Историзм литературы

Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее одно из серьёзных особенностей художественной литературы — ее свойство в живых картинах, конкретных характерах и человеческих судьбах передавать вид той либо другой исторической эры. Наряду с этим термин «историзм» используется в двух смыслах. В широком смысле историзм свойствен всем действительно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли они современность либо далекое прошлое. Примером могут служить баллада «Песнь о вещем Олеге» и роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. В «Песни…», основанной на летописном предании о смерти первого киевского князя Олега, передан колорит седой русской старины: языческие верования и тут в судьбу, в волхвов, и жёсткий дружинный быт, и величавость характеров людей той эры, закаленных в походах и боях. Уже в языке («пращ», «тризна», «кудесник» и др.) А. С. Пушкин воссоздает дух далекого времени.

Совсем к иным изобразительным средствам поэт прибегает в «Евгении Онегине». Роман в стихах разрешает вольно сочетать широкие картины публичной и духовной судьбы России 20-х гг. XIX в. с могучей лирической стихией, со страстной авторской оценкой обрисовываемого. Столь четко выраженная субъективность была одним из характерных исторических показателей той эры, в то время, когда личное, личное заявляло о себе с невиданной силой. Исходя из этого для нас, отделенных от того времени громадной расстоянием, «Евгений Онегин», как и «Храбрец отечественного времени» М. Ю. Лермонтова, сохраняет значение правдивейшего исторического свидетельства: в нем правильно схвачены характерные показатели времени. В этом смысле историзмом владеют великие произведения различных эр — будь то «Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», былины, «Король» и «Гамлет Лир» У. Шекспира, «Дон Кихот» М. Сервантеса и др.

Помимо этого, историзм — понятие, сложившееся в литературе XIX в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, в то время, когда автор желает осознать и продемонстрировать своеобразие более либо менее отдаленной эры, поступков людей и особенности характеров. В противном случае говоря, автор пытается подойти к прошлому исторически. Данный новый подход проявляется в создании так называемых исторических жанров: романов, драм, поэм на исторические сюжеты. Исторический жанр появился в литературе финиша XVIII — начала XIX в. и связан первым делом с эстетикой романтизма. Наиболее значимым показателем историзма в романтизме считалось воссоздание местного колорита, своеобразие национальных характеров, смелого вида персонажей. Высшее художественное воплощение правила романтического историзма нашли в творчестве В. Скотта (1771—1832), известного «шотландского чародея», поражавшего современников умением схватывать характерные показатели прошлых эр и воплощать живые картины.

К В. Скотту с величайшим уважением относился А. С. Пушкин, основоположник исторического жанра в русской литературе. А. С. Пушкин дал новую, реалистическую трактовку неприятности историзма: это не просто красочный местный колорит и широкая панорамность изображения («срез» эры в различных социальных сферах), но и внимание к социальной борьбе, познание народа как ответственной исторической силы. В этом отношении особенно ответственна «Капитанская дочка», где характеры храбрецов мотивируются логикой их классовых заинтересованностей, где с глубочайшей симпатией нарисован вождь восставшего народа Емельян Пугачев.

Традиции пушкинской исторической прозы были развиты и обогащены в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Л. Н. Толстой вольно соединяет судьбы вымышленных храбрецов (Пьер Безухов, Андрей Болконский) с историческими лицами, каковые, со своей стороны, вписаны в панораму огромных по масштабу исторических событий. Наряду с этим проблемы современной Л. Н. Толстому духовной судьбы (искания Пьера, князя Андрея) конечно сочетаются с разнообразными картинами русской действительности первой четверти XIX в. — появляется, одним словом, органический синтез настоящего и прошлого, современности и истории, свидетельствующий о глубине исторического художественного мышления писателей.

Историзм связан с тем, как правильно живописец осознаёт суть изображаемых им исторических событий, в какой степени он вооружен знанием законов публичного развития. Историзм литературы социалистического реализма базируется на марксистско-ленинском материалистическом понимании истории, утверждающем идею революционного развития мира.

К шедеврам советской исторической прозы относятся романы «Петр Первый» А. Н. Толстого, «Разин Степан» А. П. Чапыгина.

Литература 8 класс (Урок№1 — Русская литература и история. Историзм творчества классиков рус.литер.)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: