Понятие о стоимости — одно из тяжёлых для обучающихся коррек-ционной школы. В случае, если обычный ребенок еще до поступления в школу имеет большой практический опыт, сталкиваясь с деньгами как мерой цены, то большая часть умственно отсталых школьников из-за малой наблюдательности, инертности, пас-246
ВИнности не знают преимущества монет, не дифференцируют понятии «достоинство» и «количество монет» (громадную по размеру Монету они склонны вычислять и монетой большего преимущества). • В это же время изучение мер цене имеет необыкновенное мпачение при подготовке детей к независимой судьбе. Не считая Кого, изучение мер цене содействует закреплению нумера-|ции натуральных чисел.
В пропедевтический период выявляются детские представления |о деньгах, их назначении, преимуществе монет.
Знакомство с монетами
Опыт преподавателей школы VIII вида говорит о том, что обучающиеся лучше запоминают монеты и лучше их дифференцируют, в случае, если первое знакомство с ними происходит при изучении соответствующих чисел. К примеру, при изучении числа 1 обучающиеся знакомятся с монетами в 1 копейку, 1 рубль.
Знакомство с монетами происходит в следующей последовательности:
1. Внешний вид монет: цвет, форма, размер, цифра, которая
написана на монете.
2. Отбор среди вторых монет указанного преимущества.
3. Отбор монет по заглавию («Отыщи монеты в 1 к., 2 р.»
и т. д.).
4. Обводка монет в тетрадях.
5. Знакомство с предметами, цена которых равняется хорош
ству данной монеты (тетрадь — 2 р., карандаш — 1 р.) и т. д.
6. Организация игры «Магазин», в то время, когда обучающиеся берут
предметы, расплачиваясь за них одной монетой (не создавая
размена).
7. замена и Размен монет.
На первых порах обучающиеся не знают и не дифференцируют значений слова «копейка» и «монета», у них еще нет соответствующего опыта. Многие из них уверены в том, что каждая монета — это одна копейка. В то время, когда обучающиеся обучатся различать монеты в 1 к., 2 р., определят, что возможно приобрести на каждую монету, т. е. попросту купят некий опыт в обращении с деньгами, они смогут дифференцировать понятия «монета» и «копейка». Непременно нужно давать задания практического характера: «Забери одну монету», «Забери две копейки», «какое количество тут монет?», «какое количество тут копеек?» либо «какое количество денег?».
Размен и замену монет оптимальнее , как показывает практика, проводить на протяжении повторения чисел 1—5, в то время, когда обучающиеся уже знают состав этих чисел. Размен монет оптимальнее связать с ответом задачи практического содержания. К примеру: «Тетрад!, стоит 2 р. Какую монету возможно дать в кассу (продавцу), дабы приобрести тетрадь? Продемонстрируйте эту монету. (Обучающиеся показываю: монету в 2 р.) У Васи нет монеты в 2 р., но у него имеется монеты по 1 р. Может ли он на них приобрести тетрадь? какое количество монет по 1 р. необходимо Васе дать?» Значит, вместо монеты в 2 р. возможно дать две монеты по 1 р., так как 1 р.-И р.=2 р. Значит, монету в 2 р. заменили (разменяли) двумя монетами по 1 р.
«Положите в наборное полотно монету в 5 р. Разменяйте эту монету монетами по 1 р. какое количество монет по 1 р. необходимо забрать?» (Обучающиеся кладут в наборное полотно 5 монет по 1 р.) Проводятся и упражнения на замену пяти монет по 1 р. монетой в 5 р.
Сперва производится размен монет по 1 к., а позже всеми вероятными монетами. Для демонстрации преподаватель пользуется как натуральными монетами, так и монетной кассой (изображение монет, наклеенных на картон). Монетной кассой могут служить коробочки, соединенные боковыми гранями с наклеенными сверху монетами (рис. 18).
Рис. 18
С монетной кассой трудится любой ученик. К примеру, преподаватель дает задание разменять монету в 5 р. Любой обязан отыскать как возможно больше вариантов размена. Возможно дать и обратное задание: заменить одной монетой монеты в 10 к. и 5 к.
При организации в 1-м классе игры «Магазин» направляться выполнять такую последовательность: 1) приобретение одного предмета без сдачи; 2) оплата приобретения с получением сдачи; 3) приобретение двух либо трех предметов без сдачи; 4) приобретение двух предметов с получением сдачи. Все обучающиеся должны побывать в роли продавца и в роли клиента.
Нужно проводить и такую работу с монетами: определять цену предметов по ценникам, составлять задачи. Обучающиеся обучаются отвечать на вопросы: «какое количество денег нужно заплатить за приобретение? 248
колько стоит приобретение? Хватит ли у тебя денег, дабы сделать I у приобретение? какое количество денег не достаточно? какое количество сдачи нужно полу-
п!ТЬ?»
Знакомство с монетой в 10 к. (гривенником) проводится по окончании
••поения обучающимися понятия «дюжина». Преподаватель растолковывает, что
К) монет по 1 к. образуют дюжина копеек, т. е. монету хорош-
• гном в 10 к. — гривенник; знакомит обучающихся с разменом гри-
щ’нника любыми монетами.
Счет равными группами (по 2, 3, 4, 5) в пределах 10 (1-й класс), а позже и 20 (2-й класс) также полезно проводить на монетах.
С разменом монеты в 1 рубль обучающиеся знакомятся по окончании изучения нумерации в пределах 100 (3-й класс). Возможно предложить обучающимся вычислять десятками палочек до 100, а позже данный счет сравнить со счетом гривенниками до 100. Вычисляют ученики: «10 к., 20 к., …, 100 к.». Преподаватель задаёт вопросы: «какое количество гривенников забрали, чтобы получить 100 копеек? Имеется ли одна монета, которой возможно заменить 100 копеек, либо 10 гривенников?» Кое-какие обучающиеся знают, что 100 копеек составляют 1 рубль. Преподаватель показывает монету 1 рубль. 1 рубль сравнивается с другими монетами. Обучающиеся разглядывают цвет, размер, форму этих монет. Узнается, знают ли обучающиеся товары ценой в 1 рубль. Устанавливается, что 1 рубль=100 копеек, 1 рубль — это 10 гривенников. Обучающиеся знакомятся с монетой в 50 копеек. Проводится размен монеты в 1 рубль монетами другого преимущества.
Обучающиеся знакомятся и с монетами 2 р., 5 р., 10 р., 50 р.
Преподаватель показывает обучающимся, что цена тех либо иных товаров возможно выражена большими и небольшими единицами мер цене. К примеру, 1 кг сыра стоит 30 р. 50 к., 1 кг яблок стоит 10 р. 50 к., но так как 1 р. = 100 к., то в более небольших единицах 1 кг яблок стоит 1050 к., а 1 кг сыра стоит 3050 к.