В шестидесятых и в начале семидесятых годов прошлого столетия пара раз со стороны Шпицбергена пробовали пробраться в высокие широты шведские экспедиции. Эти попытки были бесплодными; однако шведские экспедиции внесли свою лепту в дело познания природы Северного Ледовитого океана.
Среди них направляться очень отметить плавание А. Э. Норденшельда на судне «София» во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века. Экспедиция ставила собственной целью достижение высоких широт и, в случае, если быть может, то и Северного полюса.
21 июля 1868 года экспедиция Норденшельда вышла из Стокгольма и направилась к Шпицбергену. За 80-й параллелью льды преградили путь судну. Трижды «София» пробовала пройти на север, но напрасно.
На протяжении третьей попытки «София» отправилась к проливу Хинлопен, после этого возвратилась к острову Амстердам, откуда отправилась к северу.
4 октября в 3 часа утра, пребывав под 81°42? северной широты, пароход взял при свежем ветре течь, которая, не смотря на то, что и была срочно остановлена, все же лишила пароход возможности идти еще потом к северу: это было бы через чур рискованно. Экспедиции, но, удалось выполнить последовательность научных изучений в Северном Ледовитом океане.
О неудачной экспедиции Норденшельда в то время писали: «Экспедицией на «Софии» без сомнений доказано, что Северный полюс окружен ледяным поясом, простирающимся более либо менее целой массой впредь до 82°, кроме того 81° северной широты; пробраться через него на корабле непременно нереально, разве лишь в отдельных местах удалось бы пробраться на пара градусов севернее. Исходя из этого желающие пробраться до полюса должны снарядить для данной цели экспедицию на санях с псами либо без них.
Не смотря на то, что результат и отрицательный, но он имеет наиболее значимое значение для будущих фирм подобного рода».
В первой половине 70-ых годов XIX века А. Э. Норденшельд опять отправился на Шпицберген. Оттуда он собирался пробраться к Северному полюсу на санях, запряженных оленями.
А. Э. Норденшельд
Средства на эту экспедицию дал узнаваемый шведский капиталист Оскар Диксон.
Шведское правительство предоставило в распоряжение экспедиции пароход А. Э. Норденшельд «Польхем» и парусное судно «Гладан». Помимо этого, два вторых парохода, «Мимер» и «Дядя Адам», должны были вместе с судном «Гладан» доставить к острову Парри (к северу от Шпицбергена), где предполагалось устроить базу экспедиции, древесный дом, складывающийся из шести помещений, кухни, пекарни и кладовой, сруб, три барака для обсерватории, мох для оленей и запас угля. В экспедиции участвовали лейтенант Паландер, доктор Энваль, физик Викандер, ботаник Чельман.
21 июля все четыре судна вышли из Тромсе и скоро достигли северо-западной части Шпицбергена, где были переправлены на берег олени. Ледовые условия были мало благоприятны, и вся эскадра Норденшельда была тут задержана до 1 сентября. На следующий сутки «Польхем», «Гладан» и одно из запасных судов экспедиции стали продвигаться дальше.
Но их попытки достигнуть острова Парри не увенчались успехом. Все три судна вынуждены были остаться на зимовку в заливе Моссель (Северный Шпицберген), под 79°50? северной широты, куда они прибыли 3 сентября.
Зимовало 67 человек, из которых один потом погиб от воспаления легких, а второй погиб во льдах. На берегу бухты был выстроен эргономичный теплый дом; продовольствия хватало, так что зима прошла в общем благополучно.
Не обращая внимания на то, что все олени разбежались по недосмотру защищавших их лапландцев, Норденшельд в сопровождении Паландера и 14 человек команды начал собираться в санный поход к Северному полюсу. 24 апреля 1873 года, имея запас продовольствия на 45 дней, он направился на трех санях и двух лодках к острову Парри, куда прибыл 16 мая. После этого Норденшельд, Паландер и еще 11 человек перешли на остров Фипса, под 80°42? северной, широты, — самый северный пункт, достигнутый ими на протяжении похода на полюс. «Поднявшись на высокую гору, — пишет Паландер, — мы имели возможность совсем светло видеть, что плавающие льды к северу были в таком состоянии, что нам не представлялось никакой возможности при тех маленьких дневных переходах, каковые мы совершали с отечественными нагруженными санями, достигнуть более северной широты.» Вместо Северного полюса Норденшельд отправился обследовать Северо-Восточную Почву (один из островов Шпицбергенского архипелага).
Запасы продовольствия доходили к концу, поскольку на протяжении зимовки их было нужно расходовать на значительно большее число людей, нежели раньше предполагалось. Это вынудило Норденшельда отказаться от предстоящих попыток достигнуть полюса и ускорить возвращение экспедиции в Швецию.
6 августа 1873 года «Польхем» возвратился в Тромсе, куда остальные суда экспедиции прибыли пара раньше. Так, экспедиции Норденшельда было нужно ограничиться изучением Северо-северного берега и Восточной Земли Западного Шпицбергена. Изучения, каковые были выполнены экспедицией Норденшельда, никак не соответствовали размаху, показанному при подготовке экспедиции, и не оправдали затраченных на нее средств.