Классификация кочевничества

Существует много разных классификаций кочевничества. Самый распространенные схемы основаны на экономической степени деятельности и выявлении оседлости:

  • кочевое,
  • полукочевое и полуоседлое (в то время, когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное (в то время, когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
  • яйлажное (от тюркс. «яйлаг» — летнее пастбище в горах).

В некоторых вторых построениях учитывают кроме этого вид кочевания:

  • вертикальное (горы равнины) и
  • горизонтальное, которое возможно широтным, меридиональным, круговым и т. д.
  • К примеру на территории Волгоградской области были все виды указанного кочевого скотоводство и отгонное сохраняется и на данный момент по всей территории Волгоградской области — зимники, кошары, летники, точки и у казаков оно было в любой момент. Горное к примеру тем что рядом с Волгоградской области расположены кавказские горы. При последних и в кроме того меридиальным, в верх в низ широтным, полукочевое, в то время, когда зимний период они стоят на зимовьях, летом кочуют — кочевники смогут значительно чаще вступать в контакты с соседними племенами, за зиму смогут очень сильно общаться с соседними народами, на протяжении набегов и без того потом, кочевники весьма деятельно постоянно смешивались и взаимодействовали и ассимилировались с соседними народами перенимая от них все необходимые для себя последние достижения науки и техники!!!!!!!!!!!!!!

В географическом контексте возможно сказать о шести громадных территориях, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так именуемые «пять видов скота» (лошадь, крупный скот , овца, коза, верблюд), но самые важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники данной территории создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток, где номады разводят небольшой рогатый скот, а в качестве транспорта применяют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, курды, пуштуны и др.);
  3. Сахара и Аравийская пустыня, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
  4. Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный скот (нуэры, динка, масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як (Азия), лама, альпака (Южная Америка) и др.;
  6. северные, по большей части субарктические территории, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет кочевничества

подробнее Кочевое государство

Расцвет кочевничества связан с периодом происхождения «кочевых империй» либо «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. — сер. II тыс. н. э.). Эти империи появлялись по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники шантажировали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, булгары и др.). также-, на протяжении маршрутов шёлкового пути проходившего кроме этого и по почвам кочевников, появлялись стационарные поселения с караван-сараями. Известны пара больших миграций так называемых «пастушеских» позднее кочевников и народов-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.).

В хуннское время были установлены прямые контакты между Римом и Китаем. Особенно ключевую роль сыграли монгольские завоевания. В следствии сформировалась единая цепь интернациональной торговли, технологических и культурных обменов. По-видимому, в следствии этих процессов в Западную Европу попали порох, книгопечатание и компас. В некоторых работах данный период именуют «средневековой глобализацией».[1][2][3]

упадок и Модернизация

С началом модернизации кочевники были неспособными соперничать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного артиллерии и огнестрельного оружия понемногу положили финиш их армейскому могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В следствии начало меняться кочевое хозяйство, деформировалась публичная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических государствах были сделаны попытки совершить насильственную коллективизацию и седентеризацию, каковые закончились неудачей. По окончании распада социалистической совокупности во многих государствах случилась номадизация образа судьбы скотоводов, возврат к полунатуральным способам ведения хозяйства. В государствах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников кроме этого происходят весьма болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, увеличением числа безработных и нищеты. На данный момент приблизительно 35-40 млн чел. занимается кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких государствах как Нигер, Сомали, Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют солидную часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были лишь источником грабежей и агрессии. В действительности существовал широкий спектр разных форм контактов между оседлым и степным миром, от завоеваний и военного противостояния до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли ключевую роль в истории . Они содействовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свою лепту в сокровищницу всемирный культуры, этническую историю мира. Но, владея огромным армейским потенциалом, номады кроме этого оказали значительное деструктивное влияние на исторический процесс, в следствии их разрушительных нашествий были стёрты с лица земли многие культурные сокровища, цивилизации и народы. Корни многих современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ судьбы понемногу исчезает — кроме того в развивающихся государствах. Многие из кочевых народов сейчас находятся на грани потери и ассимиляции самобытности, поскольку в правах за применение земель они чуть смогут противостоять оседлым соседям.

Дзеверин И.И.: Статистика в Биологии, ПОЛНАЯ ЛЕКЦИЯ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: