Как и другие виды искусств, театр создавался трудовым народом на заре собственной жизни, в эру древнекаменного века, в то время, когда человек еще не считал его мастерством. Приняли участие в песни и труде, ритмически организовывавшие коллективный труд, помогавшие человеку, к примеру, в то время, когда он молотил, мял глину и т. и.
Зародышами театрального мастерства были ряжение и маскирование первобытного охотника в подражание и шкуры голосу и повадкам животных либо птиц, к каким он подкрадывался; он становился похожим на них так, что те подпускали его на близкое расстояние. Так охотник выяснялся как бы «актером», игравшим роль животного либо птицы.
В будущем человек рядился животным либо птицей и не на протяжении охоты и в таком виде проделывал все то, что надеется на охоте, наподобие того, как это не редкость в играх.
Сюжет таких игр осложнялся; на древнерусском языке они назывались «игрищами», а изображение животного либо птицы именовалось «лицедейством».
Игрища, само собой разумеется, не были охотой, но одновременно с этим не теряли с ней связи, становились ее необычной репетицией, подготовкой к ней охотников.
Еще позднее они стали исполняться по большому счету независимо от охоты, к примеру на народных празднествах. Тут игрища уже утрачивали сообщение с большим трудом, делались развлечением, и, наконец, стали восприниматься как художественные произведения. Так зародилось театральное мастерство. Но это был лишь начальный, «игрищный» этап его развития. А за ним следовал «зрелый» этап, рассчитанный на стороннего зрителя.
Первоначально игрища были хаотичными, но понемногу получали круговую форму, а перемещения становились ритмически четкими. Игрища водились влево и вправо под хоровые песни, по какой причине и стали называться «хороводами». Хороводы бывали простые — фигурные и сложные — драматические, т. е. воспроизводящие в действии содержание песни. Содержание заимствовалось из самых разнообразных областей трудовой судьбе — охоты, земледелия, домашних взаимоотношений и пр. Круговой хоровод разбивался на два полухория, перекликающихся между собой: участники хоровода становились в две шеренги да и то наступали друг на друга, то расходились.
По мере развития хор выделял из собственной среды самые умелых певцов и лицедеев; они и разыгрывали между собой главное содержание песни, а хор им лишь подпевал. С развитием содержания песен число лицедеев понемногу росло и привело в итоге к тому, что роль хора уменьшалась либо он совсем умолкал. Так закладывалось основание драмы в современном нам понимании этого слова. В то время, когда драматическое воздействие начало привлекать зрителей, оно начало развиваться с учетом их заинтересованностей и в нем усиливались зрелищные черты.
Выделяющиеся из хора отдельные исполнители понемногу делали лицедейство собственной профессией, собственной профессией. В средние века (XI —XVII) в Киевской Руси они стали называться скоморохов и главенствовали участниками игрищ; они придумывали передававшиеся много поколений игрищные, драматические произведения, каковые складывались из лицедейства, песен, плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах.
Скоморохи были мастерами, умельцами игрищного дела и входили в сословие ремесленников.
Мастерство скоморохов весьма разнообразное. Они были певцами, сказителями, сказочниками, плясунами, лицедеями, музыкантами. Весьма разнообразно и содержание их творчества, отличавшееся необыкновенной жизнерадостностью. самый интересным и серьёзным в их мастерстве был «глум», т. е. насмешка, сатира, направленная как против отрицательных сторон народного быта, так и против феодальных верхов. Но виделись тогда и придворные, княжеские и боярские скоморохи, в задачу которых входило воспевание собственных господ. Мастерство скоморохов было подлинно народным. Все это стало причиной тому, что по мере усиления церковного влияния в Киевской Руси духовенство стало всячески преследовать скоморохов, заявило их служителями сатаны, а их мастерство «бесовским», «сатанинским». Но народ обожал собственных скоморохов, и их мастерство пускало все более и более глубокие корни в веса, становилось массовым.
Сведения о скоморохах до XVI в. разрознены и свидетельствуют только о преследовании их церковью. Но с XVI в. история скоморохов проясняется: они причисляются к ремесленникам, селятся особенными сёлами и в городах слободками либо, образуя «ватаги» (артели, группы), бродят в отыскивании дохода по русской почва. Формирование ватаг содействовало повышению числа участников в игрищах, формированию сюжетов, в следствии чего складывались народные драмы. Вместе с тем отчетливее обнаруживалась их специализация (вожаки медведей или других ученых зверей, кукольники, музыканты, лицедеи — «потешные» либо «радостные» парни ит. п.).
В 1648 г. по царскому указу представления скоморохов были запрещены. Разъясняется это, во-первых, политическими обстоятельствами. В середине XVII в. народ все чаще поднимает восстания против бояр, самого царя и церкви, а скоморохи, сатирики и народные затейники, само собой разумеется, были в большинстве на стороне народа и своим мастерством неоднократно напоминали зрителям, как церковники и богачи угнетают и обманывают народ. Во-вторых, культура России развивалась, потребности зрителей росли; немудреные шутки скоморохов смешили так же, как и прежде, но русскому зрителю этого было уже мало. Ему был нужен настоящий театр.
Но мастерство скоморохов не погибло, а только приняло в новых условиях новые формы. Оно живет в народе и в советское время.