В один из вечеров 1654 г. композитор Э. Жаке де ля Гер продемонстрировал музыкальный спектакль «Успех любви», что стал первой французской национальной оперой.
Прошло еще 17 лет, и в Париже открылся постоянный театр оперы и балета — «Королевская академия музыки». Скоро начальником театра стал итальянец Жан Батист Люлли (1632—1687). Узнаваемый танцор, талантливый композитор и выдающийся скрипач, прославившийся собственной музыкой к постановкам театра Мольера (комедиям-балетам «Брак по неволе», «Мещанин во дворянстве»), Люлли создал хорошую французскую оперу. Это был пышный спектакль в большинстве случаев на мифологический сюжет, с увертюрой, балетными сценами, эпилогом и прологом, где прославлялся военные и король победы.
Второй большой оперный композитор Франции — Жан Филипп Рамо (1683—1764) — обогатил музыкальное содержание оперы, ее мелодический язык, гармонию, оркестровку, придал музыке изобразительность и большую эмоциональность. Собственную первую оперу он написал в 50 лет, а до того был известен как создатель произведений для музыки и клавесина к комедиям.
В первую очередь XVIII в. на подмостках ярмарочных театров Парижа зародился новый, демократический жанр — комическая опера.
Это были сатирические представления, где острые диалоги перемежались с мелодиями городскими и популярными песенками.
Весёлые пьесы, созданные писателем Лесажем и драматургом кожный покров, сходу полюбились ярмарочной толпе. Но комической опере было нужно выдержать целую войну со собственными соперниками, известную называющиеся «войны буффонов».
Разгорелась она в Париже в связи с гастролями итальянского театра оперы-буффа и продолжалась с 1752 по 1754 г. В защиту комической оперы выступил наибольший французский философ, литератор, музыкант Руссо (см. ст. «Жан Жак Руссо»). Он сам написал и поставил оперу «Деревенский волшебник», воплотив в ней лучшие черты французской и итальянской комических опер (1752).
Интерес к жанру комической оперы во Франции пробудился не просто так. С ростом буржуазии все больше усиливалось ее влияние во всех областях судьбы страны. Позицию лидера в мастерстве заняли сейчас демократические произведения, повествующие о простых людях, их эмоциях. Комическая опера очень сильно видоизменяется и по содержанию собственному делается близкой к комедиям и буржуазным драмам Дени Дидро, Бомарше (см. ст. «Пьер Огюстен Бомарше»). К ней обращаются такие большие французские композиторы, как Ф. Филидор, П. Монсиньи, А. Гретри.
Новым большим событием музыкальной судьбе Франции была постановка в 70-х гг. опер германского композитора К. В. Глюка (1714—1787) — «Ифигения в Тавриде», «Ифигения в Авлйде», «Альцеста», «Орфей и Евридика» и других. Сюжет «громадной оперы» так же, как и прежде брался из греческой и римской мифологии. Но в древних образах Глюк прославлял гражданскую доблесть, героизм, высокую нравственность. Это были передовые совершенства третьего сословия незадолго до первой буржуазной революции во Франции. Глюк стремился, дабы музыка опер была тесно связана с действием и высказывала его содержание. Его мелодии напевны и привлекательны.
«правдивость и Простота являются великими правилами красивого во всех произведениях мастерства», — писал композитор. В осуществлении этих правил и состояла оперная реформа Глюка.
Предстоящие трансформации случились и с комической оперой, которая незадолго до революции преобразовывается в важную драматическую оперу.
Революция 1789 г. совершила переворот во всем французском мастерстве. Она потребовала новых формы и содержания произведений. Она настойчиво попросила, дабы музыканты, живописцы, актеры, поэты вышли со собственными произведениями на площади и улицы Парижа, где в дни революционных празднеств планировал народ. На открытом воздухе до позднего вечера под звуки духовых оркестров парижане пели революционные песни и гимны, танцевали народные танцы, наблюдали героико-патриотические представления.
Первыми композиторами революции, создателями революционных песен, гимнов, маршей, кантат были Ф. Госсек и Э. Мегюль. Французская опера также отражала сейчас революционные настроения народа. Сразу же по окончании свержения монархии на сцене Театра национальной оперы была поставлена опера-апофеоз Франсуа Госсека (1734—1829) «Приношение свободе»; за казнью короля— вторая его опера «Успех республики». В дни революции он организовал для гениальных людей из народа «Национальный музыкальный университет» (с 1795 г. переименованный в «Национальную музыкальную консерваторию»).
В годы революции во французской комической опере показался новый жанр — опера спасения. В базе ее — смелый поступок, борьба эмоций. Она постоянно заканчивалась победой храбреца, спасением невинной жертвы. Дабы усилить эмоциональное чувство, композиторы применяли разные приемы (к примеру, декламацию на фоне оркестрового сопровождения, в котором слышится вой бури, шум приближающейся погони и пр.).
Над оперой спасения трудились такие наибольшие композиторы Парижа, как Л. Керубини, Ж. Лесюэр и другие.
По окончании наполеоновского переворота вместе с республикой ушли в прошлое народные революционные празднества.
Сейчас музыкальная судьба Парижа сосредоточилась в театрах оперы и балета. Громадная историко-героическая опера идеально отвечала требованиям императорского двора.
В массовых картинах приняли участие не только много людей, но кроме того лошади и слоны. Звуки походных пушечной канонады и маршей сопровождали грандиозные сцены сражений. С такой же пышностью ставили и комическую оперу, в которой сейчас показались легендарные и исторические сюжеты. Но все эти оперы-однодневки с их откровенной военной пропагандой провалились сквозь землю вместе с наполеоновской империей.
В годы реставрации Бурбонов публика, уставшая от политики, искала развлекательного, успокаивающего мастерства. Ее завлекали лирически мечтательная музыка Ф. Буальдье и весёлое радость опер Ф. Обера, звучавших в театре «Комической оперы».
Творческий путь Франсуа Обера (1782—1871) начался и закончился созданием комических опер. Самая известная из них — «Фра-Дьяволо» — о приключениях разбойника, грабящего богатых путешественников в окрестностях Неаполя. В музыкальном языке оперы — несложном и дешёвом — ощущается сильное влияние французских муниципальных народных танцев и песен.
Но громаднейший успех Оберу принесла смелая опера «Немая из Портичи» («Фенелла»), написанная в 1828 г., в то время, когда во Франции снова встала волна революционных настроений и возник интерес к героике. Опера говорит о восстании рыбаков против испанского наместника в Неаполе. Роль основной героини — немой девушки Фенеллы — в первой постановке выполнила выдающаяся французская балерина Мария Тальони.
Отказавшись от монументальности и пышности, Обер создал живой, естественный спектакль с народными бытовыми сценами. Хоры неаполитанских рыбаков, к примеру, весьма близки к южноитальянским народным песням.
«Немая из Портичи» Ф. Обера и «Вильгельм Телль» Д. Россини положили начало историко — романтической «громадной» опере, которая особенно ярко расцвела в творчестве Д. Мейербера.
Джакомо Мейербер (1791 — 1864) появился в Германии. Во Францию, которая стала его второй отчизной, он приехал уже знаменитым композитором. Первая же опера, написанная Мейербером для парижской сцены, — «Роберт-Сатана» (1830) — принесла ему мировую славу.
Оперы Мейербера «Гугеноты», «Пророк», «Африканка» — блестящие, остродраматические пьесы с броскими чертями храбрецов, виртуозными певческими партиями, грандиозными хоровыми сценами и особенно большой ролью оркестра.
Вершина творчества Мейербера — опера «Гугеноты» на либретто Э. Скриба. Она говорит о религиозной борьбе во Франции в XVI в., на фоне которой проходит печальная история любви гугенота Рауля и Валентины — дочери католика.
Красочна и драматически напряженна музыка бессчётных массовых эпизодов: подготовка заговора католиков — «сцена освящения клинков», картины «Варфоломеевской ночи». хор и Выразительные ансамбли в четвертом действии сменяются прекрасным лирическим дуэтом Рауля и Валентины.
Под влиянием революционного перемещения в Европе (финиш 40-х гг.) усилилось демократическое направление во французском мастерстве.
Юные композиторы Ш. Гуно, А. Тома, а позднее Л. Делиб, Ж. Массне, К. Сен-Санс и Ж. Бизе демократизировали язык «громадной» оперы и создали новый жанр — лирическую оперу. Ее храбрец — простой человек в будничной обстановке. В лирической опере кроме того сюжеты всемирный классики утрачивали собственный высокое романтическое звучание. Для музыки опер «Миньон» Тома, «Манон» и «Вертер» Массне, «Фауст», «Ромео и Джульетта» Гуно свойственны правдивость, поэтичность образов, певучие мелодии, которые связаны с французским муниципальным фольклором.
Лучшая из них — Фауст и опера (1818— 1893) «Шарля» на сюжет катастрофы Гёте. Человеческим теплом проникнута песня Маргариты за прялкой. Музыка тонко и правдиво передает эмоции влюбленной девушки. В медленный древний напев «Баллады о Фульском короле» вплетаются взволнованные реплики Маргариты. Новые интонации появляются в ее арии с жемчугом. Блестящая виртуозная мелодия передает радость героини. презрение и Злорадство к людям звучат в его песне и серенаде Мефистофеля о золотом тельце. Данной песне противопоставляется легкая напевная мелодия вальса, объединившего в один круг воинов, студентов, деревенских девушек, жителей. Все эти эпизоды из оперы до сих пор любимы слушателями и довольно часто исполняются в концертах.
Но самый выдающийся композитор из данной плеяды — Жорж Бизе (1838—1875), создатель бессмертной оперы «Кармен». Он прожил всего 36 лет, из которых 27 дал музыке. Уже в четыре года Жорж знал ноты, а девяти лет начал учиться в Парижской консерватории у педагога и известного пианиста Мармонтеля. В том месте у Бизе проявился неординарный талант пианиста. Но еще посильнее было его влечение к произведению музыки. За дипломную работу — кантату «Кловис и Клотильда» — консерватория удостоила юного Бизе солидной Римской премии, которая давала право на трехлетнее путешествие по Италии.
Все поразило и восхитило молодого Бизе в Италии: море, горы, древние архитектурные памятники, скульптура, живопись, поэзия… Они рождали у Бизе громадные, увлекательные планы. У него была великая мечта — вдохнуть новую судьбу в увядающую французскую оперу.
И вот друг за другом появляются оперы Бизе: «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красивая женщина» (на сюжет Вальтера Скотта, 1867), одноактная опера «Джамиле» (на сюжет поэмы Альфреда Мюссе «Намуна», 1872). В музыке «Джамиле» раскрываются настоящие эмоции, полные узкой, глубокой лирики. Композитор продемонстрировал себя тут зрелым мастером.
Одно из лучших творений Бизе — музыка к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Храбрец драмы Фредери — деревенский парень из Прованса — обожает неверную Арлезианку (девушку из города Арля). В собственной музыке Бизе раскрыл драматические переживания Фредери, нарисовал броские картины природы, народного быта. Музыка «Арлезианки» появилась из провансальских напевов, восхищавших Бизе еще в молодости. Он писал тогда из Прованса: «Тут… народ высказывает собственную радость пляской… на свежем ронском воздухе ночь и день на празднике пляшут фарандолы. И как пляшут!»
По окончании «Арлезианки» показалась «Кармен» (1874) — лучшая французская опера XIX столетия. Это был совсем новый тип оперы — реалистическая музыкальная драма.
Самые сильные и ясные образы связаны с катастрофой Хозе и Кармен. Сцена в горах — одна из напряженнейших картин оперы. Ночь. Контрабандисты расположились на привале. ее подруги и Кармен гадают, хотя определить собственную судьбу. «Мне смерть!» — восклицает Кармен, глядя в карты. С неординарной психотерапевтической силой передает композитор ее тревожное смятение. Это состояние героини остро подчеркивается радостной болтовней подруг. Такой же прием противопоставления применяет Бизе и в финале оперы. Крики возбужденной толпы, хохот, приветственные возгласы в честь тореадора Эскамильо. Среди веселья и всеобщего ликования мечется Хозе. Он умоляет Кармен возвратиться, угрожает, но Кармен непреклонна. Хозе убивает ее. В последний раз звучит в данной сцене лейтмотив ужасной судьбы Кармен — тревожный, страстный, выстроенный на интонациях испанских народных песен. В первый раз показавшись в увертюре, он сопровождает героиню в течении всей оперы. В хабанере, сегедилье и пляске Кармен чувствуется броский испанский колорит.
Все в опере Бизе было ново и неясно парижским буржуа: цыганка (и герои солдат), музыка и сюжет. Опера была воспринята критиками и публикой как «скандал». Композитора обвиняли в оскорблении и «безнравственности приличий».
Лишь по окончании смерти композитора «Кармен» приобрела глобальную известность. Опера обошла все города Европы, ставилась в Америке и в Африке. И по сей день она не сходит со сцен лучших театров мира.
Бизе писал кроме этого оперетты, симфоническую, фортепьянную и певческую музыку, но в историю всемирный музыкальной культуры он вошел как один из величайших оперных композиторов XIX в.