил у Аллаха защиты от них, в молитве и не только, и сподвижникам своим он приказал делать то же самое.

‘Аиша задала вопрос Посланника о наказании в могиле, и он сообщил: «Да, имеется наказание в могиле…»Она сообщила: «С того времени я не видела, дабы Посланник Аллаха совершал молитву без того, дабы попросить у Аллаха защиты от мучений в могиле». Передатчик Гундар добавил: «Мучения в могиле — истина»[Бухари; Муслим].

Анас передаёт, что Посланник обращался к Аллаху с таковой мольбой: «О Аллах, воистину, я прошу у Тебя защиты от лени и бессилия, от трусости, дряхлости и скупости, и прошу у Тебя защиты от мучений в могиле, и прошу у Тебя защиты от смерти и искушений жизни»[Бухари; Муслим; Ахмад].

‘Аиша передаёт, что Посланник сказал: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от лени, дряхлости, грехов, и долгов, и от опробования в могиле, и от мучений в могиле…» [Сахих аль-на данный момент’ ас-сагир, т. 1, с. 407].

Посланник сказал своим сподвижникам: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле». И они говорили: «Просим у Аллаха защиты от мучений в могиле!» [Муслим].

Пророк кроме этого сказал им: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле, воистину, мучения в могиле — истина»[Табарани; Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 1, с. 317].

ГЛАВА 4. МОГИЛА 65

Ещё Пророк приказал им просить у Аллаха защиты от четырёх вещей. Он сказал: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле, просите у Аллаха защиты от Ада, просите у Аллаха защиты от соблазнов Масиха Даджжаля и просите у Аллаха защиты от смерти и искушений жизни» [Тирмизи; Насаи; Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 1, с. 32].

Пророк кроме этого приказал своим сподвижникам просить у Аллаха защиты от мучений в могиле по окончании ташаххуда. Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха : «В то время, когда один из вас совершает ташаххуд, пускай он требует у Аллаха защиты от четырёх вещей, говоря: О Аллах, воистину, я ищу у Тебя защиты от Адских мук, и от мучений в могиле, от смерти и искушений жизни, и от зла соблазнов Масиха Даджжаля»[Муслим, № 577].

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник обучал их таковой мольбе так же, как обучал их суре из Корана: «О Аллах, мы просим у Тебя защиты от мучений в Аду, и я прошу у Тебя защиты от мучений в могиле, и прошу у тебя защиты от соблазнов Масиха Даджжаля, и прошу у Тебя защиты от смерти и искушений жизни»[Муслим, № 590].

Кто избежит мучений и испытания в могиле?

Кое-какие верующие, совершившие великие дела либо пережившие весьма тяжёлые бедствия, будут избавлены от мучений и испытания в могиле. Среди них окажутся те, кто перечислен ниже.

1. Погибший на пути Аллаха (шахид).Аль-Микдам ибн Ма’ди Кариб передаёт: «Посланник Аллаха сообщил: Мученику Аллах даровал шесть особенных особенностей: ему прощаются его грехи с первым толчком [выходящей из его тела крови], он видит собственное место в Раю, он избавляется от мучений в могиле и от великого страха[в Судный день], и возлагается на его голову венец почтения, один рубин которого лучше этого мира со всем, что в нём, и даются емув жёны семьдесят две райские гурии, и он сможет заступиться за семьдесят человек из собственных родных»[Тирмизи; Ибн Маджа; Мишках аль-масабих, т. 2, с. 358].

Ан-Насаи в «Сунан» передаёт со слов Рашида ибн Са’да, слышавшего от одного из сподвижников Посланника Аллаха ,что один человек задал вопрос: «О Посланник Аллаха! По какой причине простые верующие подвергаются опробованию в могиле, а мученик нет?» Тот ответил:«Достаточно ему сверканья клинков над его головой в

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 66

качестве опробования» [Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 4, с. 164].

2. Тот, кто погиб, неся дозор и защищая границы мусульманского страны на пути Аллаха (мурабит). Фудаля ибн ‘Убайд передаёт слова Посланника Аллаха : «Дела каждого погибшего запечатываются, помимо этого, кто погиб, неся дозор на пути Аллаха. Его дела в Судный сутки будут умножены для него, и он будет избавлен от опробования в могиле»[Тирмизи; Абу Давуд; Мишкат аль-масабих, т. 2, с. 355].

3. Тот, кто погиб в пятницу. ‘Абдаллах ибн ‘Амр передаёт такие слова Пророка : «Любого мусульманина, что погибнет в пятницу, Аллах избавит от опробования в могиле» [Ахмад; Тирмизи; Ахкам аль-джанаиз].

4. Тот, кто погиб от заболевания живота. ‘Абдаллах ибн Ясар передаёт: «Я сидел с Сулейманом ибн Халидом и Сардом ибн ‘Урфутой, и люди упомянули о человеке, что умер от заболевания живота, и они вдвоём заявили, что желали бы сопровождать его погребальные носилки. Наряду с этим один из них сообщил второму: Разве не сообщил Посланник Аллаха : !А второй ответил ему: Да».

В Второй версии — «Ты сообщил правду» [Ахкам аль-джанаиз]20.

В смерти для нас назидание

Смерть — величайший урок

Мы познакомили вас с некоторыми текстами, в которых говорится о смерти и предсмертных мгновениях, и о могиле и кошмарах, каковые ожидают человека в ней, и разумный человек тот, кто извлечёт для себя урок и задумается. Воистину, смерть — величайший наставник. Одного из набожных и берущих от этого мира только мало людей задали вопрос: «В чём наилучший урок для нас?» Он ответил: «В созерцании погибших» [Куртуби. Тазкира].

Аль-Куртуби весьма совершенно верно обрисовал смерть: «Знай, что смерть — это самая страшная беда, самое ужасное явление, это чаша, содержимое которой не очень приятно на вкус и отталкивающе до

20 Ат-Тирмизи заявил, что это хороший хадис. Аль-Албани заявил, что он точный.

ГЛАВА 4. МОГИЛА 67

крайности. Она как ничто иное разрушает самую сущность человека, нарушает покой, приносит несчастье. Воистину, она подрезающая поджилки твои, и разделяющая органы тела твоего, и разрушающая опоры твои — страшнейшее бедствие и ужасное явление, и, воистину, сутки, в который придёт она, — сутки страшный» [Куртуби. Тазкира].

Размышление о смерти

Как жизнь есть одним из знамений Аллаха, так и смерть, её антипод, — одно из Его знамений, и оно не меньше страно:

Ложь, оставление корана, прелюбодеяние и ростовщичество.

Зина это харам( всем смотреть)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: