Иван Иванович Ползунов
Иван Иванович Ползунов появился на Урале, в семье несложного воина. Он получал образование первой русской горнозаводской школе в Екатеринбурге (сейчас Свердловск). В 14 лет мальчик должен был пойти на завод. Четверть века трудился он на фирмах горного Урала. Работа была тяжёлой, но Ползунов наблюдал на нее не как на повинность. В труде он видел источник творческих эйфорий.
Жажда знаний у Ползунова была огромная. Проводя целый сутки на заводе, он обнаружил в себе энергию усиленно заниматься дома физикой, химией, механикой. Из документов тех лет Ползунов поднимается перед нами квалифицированным горняком, строителем, знатоком руд, технологом, графиком, конструктором.
Довольно много дала ему командировка в Санкт-Петербург. Посещение Академии наук, знакомство с новинками литературы расширили его кругозор, пробудили в нем новые мысли.
Ползунов был отлично знаком с современной ему теплотехникой. Он знал работы Севери и Ньюкомена, Папена и Ломоносова. Это, и его широкая заводская практика и посоветовали ему возможность замены водяного колеса — главного двигателя того времени— паровым двигателем. И Ползунов решил создать машину «для пользы народной», дабы «уменьшить труд по нас будущим».
В 1763 г. он представил руководству расчёты и детальный проект универсального двигателя. В собственных записках Ползунов изложил физические и термодинамические базы автомобилей. Так, это было не только изобретение, но и создание научно обоснованной конструкции.
Превосходно, что двигатель Ползунова действовал непрерывно, т. е. непрерывно отдавал работу. Этого не было во всех существовавших до тех пор пароатмосферных установках. Принцип работы ползуновской автомобили и сейчас используется в поршневых двигателях.
Выстроить свой автомобиль Ползунову удалось не сходу. В начальственных кругах не смотря на то, что и отметили оригинальность его конструкции, но не осознали, в чем состояло ее новшество. В проект были внесены поправки, с которыми Ползунов никак не имел возможности дать согласие. Изобретатель составил проект новой автомобили, которая имела возможность послужить заводу, где он трудился.
Строить первую в истории заводскую паросиловую установку пришлось тяжело. Оборудования не хватало, у людей не хватало знаний. И все же к 1766 г. работу удалось закончить. Но трудности и постоянные неурядицы подорвали здоровье изобретателя. Он не дожил до окончательного опробования собственного детища всего одной семь дней. Дело завершили его лучшие ученики.
Машина была разрешена войти в некоторое время и ход обслуживала дутьем плавильные печи металлургического завода, давая прекрасные результаты. Но применять по-настоящему изобретение Ползунова в те годы в РФ было нереально. Кроме того на заводе, где машина была установлена, интерес к ней по окончании смерти изобретателя ослабел, и она была скоро закинута.
В трудах Ползунова поражает одна особенность. Он верно думал, что его машина имеет громадное значение для развития русской индустрии, давая возможность применять новые источники энергии. В то время преобладающей двигательной силой была вода. Ползунов указал, что это не разрешает развивать промышленность в городах, заставляет располагать ее на протяжении рек, удорожая и усложняя перевоз руды, угля, лома. Он писал, что внедрение паровой машины разрешит вернее размещать производство, что паровая машина будет универсальным заводским двигателем.
Так, И. И. Ползунов, сын несложного воина, ставший большим инженером, был и выдающимся экономистом, человеком широчайшего кругозора.
До нас не дошел портрет И. И. Ползунова. На рисунке живописец постарался воспроизвести вид молодого изобретателя.
Первый русский теплотехник, гениальный изобретатель Иван Ползунов вписал собственными превосходными трудами одну из занимательнейших страниц в историю всемирный техники.